НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Поволжского округа от 07.07.2009 № А55-16650/2008

А55-16650/2008

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Казань

Дело № А55-16650/2008

14 июля 2009 года

Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 14 июля 2009 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Королевой Н.Н.,

судей Минеевой А.А., Нагимуллина И.Р.,

при участии представителей:

истца – Пассек А.О., доверенность от 15.09.2008,

третьего лица – Пассек А.О., доверенность от 11.02.2009 № 547/1,

в отсутствие:

ответчиков – извещены, не явились,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации

на решение Арбитражного суда Самарской области от 10.02.2009 (судья Хмелев С.П.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2009 (председательствующий судья Серова Е.А., судьи: Каплин С.Ю., Лукьянова Т.А.)

по делу № А55-16650/2008

по исковому заявлению муниципального учреждения социально-бытового обслуживания «Лазурное» городского округа Тольятти, г. Тольятти, Самарская область, к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, г. Москва, Самарской области в лице Министерства управления финансами Самарской области, г. Самара, с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица - мэрии городского округа Тольятти, г. Тольятти, Самарская область, о взыскании 358 559 руб. 65 коп.,

УСТАНОВИЛ:

муниципальное учреждение социально-бытового обслуживания «Лазурное» городского округа Тольятти (далее – МУ СБО «Лазурное» городского округа Тольятти, истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском (с учетом уточнения) о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее – ответчик, заявитель жалобы) суммы расходов в размере 317 417 руб. 85 коп., понесенных МУ СБО «Лазурное» городского округа Тольятти в связи с предоставлением гражданам в период с 01.01.2008 по 31.07.2008 мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», пунктом 8 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; взыскании с Самарской области в лице Министерства управления финансами Самарской области (далее – второй ответчик) суммы расходов в размере 41 141 руб. 80 коп., понесенных МУ СБО «Лазурное» городского округа Тольятти в связи с предоставлением гражданам в период с 01.01.2008 по 31.07.2008 мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с законом Самарской области от 16.07.2004 № 122-ГД «О государственной поддержке граждан, имеющих детей», законом Самарской области от 28.12.2004 № 169-ГД «О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны - тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий».

Решением Арбитражного суда Самарской области от 10.02.2009, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2009, исковые требования удовлетворены в заявленном объеме.

Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, не согласившись с выводами судов первой и апелляционной инстанций обратилась в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 10.02.2009 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2009, дело направить на новое рассмотрение, мотивируя нарушением судами норм материального и процессуального права.

В судебном заседании представитель МУ СБО «Лазурное» городского округа Тольятти, мэрии городского округа Тольятти (далее – третье лицо) высказал возражения по доводам, изложенным в кассационной жалобе, согласно письменным отзывам, просил обжалуемые ответчиком судебные акты оставить без изменения.

В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) судебное разбирательство проведено судебной коллегией в отсутствие представителей ответчиков, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя истца, третьего лица, пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов, исходя из следующего.

Как следует из материалов дела и установлено судами, МУ СБО «Лазурное» городского округа Тольятти с 4 квартала 2007 года на основании муниципального контракта от 08.10.2007 № Д-1226/2459 на выполнение работ (оказание услуг) для нужд городского округа Тольятти по содержанию и текущему ремонту муниципальных общежитий, расположенных по ул. Никонова, дома № 8, № 14, заключенного по результатам открытого конкурса, стал предоставлять коммунальные услуги нанимателям жилых помещений в общежитиях и самостоятельно взимать платежи за содержание и текущий ремонт в размерах, установленных действующим законодательством Российской Федерации и нормативными актами органов местного самоуправления городского округа Тольятти, а в жилом доме для ветеранов Великой Отечественной войны вышеуказанные услуги представлялись с момента его закрепления за истцом на праве оперативного управления (с 16.09.2005) на основании распоряжения мэра г. Тольятти № 2608-1/р.

В указанных общежитиях, в жилом доме для ветеранов Великой Отечественной войны проживают лица, которым в соответствии с действующим законодательством предоставлены меры социальной поддержки в виде льготы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Во исполнение обязательств по предоставлению коммунальных услуг истцом на 2008 год заключены муниципальные контракты с энергопоставляющими организациями на услуги энергоснабжения, водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения (от 01.01.2008 № 0426, от 20.03.2008 № 1955/Э, от 18.03.2008 № 1831).

Судами установлено, что данные контракты заключались на период с 01.01.2008 по 31.12.2008, оплата по ним истцом осуществлялась в размере 100% установленных тарифов и расценок, без учета льгот.

МУ СБО «Лазурное» городского округа Тольятти в свою очередь предоставило льготу по оплате жилого помещения и коммунальных услуг федеральным льготникам в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом от 26.11.1998 № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», Федеральным законом от 10.01.2002 № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Также истец предоставил льготу по оплате жилого помещения и коммунальных услуг региональным льготникам в соответствии с Законом Самарской области от 16.07.2004 № 122-ГД «О государственной поддержке граждан, имеющих детей», Законом Самарской области от 28.12.2004 № 169-ГД «О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны - тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий».

Как правильно указано судами, Российская Федерация и субъект Российской Федерации, установив вышеперечисленными законами, льготы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, приняли на себя и обязанность по возмещению предприятиям понесенных расходов по предоставлению этих льгот за счет средств как федерального бюджета, так и бюджета субъекта Российской Федерации.

Неисполнение государством и субъектом Российской Федерации своих обязательств по компенсации затрат, произведенных предприятием в связи с реализацией законно установленных и обеспеченных бюджетным финансированием льгот, влечет возникновение у такого предприятия убытков и, как следствие, неосновательное сбережение средств, подлежащих в соответствии с законодательством перечислению предприятиям в качестве возмещения затрат, произведенных в связи с предоставлением льгот.

Принимая во внимание изложенное, поскольку истец понес расходы (убытки), связанные с предоставлением указанных льгот, суды первой и апелляционной инстанций правомерно, руководствуясь положениями статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений постановлений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», от 01.07.1996 № 8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» посчитали, что убытки, возникшие у истца в связи с предоставлением льгот подлежат возмещению как за счет казны субъекта Российской Федерации в лице Министерства финансов субъекта, так и за счет Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.

Доводы, указанные в кассационной жалобе, повторяют доводы апелляционной жалобы, которым судом апелляционной инстанции дана правовая оценка, кроме того, не доказывают нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права либо несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 10.02.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2009 по делу № А55-16650/2008 оставить без изменений, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья Н.Н. Королева

Судьи А.А. Минеева

И.Р. Нагимуллин