ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (8432) 43-99-41
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
г. Казань Дело №А12-2665/08-С24
06 мая 2008 года
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
в составе:
председательствующего: Козлова В. М.,
судей: Гатауллиной Л. Р., Махмутовой Г. Н.,
при участии:
от заявителя – индивидуального предпринимателя ФИО1 – не явился, извещен
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Волгоградской области – не явился, извещена
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Волгоградской области, р. п. Городище Волгоградской области
на решение от 14.03.2008 (судья: Ильинова О. П.) Арбитражного суда Волгоградской области по делу №А12-2665/08-С24
по заявлению предпринимателя ФИО1, г. Дубовка Волгоградской области о признании незаконным и об отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Волгоградской области от 01.02.2008 №3931-ВС
Установил:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – предприниматель) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Волгоградской области (далее – инспекция) от 01.02.2008 №3931-ВС о привлечении к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 14.03.2008 заявление удовлетворено и признано недействительным оспариваемое постановление инспекции.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения не проверялись.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить данный судебный акт, мотивируя неправильным применением судом норм материального и процессуального права.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Статья 15.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной инспекцией проверки полноты учета предпринимателем выручки, полученной с применением контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов были составлен акт от 20.12.2007, протокол об административном правонарушении от 14.01.2008 и вынесено постановление от 01.02.2008 №3931-ВС о привлечении предпринимателя к административной ответственности по статье 15.1 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 4000 рублей.
Инспекцией установлено, что не оприходованы денежные средства, полученные с применением контрольно-кассовой техники в сумме 41223 рублей 30 копеек, поступившие 04.12.2007, а также указано, что в соответствии со статьей 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и представления статистической отчетности. При этом в соответствии с пунктом 24 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Центрального Банка России от 22.09.2003 №40 (далее – Порядок ведения кассовых операций) записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денежных средств по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подводит итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета копию записей в кассовой книге за день с приходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.
Статьей 2 Положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.1998 №34-Н определен порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, независимо от их организационно-правовой формы (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений), а также взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской информации.
Статьей 4 Федерального закона «О бухгалтерском учёте» установлено, что применяется к организациям, находящимся на территории Российской Федерации, а также филиалам и представительствам иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Порядком ведения кассовых операций для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Кассовые операции оформляются типовыми межведомственными формами первичной документации для предприятий и организаций, которые утверждаются Госкомстатом Российской Федерации. Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 18.08.1998 №88 утверждены унифицированные формы первичной документации по учету кассовых операций, к которым относятся приходный кассовый ордер, расходный кассовый ордер, журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов, кассовая книга, книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств.
Судом первой инстанции установлено, что предприниматель ФИО1, осуществляющий предпринимательскую деятельность с применением контрольно-кассовой техники, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица и применяет упрощенную систему налогообложения.
В соответствии с пунктами 1 и 3 Порядка ведения кассовых операций (в том числе ведения кассовой книги), вести кассовую книгу по установленной форме обязаны предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности, к числу которых не отнесены индивидуальные предприниматели без образования юридического лица.
В соответствии с письмом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 15.09.2004 №33-0-11-581 Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации (в том числе ведения кассовой книги), утвержденный решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22.09.1993 N40, предусмотрен только для предприятий, объединений, организаций и учреждений независимо от их организационно-правовых форм и сферы деятельности. Данный порядок регулируется исключительно Банком России.
Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что для индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, законодательно установлено ведение налогового учета показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании книги учета доходов и расходов (для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения); ведение кассовой книги для них не предусмотрено.
Согласно «Порядка заполнения книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения» (в редакции Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 27.11.2006 N152н, с изменениями внесенными решением Верховного Суда Российской Федерации от 26.05.2006 NГКПИ06-499), налогоплательщики должны обеспечивать полноту, непрерывность и достоверность учета показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога. Обязанность ежедневно в конце дня вносить сведения в данную книгу вышеназванным Порядком не установлена.
В связи с этим судом сделан вывод, что в данном случае имелось нарушение кассовой дисциплины в виде накопления в кассе денежных средств сверх установленного лимита, однако данное правонарушение предпринимателю в вину не вменяется.
Кроме того, инспекцией документально не подтверждено, на основании каких обстоятельств она пришла к выводу о том, что денежные средства не были оприходованы в кассу. Поскольку согласно акту проверки сумма неоприходованной выручки составляет 2.846.339 рублей 11 копеек, при этом в том же акте проверки инспекцией нарушений правил ведения бухгалтерского учёта предпринимателем не установлено.
Довод инспекции о том, что не была извещена судом о времени и месте рассмотрения дела, представившей также копию решения суда первой инстанции от 14.03.2008 по настоящему делу, полученного 20.03.2008, не соответствует материалам дела и является несостоятельным (л. <...>).
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 14.03.2008 Арбитражного суда Волгоградской области по делу №А12-2665/08-С24 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: Козлов В. М.
Судьи: Гатауллина Л. Р.
Махмутова Г. Н.