НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Поволжского округа от 05.10.2023 № А06-461/2022

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-6394/2023

г. Казань Дело № А06-461/2022

12 октября 2023 года

Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2023 года.

Полный текст постановления изготовлен 12 октября 2023 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Сибгатуллина Э.Т.,

судей Закировой И.Ш., Хабибуллина Л.Ф.,

при участии представителя:

Управления Федеральной налоговой службы по Астраханской области – ФИО1, доверенность от 09.01.2023 №03-28/00026,

в отсутствие общества с ограниченной ответственностью «Сельскохозяйственное предприятие «Понизовье МДЦ», извещенного надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Сельскохозяйственное предприятие «Понизовье МДЦ»

на решение Арбитражного суда Астраханской области от 14.02.2023 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2023

по делу № А06-461/2022

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Сельскохозяйственное предприятие «Понизовье МДЦ» к Управлению Федеральной налоговой службы по Астраханской области о признании незаконным решения и об обязании устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Сельскохозяйственное предприятие «Понизовье МДЦ» (далее – Общество, налогоплательщик, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Астраханской области (далее – Инспекция, налоговый орган) от 01.10.2021 № 3089 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Определением Арбитражного суда Астраханской области от 14.04.2022 произведена замена Инспекции на ее правопреемника – Управление Федеральной налоговой службы по Астраханской области (далее – Управление).

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 14.02.2023, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2023, решение Инспекции от 01.10.2021 № 3089 признано недействительным в части доначисления страховых взносов за 2020 год в сумме 669 946,41 руб., соответствующих сумм штрафа и пени; в удовлетворении остальной части заявления отказано.

Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами в части отказа в удовлетворении заявленных требований, Общество обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их в указанной части отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права. По мнению подателя жалобы, применение пониженных тарифов страховых взносов является обязанностью, а не правом плательщика страховых взносов, ввиду чего выводы судов о заявительном характере применения льготного тарифа являются необоснованными. Доводы Общества подробно изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебных заседаниях.

Управление в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебных заседаниях доводы жалобы отклонили и просили оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.

Рассмотрение кассационной жалобы Общества первоначально было назначено на 14 часов 30 минут 24.08.2023. В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в судебном заседании 24.08.2023 был объявлен перерыв до 13 часов 45 минут 31.08.2023.

Определением Арбитражного суда Поволжского округа от 31.08.2023 рассмотрение настоящего дела на основании статьи 158 АПК РФ было отложено на 13 часов 45 минут 28.09.2023. В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании 28.09.2023 был объявлен перерыв до 16 часов 15 минут 05.10.2023.

В соответствии со статьей 153.1 АПК РФ судебные заседания 24.08.2023 (до перерыва) и 31.08.2023 (после перерыва) проведены с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Астраханской области.

Законность обжалуемых судебных актов проверена Арбитражным
судом Поволжского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и
286 АПК РФ.

Как видно из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленного Обществом 29.01.2021 расчета по страховым взносам за 2020 год, по итогам которой составлены акт налоговой проверки от 17.05.2021 № 3539 и дополнение к акту налоговой проверки от 20.08.2021 № 4.

Инспекцией в ходе проверки установлено, что Обществом при исчислении базы для выплаты страховых взносов исключены суммы, выплаченные своим работникам (рыбакам) в качестве компенсации за использование личного имущества (лодок, моторов, снастей, рыболовецких костюмов). Кроме того, при исчислении базы для выплаты страховых взносов исключены суммы выплаченного рыбакам тоневых участков полевого довольствия. Вместе с тем, по мнению налогового органа, данные выплаты фактически являются скрытой формой оплаты труда, поскольку доказательства фактического наличия заявленного имущества в собственности рыбаков и его использования не представлены, размер выплаченной компенсации значительно превышает стоимость самого имущества.

По результатам рассмотрения данного акта, дополнения к нему и иных материалов налоговой проверки Инспекцией вынесено решение от 01.10.2021 № 3089, которым Общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) за неуплату страховых взносов в виде штрафа в сумме 303 622 руб., а также ему доначислены страховые взносы в сумме 1 518 110,41 руб. и начислены пени в сумме 371 332,80 руб.

Решением Управления от 10.01.2022 № 1-Н указанное решение Инспекции оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Общества – без удовлетворения.

Не согласившись с решением Инспекции от 01.10.2021 № 3089, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков-организаций, если иное не предусмотрено настоящей статьей, признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса) в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.

В силу пункта 1 статьи 421 НК РФ база для исчисления страховых взносов для плательщиков-организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 настоящего Кодекса, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в статье 422 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 422 НК РФ не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).

Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

На основании статьи 164 ТК РФ компенсациями являются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 188 ТК РФ при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием. Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме.

Согласно статье 168.1 ТК РФ работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, а также работникам, работающим в полевых условиях или участвующим в работах экспедиционного характера, работодатель возмещает связанные со служебными поездками: расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие); иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя. Размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников, указанных в части первой настоящей статьи, а также перечень работ, профессий, должностей этих работников устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Размеры и порядок возмещения указанных расходов могут также устанавливаться трудовым договором.

Согласно представленному Обществом 29.01.2021 в электронной форме расчету по страховым взносам за 2020 год общая сумма страховых взносов, подлежащая перечислению в соответствующие внебюджетные фонды, составила 3 457 306,74 руб., в том числе:

2 529 427,98 руб. – страховые взносы на обязательное пенсионное страхование,

586 367,36 руб. – страховые взносы на обязательное медицинское страхование,

333 424,60 руб. – страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

8086,80 руб. – страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу.

Из представленных заявителем первичных бухгалтерских документов, в том числе расчетных ведомостей и свода начислений и удержаний за 2020 год, в ходе налоговой проверки Инспекцией установлено, что Обществом своим работникам помимо оплаты труда за выполнение трудовых обязанностей выплачена компенсация на общую сумму 5 060 367,50 руб. за использование личного имущества, в том числе рыболовных снастей (секрета яч. 30 мм х 40 мм, ставные сети с размером ячеи 55 мм х 90 мм), подвесных руль-моторов, лодок и рыбацких костюмов,

Налоговым органом проведен анализ трудовых договоров, заключенных между Обществом и наемными работниками (рыбаками), в результате которого установлено, что по условиям договоров работодатель поручает, а работник принимает на себя выполнение трудовых обязанностей в должности рыбак с подчинением трудовому распорядку организации, а работодатель обязуется обеспечивать работнику необходимые условия работы, своевременную выплату заработной платы, необходимые социально-бытовые условия в соответствии с действующим законодательством, локальными нормативными актами, коллективным договором и настоящим трудовым договором (пункт 1.1 договора).

В соответствии с пунктом 3.1 договора оплата труда за выполнение трудовых обязанностей работника осуществляется в виде заработной платы и компенсации за использование личного имущества.

Согласно пункту 3.1.1 договора размер заработной платы определяется в зависимости от количества и породы сданной рыбы-сырца путем умножения расчетной стоимости рыбы по породам, утвержденной работодателем, на количество сданной рыбы по породам и на процент (долю заработной платы в общей сумме оплаты труда).

На основании пункта 3.1.2 договора размер компенсации за использование личного имущества определяется в зависимости от количества и породы сданной рыбы-сырца, путем умножения расчетной стоимости рыбы по породам, утвержденной работодателем, на количество сданной рыбы по породам и на процент (долю компенсационных выплат в общей сумме оплаты труда).

Размер компенсации за использование личного имущества составляет 50% общей суммы оплаты труда (пункт 3.2 договора).

В ходе дополнительных мероприятий налогового контроля Инспекцией установлено, что размер выплаченной компенсации на одного работника не зависит от количества используемого им при выполнении трудовых обязанностей имущества и значительно превышает заложенную в расчет компенсации цену за единицу имущества. Трудовыми договорами установлено, что размер компенсации за использование личного имущества определяется в зависимости от количества и породы сданной рыбы-сырца. Размер компенсации за использование личного имущества составляет 50% общей суммы оплаты труда.

Документы, подтверждающие право собственности работников на используемое имущество, в ходе проверки не представлены.

Учитывая изложенное, Инспекцией сделан вывод о том, что выплаты, произведенные рыбакам в качестве компенсации за использование личного имущества, фактически являются дополнительной формой оплаты труда.

По мнению налогового органа, Обществом в нарушение положений статей 420, 421, 422 НК РФ занижена база по страховым взносам за 2020 год на 5 060 367,50 руб., поскольку в базу не включена сумма выплаченной компенсации за использование личного имущества, что привело к неуплате страховых взносов в сумме 1 518 110,30 руб.

Налоговый орган исходил из того, что сумма компенсации, выплачиваемая сотруднику организации за использование личного имущества, не подлежит обложению страховыми взносами, если использование данного имущества связано с исполнением трудовых обязанностей (разъездной характер исполнения трудовых обязанностей, служебные цели) в размере, определяемом соглашением между организацией и таким сотрудником. При этом размер возмещения указанных расходов должен соответствовать экономически обоснованным затратам, связанным с фактическим использованием работником личного имущества для целей трудовой деятельности. То есть, организация должна располагать документами, подтверждающими право собственности работника на используемое имущество, а также документами, подтверждающими расходы, понесенные им при использовании имущества в служебных целях.

Также налоговый орган указал, что ежемесячные выплаты работнику в размере, превышающем всю стоимость имущества, не являются компенсацией по смыслу части 2 статьи 164 ТК РФ, поскольку после превышения стоимости имущества не возмещают работнику понесенные им затраты.

Суд первой инстанции не согласился с данной позицией налогового органа и признал правомерным исключение из базы по страховым взносам суммы выплаченной компенсации за использование личного имущества, поскольку посчитал, что налоговым органом не опровергнуты документально факты наличия в собственности либо владении (распоряжении) на ином вещном праве у рыбаков Общества заявленного имущества, а выплаты компенсации за использование личного имущества включению в базу для начисления страховых взносов не подлежат.

Вместе с тем суд первой инстанции сделал вывод о том, что примененный Обществом порядок расчета компенсации противоречит действующему законодательству, в связи с чем произвел перерасчет суммы компенсации за использование личного имущества рыбаков исходя из стоимости имущества, срока службы, срока эксплуатации, а также количества личного имущества и количества отработанного периода, и исключил исчисленную сумму компенсации из базы по страховым взносам.

Суд апелляционной инстанции правомерно согласился с позицией налогового органа и признал данный вывод суда первой инстанции является ошибочным.

В соответствии со статьей 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В статье 135 ТК РФ предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно статье 57 ТК РФ в трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, в частности об улучшении социально-бытовых условий работника и членов его семьи.

В соответствии с положениями статьи 191 ТК РФ работодатель вправе поощрять работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.

От мер стимулирующего характера гарантии и компенсации отличаются тем, что они не обусловлены непосредственно характером и качеством выполняемой работником работы и не направлены на поощрение работника за результаты работы.

В обоснование заявленных требований Общество ссылалось на то, что порядок расчета компенсации за использование личного имущества установлен трудовым договором и Положением об оплате труда работников Общества, компенсационных выплат, утвержденным приказом от 02.02.2018 № 13/2 (далее – Положение № 13/2).

Положение об оплате труда работников – локальный нормативный акт Общества, который включает в себя описание существующего порядка расчета и оплаты труда (заработной платы), а также компенсационных выплат в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей (пункт 1.1 Положения № 13/2).

Пунктом 2 Положения № 13/2 предусмотрено, что заработная плата (оплата труда) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии с пунктом 3.1 Положения № 13/2 в Обществе применяются повременная и сдельная системы оплаты труда.

Для работников-рыбаков применяется сдельная система оплаты труда (пункт 3.3 Положения № 13/2).

Заработная плата работнику-рыбаку рассчитывается исходя из объема выловленной рыбы-сырца и утвержденной сдельной расценки (пункт 3.3.1 Положения № 13/2).

Согласно пункту 3.4 Положения № 13/2 компенсации работникам-рыбакам установлены в Обществе в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей.

Рыбакам, заключившим с Обществом трудовые договоры, выплачивается компенсация за использование, а также за износ (амортизацию) личного имущества, используемого рыбаками при вылове рыбы (пункт 3.4.1 Положения № 13/2).

На основании пункта 3.4.2 Положения № 13/2 рыбакам, заключившим с Обществом трудовые договоры, работающим и проживающим в период путины на тоневых промысловых участках (вне места постоянного жительства – вахтовый метод работы) в целях компенсации повышенных расходов, связанных с работой и проживанием на тоневых участках (продукты питания, питьевая вода, посуда, хоз. инвентарь, постельные принадлежности, медикаменты, моечные средства и др. условия быта и отдыха) вместо суточных выплачивается надбавка-компенсация (полевое довольствие).

Выплата надбавки-компенсации (полевого довольствия) рыбакам тоневых участков производится в связи с необустроенностью труда и быта рыбаков на тоне за весь период работы и проживания на тоневом участке. Основанием для начисления компенсации являются оформленный приказом директора список рыбаков тони и табели учета рабочего времени. Размер надбавки-компенсации определяется в размере 50% от расчетной стоимости выловленной продукции (пункты 3.4.3, 3.4.4 Положения № 13/2).

Общество считает, что выплаты работникам-рыбакам не являются вознаграждением за труд и направлены на компенсацию работникам затрат, связанных с использованием личного имущества, а также обустройством труда и быта в полевых условиях.

Как разъяснено в пункте 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.07.2000 № 55 «Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации», законодательством не установлено, что объектом для исчисления страховых взносов являются любые доходы. Основанием для исчисления страховых взносов являются выплаты, начисленные работнику за определенный трудовой результат (исполнение служебных обязанностей, выполнение работы, оказание услуги).

Факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работником не свидетельствует сам по себе о том, что все денежные средства получаемые работником от работодателя представляют собой оплату его труда, в частности факт компенсации расходов на приобретения товарно-материальных ценностей, выплаты суточных, оплаты проживания в гостинице в период командировки, упаковка багажа, оплата стоимости медицинских услуг не является вознаграждением за выполненную работу.

Аналогичные выводы содержатся в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.05.2013 № 17744/2012, от 03.12.2013 № 10905/13, от 10.12.2013 № 11031/13, в определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.09.2017 № 303-КГ17-6952.

В случае, если размер основанной на коллективном договоре либо ином локальном нормативном акте работодателя выплаты в пользу работника зависит от заработной платы (установлен в процентах от оклада, тарифной ставки) и (или) соблюдения трудовой дисциплины (учитывается стаж работы, должность, производственные результаты, отсутствие дисциплинарных взысканий), то данные выплаты, признаются элементами оплаты труда и носят стимулирующий характер, следовательно, относятся к объекту обложения страховыми взносами во внебюджетные фонды и подлежат включению в базу для их начисления в полном объеме (определения Верховного Суда Российской Федерации от 27.08.2014 № 309-ЭС14-377, от 10.09.2014 № 309-ЭС14-520).

Как установлено судами предыдущих инстанций, заявителем в 2020 году выплачена работникам-рыбакам компенсация за использование личного имущества.

В соответствии с пунктом 3.4.1 Положения № 13/2 порядок выплаты и размер компенсации устанавливается по согласованию с работником в трудовом договоре на основании приказа директора в процентном соотношении к расчетной стоимости выловленной продукции.

В материалы дела представлены копии трудовых договоров, заключенных Обществом с работниками-рыбаками, которые являются однотипными, условия договоров – аналогичными.

Трудовыми договорами предусмотрено, что размер компенсации за использование личного имущества определяется в зависимости от количества и породы сданной рыбы-сырца, путем умножения расчетной стоимости рыбы по породам, утвержденной работодателем, на количество сданной рыбы по породам и на процент (долю компенсационных выплат в общей сумме оплаты труда) (пункт 3.1.2 договоров).

В соответствии с пунктом 3.2 договоров размер компенсации за использование личного имущества составляет 50% общей суммы оплаты труда.

Также Общество указало, что в 2020 году Обществом рыбакам-тоневикам выплачено полевое довольствие в связи с необустроенностью труда и быта.

В соответствии с пунктом 3.4.4 Положения № 13/2 размер надбавки-компенсации (полевого довольствия) определяется в размере 50% от расчетной стоимости выловленной продукции.

Таким образом, Обществом начисление и выплата спорных сумм осуществлялись в соответствии с трудовыми договорами и Положением № 13/2.

Однако, как посчитал апелляционный суд, и Положением № 13/2, и трудовыми договорами компенсация за использование личного имущества и полевое довольствие отнесены к оплате труда. При этом размер данных выплат установлен в зависимости от расчетной стоимости выловленной рыбы (то есть от результата труда) и напрямую зависит от заработной платы. Таким образом, налоговым органом представлены доказательства того, что названные выплаты являлись оплатой труда работников, а именно зависели от трудового вклада работников, количества и породы сданной рыбы.

При таких обстоятельствах апелляционная инстанция обоснованно сделала вывод о том, что спорные выплаты не являются компенсационными выплатами, поскольку осуществлялись Обществом в зависимости от производственного результата – количества выловленной рыбы, а являются скрытой формой оплаты труда, в связи с чем подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.

Вместе с тем суд апелляционной инстанции не отменил решение суда первой инстанции в части удовлетворения требований Общества, так как решение суда первой инстанции в данной части не обжаловалось.

Общество в обоснование заявленных требований также указывало на то, что налоговым органом при расчете страховых взносов применен неверный тариф страховых взносов, поскольку подпунктом 17 пункта 1, пунктом 2.1 статьи 427 НК РФ, статьей 6, частью 2 статьи 7 Федерального закона от 01.04.2020 № 102-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 102-ФЗ) для Общества как для субъекта малого предпринимательства, установлены пониженные тарифы страховых взносов (налоговым органом страховые взносы доначислены по общеустановленному тарифу (в совокупном размере 30%), тогда как, начиная с апреля 2020 года, предусмотрено применение пониженных тарифов страховых взносов (в совокупном размере 15%)).

Отклоняя данные доводы заявителя, апелляционный суд указал, что для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте 17 пункта 1 статьи 427 НК РФ, пониженные тарифы страховых взносов применяются с 01.01.2021, а обжалуемое решение налогового органа вынесено по результатам камеральной налоговой проверки расчета по страховым взносам за 2020 год, в связи с чем оснований для применения пониженного тарифа при исчислении страховых взносов за 2020 год не имеется.

Между тем согласно статье 6 Закона № 102-ФЗ в период с 01.04.2020 до 31.12.2020 для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого или среднего предпринимательства (далее – МСП) в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало расчетного периода, применяются следующие пониженные тарифы страховых взносов:

1) на обязательное пенсионное страхование:

а) в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования – в размере 10,0 процента;

б) свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования – в размере 10,0 процента;

2) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – в размере 0,0 процента;

3) на обязательное медицинское страхование – в размере 5,0 процента.

Действие положений статьи 6 Закона № 102-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие с 01.04.2020.

Таким образом, указанные плательщики страховых взносов вправе применять пониженные тарифы страховых взносов с 01.04.2020.

Однако в данном случае неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права не привело к принятию неправильного судебного акта.

В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

Согласно статье 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Налогоплательщик вправе отказаться от использования налоговой льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ.

На основании пункта 1 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Как разъяснено в пункте 34 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018, по общему правилу, о реализации своего права на использование налоговой льготы налогоплательщик заявляет в налоговой декларации (пункт 1 статьи 80 НК РФ), представление которой выступает основанием для осуществления налоговым органом мероприятий налогового контроля в форме камеральной налоговой проверки (пункт 1 статьи 88 НК РФ). Таким образом, вопрос о предоставлении налоговой льготы решается по результатам налоговой проверки, в рамках которой должны быть исследованы все направленные налогоплательщиком (имеющиеся у налогового органа) документы, подтверждающие наличие предусмотренных законом условий для использования льготы, в том числе поступившие после представления декларации до окончания налоговой проверки.

Исходя из пункта 1 статьи 81 НК РФ и разъяснений, данных в пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Постановление № 57), право на налоговую льготу может быть заявлено в уточненной налоговой декларации и подтверждено по результатам ее проверки.

Таким образом, условием учета при налогообложении права на льготу является наличие формального волеизъявления налогоплательщика о применении льготы, в том числе в налоговой декларации.

Как пояснил представитель налогового органа, Общество самостоятельно применило ставку по страховым взносам в размере 30%, не воспользовавшись своим правом на применение льготной ставки в размере 15%.

Принимая во внимание положения статьи 56 НК РФ, а также учитывая, что применение налоговых льгот носит заявительный характер, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что у налогового органа отсутствует право самостоятельного перерасчета налоговых обязательств без заявления налогоплательщика о применении льготы.

Однако указанное обстоятельство не лишает заявителя данного права (пункт 5 Постановления № 57).

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, судом округа отклоняются, поскольку были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводы судов, не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов и направлены по существу на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

При таких обстоятельствах принятые по делу судебные акты отмене не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 14.02.2023 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2023 по делу № А06-461/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья Э.Т. Сибгатуллин

Судьи И.Ш. Закирова

Л.Ф. Хабибуллин