АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-1224/2024
г. Казань Дело № А55-11185/2023
12 марта 2024 года
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 марта 2024 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мосунова С.В.,
судей Ольховикова А.Н., Хлебникова А.Д.,
при участии представителей:
Межрайонной ИФНС России № 16 по Самарской области – Быков В.С., доверенность от 05.05.2023,
Управления ФНС России по Самарской области– Быков В.С., доверенность от 12.12.2023,
Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации – Сафина М.Н., доверенность от 23.08.2023,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле – извещены надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Самарской области от 06.09.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2023
по делу № А55-11185/
по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Самарская Лука» (ОГРН 1026303245616, ИНН 6345003910) к 1. Межрайонной ИФНС России № 16 по Самарской области, 2. Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области, 3. Управлению ФНС России по Самарской области, третьи лица: Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Территориальное управление Росимущества в Самарской области, ООО «Самарская Лука», о признании незаконными ненормативных актов,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный парк "Самарская Лука" (далее – ФГБУ «Нацпарк "Самарская Лука"», Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором просит:
1. Признать незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №16 по Самарской области (далее - МИФНС № 16 по Самарской области, инспекция) об исчислении налоговым органом суммы земельного налога № 1371311 от 20.04.2022.
2. Признать незаконным решение МИФНС № 16 по Самарской области об исчислении налоговым органом суммы земельного налога № 1737912 от 21.04.2022.
3. Признать незаконным Требование Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 23 по Самарской области (далее - МИФНС № 23 по Самарской области) № 37085 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 04.07.2022.
4. Признать незаконным Требование МИФНС № 23 по Самарской области № 37735 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 19.07.2022.
5. Признать незаконным Требование МИФНС № 23 по Самарской области № 43764 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 01.09.2022.
6. Признать незаконным Решение МИФНС № 23 по Самарской области № 5471 от 03.08.2022 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика.
7. Признать незаконным Решение МИФНС № 23 по Самарской области № 5705 от 17.08.2022 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика.
8. Признать незаконным Решение МИФНС № 23 по Самарской области № 638203004 от 09.11.2022 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика.
9. Признать незаконным Решение Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области (далее - УФНС по Самарской области) № 20-16/09642@ от 24.03.2023 об отказе в удовлетворении жалобы заявителя.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее – Минприроды РФ), Территориальное управление Росимущества в Самарской области, общество с ограниченной ответственностью "Самарская Лука" (далее – ООО "Самарская Лука").
Решением Арбитражного суда Самарской области от 06.09.2023, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2023, ФГБУ "Нацпарк "Самарская Лука" в удовлетворении заявления отказано.
Минприроды РФ подало кассационную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить и принять новый судебный акт, которым удовлетворить требования заявителя.
В отзыве УФНС по Самарской области просит решение Арбитражного суда Самарской области от 06.09.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Иные отзывы на кассационную жалобу в суд не представлены.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", однако явку своих представителей (кроме МИФНС № 16 по Самарской области, УФНС по Самарской области, Минприроды РФ) не обеспечили.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 АПК РФ, суд счел возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей Минприроды РФ, МИФНС № 16 по Самарской области, УФНС по Самарской области, проверив в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, а также соответствие выводов судов имеющимся в материалах дела доказательствам, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Государственный природный Национальный парк "Самарская Лука" образован Постановлением Совета Министров РСФСР от 28.04.1984 № 161. Постановлением Правительства РФ от 09.10.1995 № 990 государственный национальный природный парк "Самарская Лука" отнесен к особо охраняемой природной территории федерального значения и переименован в Национальный парк "Самарская Лука".
В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 28.04.1984 № 161 национальный парк образован на площади 134 тыс. га, из которых национальному парку в постоянное (бессрочное) пользование предоставлены земли площадью 69 тыс. га. Кроме того, в состав национального парка вошло 62 тыс. га земель колхозов, совхозов и 3 тыс. га земель других землепользователей, расположенных на территории Самарской Луки, без изъятия их из хозяйственной эксплуатации.
Границы Национального парка "Самарская Лука" утверждены решением исполнительного комитета Куйбышевского областного Совета народных депутатов № 333 от 10.08.1984 "О создании государственного природного национального парка "Самарская Лука", решением Исполнительного комитета Куйбышевского областного совета народных депутатов от 21.06.1989 "Об утверждении проекта районной планировки Государственного природного национального парка "Самарская Лука".
На основании договора № 4 от 01.04.2005 Учреждением Национальный парка «Самарская Лука» земельный участок с кадастровым номером 63:17:0213013:1 из категории земель особо охраняемых природных территорий площадью 2 га предоставлен в аренду ООО "Самарская лука" под базу отдыха на срок до 21.12.2054, без отказа от права постоянного (бессрочного) пользования.
МИФНС № 16 по Самарской области заявителю был исчислен земельный налог в отношении земельного участка с кадастровым номером 63:17:0213013:1 за период 2020 года в размере 400 224 руб., а также за 2021 год в размере 400 224 руб.
МИФНС № 23 по Самарской области (в соответствии с приказом Федеральной налоговой службы от 16.02.2021 № ЕД-7-4/145 "О структуре УФНС по Самарской области" на Межрайонной ИФНС № 23 по Самарской области возложены функции по управлению долгом) в отношении ФГБУ "Национальный парк "Самарская Лука" вынесено требование № 37085 об уплате земельного налога и пени по состоянию на 04.07.2022 в сумме 510 094 руб. 79 коп. за 2020 год, требование № 37735 об уплате земельного налога по состоянию на 19.07.2022, требование № 43764 по состоянию 01.09.2022, а также решения № 5471 от 03.08.2022, № 5705 от 17.08.2022 о взыскании налога, пени за счет денежных средств на счетах налогоплательщика, вынесен акт № 638203004 от 09.11.2022 по делу о производстве взыскания налогов, пени за счет имущества налогоплательщика в размере 500 817 руб. 89 коп.
Постановлением от 10.11.2022 Межрайонным отделом судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств и розыску ФССП России по Самарской области возбуждено исполнительное производство в отношении заявителя.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения Учреждения в УФНС по Самарской области с жалобой, в которой заявитель, указывая, что в соответствии с изменениями в законодательстве с 2008 года права арендодателя вышеуказанного участка перешли от Учреждения Национальный парк "Самарская лука" к Территориальному управлению государственным имуществом в Самарской области, и с 2008 года арендная плата за пользование земельным участком с кадастровым номером 63:17:0213013:1 ООО "Самарская Лука" перечисляет в адрес ТУ Росимущества по Самарской области, полагал, что ФГБУ "Национальный парк "Самарская Лука" не является выгодополучателем по договору о сдаче в аренду, а сам указанный участок не является объектом земельного налогообложения.
УФНС по Самарской области решением от 25.10.2022 № 20-16/09642 жалоба ФГБУ "Национальный парк" Самарская лука" от 06.03.2023 № 01-37/1583 на сообщения об исчисленной сумме земельного налога за 2020, 2021 годы МИФНС № 16 по Самарской области и на решения МИФНС № 23 по Самарской области № 5471 от 03.08.2022, № 5705 от 17.08.2022 о взыскании налога, пени за счет денежных средств на счетах налогоплательщика, на решения МИФНС № 23 по Самарской области № 638203004 от 09.11.2022 о взыскании налога, сбора, пени за счет имущества налогоплательщика, оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенными решениями налоговых органов, заявитель обратился в Арбитражный суд Самарской области с настоящим заявлением.
Согласно пункту 1 части 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками, если иное не предусмотрено ЗК РФ и Федеральным законом от 14.03.1995 № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях". Земли и земельные участки национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 6 статьи 95 ЗК РФ).
К отношениям по использованию и охране особо охраняемых природных территорий и объектов применяются законодательство об особо охраняемых природных территориях и объектах, специальные федеральные законы. К земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством (часть 2 статьи 3 ЗК РФ).
Условия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяются гражданским законодательством, настоящим Кодексом и другими федеральными законами (часть 1 статьи 39.8 ЗК РФ).
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее – Закон об ООПТ) национальные парки могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности, представляющей собой деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг в сфере туризма, физической культуры и спорта, организации отдыха и укрепления здоровья граждан. В рамках осуществления рекреационной деятельности в национальных парках допускаются с учетом их функционального зонирования, в том числе, возведение, эксплуатация некапитальных строений, сооружений, объектов сопутствующей инфраструктуры (часть 2 статьи 17 Закона об ООПТ).
В случаях, предусмотренных Федеральным законом от 14.03.1995 № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения допускается предоставление земельных участков, находящихся в федеральной собственности, гражданам и юридическим лицам в аренду в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях (часть 6.1 статьи 95 ЗК РФ).
Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и лесные участки, предоставленные федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление национальными парками, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами (часть 3 статьи 16 Закона об ООПТ).
Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог, арендная плата, а также иная плата, предусмотренная настоящим Кодексом (часть 1 статьи 65 ЗК РФ).
Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (часть 2 статьи 65 ЗК РФ).
В силу пункта 1 части 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) не признаются объектом налогообложения земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (часть 1 статьи 388 НК РФ).
Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного пользования, или переданных им по договору аренды (часть 2 статьи 388 НК РФ).
Частью 1 статьи 17.5 Закона об ООПТ предусмотрено, что земельный участок, находящийся в федеральной собственности и необходимый для реализации соглашения об осуществлении рекреационной деятельности, предоставляется инвестору в аренду в порядке, установленном земельным законодательством и настоящим Федеральным законом, без проведения торгов на срок, установленный соглашением об осуществлении рекреационной деятельности.
Отношения, возникающие при пользовании землями, водными, лесными и иными природными ресурсами особо охраняемых природных территорий, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 1 Закона об ООПТ). Имущественные отношения в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 1 Закона об ООПТ).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ (л.д. 43-45) собственником земельного участка с кадастровым номером 63:17:0213013:1 является Российская Федерация. Права на постоянное (бессрочное) использование участком зарегистрировано за правообладателем ФГБУ "Национальный парк "Самарская Лука". Государственный национальный парк "Самарская Лука" отнесен к особо охраняемой природной территории федерального значения.
Судами первой и апелляционной инстанций указано, что по общему правилу, согласно части 2 статьи 27 ЗК РФ, изъятые из оборота земельные участки не могут быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
В то же время законодательством допускается предоставление земель, изъятых из оборота, в аренду коммерческим организациям.
При сдаче оспариваемого земельного участка в аренду к нему не могут применяться общие условия об отнесении к изъятым из оборота земельным участкам, предусмотренные частью 2 статьи 27 ЗК РФ; следовательно, отсутствуют основания для освобождения такого земельного участка от налогообложения, предусмотренные пунктом 1 части 2 статьи 389 НК РФ.
На основании вышеизложенного, указали суды, отметив, что в настоящее время Договор является действующим, арендодателем является заявитель, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 20.07.2022 № КУВИ-001/2022-122449763, ФГБУ "Национальный парк "Самарская Лука" является плательщиком земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером 63:17:0213013:1.
Неполучение прямой выгоды от сдачи в аренду изъятого из оборота земельного участка не имеет правового значения для отнесения либо не отнесения оспариваемого участка к объектам налогообложения, поскольку такие обстоятельства нормативно-правовыми актами не указаны в качестве оснований, освобождающих заявителя от уплаты земельного налога.
Соответствующие выводы следуют из Письма ФНС России от 18.10.2022 № БС-4-21/13913@ "О налогообложении земельного участка национального парка, переданного в аренду", а также поддержана Минфином России в Письме от 17.10.2022 № 03-05-0402/100133.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что инспекцией правомерно исчислен земельный налог на земельный участок с кадастровым номером 63:17:0213013:1 за 2020 и 2021 годы.
Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В связи с отсутствием оплаты начислений по земельному налогу суды первой и апелляционной инстанций, сославшись на положения статей 45-47, 69 НК РФ, признали законными решения МИФНС № 23 по Самарской области № 5471 от 03.08.2022, № 5705 от 17.08.2022, № 638203004 от 09.11.20212 о взыскании налога, пени за счет денежных средств на счетах налогоплательщика, отметив, что по состоянию на 10.03.2023 остаток задолженности составляет 0 руб.
В кассационной жалобе Минприроды РФ оспаривает выводы судов первой и апелляционной инстанций, давая свою оценку установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам.
Все доводы кассационной жалобы были заявлены в судах первой и апелляционной инстанций и рассмотрены судами.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам (статья 286 АПК РФ).
Доводы, указанные в кассационной жалобе, не подтверждают неправильного применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, а направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судами при рассмотрении данного дела, и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, являющихся самостоятельными основаниями для безусловной отмены принятых судебных актов, по настоящему делу судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанций не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов судов первой и апелляционной инстанций.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 06.09.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2023 по делу № А55-11185/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья С.В. Мосунов
Судьи А.Н. Ольховиков
А.Д. Хлебников