НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Поволжского округа от 03.10.2006 № А12-1191/04

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (8432) 43-99-41

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Казань                                                                           Дело № А12-1191/2004

"03" октября 2006 года

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:

Председательствующего -Петрова В.Г., судей – Цаплевой З.А., Меленьтевой Р.Р.,

с участием:

от истца – (Муниципального унитарного предприятия ««Водоканал») – Шемонаев Л.Ю., доверенность №921 от 15.06.2006,

остальные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области, г. Волгоград,

на постановление апелляционной инстанции от 7 июня 2006 года (председательствующий – Пятернина Е.С., судьи –Загоруйко Т.А., Дашкова Н.В.) Арбитражного суда Волгоградской области по делу № А12-1191/04,

по иску Муниципального унитарного предприятия ««Водоканал» г.Волжского к Министерству финансов в лице Управления ФК по Волгоградской области, Комитету бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области, Управлению финансов г. Волжский,  о взыскании суммы предоставленных льгот,

по докладу судьи В.Г.Петрова

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное унитарное предприятие «Водопроводно-канализационное хозяйство» г. Волжского обратилось в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации,  Комитету бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области, Управлению финансов по г. Волжскому Волгоградской области о взыскании убытков в размере 4 788 430 руб., в связи с предоставлением льгот отдельным категориям населения по оплате за потребленную холодную воду и отвод стоков (канализацию) в период с января 2001г. по ноябрь 2003г.

До принятия решения судом первой инстанции истец, в порядке ст. 49 АПК РФ, уточнил свои исковые требования, и просил взыскать убытки, возникшие в период с января 2001 г. по ноябрь 2003г. в сумме 4 072 660 рублей.

Решением от 07.06.04 года в удовлетворении иска отказано в полном объеме заявленных требований.

Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии безусловных оснований для отмены судебного акта первой инстанции, поэтому в соответствии со статьей 270 АПК РФ Определением от 27.03.06г. суд апелляционной инстанции привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство внутренних дел РФ, Министерство Обороны РФ, МЧС РФ, Федеральную службу РФ по контролю за оборотом наркотиков, Государственный таможенный комитет РФ и перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.

Определением от 18.04.06 г. с учетом рассмотрения дела по правилам ст. 270 ч.5 АПК РФ к участию в деле в качестве 3-го лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен Комитет бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области.

Определением от 02.05.06 Комитет бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области привлечен к участию в деле в качестве ответчика, в связи с передачей ему постановлением администрации Волгоградской области от 28.02.06 №219 функций ГФКУ администрации области в виду ликвидации указанного юридического лица.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 7 июня 2006 года, вышеуказанное решение отменено по безусловным основаниям, принято новое решение.

В пользу истца взыскано с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации задолженность по оплате выпадающих доходов в размере 631 705 руб. 33 коп., а так же расходы по оплате экспертизы в размере 16 056 руб. 03 коп.

С казны Волгоградской области в лице Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области в пользу истца взыскана задолженность по оплате выпадающих доходов в размере 3 113093 руб. 71 коп., а так же расходы по оплате экспертизы в размере 79 125 руб. 42 коп.

Принят отказ от исковых требований, заявленных к ответчику - Управлению финансов по г. Волжскому (правопреемник территориальное управление городского округа г. Волжский Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области). Производство по делу в данной части прекращено.

Уточненные исковые требования мотивированы тем, что истец в период с января 2001 года по декабрь 2003 года предоставлял льготы гражданам, имеющими право на льготы. Образовавшиеся в результате этого убытки бюджетами различных уровней не возмещены.

В кассационной жалобе Комитет по финансово-бюджетной политики Администрации Волгоградской области, поданной в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, предлагается постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в иске в возмещении убытков за счет средств казны Волгоградской области.

В частности заявитель жалобы полагает, что за период 2001-2003г.г. на реализацию ФЗ «О ветеранах» городу Волжскому из областного бюджета было выделено достаточно денежных средств, необходимых для погашения понесенных истцом убытков. В 2002 году средства из федерального бюджета субъектам РФ на реализацию льгот, установленных ФЗ «О ветеранах», не выделялись. Однако при уточнении Закона Волгоградской области от 26.12.2001г. № 649-ОД «Об областном бюджете на 2002 год» (Приложение № 24) муниципальным образованиям в расходах были предусмотрены средства на реализацию льгот, установленных ФЗ «О ветеранах», в том числе г. Волжскому - 34 428 тыс. рублей. Решение вопроса о направлении средств на реализацию ФЗ «О ветеранах» также находилось в исключительной компетенции органов местного самоуправления г. Волжского.

Кроме того, статьей 10 ФЗ «О ветеранах» федеральный законодатель фактически наделил отдельными государственными полномочиями субъект РФ - в данном случае Волгоградскую область. В то же время обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другой уровень власти, в том числе на органы государственной власти субъекта РФ, в силу ст. 84 Бюджетного кодекса РФ, относится к расходам, финансируемым исключительно из федерального бюджета.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.05.1994г. № 419, действовавшим в период исковых требований, возмещение расходов, понесенных предприятиями по предоставлению льгот согласно ФЗ «О реабилитации жертв политических репрессий», производилось за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета. Между тем, сам порядок реализации ФЗ «О реабилитации жертв политических репрессий» на территории Волгоградской области был установлен Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 23.05.2002г. № 410, принятым в целях реализации Постановления Правительства РФ от 03.05.1994г. № 419 и действовавшим в 2002, 2003г.г.

Реализация ФЗ «О реабилитации жертв политических репрессий» на территории Волгоградской области в 2002, 2003г.г. происходила за счет средств местных бюджетов с последующим возмещением понесенных расходов из федерального бюджета.

В соответствии с действовавшей на период исковых требований редакцией статьи 11 Закона РФ от 15.01.1993г. № 4301-1 «О статусе героев Советского Союза, героев Российской   Федерации   и   полных   кавалеров   ордена   славы»    «расходы   органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, связанные с реализацией настоящего Закона, возмещаются местными финансовыми органами на основе счетов, подтвержденных лицами, получившими права и льготы в соответствии с настоящим Законом, путем перечисления средств на счета соответствующих органов, предприятий, учреждений и  организаций за счет средств федерального   бюджета   Российской    Федерации». Льготы военнослужащим отменены федеральным законом № 49-ФЗ от 07.05.2002г.

Представитель ответчика в судебном заседании кассационной инстанции с кассационной жалобой не согласился, при этом пояснил, что судом исследовались доказательства своевременной подачи заявок на финансирование льгот.

Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом, в судебное заседание кассационной инстанции своих представителей не направили.

Проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность обжалованных судебных актов, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции.

Как следует из материалов дела, МУЛ «Водопроводно-канализационное хозяйство» г. Волжского в период с 1 января 2001 г. по 31 ноября 2003 г. предоставляло льготы по оплате услуг по водоснабжению и отведению стоков отдельным категориям граждан, в соответствии с Законами Российской Федерации: «О статусе Героев Советского Союза, Героев РФ и полных кавалеров ордена Славы», «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и почетным кавалерам Ордена Трудовой Славы», «О милиции», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О ветеранах», «О реабилитации жертв политических репрессий», «О статусе военнослужащих», «О реабилитации жертв политических репрессий», «О пожарной безопасности», «О донорстве крови и ее компонентов», «О федеральных органах налоговой полиции», «Таможенного Кодекса РФ»; на основании указов Президента РФ: «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны», «О мерах по социальной поддержке многодетных семей».

По ходатайству истца по делу была назначена и проведена судебная финансово-экономическая экспертиза, которая установила сумму не возмещенных выпадающих доходов, согласно приложения №7 к заключению эксперта №224 от 09.12.05г. (уточненный расчет), составила без НДС 3 744 799 руб. 04 коп.

Ответчиками размер убытков не оспорен, контррасчеты представлены не были.

Суд апелляционной инстанции дал правовую оценку заявленным требованиям по каждой категории льготников применительно к Законам  Российской Федерации, предоставляющих льготы по оплате коммунальных услуг и определил источник возмещения выпадающих доходов - казну Волгоградской области по следующей льготной категории граждан.

В соответствии  с Федеральным законом РФ «О ветеранах» от 12.01.95 г. № 5-ФЗ предоставление льгот в виде 50% оплаты коммунальных услуг, в том числе: инвалиды войны и приравненные к ним инвалиды, участники Великой отечественной войны, жители блокадного Ленинграда, члены семей погибших (умерших) инвалидов войны и ветеранов боевых действий на территории других государств, состоявшим на его иждивении и получающих пенсии по случаю потери кормильца, ветераны военной службы, ветераны труда.

Истец предоставлял указанной категории граждан льготу по оплате водоснабжения и отведению стоков в период с 01.01.01г. по 31.11.03г. (включительно).

Частью 2 п. 1 ст. 10 Закона «О ветеранах» определено, что расходы на предоставление льгот по оплате коммунальных услуг возмещаются за счет средств бюджета субъектов РФ. Причем в соответствии с пунктом 2 части 1 ст. 10 Закона «О ветеранах» (до вступления с 02.01.2005 г. в силу изменений, предусмотренных ФЗ РФ № 122-ФЗ от 22.08.2004 г.) определено, что порядок возмещения расходов на реализацию льгот, установленных Законом «О ветеранах», утверждается соответственно Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ. Расходы органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, должны были учитываться при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов РФ и иметь целевое назначение.

Согласно статье 5 Закона Российской Федерации от 15.01.1993 N 4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Трудовой Славы» указанные категории лиц (и совместно проживающие с ними члены их семей) освобождаются от оплаты коммунальных услуг (водоснабжение, канализация, газ, электричество, горячее водоснабжение и центральное отопление). Расходы органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, связанные с реализацией настоящего Закона, возмещаются местными финансовыми органами за счет средств федерального бюджета Российской Федерации (статья 11 Закона).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2002 г. № 333 утверждены Правила предоставления и расходования в 2002 году средств Фонда компенсаций на реализацию Закона Российской Федерации «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» и Федерального закона «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы». Действие указанных Правил продлено на 2003 - 2004 годы. Пунктом 1 Правил предусмотрено, что расходы, связанные с реализацией законов о гарантиях, финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, возмещение расходов, связанных с реализацией законов Федерации «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» и Федерального закона «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» возложена на субъект Российской Федерации судом при правильном применении норм материального права.

В статье 16 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 №1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» лицам, подвергшимся политическим репрессиям, предоставлено право на снижение (для реабилитированных лиц и совместно с ними проживающих членов их семей) размеров оплаты жилой площади и коммунальных услуг на 50 процентов в пределах норм, предусмотренных законодательством.

Порядок предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от Политических репрессий, устанавливается специальными положениями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (статья 17 Закона).

В соответствии с пунктом 14 Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.1994 №419, финансирование расходов на предоставление льгот этим лицам производится за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета.

В силу изложенного убытки по названному Закону правильно взысканы за счет средств казны субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 10 ст. 15 Федерального закона от 27.05.98г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и совместно проживающие с ними члены их семей, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения и совместно проживающие с ними члены их семей оплачивают в размере 50 процентов коммунальные услуги (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия) независимо от вида жилищного фонда.

Пунктом 10 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» установлено, что расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, производятся: по государственному жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности, - за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации; по иному жилищному фонду - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Материалы дела свидетельствуют, что граждане, льготы которым предоставлял истец, проживают в домах, не относящихся к государственному жилищному фонду. Из этого следует, что расходы по предоставлению льгот должны компенсироваться за счет средств бюджета Волгоградской области.

Истец предоставлял указанной категории граждан льготу по оплате водоснабжения и отведению стоков в период с 01.01.01г. по 31.11.03г.

Федеральным законом № 49-ФЗ от 07.05.2002г. льготы по оплате коммунальных услуг не отменены. В соответствии с указанным Законом изменен лишь порядок возмещения льгот по оплате коммунальных услуг льготной категории граждан в виде предоставления компенсаций. Доказательств предоставления компенсаций льготной категории граждан в спорный период не представлено.

Поэтому, убытки в виде расходов  связанные с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг, взысканы обоснованно.

В соответствии со статьей 50 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарные предприятия относятся к коммерческим предприятиям.

На истца, как на коммерческую организацию не возложено бремя расходов по реализации федеральных законов, предоставляющих льготы отдельным категориям граждан. Возложение этой обязанности на юридическое лицо противоречит его целям.

Российская Федерация,  установив Законами РФ льготы, в виде возмещения расходов по предоставлению коммунальных услуг, приняла на себя и обязанность полного возмещения таких расходов по предоставлению этих льгот за счет средств федерального бюджета.

Вместе с тем, Федеральными законами, расходы по предоставлению льгот отдельным категориям граждан могут быть возложены на публично-правовое образование независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в Законе о федеральном бюджете.

Расчеты по между бюджетами различных уровней могут осуществляться в самостоятельном порядке вне рамок данного дела в соответствии с бюджетным законодательством.

При таких обстоятельствах дела, кассационная жалобу удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 286, 287, 289, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление апелляционной инстанции от 7 июня 2006 года Арбитражного суда Волгоградской области по делу № А12-1191/04 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий                                                      В.Г.Петров

судьи                                                                                         З.А.Цаплева                                                                  

                                                                                                           Р.Р.Меленьтева