НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Поволжского округа от 03.08.2023 № А72-6877/2022

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-6332/2023

г. Казань Дело № А72-6877/2022

04 августа 2023 года

Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2023 года.

Полный текст постановления изготовлен 04 августа 2023 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,

судей Махмутовой Г.Н., Кормакова Г.А.,

при участии представителей:

ответчика (Министерство финансов Ульяновской области) – ФИО1, доверенность от 10.02.2023,

ответчика (Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области) – ФИО2, доверенность от 07.07.2023,

в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Альфаресурс»

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20.03.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2023

по делу № А72-6877/2022

по иску общества с ограниченной ответственностью «Альфаресурс» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Министерству финансов Ульяновской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), Агентству по регулированию цен и тарифов Ульяновской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), администрации города Ульяновска (ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании разницы между реальными затратами РСО и затратами, предусмотренными в предельной стоимости теплоэнергии,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Альфаресурс» (далее – ООО «Альфаресурс», истец) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к Министерству финансов Ульяновской области, к Агентству по регулированию цен и тарифов Ульяновской области о взыскании 8 250 509 руб. 12 коп. убытков.

Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 21.12.2022 в качестве соответчика по делу привлечена администрация города Ульяновска (далее – администрация).

Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 16.02.2023 ходатайство истца об увеличении исковых требований до 8 868 682 руб. 26 коп. и взыскании с ответчиков в солидарном порядке удовлетворено.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 20.03.2023, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2023, в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с принятыми судебными актами, ООО «Альфаресурс» обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции, настаивая на правомерности заявленных требований.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 АПК РФ, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав явившихся представителей в судебном заседании, судебная коллегия считает жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В обоснование исковых требований ООО «Альфаресурс» указало, что является регулируемой организацией в сфере теплоснабжения, в частности, осуществляет производство теплоэнергии в целях отопления и горячего водоснабжения жилого квартала 12-Юг в г. Ульяновске.

Полагая, что в результате незаконных действий (бездействия) ответчиков истцу были причинены убытки, ООО «Альфаресурс» обратилось в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.

В качестве убытков истец просил взыскать с ответчиков разницу между реальными затратами РСО и затратами, предусмотренными в предельной стоимости теплоэнергии на 2021 год, что составило 8 868 682 руб. 26 коп. (с учетом уточнения). Подробный расчет приведен истцом в ходатайстве об уточнении исковых требований.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В силу статей 16 и 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации или казны муниципального образования.

Применение такой меры гражданско-правовой ответственности, как возмещение убытков, возможно при доказанности совокупности условий: совершение причинителем вреда незаконных действий (бездействия); наличие у субъектов гражданского оборота убытков с указанием их размера; наличие причинно-следственной связи между неправомерным поведением и возникшими убытками; наличие вины лица, допустившего правонарушение.

Согласно статье 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (статья 1069 ГК РФ).

В случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы (статья 1071 ГК РФ).

Удовлетворение исковых требований возможно при доказанности совокупности указанных условий. Недоказанность одного из названных условий влечет за собой отказ в удовлетворении исковых требований.

Государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию осуществляется в порядке и на основании принципов, установленных Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон № 190-ФЗ), Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» (далее – Основы ценообразования № 1075).

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 7 Закона № 190-ФЗ теплоснабжение осуществляется в соответствии с принципом обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя.

Согласно части 2.1 статьи 8 Закона № 190-ФЗ соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, но не выше цен (тарифов) на соответствующие товары в сфере теплоснабжения, установленных органом регулирования в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, определяются следующие виды цен на товары в сфере теплоснабжения, за исключением тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, реализация которых необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей: 1) цены на тепловую энергию (мощность), производимую и (или) поставляемую с использованием теплоносителя в виде пара теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям; 2) цены на теплоноситель в виде пара, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям.

Частью 2.2 данной статьи установлено, что с 01.01.2018 цены, указанные в части 2.1 настоящей статьи, не подлежат регулированию и определяются соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, за исключением случаев: 1) реализации тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, необходимых для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей; 2) производства тепловой энергии (мощности), теплоносителя с 4 использованием источника тепловой энергии, установленная мощность которого составляет менее 10 Гкал в час, и (или) осуществления поставки теплоснабжающей организацией потребителю тепловой энергии в объеме менее 50 000 Гкал за 2017 год.

Как определено в части 1 статьи 23.6 Закона № 190-ФЗ, предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность) утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) для каждой системы теплоснабжения.

Как установлено судами, с 01.01.2020 на территории МО «город Ульяновск» реализуется ценовая модель «альтернативной котельной» и действует ценовая зона теплоснабжения, в которой тарифы на тепловую энергию не регулируются. Утверждается предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность) в отношении всех систем теплоснабжения на территории МО «город Ульяновск».

В соответствии с пунктом 28 статьи 2 Закона № 190-ФЗ единая теплоснабжающая организация в системе теплоснабжения – теплоснабжающая организация, которой в отношении системы (систем) теплоснабжения присвоен статус единой теплоснабжающей организации в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 Правил определения в ценовых зонах теплоснабжения предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), включая правила индексации предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.12.2018 № 1562 «Об определении в ценовых зонах теплоснабжения предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), включая индексацию предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), и технико-экономических параметров работы котельных и тепловых сетей, используемых для расчета предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность)» предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность) определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для каждой системы теплоснабжения поселения, городского округа, отнесенных к ценовой зоне теплоснабжения.

Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 20.08.2020 № 689 актуализирована схема теплоснабжения города Ульяновска до 2029 года. Указанной схемой теплоснабжения статус единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения № 5 (котельная Альфаресурс) присвоен ООО «Альфаресурс».

Из отзыва Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области следует, что на основании решений судов Агентством для ООО «Альфаресурс» был рассчитан экономически обоснованный тариф на 2019 год в размере 2040,94 руб. за Гкал с учетом применения предприятием упрощенной системы налогообложения.

Данный тариф, установленный приказом Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 03.12.2020 № 111-П «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям ООО «Альфаресурс», на 2019 год» в судебном порядке не был оспорен и не признан недействующим.

Согласно пункту 58 постановления № 1562 если тариф, установленный для предприятия на дату окончания переходного периода, выше рассчитанного впервые индикативного предельного уровня цены на тепловую энергию в ценовой зоне теплоснабжения, то предельный уровень цены устанавливается равным такому тарифу и не изменяется до достижения этой величины индикативным предельным уровнем цены.

Переходный период в ценовых зонах теплоснабжения – период, который начинается со дня вступления в силу решения об отнесении поселения, городского округа к ценовой зоне теплоснабжения, и заканчивается в день вступления в силу решения об утверждении предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность).

Таким образом, датой окончания переходного периода считается день вступления в силу приказа Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области от 17.12.2019 № 06-345 «Об утверждении предельного зоне уровня цены на тепловую энергию (мощность) в ценовой теплоснабжения МО «Город Ульяновск» Ульяновской области на 2020 год».

В соответствии с постановлением от 15.12.2018 № 1562 Агентством был произведен расчет индикативного предельного уровня цены на тепловую энергию.

Предельный уровень цены на тепловую энергию для системы теплоснабжения № 58 (котельная Альфаресурс) на 2021 год установлен приказом Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 12.11.2020 № 63-П «Об утверждении предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) в ценовой зоне теплоснабжения – муниципальном образовании «город Ульяновск» Ульяновской области на 2021 год» (с изменениями приказом от 17.12.2020 № 318-П) в следующих размерах: с 01.01.2021 по 31.06.2021 – 2 040,94 руб. за Гкал с учетом НДС; с 01.07.2021 по 31.12.2021 – 2 040,94 руб. за Гкал с учетом НДС.

Указанный предельный уровень цены в размере 2040,94 руб./Гкал не отменен.

Из пояснений Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области также следует, что переход к регулированию цен на основе «методики альтернативной котельной» означает государственное регулирование только предельной цены: реализация тепла по соглашению сторон (производителей и потребителей тепловой энергии) возможна по ценам ниже утвержденной предельной цены тепловой энергии.

Тарифы на тепловую энергию в ценовой зоне теплоснабжения регулированию не подлежат, материалы тарифных дел единые теплоснабжающие организации в Агентство не представляют.

Механизм ежегодного изменения цены на тепловую энергию предусмотрен соглашением об исполнении схемы теплоснабжения, заключенным между администрацией города Ульяновска и каждой Единой теплоснабжающей организацией.

Из материалов дела следует, что 12.12.2019 между администрацией МО «город Ульяновск» (орган местного самоуправления) и ООО «Альфаресурс» (единая теплоснабжающая организация) заключено Соглашение № 2 об исполнении схемы теплоснабжения города Ульяновска, в соответствии которым стороны обязуются исполнить свои обязательства в соответствии со схемой теплоснабжения МО «город Ульяновск», утвержденной приказом Минэнерго России от 22.11.2019 № 1247 «Об утверждении актуализированной схемы теплоснабжения муниципального образования «город Ульяновск» до 2029 г.».

В соответствии с пунктом 1.2 Соглашения в рамках настоящего Соглашения единая теплоснабжающая организация обязуется выполнять мероприятия по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения, а орган местного самоуправления осуществлять контроль за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения.

Согласно пункту 2.1.7 Соглашения единая теплоснабжающая организация обязуется при заключении договоров с потребителями обеспечивать, чтобы цена на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, не превышала показатели, установленные действующим законодательством РФ.

В соответствии с пунктом 2.1.7.1 Соглашения в отношении поставки тепловой энергии (мощности) в первом полугодии 2020 г. цена определяется равной уровню тарифа на тепловую энергию, установленного на второе полугодие 2019 г. для соответствующих категорий (групп) потребителей.

Согласно пункту 2.1.7.2 Соглашения в отношении поставки тепловой энергии (мощности) во втором полугодии 2020 г. и в последующие периоды цена индексируется таким образом, чтобы ее уровень не превышал уровень тарифа на 2 полугодие 2019 года, указанный в пункте 2.1.7.1, с учетом его ежегодной индексации на величину индекса совокупного платежа граждан на коммунальные услуги согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации действующему в соответствующий календарный год, одобренному Правительством Российской Федерации, увеличенную на 2 процентных пункта. Индексация цены в каждом календарном году осуществляется однократно, с начала второго полугодия; исключение из указанного правила возможно в тех случаях, когда по объективным причинам, отклонение от указанного порядка допускается с разрешения правительства РФ или уполномоченного им органа. Для изменения указанного порядка ЕТО обращается в ОМСУ, не позднее 6-ти месяцев до наступления следующего календарного года, в котором ЕТО просит изменить вышеуказанный порядок.

В соответствии с пунктом 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях исполнение договора оплачивается по ценам (тарифам, расценкам, ставкам и т.п.), устанавливаемым или регулируемым уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Исходя из заявленных требований и подлежащих применению к ним норм материального права (статьи 15, 16, 1069 ГК РФ) в предмет доказывания включены следующие обстоятельства: противоправность поведения нарушителя при наступлении гражданско-правовой ответственности, выражающаяся в незаконности актов, действий или бездействия органов публичной власти; установление факта причинения вреда; причинно-следственная связь между таким поведением и наступившим вредом; размер понесенных убытков.

На основании пункта 6 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.05.2011 № 145 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о возмещении вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами» разъяснено, что требование о возмещении вреда, причиненного в результате издания нормативного правового акта государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующего закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, может быть удовлетворено в случае, если такой нормативный правовой акт признан недействующим по решению суда общей юрисдикции, арбитражного суда.

Данный вывод соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.02.2012 № 14489/11 по делу № А26-5295/2010, о том, что возложение на публично-правовое образование ответственности за понесенные организацией убытки без исследования вопроса о соответствии закону или иному правовому акту акта государственного органа этого публично-правового образования, утвердившего спорные тарифы, не соответствует условиям, при наличии которых допускается возмещение вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов по правилам статей 16 и 1069 ГК РФ.

Указанные нормативные акты, которыми установлены тариф и предельный уровень цены для истца, не отменялись в судебном или ином порядке.

Доказательства несоответствия нормативных актов регулирующего органа, установившего тарифы на тепловую энергию и предельный уровень цены, закрепленным в федеральных законах или нормативных актах, имеющих большую юридическую силу, в нарушение статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представлены.

Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства виновного противоправного поведения ответчиков, которое привело к возникновению указанных истцом убытков.

Ввиду отсутствия факта признания указанных приказов Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области недействующими, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что исковые требования истца, не подлежат удовлетворению.

Доводы истца о необходимости применения разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данные в постановлении от 06.12.2013 № 87 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с возмещением потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей», правомерно отклонены судами, поскольку исковые требования основаны не на разнице в тарифах, а на экономической составляющей установленного тарифа, которая не обеспечивает расходы истца на поставку соответствующего количества тепловой энергии.

Доказательства того, что установленный ООО «Альфаресурс» тариф рассчитан по цене с отступлением от метода экономически обоснованных затрат, в материалы дела не представлены.

Из приказов Агентства по регулированию цен и тарифов по Ульяновской области от 03.12.2020 № 111-П «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям обществом с ограниченной ответственностью «Альфаресурс», на 2019 год» и от 12.11.2020 № 63-П «Об утверждении предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) в ценовой зоне теплоснабжения – муниципальном образовании «город Ульяновск» Ульяновской области на 2021 год» не следует, что размеры тарифа для истца, являются пониженным тарифом для какой-либо группы потребителей, и существует иной, экономически обоснованный тариф, отражающий реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса.

С учетом вышеизложенного суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований, с чем согласился суд апелляционной инстанции.

Приведенные в кассационной жалобе доводы правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций, основанных на нормах права и материалах дела, не опровергают.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20.03.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2023 по делу № А72-6877/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Альфаресурс» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в размере 3000 руб.

Поручить Арбитражному суду Ульяновской области выдать исполнительный лист в порядке статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья Т.Н. Федорова

Судьи Г.Н. Махмутова

Г.А. Кормаков