НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Поволжского округа от 03.07.2018 № А12-30318/2017

410/2018-26191(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-34744/2018

г. Казань Дело № А12-30318/2017  05 июля 2018 года 

Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2018 года.  Полный текст постановления изготовлен 05 июля 2018 года. 

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:  председательствующего судьи Логинова О.В., 

судей Ольховикова А.Н., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:

заявителя – Ляпах О.В., доверенность от 06.12.2017, 

ответчика – Леднева В.Г., доверенность от 09.01.2018, Чехониной Н.С.,  доверенность от 29.06.2018, 

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу  Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по  Волгоградской области 

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26.12.2017  (судья Кострова Л.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного  апелляционного суда от 15.03.2018 (председательствующий судья  Кузьмичев С.А., судьи Землянникова В.В., Комнатная Ю.А.) 

по делу № А12-30318/2017

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ- Интер-Кард» (ОГРН 1123444007070, ИНН 3444197347) к Межрайонной 


инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Волгоградской области  (ОГРН 1043400221149, ИНН 3441027202) о признании недействительным  ненормативного акта, 

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Интер- Кард» (далее – ООО «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард», общество, заявитель)  обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции  Федеральной налоговой службы № 2 по Волгоградской области  (далее - МИФНС № 2 по Волгоградской области, инспекция, налоговый  орган) о признании недействительным решения инспекции от 03.04.2017   № 67 об отказе в привлечении к ответственности за совершение  налогового правонарушения в части пунктов 2.1.2 и 2.1.1 описательной  части, пункта 3.1 резолютивной части решения в части доначисления  обществу налога на прибыль организаций в размере 8 235 649 руб., пени в  сумме 3 196 359 руб. 

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 26.12.2017  заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействительным  решение инспекции от 03.04.2017 № 67 об отказе в привлечении к  ответственности за совершение налогового правонарушения в части  пунктов 2.1.2 и 2.1.1 описательной части, пункта 3.1 резолютивной части  решения в части доначисления обществу налога на прибыль организаций в  размере 8 235 649 руб., пени в сумме 3 196 359 руб. 

Суд обязал инспекцию устранить допущенные нарушения прав и  законных интересов общества путем корректировки налоговых  обязательств общества в связи с признанием недействительными в части  произведенных начислений по налогу, пени. 

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда  от 15.03.2018 решение Арбитражного суда Волгоградской области  от 26.12.2017 оставлено без изменения. 

Инспекция, не согласившись с решением суда первой инстанции и  постановлением суда апелляционной инстанции, обратилась в  Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой  просит отменить вышеуказанные судебные акты, в удовлетворении  заявленных требований ООО «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард» отказать в полном  объеме. 


Представители инспекции в судебном заседании поддержали  доводы, изложенные в кассационной жалобе и пояснениях к ней. 

Представитель общества в судебном заседании отклонила  кассационную жалобу и пояснения к ней по основаниям, изложенным в  отзыве. 

Изучив материалы дела, заслушав представителей заявителя и  ответчика, обсудив доводы кассационной жалобы, пояснений к ней и  отзыва, и проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ)  правильность применения судами первой и апелляционной инстанции,  норм материального и процессуального права, суд кассационной  инстанции оснований для удовлетворения жалобы не находит. 

Как установлено судами и следует из материалов дела, инспекцией  проведена выездная проверка в отношении общества, по результатам  рассмотрения которой налоговым органом принято решение от 03.04.2017   № 67, которым в привлечении к ответственности за совершение  налогового правонарушения отказано. 

Вместе с тем, обществу, в том числе, на основании пунктов 2.1.2 и  2.1.1 описательной части обществу доначислен налог на прибыль  организаций в размере 8 235 649 руб., пени в сумме 3 196 359 руб. 

Решением Управления Федеральной налоговой службы по  Волгоградской области от 14.07.2017 № 711 решение инспекции оставлено  без удовлетворения. 

Не согласившись с решением инспекции, общество обратилось в  Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании его в  указанной части недействительным. 

Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том,  что решение от 03.04.2017 № 67 в части пунктов 2.1.2 и 2.1.1 описательной  части, пункта 3.1 резолютивной части решения в части доначисления  обществу налога на прибыль организаций в размере 8 235 649 руб., пени в  сумме 3 196 359 руб. не соответствует требованиям действующего  законодательства и нарушает права заявителя, свидетельствует о  неправомерном доначислении обществу налога на прибыль организаций в  оспариваемом размере, о неполноте проведенной проверки. 


Судебная коллегия считает, что выводы судов первой и  апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам  дела и основаны на правильном применении норм материального права. 

Основанием для доначисления обществу налога на прибыль  послужили, в том числе, доводы инспекции о необоснованном завышении  обществом внереализационных расходов из-за не списания дебиторской  задолженности по контрагентам ООО «КРОМЕКС»,  ООО «Уралтяжтрубстрой», ООО «АННА Транс», ООО «Автотек-М» в  предшествующих периодах, за счет резерва по сомнительным долгам. 

Вместе с тем, как установлено судами, договоры с вышеуказанными  контрагентами общества являются идентичными по содержанию условий  сделок, прав и обязанностей сторон. 

Общество заключало с клиентами договор, который являлся  смешанным, содержащим элементы агентирования в части приобретения  по поручению и за счет Клиентов нефтепродуктов, других товаров и услуг  по топливным картам. Для исполнения поручения Клиента Агент  (ОАО «ЛУКОИЛ-Интер-Кард», с 01.10.2012 реорганизовано в  ООО «ЛИКАРД») заключало с Поставщиками нефтепродуктов, других  товаров и услуг договор поставки. Основными Поставщиками являлись  предприятия НПО «Группы ЛУКОЙЛ» и сторонние контрагенты -  владельцы АЗС. Каждая покупка товара осуществлялась и оформлялась в  момент предъявления Клиентом топливной карты оборудованию  общества. Передача товаров происходила от Поставщиков  непосредственно Клиенту и подтверждалась выдачей Клиенту чека  оборудования Общества в торговых точках (АЗС). Агент предоставлял  Клиенту агентский (информационный) отчет по количеству, виду,  стоимости и месту получения Клиентом товаров с использованием карт.  Вышеуказанные контрагенты являлись клиентами общества (держатели  топливных карт - потребители нефтепродуктов). Общество не являлось  комиссионером (агентом продавца), товар на комиссию для последующей  реализации не принимало. 

Таким образом, задолженность контрагентов перед обществом  состояла из двух видов сумм: 1) агентского вознаграждения и оплаты  информационных услуг, оказанных обществом; и 2) задолженность  принципала агенту (обществу) по возмещаемым расходам в части оплаты  нефтепродуктов. 


Описание схемы работы общества неоднократно направлялось  налоговому органу, но в нарушение пункта 8 статьи 101 НК РФ, не нашло  оценки в оспариваемом решении. 

Такой вариант договорных отношений рассмотрен в Письме  Минфина России от 17.04.2006 № 03-03-04/1/343, согласно которому в  части задолженности принципала агенту по возмещаемым расходам учесть  эти суммы в составе безнадежной задолженности для формирования  резерва можно было только до 01.01,2005, когда в соответствии со старой  редакцией пункта 1 статьи 266 НК РФ «сомнительным долгом  признавалась любая задолженность перед налогоплательщиком в случае,  если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором...»,  независимо от того, связана ли она с реализацией товаров, выполнением  работ, оказанием услуг или нет. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 266 НК РФ сомнительным долгом  признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в  связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, если  она не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена  залогом, поручительством, банковской гарантией. 

Таким образом, после 01.01.2005 сомнительным долгом признается  не любая задолженность, а только та, которая связана с реализацией. 

На основании изложенного суд кассационной инстанции признает  обоснованными выводы судов о том, что учет спорной задолженности по  контрагентам общества полностью соответствует НК РФ. Так агентское  вознаграждение и оплата за информационные услуги, оказанные  Обществом и связанные с реализацией, числились на счете 62,  формировали резерв по сомнительным долгам и были списаны за счет  него; 2) задолженность принципала агенту (обществу) по возмещаемым  расходам в части оплаты нефтепродуктов, числилась на счете 76, была не  связанна с реализацией и учтена в составе внереализационных расходов.  Списать задолженность принципала агенту (обществу) по возмещаемым  расходам в части оплаты нефтепродуктов за счет неиспользованного  резерва по сомнительным долгам общество не имело права в силу прямого  указания закона. 

Довод о неправомерности списания дебиторской задолженности по  ООО «КРОМЕКС», ООО «Уралтяжтрубстрой», ООО «АННА Транс»,  ООО «Автотек-М» в связи с возникновением такой задолженности до 


реорганизации ОАО «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард» в ООО «ЛИКАРД» «в виде  выделения» отклоняется на соновании следующего. 

Как установлено судами, в данном случае имела место  реорганизация в виде преобразования из одной организационно-правовой  формы юридического лица (открытого акционерного общества) в другую  (общество с ограниченной ответственностью), что подтверждается  выпиской из ЕГРЮЛ ООО «ЛИКАРД». 

Согласно пункту 5 статьи 58 ГК РФ при преобразовании  юридического лица одной организационно-правовой формы в  юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и  обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других  лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении  учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией. 

Налоговый орган пришел к выводу о наличии исключения в  действующем законодательстве при преобразовании юридического лица  для учета выявленных убытков в виде безнадежной дебиторской  задолженности нереальной ко взысканию. При этом, в нарушение пункта 8  статьи 101 НК РФ, в решении отсутствовала, оценка того факта, что  действующее законодательство позволяет правопреемнику в случае его  создания путем реорганизации в форме преобразования учесть убытки,  полученные преобразованным лицом (Письмо Минфина России  от 22.06.2015 № 03-03-06/1/35875). Иное означало бы невозможность  совершения налогоплательщиком каких-либо корректировок в отношении  предшествующих реорганизации налоговых периодов, так как, при  реорганизации в форме преобразования появившаяся в результате  организация является одновременно и реорганизованной. 

Таким образом, судами установлено, что в случае общества  произошла реорганизация в виде преобразования из одной  организационно-правовой формы юридического лица (ОАО) в другую  (ООО), что означает универсальное правопреемство вновь созданной  организации, в связи с чем выводы инспекции в указанной части  правомерно признаны необоснованными. 

Налоговый орган также пришел к выводу о том, что общество в 2012  году неправомерно включило в состав расходов суммы исчисленной  амортизационной премии, а также расходы по амортизации основных  средств, стоимость которых была менее 20 000 руб. (до 2010 года), 40 000 


руб. (до 2015 года); спорные объекты не вводились как единый комплекс и  не модернизировались, как единые объекты основных средств, а  доукомплектовывались новым оборудованием в связи с расширением  предприятия, то есть за счет приобретения новых АЗС. 

Как верно указали суды, при классификации основного средства  необходимо, в первую очередь, руководствоваться функциональной  возможностью предмета использоваться в качестве самостоятельного  средства труда. 

Налоговый орган, в ходе судебного разбирательства по настоящему  делу в первой инстанции подтвердил, что технические аспекты  использования терминального оборудования находятся вне их  компетенции и налоговый орган не проверял и не оценивал  функциональные возможности работы, используемого обществом  оборудования, вне комплексов. 

Налоговый орган утверждает, что терминальные комплексы и  комплексы вычислительной техники не значатся ни в одной из групп  согласно Постановлению Правительства от 01.01.2002 № 1 «О  классификации основных средств, включаемых в амортизационные  группы». 

Само по себе это обстоятельство не влияет ни на способ учета этих  комплексов в налоговом учете, ни на функциональную способность,  составляющих эти комплексы предметов, использоваться в качестве  самостоятельных средств труда. Исходя из технических характеристик  составных частей комплексов и выполняемой функциональности (сбор,  обработка, хранение и передача информации), общество квалифицировало  терминальные комплексы как относящиеся ко 2 амортизационной группе с  кодом ОКОФ 143020000 «Техника электронно-вычислительная». 

Судами установлено, что основной функцией терминального  оборудования, установленного на АЗС, является отпуск товаров в торговой  точке (АЗС) с использованием топливной карты (сбор, передача и  обработка информации о заправках по топливным картам «ЛУКОЙЛ»).  Эта функция выполнялась только в составе Терминальных комплексов. В  состав терминального комплекса входили разные составные части  оборудования, комплектация определялась исходя из производственной  необходимости и технологических возможностей эксплуатации в  конкретной торговой точке (АЗС). 


Терминальным комплексом считается набор составных частей  (совокупность объектов), объединенных единым функциональным  предназначением, конструктивно обособленный, как единое целое,  находящийся в эксплуатации у одного материально-ответственного лица, в  пределах одного рабочего места и предназначенный для выполнения  определенных функций. Особый порядок учета и состав комплексов  технологического оборудования определены, в том числе, и в 1) учетной  политике общества в целях бухгалтерского учета. 

В состав терминального комплекса включались следующие  составные части: устройство для считывания информации с карт, терминал  модем/роутер, мультиплексор. 

Кроме того, состав Терминального комплекса определялся  Инструкцией по работе с терминальным оборудованием (руководство  оператора), утвержденной приказом Генерального директора общества  от 31.03.2010 № 32. В разделе «Подготовка к работе» Инструкции описано  назначение каждой составной части в составе терминального комплекса,  порядок сочленения (соединения, подключения) их между собой. 

В соответствии с приказами генерального директора общества  произведена доукомплектация ранее установленных терминальных  комплексов с целью осуществления резервного хранения транзакций и  прием банковских чиповых карт с бесконтактной технологией, что  соответствует модернизации в отношении ранее установленных  терминальных комплексов. 

Оснащение новых АЗС осуществляется терминальными  комплексами в полном составе, а не отдельно взятыми составными  частями. 

Замена ранее установленного на АЗС оборудования производится на  новое или дополняется новыми устройствами по причине изменяющихся  требований к функциональным возможностям терминальных комплексов. 

В целях обеспечения рационального ведения бухгалтерского учета в  отношении составных частей вычислительной техники и терминального  оборудования (оборудования), относящихся к одной амортизационной  группе согласно Постановлению Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 «О  классификации основных средств, включаемых в амортизационные  группы», общество применяло порядок учета, при котором составные  части вычислительной техники, терминального оборудования 


(оборудования) признаются отдельными инвентарными объектами и  учитываются обособленно, поскольку каждый входящий в комплекс  составная часть может выполнять свои функции в составе аналогичных  комплексов с такими же функциями в других торговых точках (АЗС). При  этом оборудование, являющееся составной частью комплекса  самостоятельно, то есть вне комплекса, работать не может и по этой  причине средством труда не является. 

Составные части терминальных комплексов независимо от их  стоимости учитывались на счете 01 «Основные средства» и имели  одинаковый срок полезного использования, установленный для комплекса  в целом. Это позволяло обществу вести учет, обеспечивающий  сохранность имущества, контролировать движение оборудования между  торговыми точками, материально-ответственными лицами и сервисными  организациями, осуществляющими ремонт и обслуживание терминальных  комплексов. 

Принятие объектов основных средств в бухгалтерском учете  оформлялось актом приемки-передачи по форме ОС-1. Моментом ввода  объекта в эксплуатацию по налоговому учету является дата передачи  терминального оборудования со склада материально-ответственным лицам  сервисной организации для установки в торговой точке (АЗС  поставщиков) и оформляется актом приемки-передачи по форме ОС-1  (передача из Корпоративного Центра в филиалы общества), 7) актом ОС-2  (внутреннее перемещение в пределах обособленного подразделения). 

Таким образом, общество учитывает составные части комплексов в  качестве отдельных инвентарных объектов в целях рациональности  ведения бухгалтерского учета. Для учета таких объектов применяет  первичные документы бухгалтерского учета. 

Как верно указали суды, НК РФ не запрещает использование  первичных бухгалтерских документов для оформления доходов и расходов  в налоговом учете. И сам по себе факт учета данных объектов как  отдельных инвентарных объектов в целях бухгалтерского учета не  означает, что они могли быть использованы самостоятельно и должны  были списываться единовременно при передаче в эксплуатацию в целях  налогового учета. 

Налоговый орган пришел к выводу о том, что объекты не вводились  единовременно, основываясь только лишь на отсутствии актов 


модернизации по форме ОС-3 и инвентарных карточек по форме ОС-6 на  терминальный комплекс, то есть не присвоение ему единого инвентарного  номера, и не учитывает (в нарушение статей 256, 257 НК РФ, Приказа  Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н, Положения по бухгалтерскому учету  «Учет основных средств» ПБУ 6/0, «Общероссийского классификатора  основных фондов» (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994   № 359)), фактическую техническую и функциональную эксплуатацию  оборудования. 

Между тем налоговым органом не учтено, что расходами в целях  НК РФ (пункт 1 статьи 252 НК РФ) признаются обоснованные и  документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные)  налогоплательщиком. 

Документы, подтверждающие расходы общества, представлены в  материалы дела. 

Различия в дате ввода в эксплуатацию основных средств в  бухгалтерском и налоговом учетах не может являться основанием  переквалификации объектов из амортизируемого имущества в  материально- производственные запасы, следовательно, не может являться  доказательством правомерности выводов налогового органа о том, что в  связи с разной датой ввода в эксплуатацию спорные объекты не должны  учитываться в составе амортизируемого имущества. 

Довод о неправомерном применении судом положений статьи 54  НК РФ правомерно отклонен судом апелляционной инстанции, ему дана  надлежащая правовая оценка. 

Как верно указали суды, несмотря на то, что норма абзаца 3 пункта 1  статьи 54 Кодекса вступила в силу с 01.01.2010, она с учетом положений  пункта 3 статьи 5 Кодекса имеет обратную силу и может быть применена в  рассматриваемом случае, поскольку устанавливает дополнительные  гарантии защиты прав налогоплательщиков. 

При таких обстоятельствах суды правомерно признали решение  инспекции от 03.04.2017 № 67 в части пунктов 2.1.2 и 2.1.1 описательной  части, пункта 3.1 резолютивной части решения в части доначисления  обществу налога на прибыль организаций в размере 8 235 649 руб., пени в  сумме 3 196 359 руб. недействительным. 

Доводы кассационной жалобы являлись предметом исследования  судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая 


оценка; эти доводы выводы судов не опровергают и направлены на  переоценку доказательств и установленных судами фактических  обстоятельств дела, что не входит в компетенцию суда кассационной  инстанции. 

По существу доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке  выводов судов первой и апелляционной инстанций, что в силу положений  статьи 286 и 287 АПК РФ не допускается в суде кассационной инстанции. 

Само по себе несогласие заявителя кассационной жалобы с  содержащимися в судебных актах выводах судов и оценкой ими  представленных в дело доказательств не является основанием для их  отмены, поскольку приведенные в кассационной жалобе доводы не  свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального  или процессуального права, и не опровергают установленные судами  обстоятельства. 

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1  статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26.12.2017 и  постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда  от 15.03.2018 по делу № А12-30318/2017 оставить без изменения,  кассационную жалобу – без удовлетворения. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья О.В. Логинов

Судьи А.Н. Ольховиков 

 Р.Р. Мухаметшин