НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Поволжского округа от 02.12.2021 № А65-5254/2021

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-11686/2021

г. Казань Дело № А65-5254/2021

03 декабря 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2021 года.

Полный текст постановления изготовлен 03 декабря 2021 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,

судей Хакимова И.А., Ольховикова А.Н.,

при участии представителей:

ответчика – Фатихова Р.Р., доверенность от 21.12.2020,

в отсутствие:

заявителя – извещен надлежащим образом,

рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Компания Альп-Высотка»

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.06.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2021

по делу № А65-5254/2021

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Компания Альп-Высотка» к Приволжскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору об отмене постановления по делу об административном правонарушении.

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Компания Альп-Высотка» (далее – общество, общество «Компания Альп-Высотка») обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) (далее – управление) от 22.10.2020 № 43-23-2020-2062 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.06.2021 заявление удовлетворено частично, оспариваемое постановление управления изменено, размер административного штрафа снижен до 500 000 руб.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе общество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.

Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

Между акционерным обществом «Транснефть-Прикамье» (заказчик, далее - общество «Транснефть-Прикамье») и обществом с ограниченной ответственностью «Стройконструкции-регион» (подрядчик, далее - общество «Стройконструкции-регион») заключен контракт от 07.05.2019 № ТПК-1158/01-09-01/19 на выполнение работ по зачистке резервуаров от донных отложений АРНУ, ПРНУ, РРНУ, по условиям которого подрядчик принял на себя обязательство по зачистке резервуара РВСП-20000 № 37 НПС «Калейкино» заказчика.

Между обществом «Стройконструкции-регион» (подрядчик) и заявителем (субподрядчик) заключен контракт от 08.05.2019 № ТПК-1158/01-09-01/19/С1 на зачистку резервуаров от донных отложений АРНУ, ПРНУ, РРНУ, в том числе на зачистку резервуара РВСП-20000 № 37 НПС «Калейкино».

В соответствии с пунктом 7.25 названного контракта субподрядчик берет на себя обязательства по обеспечению и контролю своих действий в целях сохранения здоровья, создания безопасных условий труда, сбережения окружающей среды, безопасности работающих. Привлекает квалифицированный, опытный персонал субподрядчика, обученный по вопросам охраны труда.

Пунктом 7.26 контракта установлено, что субподрядчик соблюдает на объекте все необходимые меры противопожарной, радиационной безопасности, охраны труда и санитарии, охраны окружающей среды и безопасности дорожного движения в соответствии с действующими в Российской Федерации законодательными, нормативно-правовыми и нормативными актами в течение всего срока действия контракта.

В соответствии с пунктом 1.7 Правил безопасности ведения газоопасных, огневых и ремонтных работ, утвержденного приказом Ростехнадзора от 20.11.2017 № 485, на основании разработанного обществом «Транснефть-Прикамье» Отраслевого регламента ОР-23.020.00-КТН-230-14 «Магистральный трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов. Зачистка резервуаров от донных отложений. Порядок организации и выполнения работ», введенного в действие с 12.01.2015, обществами «Транснефть-Прикамье» и «Компания Альп-Высотка» издан совместный приказ от 20.11.2019 № 20-2399/115-ОД о назначении ответственных лиц.

Пунктом 6 Совместного приказа ответственным лицом за безопасное проведение работ согласно утвержденного проекта производства работ, за соблюдение требований охраны труда, промышленной и пожарной безопасности, электробезопасности, охраны окружающей среды, экологической безопасности, организации производственного экологического контроля на объекте назначен мастер общества «Компания Альп-Высотка» Е.А. Садовников.

Согласно пункту 9 Совместного приказа ответственным лицом за организацию контроля воздушной среды при проведении комплекса работ по зачистке резервуара от заявителя также назначен мастер Е.А. Садовников.

Указанный мастер заявителя допущен к проведению контроля воздушной среды при проведении комплекса работ по зачистке резервуара и назначен ответственным лицом за соблюдение требований промышленной, пожарной, экологической безопасности и охраны труда при производстве работ на объекте (пункты 10 и 14 Совместного приказа).

В соответствии с приказом Приволжского управления Ростехнадзора от 04.12.2019 № 926/П «О расследовании аварии, повлекшей групповой несчастный случай» комиссией проведено расследование причин аварии на опасном производственном объекте общества «Транснефть-Прикамье» Площадка станции насосной «Калейкино» магистральных нефтепроводов «Альметьевск – Куйбышев-1», «Альметьевск – Куйбышев-2», «Альметьевск – Горький-2», «Альметьевск – Горький-3», «Калейкино-Нижнекамский НПЗ», зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов за № А43-00782-0021 (свидетельство о регистрации № А43-00782 от 24.01.2020), расположенном по адресу: РТ, Альметьевский муниципальный район, Калейкинское сельское поселение, северо-западная часть НПС «Калейкино».

Комиссией установлено, что организационными причинами развития аварийной ситуации явилось:

1. отсутствие на месте проведения работ газосигнализаторов у персонала заявителя при проведении работ по зачистке и откачке донных отложений;

2. нарушение работниками заявителя технологической схемы размыва и откачки донных отложений, что привело к поступлению воспламеняющейся жидкости (нефти) внутрь резервуара;

3. вероятное использование открытого источника огня (сигарет), что подтверждается результатами произведенного осмотра днища резервуара, в результате которого обнаружены фильтры курительных сигарет в количестве 13 штук;

4. наличие источников статического электричества, что подтверждается результатами экспертизы волокнистого состава предметов одежды и обуви погибших работников заявителя, у которых в составе личной одежды выявлено наличие синтетических и полусинтетических предметов одежды, способных вызывать статическое электричество при трении;

5. наличие источников статического электричества, ввиду использования внутри резервуара резинотканевых пожарных рукавов, не имеющих защиту от статического электричества, обвивку медным многопроволочным проводом и заземления к общему контуру заземления;

6. не применение работниками заявителя средств индивидуальной защиты органов дыхания (шланговых противогазов ПШ-20), предохранительных поясов, спецодежды огнестойкого исполнения;

7. не применение работниками заявителя на месте проведения работ инструмента искробезопасного исполнения;

8. превышение продолжительности пребывания работников заявителя внутри резервуара в противогазе более 15 минут с последующим отдыхом на чистом воздухе не менее 15 минут;

9. в процессе всего периода выполнения работ не был в полном объеме организован контроль воздушной среды в местах, установленных в наряде-допуске (6 точек отбора), с целью предупреждения возникновения опасных концентраций паров и газов, которые могут повлечь за собой взрывы и пожары и предотвращения отравлений работающих.

Управление пришло к выводу о том, что обществом «Компания Альп-Высотка» не обеспечено безопасное производство огневых, ремонтных работ на объекте чрезвычайно высокой опасности; не приняты меры по защите жизни и здоровья работников в случае происшедшей аварии; не обеспечена безопасность работников при эксплуатации сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, что явилось нарушением требований пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон о промышленной безопасности, Закон), статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации.

По фактам выявленных нарушений управлением составлен протокол об административном правонарушении от 16.10.2020 № 43-23-2020-2062 и вынесено постановление от 22.10.2020 № 43-23-2020-2062 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 9.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 1 000 000 рублей.

Полагая, что постановление управления является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 3 статьи 9.1 КоАП РФ грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно примечанию 1 к названной статье под грубым нарушением требований промышленной безопасности опасных производственных объектов понимается нарушение требований промышленной безопасности, приведшее к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей. Понятие грубого нарушения условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В силу статьи 1 Закона о промышленной безопасности промышленной безопасностью опасных производственных объектов признается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

В пункте 1 статьи 3 данного Закона определено, что требованиями промышленной безопасности являются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в данном Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.

Такие требования установлены, в частности, в статьях 9, 11 Закона о промышленной безопасности.

Виновность общества в совершении грубого нарушения условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов подтверждена собранными по делу доказательствами, получившими оценку судами по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Вывод судебных инстанций о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 9.1 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам. У общества имелась объективная возможность для выполнения требований законодательства в сфере промышленной безопасности опасных производственных объектов

Вместе с тем, принимая во внимание в качестве смягчающих обстоятельств как раскаяние лица, совершившего административное правонарушение, добровольное возмещение причиненного ущерба лицам, пострадавшим при возникновении аварии на производстве, исходя из принципов справедливости и соразмерности наказания, с учетом представленных доказательств имущественного и финансового положения общества, суды посчитали возможным снизить размер штрафа до 500 000 руб.

Кассационная инстанция считает, что выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права, процессуальных нарушений судами при рассмотрении дела не допущено. Поэтому оснований для удовлетворения жалобы и отмены принятых по данному делу судебных актов у кассационной инстанции не имеется.

Доводы подателя жалобы о допущенных управлением существенных нарушениях при составлении протокола об административном правонарушении, были рассмотрены судами и отклонены как не соответствующие материалам дела.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.06.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2021 по делу № А65-5254/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья Л.Ф. Хабибуллин

Судьи И.А. Хакимов

А.Н. Ольховиков