АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-9864/2023
г. Казань Дело № А55-29626/2022
10 ноября 2023 года
Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 ноября 2023 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мосунова С.В.,
судей Закировой И.Ш., Хлебникова А.Д.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле – извещены надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «Сызранский нефтеперерабатывающий завод»
на решение Арбитражного суда Самарской области от 11.04.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2023
по делу №А55-29626/2022
по заявлению Отделения Фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Самарской области к акционерному обществу «Сызранский нефтеперерабатывающий завод» с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: ФИО1, ФИО2, о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Отделение Фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Самарской области (далее - Отделение ФСС РФ по Самарской области, Фонд, страховщик, истец) с учетом уточнений обратилось 30.09.2022 в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением о взыскании с акционерного общества «Сызранский нефтеперерабатывающий завод» (далее – АО «Сызранский НПЗ», общество, страхователь, ответчик) излишне понесенных расходов на выплату пособия по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 208 548,38 руб.
Суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО1, ФИО2.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 11.04.2023, оставленным без изменений постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2023, заявленные требования удовлетворены.
АО «Сызранский НПЗ» обратилось с кассационной жалобой, в которой просит вынесенные судебные акты отменить, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении требований Фонда отказать.
Отзывы на кассационную жалобу в суд не представлены.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», однако явку своих представителей в суд не обеспечили.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, АО "Сызранский НПЗ" зарегистрирован с 29.12.1999 в качестве страхователя в филиале № 20 ГУ Фонда социального страхования РФ по Самарской области.
Филиалом № 20 ФСС РФ по Самарской области 16.03.2022 принято Решение о проведении выездной проверки страхователя по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2019 по 31.12.2021, по результатам которой составлены: акт выездной проверки от 11.05.2022 за № 63202280000273, справка выездной проверки полноты и достоверности сведений от 25.05.2022 за № 63202280000272.
Выездной проверкой были выявлены расходы, излишне понесенные страховщиком, которые составили общую сумму 213 280,10 рублей в связи со следующими обстоятельствами.
Застрахованное лицо ФИО1 является работником страхователя, работает на условиях пятидневной рабочей недели, продолжительность рабочей недели 35 часов.
На основании представленных АО "Сызранский НПЗ" рег. № 6320000149 сведений Фондом в проверяемом периоде излишне выплачено пособие по уходу за ребенком до достижения возраста 1,5 лет ФИО1 в сумме 219 998,78 руб., в том числе:
в апреле 2019 г. за период с 04.03.2019 по 31.03.2019 - 22 162,06 руб. (24 536,57 руб. / 31 дн. * 28 дн.);
в мае 2019 г. за период с 01.04.2019 по 30.04.2019 - 24 536,57 руб.;
в июне 2019 г. за период с 01.05.2019 по 31.05.2019 - 24 536,57 руб.;
в июле 2019 г. за период с 01.06.2019 по 30.06.2019 - 24 536,57 руб.;
в августе 2019 г. за период с 01.07.2019 по 31.07.2019 - 24 536,57 руб.;
в сентябре 2019 г. за период с 01.08.2019 по 31.08.2019 - 24 536,57 руб.;
в октябре 2019 г. за период с 01.09.2019 по 30.09.2019 - 24 536,57 руб.;
в ноябре 2019 г. за период с 07.10.2019 по 31.10.2019 - 21 090,54 руб. (26 152,27 руб. / 31 дн. * 25 дн.);
в декабре 2019 г. за период с 01.11.2019 по 30.11.2019 - 26 152,27 руб.;
в декабре 2019 г. за период с 01.12.2019 по 04.12.2019 - 3 374,49 руб. (26 152,27 руб. / 31 дн. * 4 дн.).
Расценив указанные обстоятельства как злоупотребление правом, направленное на получение дополнительного материального обеспечения, Фонд пришел к выводу о несоблюдении условий, предусмотренных частью 2 статьи 11.1 Федерального закона № 255-ФЗ от 29.12.2006 "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее – Закон № 255-ФЗ), для сохранения за указанными работниками права на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Направленное в адрес страхователя требование № 632022800002501 от 21.07.2022 о возмещении Фонду излишне понесенных расходов оставлено обществом без удовлетворения, что послужило основанием для обращения 30.09.2022 в суд с настоящим заявлением.
В связи с частичным возмещением в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции излишне понесенных расходов в размере 4731,72 руб. (в отношении работника ФИО2), истцом заявленные требования были уточнены в части взыскания с ответчика расходов на выплату пособия по обязательному социальному страхованию на случай временной неструдоспособности и в связи с материнством в сумме 208 548,38 руб. (в отношении работника ФИО1).
Постановлением Правительства Российской Федерации утверждено Положение об особенностях назначения и выплаты в 2012-2016 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта (далее - "Положение").
В соответствии с пунктом 2 Положения при наступлении страхового случая застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) обращается к страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) с заявлением о выплате соответствующего вида пособия и документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации. Перечень документов, необходимых для назначения и выплаты пособий, определяется в соответствии с Федеральными законами от 29.12.2006 № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее – Закон № 255-ФЗ) и Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее – Федеральный закон № 81-ФЗ).
Страхователи, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 25 человек, представляют в сроки, установленные пунктом 3 настоящего Положения, в территориальный орган Фонда по месту регистрации сведения, необходимые для назначения и выплаты соответствующего вида пособия (далее - "реестр сведений"), в электронной форме по форматам, установленным Фондом. Формы реестров сведений и порядок их заполнения утверждаются Фондом (пункт 4 Положения).
Согласно пункту 8 Положения после получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, либо реестра сведений территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 календарных дней со дня их получения принимает решение о назначении и выплате пособий напрямую застрахованным лицам.
Дополнительная проверка сведений, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, содержащихся в реестре, предусмотрена законодательством только в случае направления сведений не в полном объеме (пункт 7 Положения).
Таким образом, ответственность за расчет, правильность начисления и расходования средств несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 4.2. Закона № 255-ФЗ установлена обязанность страховщика проводить проверки правильности выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам, требовать и получать от страхователей необходимые документы и объяснения
В соответствии с частью 1 и 2 статьи 11.1 Закона № 255-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет; право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому и продолжает осуществлять уход за ребенком.
Условия, размеры и порядок обеспечения этим пособием определяются Законом № 255-ФЗ и Федеральным законом № 81-ФЗ, закрепляющими право на получение матерью ребенка либо другими родственниками, фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, предоставленном на основании статьи 256 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Выплата пособия по уходу за ребенком возможна при наличии двух оснований: работник фактически осуществляет уход за ребенком и работает на условиях неполного рабочего времени, причем ежемесячное пособие компенсирует утраченный заработок и не является дополнительным материальным обеспечением.
В силу пункта 4 части 1 статьи 4.2 Закона № 255-ФЗ и подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Закона № 165-ФЗ страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование в том случае, если данные расходы произведены страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации.
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40% среднего заработка застрахованного лица, но не менее минимального размера этого пособия, установленного пунктом 1 статьи 11.2 Закона № 225-ФЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 91 ТК РФ нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.
Судом первой инстанции установлено, что заработок ФИО1 на период отпуска по уходу за ребенком сократился на 10,5%, а не на 40%. При этом неполное рабочее время ФИО1, находящейся в отпусках по уходу за ребенком, не может превышать 60% нормальной продолжительности рабочего времени работника.
Отметив, что выплата пособия по уходу за ребенком при минимальном сокращении продолжительности рабочего времени противоречит целям установления и назначения самого пособия, поскольку такое сокращение рабочего времени (на 1 час в день) не может расцениваться как мера, необходимая для осуществления ухода за ребенком, повлекшая утрату заработка, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что действия АО "Сызранский НПЗ" как работодателя по установлению такого режима неполного времени работнику свидетельствуют о злоупотреблении правом со стороны общества в виде создания искусственной ситуации в целях неправомерного получения денежных средств за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, поскольку в данном случае
наряду с незначительно уменьшенной заработной платой уже не является ее компенсацией, а приобретает характер дополнительного материального стимулирования.
С учетом изложенного, указал суд первой инстанции, Фонд, обладая контрольными полномочиями, правомерно в пределах своей компетенции принял решение о возмещении страхователем расходов, излишне понесенных территориальным органом страховщика в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем АО "СНПЗ" сведений в сумме 208 548,38 руб. в отношении работника ФИО1
Суд апелляционной инстанции, повторно проанализировав материалы дела, согласился с выводами суда первой инстанции.
В кассационной жалобе АО «Сызранский НПЗ» оспаривает выводы судов первой и апелляционной инстанций, давая свою оценку установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам, считая необоснованным вывод судов «о создании страхователем искусственной ситуации, направленной на получение необоснованного обогащения за счет средств Фонда», полагая, что истцом пропущен срок исковой давности.
Все доводы кассационной жалобы были заявлены в судах первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую оценку в оспариваемых судебных актах.
Так, суд апелляционной инстанции со ссылкой на положения статей 195, 195, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 № 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", указав, что порядок предоставления сведений в электронном виде не предполагает последующего предоставления страхователем в Территориальный орган Фонда документов, что исключает возможность проверки Фондом достоверности и полноты сведений, отметил, что нарушения были выявлены Отделением ФСС РФ по Самарской области по результатам проведения выездной проверки, проведенной за 2019-2021 год и на основе полученных в ходе данной проверки информации и документов, и срок исковой давности в данном случае следует исчислять с даты акта выездной проверки Фондом общества, то есть с 11.05.2022.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам (статья 286 АПК РФ).
В обжалуемых судебных актах приведены мотивы, по которым суды пришли к таким выводам, с указанием на конкретные доказательства, исследованные и оцененные в их совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ.
Доводы кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, являющихся самостоятельными основаниями для безусловной отмены принятых судебных актов, по настоящему делу судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанций не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов судов первой и апелляционной инстанций.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 11.04.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2023 по делу № А55-29626/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья С.В. Мосунов
Судьи И.Ш. Закирова
А.Д. Хлебников