ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (8432) 43-99-41
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
«02» ноября 2006 года
председательствующего Меленьтевой Р.Р., судей: Аглиуллиной Ф.Г., Петрушкина В.А.,
без участия представителей сторон, извещены,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобуМинистерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, г. Москва,
на решение от 10.05.2006 (судья Енгалычева О.А.) арбитражного суда Пензенской области по делу №А49-7409/05-343/1,
по иску открытого акционерного общества «Связьтранснефть» в лице филиала – «Средневолжское ПТУС», г. Самара, к Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области, г. Пенза, Министерству труда и социального развития Российской Федерации, г. Москва, Министерству финансов Российской Федерации в лице управления Федерального казначейства по Пензенской области, г. Пенза, Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию, г. Москва, Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, г. Москва, о взыскании 17.213 руб.,
УСТАНОВИЛ:
ОАО «Связьтранснефть» в лице филиала - «Средневолжское ПТУС», г. Самара, (далее - истец) обратилось с иском к Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области, г. Пенза, (далее – первый ответчик), Министерству труда и социального развития Российской Федерации, г. Москва, (далее – второй ответчик), Министерству финансов Российской Федерации в лице управления Федерального казначейства по Пензенской области, г. Пенза, (далее – третий ответчик) о взыскании убытков в сумме 17.213 руб., образовавшихся за период с мая по декабрь 2004 года.
Определением от 28.11.2005 к участию в деле в качестве ответчика привлечено Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, г. Москва.
Определением от 28.02.2006 к участию в деле в качестве ответчика привлечено Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, г. Москва.
Решением от 10.05.2006 арбитражный суд исковые требования удовлетворил частично: взыскал с Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в пользу ОАО «Связьтранснефть» убытки в сумме 14.587 руб. 29 коп.; в остальной части иска отказал.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность принятого по делу решения не проверялись.
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, как не соответствующее нормам материального и процессуального права и имеющимся в деле доказательствам, и принять по делу новый судебный акт об отказе в иске к Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, надлежащим образом извещены.
Согласно телеграмме Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 26.10.2006 до 14 часов 30 минут 02.11.2006.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, исходя из требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции находит основания для изменения данного судебного акта.
Как следует из материалов дела истцом в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» были предоставлены льготы гражданам, проживающим на территории Пензенской области в размере 50% скидки за пользование телефоном за период с 01.05.2004 по 31.12.2004.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» отдельным категориям граждан предоставляются следующие меры социальной поддержки: оплата в размере 50% абонентной платы за телефон.
Согласно положениям пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» за счет средств федерального бюджета возмещаются расходы на оплату установки квартирного телефона и абонентную плату за пользование им.
Список лиц, получивших установленные федеральным законодательством льготы, также как и факт предоставления истцом льгот отдельным категориям граждан, подтвержден материалами дела.
Из материалов дела также видно, что 01.01.2004 между истцом и Министерством здравоохранения и социального развития Пензенской области был заключен договор №14-74, согласно которому, первый ответчик принял на себя обязанность совместно с истцом составлять акты, подтверждающие объем оказанных услуг и на основании данных актов производить возмещение расходов путем перечисления истцу средств из федерального бюджета.
Согласно Правилам возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот (утверждены постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 №963, срок действия продлён по 2004 год) возмещение расходов производится за счёт средств федерального бюджета.
Арбитражный суд, всесторонне и полно исследовав материалы дела, пришел к правомерному выводу о том, что денежные средства из федерального бюджета в Пензенскую область были перечислены в недостаточном количестве для реализации Федерального закона «О ветеранах» в полном объеме.
Материалами дела также подтверждено наличие остатка денежных средств федерального бюджета, предусмотренных в 2004 году для возмещения расходов на оплату установки телефона ветеранам и инвалидам и его использование (код 334).
Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2004 год» средства, предусмотренные для возмещения расходов на оплату установки телефона ветеранам и инвалидам и его использование (код 334) в соответствии с ведомственной структурой расходов федерального бюджета закреплены за Министерством труда и социального развития РФ.
Согласно пункту 12 Указа Президента РФ от 09.03.2004 №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство труда и социального развития Российской Федерации было упразднено.
Распоряжением Правительства РФ от 20.09.2004 №1213-р Министерство здравоохранения и социального развития РФ было определено органом, ответственным за завершение ликвидационных процедур в отношении Министерства труда и социального развития РФ.
Функции Министерства труда и социального развития РФ по возмещению расходов на оплату установки телефона ветеранам и инвалидам и его использование в 2004 году ни на Министерство здравоохранения и социального развития РФ, ни на иной федеральный орган исполнительной власти возложены не были. Механизм возмещения данных расходов операторам связи разработан также не был.
Урегулирован вопрос возмещения таких расходов был лишь с принятием
Федерального закона от 26.12.2005 №189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006
год», подпунктом 9 пункта 1 статьи 74 которого предусмотрено направление
Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации
остатков средств федерального бюджета на исполнение судебных решений по
искам, предъявляемым к упраздняемому Министерству труда и социального
развития Российской Федерации за оказанные операторами связи в 2000-2004
годах услуги ветеранам и инвалидам в соответствии с Федеральным законом «О
ветеранах».
При наличии таких обстоятельств, арбитражный суд обоснованно признал, что убытки истца в 2004 году явились следствием вины государства, не предусмотревшего необходимость выделения средств для компенсации понесённых оператором связи расходов в достаточном объёме и не разработавшего механизм возмещения расходов операторам связи, приняв решение об упразднении Министерства труда и социального развития РФ.
На основании пункта 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункта 9 пункта 1 статьи 74 Федерального закона от 26.12.2005 №189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год» арбитражный суд первой инстанции правильно установил, что обязанность по возмещению причиненного вреда возложена на Министерство здравоохранения и социального развития РФ.
В силу вышеизложенного арбитражный суд первой инстанции законно и обоснованно со ссылкой на статьи 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации установил, что убытки подлежат возмещению за счет средств казны РФ в лице Министерства здравоохранения и социального развития РФ.
Однако в резолютивной части решения арбитражный суд ошибочно указал, что убытки взыскиваются с Министерства здравоохранения и социального развития РФ.
С учетом разъяснений, изложенных в пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №23 от 22.06.2006 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», суд кассационной инстанции считает необходимым изменить резолютивную часть решения в части взыскания денежных средств с Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, изложив ее в следующей редакции: «Взыскать за счет средств казны Российской Федерации в лице Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в пользу ОАО «Связьтранснефть» убытки в сумме 14.587 руб. 29 коп.».
В остальной части обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ
СУДЬЯ Р.Р.Меленьтева
СУДЬЯ Ф.Г.Аглиуллина
СУДЬЯ В.А.Петрушкин