НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Поволжского округа от 02.07.2015 № А55-23530/14

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-25357/2015

г. Казань                                                 Дело № А55-23530/2014

06 июля 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 06 июля 2015 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,

судей Логинова О.В., Хабибуллина Л.Ф.,

при участии представителей:

заявителя – Бекиной Н.А. (доверенность от 12.01.2015),

ответчика – Попова Э.П. (доверенность от 28.10.2013),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобуМежрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Самарской области

на решение Арбитражного суда Самарской области от 20.01.2015 (судья Мехедова В.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2015 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Липкинд Е.Я., Кузнецов В.В.)

по делу №А55-23530/2014

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Транспортная компания «МОТЕКС» (ОГРН 1106320014085, ИНН 6321249495), г. Тольятти, Самарская область, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Самарской области (ОГРН 1046301200252, ИНН 6320000667), г. Самара, о признании недействительным решения от 28.07.2014 № 04-13/16194,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью Транспортная компания «МОТЕКС» (далее – заявитель, общество, ООО ТК «МОТЕКС») обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Самарской области (далее – налоговый орган, инспекция, Межрайонная ИФНС России № 2 по Самарской области) от 28.07.2014 № 04-13/16194 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 20.01.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2015, заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействительным решение Межрайонной ИФНС России № 2 по Самарской области от 28.07.2014 № 04-13/16194 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в полном объеме как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации.

В кассационной жалобе Межрайонная ИФНС России № 2 по Самарской области с принятыми по делу судебными актами не согласилась, просит их отменить и отказать в удовлетворении требований ООО ТК «МОТЕКС». При этом налоговый орган полагает, что судами неправильно применены нормы материального права, поскольку представленные заявителем договоры обладают признаками договора аренды движимого имущества. По мнению инспекции, суды ошибочно квалифицировали договоры, заключаемые обществом в процессе осуществления основного вида деятельности, как договоры возмездного оказания услуг.

В отзыве на кассационную жалобу ООО ТК «МОТЕКС» возражает против доводов инспекции и просит обжалованные ею судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены либо изменения исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, 26.02.2014 ООО «ТК «МОТЕКС» представило в Межрайонную ИФНС России № 2 по Самарской области первичную налоговую декларацию по налогу на имущество организаций за 2013 год.

По представленной декларации налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка и составлен акт от 06.06.2014 № 04‑13/23799/1255 (т. 6 л.д. 36-44).

Рассмотрев материалы проверки, налоговый орган принял решение от 28.07.2014 №04-13/16194 о привлечении ООО «ТК «МОТЕКС» к ответственности за совершение налогового правонарушения по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) за неуплату (неполную уплату) налога на имущество организаций в результате занижения налоговой базы за 2013 год с начислением штрафа в сумме 1 254 692,20 руб. Также обществу доначислен налог на имущество в сумме 6 337 767 руб. и начислены пени в сумме 186 018,49 руб. (т. 1 л.д. 42-53, т. 6 л.д. 19-30).

Основанием для принятия данного решения послужил вывод налогового органа о несоблюдении налогоплательщиком условий для применения льготы по налогу на имущество в отношении имущества, созданного или приобретенного в ходе реализации инвестиционного проекта, установленных подпунктом 3 пункта 1 статьи 4 Закона Самарской области от 25.11.2003 № 98-ГД «О налоге на имущество организаций на территории Самарской области» (далее – Закон № 98-ГД).

В обоснование данного вывода, инспекция указала, что представленный ООО ТК «МОТЕКС» договор от 03.08.2010 № ПЦ/0480/10/426 предусматривает фактическую передачу имущества в пользование и соответствует условиям договора аренды движимого имущества.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области от 16.09.2014 № 03-15/22771 апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения, решение Межрайонной ИФНС России № 2 по Самарской области от 28.07.2014 № 04-13/16194 – без изменения (т. 1 л.д. 54-55, т. 6 л.д. 7-10)

Не согласившись с решением инспекции, общество оспорило его в судебном порядке.

Судебные инстанции удовлетворили заявленные требования ввиду следующего.

Согласно статье 372 НК РФ налог на имущество организаций устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской рации.

При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с настоящей главой, предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Статьей 4 Закона № 98-ГД установлены льготы, в виде освобождения от уплаты налога для определенных категорий налогоплательщиков.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 4 Закона № 98-ГД от уплаты налога освобождаются организации (кроме банков, других кредитных организаций, страховых организаций и организаций, получающих более процентов дохода от сдачи в аренду основных средств, создаваемых в ходе реализации инвестиционных проектов, от всех доходов, определенных по данным бухгалтерского учета, полученных в отчетном и (или) налоговом периоде), осуществляющие инвестиционную деятельность на территории Самарской области, – в отношении имущества, созданного или приобретенного в ходе реализации инвестиционного проекта и назначенного для его реализации.

Налогоплательщики, осуществляющие на территории Самарской области инвестиционный проект стоимостью от ста миллионов до пятисот миллионов рублей (включительно) на день обращения инвестора в налоговые органы, освобождаются от уплаты налога на имущество организаций в отношении имущества, созданного или приобретенного в результате осуществления инвестиционного проекта, на четыре года с месяца постановки его на бухгалтерский учет в качестве объекта основных средств.

Как установлено судами, ООО ТК «МОТЕКС» осуществляет реализацию инвестиционного проекта «Обновление и увеличение вагонного парка предприятия», целью которого является получение дополнительной прибыли за счет увеличений вагонного парка, удовлетворение транспортных потребностей промышленного комплекса Самарского региона и России в целом, расширение зоны влияния транспортной компании и выход на новые рынки сбыта.

Бизнес-план инвестиционного проекта ООО ТК «МОТЕКС» рассмотрен и согласован Министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской и внесен в реестр инвестиционных проектов Самарской области от 20.09.2013 № 0036 (т. 1 л.д. 56).

На бизнес-план инвестиционного проекта Министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской выдано заключение №0036, согласно которому в соответствии с Законами Самарской области «Об инвестициях и дарственной поддержке инвестиционной деятельности в Самарской области», «О налоге имущество на имущество организаций на территории Самарской области», «О пониженных ставках налога на прибыль организаций, зачисляемого в областной бюджет», ТК «МОТЕКС» предоставлена следующая государственная поддержка: освобождение от уплаты налога на имущество в отношении имущества, созданного, приобретенного в результате осуществления инвестиционного проекта, на 4 года с постановкой его на бухгалтерский учет в качестве объекта основных средств; установление пониженной ставки налога в отношении прибыли, полученной от реализации товаров (работ, услуг) в результате осуществления инвестиционного проекта, на год с начала отчетного периода, в котором получена прибыль от реализации инвестиционного проекта, определяемая по данным налогового учета (т. 1 л.д. 57-60).

С учетом указанных обстоятельств, налогоплательщик в представленной декларации по налогу на имущество организаций за 2013 год заявил указанную льготу в отношении имущества (железнодорожных вагонов), приобретенного в ходе реализации инвестиционного проекта и предназначенного для его реализации.

Как усматривается из материалов дела, основным видом деятельности ООО ТК «МОТЕКС» является реализация услуг по предоставлению подвижного состава для перевозок.

Нормами Федерального закона от 24.12.2002 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ» введено понятие оператора железнодорожного подвижного состава как юридического лица или индивидуального предпринимателя, имеющего вагоны, контейнеры на праве собственности ином праве, участвующего на основе договора с перевозчиком в осуществлении перевозочного процесса с использованием указанных вагонов, контейнеров. Операторы оказывают услуги по предоставлению железнодорожных вагонов и контейнеров оператора юридическим и физическим лицам для перевозки железнодорожным транспортом любыми видами отправок.

Взаимодействие оператора и клиентов при предоставлении железнодорожных вагонов контейнеров оператора осуществляется на основании заключаемого между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации договора, в который, включаются соответствующие требования.

Указанный договор может включать элементы различных договоров, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в зависимости от объема и характера оказываемых оператором услуг.

В соответствии с условиями заключаемых заявителем договоров исполнитель (ООО ТК «МОТЕКС») обязуется по заявкам заказчика оказывать услуги, связанные с организацией железнодорожных перевозок грузов заказчика, перевозимых по территории РФ, а так же вывозимых в таможенном режиме экспорта за пределы РФ, ввозимых на территорию РФ, в вагонах исполнителя. Заказчик обязуется оплатить услуги исполнителя в порядке и объемах, смотренных настоящим договором.

Судебные инстанции обоснованно пришли к выводу о том, что заключаемые ООО ТК «МОТЕКС» в процессе осуществления основного вида деятельности договоры на оказание услуг по предоставлению вагонов по своей правовой природе являются договорами возмездного оказания услуг, и условия, предусмотренные сторонами в договоре, не могут рассматриваться как аренда движимого имущества, поскольку они не соответствуют признакам договора аренды, которые установлены статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Договоры, заключаемые ООО ТК «МОТЕКС» с заказчиками, как выявлено судами, не идентифицируют конкретные вагоны, которые будут предоставлены для участия в процессе перевозки грузов заказчика.

В процессе исполнения заключаемых ООО ТК «МОТЕКС» договоров фактической передачи имущества (железнодорожных вагонов) по акту приема-передачи или иначе исполнителем заказчику и обратно не происходило.

При расчете стоимости оказанных услуг использовался прейскурант № 10-01 «Тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые ОАО «РЖД», на основании которого стоимость услуг дифференцировалась в зависимости от различных факторов с учетом всего перевозочного процесса, что не соответствует понятию арендной платы, которая устанавливается в виде определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно (статья 614 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Судами правомерно указано, что спорные договоры нельзя квалифицировать как договоры аренды.

Также судами учтено, что правомерность применения льготы подтверждается положительным заключением Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской, проводившего правовую экспертизу договоров ООО ТК «МОТЕКС», посредством которых должна производиться реализация инвестиционного проекта (т. 1 л.д. 57-60).

В связи с получением права на применение указанной льготы, ООО ТК «МОТЕКС» представило в налоговый орган уточненные налоговые декларации по налогу на имущество за 2011 год, за 2012 год, уточненные налоговые расчеты за I и II квартал 2013 года, в которых произвело перерасчет суммы налога в связи с примененной льготой.

По результатам камеральных проверок уточненных деклараций (расчетов) применение указанной льготы налоговым органом признано правомерным, сумма уплаченного налога за указанные периоды была возвращена заявителю.

При данных обстоятельствах суды сделали правильный вывод, что оспариваемое решение налогового органа не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Суды первой и апелляционной инстанций полно, всесторонне исследовали все обстоятельства дела, дали надлежащую оценку всем представленным в деле документальным доказательствам и приняли обоснованные судебные акты.

Доводы кассационной жалобы не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, и направлены на переоценку их выводов. Нарушений судами норм материального и процессуального права не выявлено, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалованных судебных актов.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 20.01.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2015 по делу № А55-23530/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья                                         Р.Р. Мухаметшин

Судьи                                                                                О.В. Логинов

                                                                                           Л.Ф. Хабибуллин