НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Поволжского округа от 01.10.2015 № А55-24506/14

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-1335/2015

г. Казань                                                 Дело № А55-24506/2014

07 октября 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 07 октября 2015 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Хакимова И.А.,

судей Вильданова Р.А., Мельниковой Н.Ю.,

при участии представителей:

истца – ФИО1, доверенность от 10.02.2014,

ответчика – ФИО2, доверенность от 31.12.2014,

в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Мэрии городского округа Тольятти

на решение Арбитражного суда Самарской области от 08.04.2015 (судья Матюхина Т.М.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2015 (председательствующий судья Семушкин В.С., судьи Филиппова Е.Г., Юдкин А.А.)

по делу № А55-24506/2014

исковому заявлению Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области, г. Самара, к Мэрии городского округа Тольятти, г. Тольятти Самарской области, о взыскании субвенций, использованных не по целевому назначению, с участием в деле в качестве третьего лица ‑ Министерства управления финансами по Самарской области, г. Самара,

УСТАНОВИЛ:

Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области (далее – Министерство) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением о взыскании с Мэрии городского округа Тольятти (далее – Мэрия) в областной бюджет субвенций в сумме 1 689 700 руб., использованных не по целевому назначению.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 08.04.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2015, иск удовлетворен.

Не согласившись с принятыми судебными актами, ответчик обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в иске, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.

Как указывает заявитель жалобы, методика расчета, содержащая перечень материальных затрат с использованием формулировки «в том числе», предполагает расширенное толкование перечня видов расходов, относящихся к этим затратам.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, исходя из требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) и доводов, содержащихся в кассационной жалобе, арбитражный суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.

В соответствии с Законом Самарской области от 05.03.2005 № 77-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» (далее - Закон № 77-ГД), городской округ Тольятти наделен отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке населения и по осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении совершеннолетних граждан.

Финансовое обеспечение указанных государственных полномочий осуществляется за счет предоставления городскому округу Тольятти субвенций, предусмотренных в Законе Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый год.

Постановлением мэра городского округа Тольятти от 10.06.2008 № 1320-1/п «Об осуществлении переданных отдельных государственных полномочий» (далее - Постановление № 1320-1/п) приняты расходные обязательства по переданным отдельным государственным полномочиям, в том числе по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения.

В соответствии с пунктом 2 Постановления № 1320-1/п данные расходные обязательства исполняются за счет и в пределах предоставляемых субвенций из областного бюджета, а также в пределах дополнительно предусмотренных и утвержденных средств в бюджете городского округа Тольятти.

Законом Самарской области от 05.12.2011 № 127-ГД «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» (с учетом внесенных изменений) установлено распределение на 2012 год субвенций, формируемых за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита областного бюджета, по городским округам, муниципальным районам и видам субвенций, в соответствии с которым городскому округу Тольятти предусмотрены субвенции в размере 116746,0 тыс. рублей на исполнение государственных полномочий.

Согласно статье 7 Закона № 77-ГД при осуществлении государственного контроля за реализацией органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий Министерство, в частности: контролирует соблюдение порядка и условий предоставления мер социальной поддержки и социального обслуживания, осуществляемых в соответствии с Законом № 77-ГД, законность решений органов местного самоуправления, принимаемых для реализации переданных государственных полномочий; производит проверки деятельности органов местного самоуправления по осуществлению переданных им государственных полномочий и использованию выделенных для этих целей материальных и финансовых средств.

Пунктом 4.1 Постановления Правительства Самарской области от 23.12.2009 № 687 «О порядке осуществления финансового контроля органами исполнительной власти Самарской области», действовавшего в период возникновения спорных правоотношений, предусмотрено, что главные распорядители в рамках финансового контроля осуществляют контроль за использованием субсидий, субвенций их получателями в соответствии с условиями и целями, определенными при предоставлении указанных средств из областного бюджета, в том числе посредством проведения ревизий (проверок), а также иные полномочия по финансовому контролю в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 13.02.2013 №38 «Об определении органов исполнительной власти Самарской области, уполномоченных представлять в судах интересы Самарской области» органы исполнительной власти Самарской области, являющиеся главными распорядителями средств областного бюджета (главными администраторами доходов областного бюджета), выступают в судах от имени Самарской области (казны Самарской области) в качестве истца, ответчика, заинтересованного лица.

Согласно пункту 5 статьи 5 Закона № 77-ГД финансовые средства, направляемые из областного бюджета на реализацию органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий, носят строго целевое назначение и не могут быть использованы на цели, не предусмотренные указанным законом.

По результатам внеплановой проверки использования субвенции, предоставленной Мэрии из областного бюджета для осуществления переданных государственных полномочий Самарской области по социальной поддержке населения и по осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении совершеннолетних граждан за период с 01.01.2012 по 31.12.2012, Министерством было выявлено нецелевое использование бюджетных средств в сумме 1 689 700 руб., о чем составлен акт от 21.03.2013.

Постановлением Правительства Самарской области от 11.06.2008 № 182 утвержден Порядок расходования субвенций, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита областного бюджета, предоставляемых бюджетам городских округов и муниципальных районов из областного бюджета в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении переданных государственных полномочий в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения (далее - Порядок расходования субвенций).

Пунктом 7.1 Порядка расходования субвенций (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) установлено, что субвенции расходуются на выполнение переданных государственных полномочий в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения по перечню затрат, исходя из которых рассчитывается объем субвенций в соответствии с методикой, утвержденной Законом № 77-ГД.

В соответствии с Методикой расчета общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета для осуществления переданных полномочий по социальной поддержке населения, утвержденной Законом № 77-ГД (далее – Методика расчета), в расчет общего объема субвенции включены расходы на оплату труда и материальные затраты, к которым, согласно расшифровке материальных затрат, относятся расходы на услуги связи, транспортные услуги, коммунальные услуги, услуги по содержанию имущества, командировочные расходы и расходы, связанные с повышением квалификации специалистов, расходы на обслуживание сети Интернет, программное обеспечение и подписку на периодические издания, расходы на обязательное страхование владельцев транспортных средств и на уплату налогов и различного рода платежей, приобретение канцтоваров и расходных материалов для оргтехники, расходы на моющие средства и хозяйственный инвентарь, горюче-смазочные материалы.

Таким образом, судебные инстанции, установив, что расходы на увеличение стоимости основных средств в расчете субвенции не предусмотрены, пунктом 7.1 Порядка расходования субвенций установлена императивная норма о том, что субвенции расходуются на выполнение переданных государственных полномочий в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения по перечню затрат, исходя из которых рассчитывается объем субвенций в соответствии с Методикой расчета, пришли к выводу, что осуществление Мэрией затрат, не указанных в перечне, является нецелевым использованием бюджетных средств.

Суд кассационной инстанции считает указанные выводы судов не противоречащими фактическим обстоятельствам дела и примененным нормам права.

По существу доводы заявителя кассационной жалобы не свидетельствуют о неправильном применении судебными инстанциями норм права, связаны исключительно с иной оценкой доказательств по делу и направлены на переоценку выводов суда, что не отнесено процессуальным законодательством к полномочиям суда кассационной инстанции.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, судом кассационной инстанции не выявлено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 08.04.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2015 по делу № А55-24506/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья                                   И.А. Хакимов

Судьи                                                                          Р.А. Вильданов

Н.Ю. Мельникова