НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Поволжского округа от 01.09.2022 № А49-5422/2021

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-21593/2022

г. Казань                                                 Дело № А49-5422/2021

05 сентября 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 05 сентября 2022 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Савкиной М.А.,

судей Сабирова М.М., Мельниковой Н.Ю.,

при участии представителей:

ответчика – Рудакова И.И., доверенность от 10.01.2022,

третьего лица – акционерного общества «Российский экспортный центр» - Горшкова М.С., доверенность от 28.12.2021,

в отсутствие иных лиц, участвующих в деле – извещены надлежащим образом,

рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства промышленности и торговли Российской Федерации

на решение Арбитражного суда Пензенской области от 22.03.2022 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2022

по делу № А49-5422/2021

по исковому заявлению Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, г. Москва (ОГРН 1047796323123) к акционерному обществу «Грабовский автомобильный завод», с. Грабово Пензенской области (ОГРН 1035800900816) о взыскании субсидии и штрафа,

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Федерального казначейства; акционерного общества «Российский экспортный центр»,

УСТАНОВИЛ:

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (далее – Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с исковым заявлением к Акционерному обществу «Грабовский автомобильный завод» (далее - АО «Завод ГРАЗ», ответчик), в котором просило взыскать 402 894 руб. 72 коп., в том числе: субсидию, предоставленную по Соглашению от 18.12.2019 № 020-11-2019-1142 в сумме 201 447 руб. 36 коп., штраф по п. 5.2.2 Соглашения в размере 201 447 руб. 36 коп.

При рассмотрении данного дела суд первой инстанции привлек к участию в деле в порядке, предусмотренном статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральное казначейство и Акционерное общество «Российский экспортный центр» (далее - АО «Российский экспортный центр»).

Решением Арбитражного суда Пензенской области от 22.03.2022 оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2022, в удовлетворении заявленных Министерством исковых требований отказано.

Не согласившись с принятыми судебными актами, Министерство обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой. Считает обжалуемые судебные акты незаконными, необоснованными и подлежащими отмене ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Подробно доводы изложены в кассационной жалобе, по существу которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, принять новый судебный акт, которым удовлетворить требования в полном объеме.

АО «Завод ГРАЗ» представлен отзыв, считает обжалуемые судебные акты основаны на всестороннем и полном исследовании обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соответствуют нормам материального и процессуального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

АО «Российский экспортный центр» также представлен отзыв, просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия, рассмотрев кассационную жалобу, проверив в порядке статей 286, 287 АПК РФ правильность применения при рассмотрении спора судом первой и апелляционной инстанций норм материального права, соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов заявителя кассационной жалобы и возражений относительно нее, пришла к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, между Министерством промышленности и торговли Российской Федерации - «Министерство», АО «Завод ГРАЗ» - «получатель» и АО «Российский экспортный центр» - «агент» было заключено Соглашение от 18.12.2019 № 020-11-2019-1142 «О предоставлении субсидии из федерального бюджета российским организациям промышленности гражданского назначения в целях снижения затрат на транспортировку продукции» (далее - Соглашение).

Указанное Соглашение было заключено в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2017 № 496 «О государственной поддержке российских организаций промышленности гражданского назначения в целях снижения затрат на транспортировку продукции» (далее - Постановление № 496), которым утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям промышленности гражданского назначения в целях снижения затрат на транспортировку продукции (далее - Правила).

В соответствии с п. п. 1.1 п. 1 Соглашения его предметом является предоставление из федерального бюджета в 2019 году субсидии в целях возмещения затрат получателя, указанных в Приложении № 2 к Соглашению, связанных с транспортировкой продукции, включенной в перечень продукции для целей реализации государственной поддержки организаций, реализующих корпоративные программы повышения конкурентоспособности, утвержденный Министерством (за исключением продукции, для целей поддержки производства и реализации которой допускается предоставление исключительно инвестиционного финансирования), понесенных в период с 01.10.2018 по 31.08.2019 (с 01.07.2018 по 31.08.2019 - для продукции отрасли автомобилестроения).

Согласно п. п. 2.1 п. 2 Соглашения размер предоставленной субсидии составил - 201 447 руб. 36 коп.

В соответствии с п. 20 Правил (в редакции от 18.09.2019) в 2019 году для поставок продукции с 01.10.2018 по 31.08.2019 (с 01.07.2018 по 31.08.2019 - для продукции отрасли автомобилестроения) соглашения о предоставлении субсидии заключаются с организациями по результатам ранжирования организаций в соответствии со значениями показателя результативности использования субсидии.

В соответствии с п. п. 6.1.1 п. п. 6.1 п. 6 Соглашения Министерство и (или) уполномоченные органы государственного финансового контроля проводят проверки соблюдения получателем условий, целей и порядка предоставления субсидии, установленных правилами и соглашением, в соответствии с действующим законодательством.

Федеральным казначейством в соответствии с Приказом Федерального казначейства от 24.09.2020 № 433п «О назначении внеплановой выездной проверки в Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации» в период с 29.09.2020 по 19.10.2020 была проведена внеплановая выездная проверка предоставления и использования субсидий из федерального бюджета в рамках механизма государственной поддержки российских организаций промышленности гражданского назначения в целях снижения затрат на транспортировку продукции в рамках подпрограммы «Содействие в реализации инвестиционных проектов и поддержка производителей высокотехнологической продукции в гражданских отраслях промышленности» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» за 2017-2019 годы.

По итогам указанной проверки Федеральным казначейством был составлен Акт от 20.10.2020 «Внеплановой выездной проверки», направленный в адрес Министерства Письмом от 23.10.2020 № 18-03-01/21698, а также направлено Представление от 15.12.2020 № 18-03-01/26118 (далее - Представление), в соответствии с которыми выявлено нарушение п. п. 1 п. 2 ст. 78, п. п. 10 п. 1 ст. 158 БК РФ, п. 20 Правил, поскольку Министерством на основании указанного выше Соглашения была предоставлена субсидия АО «Завод ГРАЗ», по результатам ранжирования на основании недостоверной информации, представленной организацией о значениях показателя результативности использования субсидии.

Так, в ходе обозначенного контрольного мероприятия Федеральным казначейством был проведен анализ результатов ранжирования организаций в рамках отраслей промышленности, а также проведен выборочный анализ результатов ранжирования организаций, осуществленного в 2019 году в соответствии со значением показателя результативности использования субсидии.

В соответствии с заявленной АО «Завод ГРАЗ», информацией АО «Российский экспортный центр» был рассчитан предельный объем средств субсидии.

Таким образом, по мнению истца, при ранжировании АО «Завод ГРАЗ» использована информация об объемах фактически поставленной продукции в стоимостном выражении с 01.10.2018 по 31.08.2019, а также с 01.10.2017 по 31.08.2018, не подтвержденная организацией документально, что привело к искажению значения показателя результативности использования субсидии (С2019), что повлекло завышение значения показателя результативности использования субсидии.

В соответствии с п. п. 6.1.5 п. п. 6.1 п. 6 Соглашения получатель несет ответственность за достоверность сведений, представляемых Министерству и (или) агенту.

Согласно п. п. 4.1.5 п. п. 4.1 п. 4 Соглашения, в случае установления Министерством или представления от органа государственного финансового контроля информации о факте (ах) нарушения получателем порядка, целей и условий предоставления субсидий, предусмотренных правилами и соглашением, в том числе указания в документах, представленных получателем в соответствии с соглашением, недостоверных сведений, Министерство направляет получателю требование об обеспечении возврата субсидии в федеральный бюджет в размере и в сроки, определенные в указанном требовании.

Подпунктами 5.2.1 - 5.2.2 п. п. 5.2 п. 5 Соглашения и п. п. 38 - 39 Правил установлено, что в случае установления по итогам проверок, проведенных Министерством и (или) уполномоченными органами государственного финансового контроля, факта нарушения целей, условий и порядка предоставления субсидии, а также факта оставления недостоверной информации средства субсидии в размере выявленных нарушений подлежат возврату организацией в доход федерального бюджета на основании требования Министерства не позднее 3го рабочего дня со дня получения организацией указанного требования. Организация одновременно с возвратом соответствующих средств субсидии в доход федерального бюджета уплачивает штраф в размере выявленных нарушений. Аналогичная обязанность вернуть в федеральный бюджет субсидию и уплатить штраф установлена п. п. 4.3.5.2 и 4.3.6 п. п. 4.3 п. 4 Соглашения.

Таким образом, истец считает, что получатель обязан вернуть сумму выданной ему субсидии в размере 201 447 руб. 36 коп. и уплатить штраф в размере 201 447 руб. 36 коп., что и послужило основанием для обращения Министерства с иском в суд.

Как было установлено судами, 18.12.2019 между Министерством, АО «Завод ГРАЗ» и АО «Российский экспортный центр» было заключено Соглашение от 18.12.2019 № 020-11-2019-1142 «О предоставлении субсидии из федерального бюджета российским организациям промышленности гражданского назначения в целях снижения затрат на транспортировку продукции» (далее - Соглашение), в соответствии с которым Министерство предоставило получателю субсидию в 2019 году в целях возмещения затрат, связанных с транспортировкой продукции, понесенных в период с 01.10.2018 по 31.08.2019 в размере - 201 447 руб. 36 коп.

Подпунктом 4.3.2 п. п. 4.3 п. 4 Соглашения предусмотрено, что АО «Завод ГРАЗ» обязуется обеспечивать достижение значения показателя результативности использования субсидии, в соответствии с которым осуществлялось ранжирование организаций в реестре получателей субсидии в 2019 году, который равен 79,92. Информирование о достижении значения показателя осуществляется до 25 января года, следующего за отчетным, путем направления агенту отчета по установленной форме (п. п. 4.3.3.1 п. п. 4.3 п. 4 Соглашения).

25.01.2021 в адрес АО «Завод ГРАЗ» Министерством было направлено Предписание № 3711/03 о возврате предоставленных средств - субсидии в федеральный бюджет на основании проведенной Федеральным казначейством проверки (Представление Федерального казначейства от 15.12.2020 № 18-03-01/26118). При этом, как было установлено судом первой и апелляционной инстанций, Представление Федерального казначейства в АО «Завод ГРАЗ» не направлялось.

В соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям промышленности гражданского назначения в целях снижения затрат на транспортировку продукции в 2019 году для поставок продукции с 01.10.2018 по 31.08.2019 соглашения о предоставлении субсидии заключаются с организациями по результатам ранжирования организаций в соответствии со значениями показателя результативности использования субсидии (С2019), определяемыми по установленной формуле.

Исходя из буквального толкования данных Правил, а также с учетом целей государственной программы РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», обществом в показатель Уфт2018 (объем фактически поставленной организацией продукции в стоимостном выражении с 01.10.2018 по 31.08.2019) включены поставки продукции, которая подпадают под требования Правил, а именно:

- продукция включена в Перечень продукции для целей реализации государственной поддержки организаций, реализующих корпоративные программы повышения конкурентоспособности (утвержден Минпромторгом 29.03.2019 № 1021) (п. 2 Правил);

- заявителем произведены затраты на транспортировку организации (п. 2 Правил);

- заявитель является производителем (или аффилированным лицом) продукции, соответствующей требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации», и не включены поставки продукции, по которой не подтверждено российское происхождение либо по которой АО «Завод ГРАЗ» не производило затраты на транспортировку (по условиям договоров поставки расходы по транспортировке отнесены на покупателя продукции).

В соответствии с информацией, отраженной в Акте «Внеплановой выездной проверки», составленного Федеральным казначейством 20.10.2020, Федеральная таможенная служба России (далее - ФТС) Письмом от 14.05.2020 № 01-25/25484 предоставило Федеральному казначейству информацию, в соответствии с которой объем фактически поставленной экспортной продукции АО «Завод ГРАЗ» в 2017 году (объем фактически поставленной организацией продукции в стоимостном выражении с 01.10.2017 по 31.08.2018) составил 16 100 000 руб. 00 коп.

На основании данной информации Федеральное казначейство осуществило пересчет показателя результативности использования АО «Завод ГРАЗ» субсидии, который составил 265,1.

Как было установлено судами первой и апелляционной инстанций, указанное Письмо ФТС не направлялось в адрес АО «Завод ГРАЗ» и не было представлено в материалы настоящего судебного дела в целях его изучения и оценки судом первой инстанции в соответствии со статьями 71 и 162 АПК РФ.

Таким образом, на основании изложенного суды пришли к выводу о том, что АО «Завод ГРАЗ» надлежащим образом и в полном объеме выполнены принятые на себя обязательства по Соглашению, представленные в Отчете данные соответствуют требованиям Соглашения и Правил, основания для возврата субсидии в бюджет отсутствуют.

Федеральное казначейство поддерживая исковые требования на стороне Министерства указывало, что АО «Завод ГРАЗ» предоставило недостоверные данные об объемах поставленной продукции (указало нулевое значение объема поставленной продукции в период с 01.10.2017 по 31.08.2018, в то время как по данным Федерального казначейства объем поставленной продукции составил 69 505 032 руб.).

По мнению Федерального казначейства, заявленный подход об учете всего объема продукции при расчете показателя результативности использования субсидии, соответствует п. 2 Правил, утвержденных Постановлением от 26.04.2017 № 496, предоставление АО «Завод ГРАЗ» недостоверных данных привело к завышению значения показателя результативности, применяемого для ранжирования организаций в проекте реестра получателей субсидий с целью заключения соглашений о предоставлении субсидии для возмещения затрат на транспортировку продукции.

Постановлением от 26.04.2017 № 496 (ред. от 21.12.2017) Правительством Российской Федерации утверждены Правила о предоставлении субсидий из федерального бюджета российским организациям, в том числе организациям автомобилестроения, сельскохозяйственного машиностроения, транспортного машиностроения и энергетического машиностроения, на компенсацию части затрат на транспортировку продукции (далее - Правила № 496).

Между тем, как верно было указано судами первой и апелляционной инстанции в обжалуемых судебных актах, анализ положений Правил предоставления субсидий, утвержденных Постановлением от 26.04.2017 № 496 в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2019 № 1214 «О государственной поддержке российских организаций промышленности гражданского назначения в целях снижения затрат на транспортировку продукции» (далее - Правила, Постановление № 496), действовавшего на момент подачи документов для целей получения субсидий, показывает, что для целей расчета показателя результативности использования субсидии необходимо в показатель объема поставленной продукции включать поставки продукции, которые подпадают под требования Правил:

- продукция включена в перечень продукции для целей реализации государственной поддержки организаций, реализующих корпоративные программы повышения конкурентоспособности (утвержден Минпромторгом 29.03.2019 № 1021) (п. 2 Правил);

- заявителем произведены затраты на транспортировку организации (п. 2 Правил);

- заявитель является производителем (или аффилированным лицом) продукции, соответствующей требованиям постановления Правительства РФ от 17.07.2015 № 719, и не включать поставки продукции, по которой:

а) не подтверждено российское происхождение и

б) по которой АО «Завод ГРАЗ» не производило затраты на транспортировку.

Материалами по данному делу подтверждается и было установлено судами нижестоящих инстанций, что в соответствии с п. 1 Правил, утвержденных Постановлением № 496, субсидия предоставляется на компенсацию части затрат на транспортировку продукции.

Как верно указано судами, при расчете объема поставленной продукции для целей участия в ранжировании заявок и последующего получения субсидии АО «Завод ГРАЗ» была правомерно исключена продукция, на транспортировку которой не были понесены затраты.

При этом, за счет исключения из расчета поставок, затраты на транспортировку которых понесены покупателем, а также продукции, в отношении которой отсутствует заключение о российском происхождении продукции, исключается нецелевое использование бюджетных средств, а также стимулирование реэкспорта. Применение иного подхода (учет поставок, затраты по которым были понесены покупателями) показатель результативности АО «Завод ГРАЗ» по рассматриваемому Соглашению составил бы не «79,92», а «-265,1».

АО «Российский экспортный центр» поддерживая позицию ответчика по настоящему делу, пояснило, что и в случае, если показатель результативности использования АО «Завод ГРАЗ» субсидии мог бы быть снижен со значения «79,92» до значения «265,1», АО «Завод ГРАЗ» было бы включено в реестр получателей субсидии, с ним бы было заключено трехстороннее соглашение и данному акционерному обществу была бы предоставлена субсидия.

Кроме того, АО «Российский экспортный центр» подтвердило, что полученная АО «Завод ГРАЗ» субсидия была использована в целях снижения затрат на поставку продукции по экспортным контрактам, что привело к увеличению объемов поставок по указанным контрактам и достижению целей роста экспорта продукции, заявленной в качестве целевой Национальным проектом (программой) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

В соответствии с определениями из п. п. 5, 20 Постановления № 469 показатели С - предельные субсидируемые значения затрат, показатели Уфт2018, Уфт2017 определяются через термин «поставляемая продукция».

При этом, с учетом п. 26 и Приложения № 3 Правил термин «поставленная продукция» относится только к продукции, затраты на перевозку которой понесла организация. В частности, в соответствии с формой расчета размера субсидии из федерального бюджета российским организациям промышленности гражданского назначения в целях снижения затрат на транспортировку продукции, утвержденной Приложением № 3 к Постановлению № 496, установлен порядок расчета предельных затрат (графа 17) через стоимость продукции, перевезенной организацией (графа 3).

Таким образом, в терминах Постановления, поставляемая продукция - это продукция, перевезенная организацией - заявителем. Показатели Уфт2018 и Уфт2017 должны определяться только для продукции, в отношении которой перевозимой организацией - заявителем на получение субсидии, были понесены затраты на транспортировку.

При разрешении возникшего между сторонами спора, суды приняли во внимание, что в соответствии с п. п. б - в п. 21 Правил предоставления субсидий, утвержденных Постановление № 496, АО «Российский экспортный центр» (агент) в течение 15ти рабочих дней со дня поступления заявлений о получении субсидии в 2019 году проверяет:

- их комплектность;

- полноту и достоверность содержащихся в них сведений;

- соответствие целям и условиям предоставления субсидии, установленным п. 1 Правил;

- расчет размера субсидии, в том числе в соответствии с перечнем затрат, определенных агентским договором, и подтверждающими документами, представленными организацией в соответствии с п. 26 Правил (в случае, если организацией допущены ошибки в расчете размера субсидии, рассчитываемой организацией по формам согласно приложениям № 3 и (или) 4, расчет размера субсидии осуществляется Центром в установленном порядке):

по результатам проведенной проверки, в течение одного рабочего дня:

- в случае соответствия заявления о получении субсидии в 2019 году положениям подпункта «б» настоящего пункта подготавливает заключения о предоставлении субсидии в 2019 году по форме, предусмотренной агентским договором, и на основании таких заключений - проект реестра получателей субсидии в 2019 году по результатам ранжирования организаций в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил;

- при наличии ошибок в расчете размера субсидии на основании представленных документов осуществляет в установленном порядке перерасчет размера субсидии и подготавливает заключения о предоставлении субсидии в 2019 году.

В соответствии с п. п. 2, 3 «Положения об осуществлении акционерным обществом «Российский экспортный центр» (далее - центр) функций агента Правительства Российской Федерации по вопросу о предоставлении субсидий из федерального бюджета российским организациям промышленности гражданского назначения в целях снижения затрат на транспортировку продукции», утвержденных Постановлением № 496, Центр выполняет функции агента Правительства Российской Федерации по вопросу о предоставлении субсидий на основании заключенного между Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Центром агентского договора о предоставлении субсидий (далее - агентский договор). В агентском договоре указываются, в том числе ответственность Центра за ненадлежащее исполнение агентского договора, в том числе условие о применении к Центру в качестве меры ответственности штрафа за нарушение функций агента Правительства Российской Федерации по вопросу о предоставлении субсидий, выявленное по итогам проверок организаций, проведенных Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и (или) уполномоченными органами государственного финансового контроля в соответствии с п. 37 Правил.

Таким образом, в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации АО «Российский экспортный центр» осуществляет проверку достоверности предоставленных в заявке данных, производит расчет размера субсидий, готовит соответствующее заключение, ранжирование и подготовку проект реестра получателей субсидий, и несет ответственность за надлежащее выполнение указанных функций.

Аналогичные обязанности Агента предусмотрены Соглашением от 19.12.2019 № 020-11-2019-1142 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета российским организациям промышленности гражданского назначения в целях снижения затрат на транспортировку продукции», заключенным между Министерством, в лице АО «Российский экспортный центр» и АО «Завод ГРАЗ» (п. п. 4.1.4 п. п. 4.1, п. п. 4.5.1 п. п. 4.5 п. 4 Соглашения).

Из материалов по данному делу следует, что Агент – АО «Российский экспортный центр» не выявил нарушений при рассмотрении заявки ответчика, не осуществил перерасчет размера субсидий и включил АО «Завод ГРАЗ» в Перечень получателей субсидий. При этом аналогично Агент - АО «Российский экспортный центр» и Министерство не выявили нарушения в Отчете АО «Завод ГРАЗ».

Таким образом, правомерным является вывод судов о том, что Министерством не определен и не доказан размер выявленных нарушений, являющихся основанием для возврата АО «Завод ГРАЗ» в бюджет субсидии, что не соответствует порядку привлечения организации к ответственности согласно п. п. 36 - 39 Правил (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2019 № 1214).

Исследовав и оценив представленные в дело документы в порядке статьи 71 АПК РФ, руководствуясь статьями 9, 65 АПК РФ, статьями 309, 310 ГК РФ, статьями 69, 28, 38, 78 БК РФ,  суды первой и апелляционной инстанции сделали правильный вывод, что в данном конкретном случае предусмотренные Законом основания для возврата АО «Завод ГРАЗ» субсидии в размере 201 447 руб. 36 коп. отсутствуют,  в связи с чем, исковые требования Министерства о взыскании с АО «Завод ГРАЗ» штрафа в размере 201 447 руб. 36 коп., которые являются акцессорными, также не подлежат удовлетворению.

Суд кассационной инстанции соглашается с выводами нижестоящих судов.

В заседании суда кассационной инстанции представитель АО «Российский экспортный центр» также пояснило, что документальное обоснование и согласование субсидий в завяленной сумме проведено истцом и соответствующими организациями до их выделения ответчику, а также носило компенсацию понесенных затрат ответчиком.

Что касается довода заявителя кассационной жалобы о добровольном возврате ответчиком суммы субсидий при рассмотрении дела в суде, то как указали ответчик и третье лица, спорные денежные средства были возвращены с целью возможности участвовать ответчиком в дальнейшем в следующих проводимых тендерах в соответствии с пунктом 3 Правил № 496.

Доводы жалобы рассмотрены и отклонены кассационной коллегией, поскольку они сводятся фактически к повторению утверждений, исследованных и отклоненных судами первой и апелляционной инстанций, не свидетельствуют об ошибочности выводов суда о применении норм права относительно установленных по делу обстоятельств.

Несогласие с выводами суда нижестоящих инстанций, иная оценка фактических обстоятельств дела и представленных по делу доказательств не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибке и не является основанием для отмены обжалованных судебных актов судом кассационной инстанции.

Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены по делу на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.

Суд кассационной инстанции при проверке судебных актов оценивает правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права, не наделен полномочиями непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела. Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.

Нарушений норм процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено судом кассационной инстанции.

Кассационная жалоба заявителя не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Пензенской области от 22.03.2022 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2022 по делу № А49-5422/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                            М.А. Савкина

Судьи                                                                                    М.М. Сабиров

                                                                                       Н.Ю. Мельникова