ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
г. Казань
Дело № А55-26058/2010
08 сентября 2011 года
Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 сентября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Королёвой Н.Н.,
судей Александрова В.В., Гарифуллиной К.Р,,
при участии представителя:
истца – Сулейманова М.З., удостоверение,
в отсутствие:
ответчиков – извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Самарского регионального филиала открытого акционерного общества «Россельхозбанк», г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 24.03.2011 (судья Горябин А.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2011 (председательствующий судья Селиверстова Н.А., судьи Морозов В.А., Туркин К.К.)
по делу № А55-26058/2010
по исковому заявлению заместителя прокурора Самарской области, г. Самара (ОГРН 1026301425380) к администрации муниципального района Кошкинский Самарской области, с. Кошки Самарской области (ОГРН 1026303768226), Управлению финансов и экономического развития администрации муниципального района Кошкинский Самарской области, с. Кошки Самарской области (ОГРН 1026303768116), Самарскому региональному филиалу открытого акционерного общества «Россельхозбанк» (ОГРН 1027700342890) о признании недействительными размещения муниципального заказа в форме открытого конкурса на заключение муниципального контракта и муниципального контракта, применении последствий недействительности сделки,
УСТАНОВИЛ:
заместитель прокурора Самарской области обратился в Арбитражный суд Самарской области с иском к администрации муниципального района Кошкинский Самарской области, Управлению финансов и экономического развития администрации муниципального района Кошкинский Самарской области (далее – второй ответчик), Самарскому региональному филиалу открытого акционерного общества «Россельхозбанк» (далее – ОАО «Россельхозбанк», кредитное учреждение, коммерческий банк) о признании недействительными размещения муниципального заказа в форме открытого конкурса на заключение муниципального контракта и муниципального контракта, применении последствий недействительности сделки в виде закрытия банковского счета.
Исковые требования заявлены в порядке статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что муниципальный контракт от 22.01.2010 № 130 на оказание банковских услуг по открытию и ведению счетов заключен между вторым ответчиком и кредитным учреждением в нарушение пункта 2 статьи 155, пункта 2 статьи 155 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку на момент его заключения имелась возможность оказания услуг по обслуживанию счетов бюджетов учреждением Центрального банка Российской Федерации.
До принятия решения истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказался от иска в части применения последствий недействительности сделки в виде закрытия банковского счета.
Решением от 24.03.2011, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2011, Арбитражный суд Самарской области признал недействительными размещение муниципального заказа в форме открытого конкурса на заключение муниципального контракта и муниципальный контракт на оказание банковских услуг по открытию и ведению счетов; в части применения последствий недействительности сделки в виде закрытия банковского счета производство по делу прекратил, приняв отказ истца от иска в этой части.
В кассационной жалобе ОАО «Россельхозбанк» просит принятые судебные акты отменить как не соответствующие нормам права.
Заявитель кассационной жалобы со ссылкой на письмо Главного управления Центрального Банка Российской Федерации по Самарской области от 21.04.2009 №1-61-33/6356указывает на отсутствие учреждений Центрального Банка Российской Федерации в муниципальном районе Кошкинский, в связи с чем заключение муниципального контракта от 22.01.2010 № 130 на оказание банковских услуг по открытию и ведению счетов с ОАО «Россельхозбанк» не противоречит Бюджетному кодексу Российской Федерации.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителя истца, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии со статьей 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, местного бюджета обеспечивается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган (орган управления государственным внебюджетным фондом). Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.
Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов.
Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.
По соглашению с исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации полномочия Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации, могут быть переданы исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации при условии финансового обеспечения указанных полномочий за счет собственных доходов бюджета субъекта Российской Федерации и наличия в собственности (пользовании, управлении) субъекта Российской Федерации необходимого для их осуществления имущества.
Для кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации Федеральное казначейство открывает в Центральном банке Российской Федерации с учетом положений статей 38.2 и 156 настоящего Кодекса счета, через которые все кассовые операции по исполнению бюджетов осуществляются Федеральным казначейством либо органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с соглашением, предусмотренным частью пятой настоящей статьи.
Согласно пункту 2 статьи 155 Бюджетного кодекса Российской Федерации счета бюджетов обслуживает Центральный банк Российской Федерации.
В силу положений пункта пунктом 2 статьи 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации кредитные организации выполняют функции, предусмотренные пунктом 2 статьи 155 настоящего Кодекса, в случае отсутствия учреждений Центрального банка Российской Федерации на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций.
В соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 17.06.2004 № 12-П учреждения Банка России могут создаваться не во всех субъектах Российской Федерации (и тем более не во всех муниципальных образованиях), – в таких случаях на территории соответствующего субъекта Российской Федерации действует учреждение Банка России, созданное по признаку объединения территорий субъектов Российской Федерации. Одновременно в составе территориальных учреждений Банка России действуют на правах структурных подразделений расчетно-кассовые центры, которые могут располагаться на территориях различных муниципальных образований субъекта Российской Федерации. Такое регулирование организации территориальных учреждений Банка России само по себе не может рассматриваться как нарушающее установленный Конституцией Российской Федерации принцип равноправия субъектов Российской Федерации (статья 5, часть 4) или конституционные права местного самоуправления (статья 132, часть 1), при том, что в отсутствие территориальных учреждений (их структурных подразделений) Банка России, которые были бы определены в установленном законом порядке как обязанные обслуживать счета бюджетов, субъект Российской Федерации, муниципальное образование могут открывать соответствующие счета бюджетов в кредитных организациях на конкурсной основе.
Из этого следует, что в пункте 2 статьи 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации под «соответствующей территорией» понимается как территория одного субъекта Российской Федерации или территория муниципального образования (если в них действуют территориальное учреждение Банка России по данному субъекту Российской Федерации и (или) подразделения расчетной сети на территории муниципального образования), так и территория нескольких субъектов Российской Федерации или территория определенного числа муниципальных образований (если в соответствующих территориальных границах действуют территориальное учреждение Банка России по нескольким субъектам Российской Федерации и (или) подразделения расчетной сети, деятельность которых распространяется на территорию определенного числа муниципальных образований).
Судом установлено, что между ОАО «Россельхозбанк» и Управлением финансов и экономического развития администрации муниципального района Кошкинский Самарской области по итогам проведения открытого конкурса заключен муниципальный контракт от 22.01.2010 № 130 на оказание банковских услуг по открытию и ведению счетов.
Вместе с тем судом установлено, что расчетно-кассовый центр Главного управления Центрального Банка Российской Федерации, расположенный в селе Сергиевск Самарской области имеет возможность обслуживания счетов бюджетов всех уровней, в том числе и счета Управления финансов и экономического развития администрации муниципального района Кошкинский Самарской области.
Указанный вывод суда подтверждается имеющимся в материалах дела письмом Главного управления Центрального Банка Российской Федерации по Самарской области от 06.05.2010 №6-1-28/6004 (л.д. 54, т. 1).
Следовательно, Управление финансов и экономического развития администрации муниципального района Кошкинский Самарской области в силу указанных норм права обязано было заключить договор и открыть счет в расчетно-кассовом центре Центрального Банка Российской Федерации в селе Сергиевск Самарской области, в связи с чем не имелось оснований для проведения открытого конкурса и заключения договора банковского счета с коммерческим банком.
При таких условиях суд пришел к правильному выводу о том, что открытие банковского счета в коммерческом банке противоречит нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации, правомерно признав оспоренный договор недействительной сделкой в соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы не соответствуют материалам дела и закону и отклоняются судом кассационной инстанции.
Оснований для отмены судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 24.03.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2011 по делу № А55-26058/2010 оставить без изменений, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья Н.Н. Королёва
Судьи В.В. Александров
К.Р. Гарифуллина