ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
г. Казань
Дело № А65-27532/2009
08 апреля 2010 года
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 апреля 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Баширова Э.Г., Мосунова С.В.,
при участии представителей:
заявителя – Кулагиной Л.Г., доверенность от 01.04.2010 б/н,
ответчика – Хабибуллина Т.Р., доверенность от 11.01.2010 № 2.4-07/00009,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.11.2009 (судья Галиуллин Э.Р.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2009 (председательствующий Марчик Н.Ю., судьи Рогалева Е.М., Засыпкина Т.С.)
по делу № А65-27532/2009
по заявлению Федерального государственного учреждения культуры и искусства «Дом офицеров Казанского гарнизона» Министерства обороны Российской Федерации к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Республике Татарстан о признании незаконным и отмене постановления от 07.09.2009 № 162/09К о привлечении к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное учреждение культуры и искусства «Дом офицеров Казанского гарнизона» Министерства обороны Российской Федерации (далее – заявитель, ФГУ «Дом офицеров Казанского гарнизона») обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Республике Татарстан (далее – налоговый орган, Инспекция) о признании незаконным и отмене постановления от 07.09.2009 № 162/09К по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.11.2009 оспариваемое постановление признано незаконным и отменено, производство по административному делу прекращено.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2009 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, принять новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявления ФГУ «Дом офицеров Казанского гарнизона» Министерства обороны РФ.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что в ходе проведенной Инспекцией 24.08.2009 проверки соблюдения требований Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием денежных карт» (далее – Закон № 54-ФЗ) установлено, что при осуществлении наличных денежных расчетов за услуги проведения лекций, семинаров и выставок-продаж ФГУ «Дом офицеров Казанского гарнизона» не применяло контрольно-кассовую технику и бланки строгой отчетности. Применение учреждением приходно-кассовых ордеров признано нарушением пунктов 1, 2 статьи 2, статьи 5 Закона №54-ФЗ, ответственность за которое предусмотрена ст.14.5 КоАП РФ.
По результатам проверки составлен акт от 24.08.2009 № 114603, протокол от 25.08.2009 № 259 об административном правонарушении, на основании которых Инспекцией вынесено постановление от 07.09.2009 № 162/09К о назначении административного наказания по статье 14.5 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30 000руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ФГУ «Дом офицеров Казанского гарнизона» обжаловало его в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ст.14.5 КоАП РФ.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Статьей 2 Закона №54-ФЗ установлена обязанность организаций и индивидуальных предпринимателей применять контрольно-кассовую технику при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт за проданные товары, выполненные работы или оказанные услуги.
В силу пункта 2 статьи 2 указанного закона организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности. Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации.
Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг без применения в установленных федеральным законом случаях контрольно-кассовых машин является административным правонарушением, ответственность за которое установлена в статье 14.5 КоАП РФ.
Судебными инстанциями установлено и материалами дела подтверждено, что осуществление наличных денежных расчетов производилось ФГУ «Дом офицеров Казанского гарнизона» с выдачей приходного кассового ордера унифицированной формы № КО-1, утвержденного постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 № 88, с выдачей копии квитанции с присвоением номера и серии.
Инспекция в оспариваемом постановлении о привлечении заявителя к административной ответственности сослалась на постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 № 359 «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники», согласно которому формы бланков строгой отчетности, утвержденные до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 31.03.2005 № 171 «Об утверждении Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники» (далее – Положение), могут применяться до 01.12.2008, если иное не предусмотрено абзацем третьим настоящего пункта.
Между тем, абзацем третьим указанного пункта установлено, что формы бланков строгой отчетности, утвержденные до вступления в силу настоящего постановления для услуг, в отношении которых порядок утверждения форм бланков строгой отчетности определен в соответствии с пунктами 5 и 6 Положения, утвержденного настоящим постановлением, могут применяться до их утверждения в соответствии с указанным Положением.
В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями по утверждению форм бланков документов, используемых при оказании услуг населению, такие федеральные органы исполнительной власти утверждают указанные формы бланков документов для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (пункт 5 Положения).
Согласно пункту 6 Положения при необходимости исключения из формы бланка документа реквизитов, предусмотренных подпунктами «ж»-«и» пункта 3 настоящего Положения, формы бланков документов при оказании услуг учреждениями культуры, включая услуги выставочного характера и художественного оформления, и услуг физической культуры и спорта (проведение спортивно-зрелищных мероприятий) утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.
Кроме того, приказом Министерства обороны Российской Федерации от 28.03.2008 № 139 «О формах документов, используемых в финансово-хозяйственной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации» утверждены и введены в действие формы документов (с использованием класса 60 Общероссийского классификатора управленческой документации), используемых в финансово-хозяйственной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, по которым не предусмотрены унифицированные формы документов, и унифицированные формы первичных учетных документов и регистров бюджетного учета, в которые внесены дополнительные реквизиты (приложение № 1 к настоящему приказу), согласно которому для учета движения наличных денежных средств в рублях и иностранной валюте применяется кассовая книга. Записи в кассовую книгу производятся бухгалтером по кассовым операциям (кассиром) сразу же после получения или выдачи наличных денежных средств по каждому ордеру (приходному кассовому (форма по ОКУД 0310001) и расходному кассовому (форма по ОКУД 0310002) или другому заменяющему его документу. Приходный кассовый ордер применяется для оформления поступления наличных денежных средств в кассу воинской части как в условиях методов ручной обработки данных, так и при обработке информации с применением средств вычислительной техники. Приходный кассовый ордер выписывается в одном экземпляре работником финансового органа, подписывается начальником финансового органа (должностным лицом, на это уполномоченным).
Приложение № 2 к приказу Минобороны Российской Федерации от 28.03.2008 № 139, содержащее формы регистров бюджетного учета и первичных учетных документов классов 03 и 05 Общероссийского классификатора управленческой документации для оформления хозяйственных операций и ведения бюджетного учета в Вооруженных Силах Российской Федерации содержит используемую Обществом унифицированную форму № КО-1.
Форма № КО-1 утверждена постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 № 88, что соответствует положениям Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». Форма № КО-1 «Приходный кассовый ордер» является унифицированной для оформления поступления наличных денег в кассу организации.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному заключению о том, что выдаваемая ФГУ «Дом офицеров Казанского гарнизона» квитанция к приходному кассовому унифицированной формы № КО-1 является бланком строгой отчетности, форма которого утверждена в установленном порядке, и применение которого при осуществлении наличных денежных расчетов при оказании услуг населению исключает административную ответственность за неприменение контрольно-кассовой техники.
Кроме того, судами учтена специфика статуса ФГУ «Дом офицеров Казанского гарнизона» и его обязанность подчиняться приказам Министра обороны Российской Федерации, действие которых распространяется на заявителя без каких-либо ограничений.
Поскольку порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, Правительством Российской Федерации до настоящего времени не установлен, а заявителем расчеты производились с выдачей бланка строгой отчетности установленной формы, суды пришли к правильному выводу о том, что у административного органа отсутствовали основания для привлечения ФГУ «Дом офицеров Казанского гарнизона» к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 КоАП РФ, в силу отсутствия в действиях учреждения состава вмененного ему административного правонарушения.
Таким образом, принятые по делу судебные акты следует признать основанными на надлежащем исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств и правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены судебных актов и направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, что выходит за пределы предусмотренных статьей 286 АПК РФ полномочий суда кассационной инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.11.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2009 по делу № А65-27532/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья Т.Н. Федорова
Судьи Э.Г. Баширов
С.В. Мосунов