НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Поволжского округа от 01.02.2024 № А12-11141/2023

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-11982/2023

г. Казань Дело № А12-11141/2023

02 февраля 2024 года

Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2024 года.

Полный текст постановления изготовлен 02 февраля 2024 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,

судей Закировой И.Ш., Сибгатуллина Э.Т.,

в отсутствие лиц, участвующих деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Сингам»

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 02.06.2023 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2023

по делу № А12-11141/2023

по заявлению Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям (ОГРН <***>, ИНН <***>) о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Сингам» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к административной ответственности, заинтересованное лицо: Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура (ОГРН <***>, ИНН <***>),

УСТАНОВИЛ:

Межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям (далее – управление) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Сингам» (далее – общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) (делу присвоен номер А12-11141/2023).

Управление обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ (делу присвоен номер А12-11142/2023).

Определением суда от 18.05.2023 дела № А12-11141/2023 и № А12-11142/2023 объединены в одно производство для совместного рассмотрения, объединенному делу присвоен номер А12-11141/2023.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 02.06.2023 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 и 4 статьи 14.1 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 5000 руб.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2023 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе общество просит отменить принятые по делу судебные акты, мотивируя неправильным применением судами норм материального права и отсутствия оснований для привлечения к административной ответственности. При этом жалоба не содержит конкретных доводов и возражений, по которым общество обжалует принятые по делу судебные акты, ссылки на нормативные правовые акты, обстоятельства дела и имеющиеся в деле доказательства.

Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

Управлением в соответствии с решением о проведении внеплановой выездной проверки от 28.10.2022 № 1924, приказом от 07.11.2022 № 1976, на основании требования о проведении контрольного (надзорного) мероприятия Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры от 26.10.2022 № 73-13-2022/2687-22-20000201, проведена выездная проверка общества.

В ходе проверки установлен факт осуществления заявителем предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

В частности, административным органом установлен факт осуществления обществом деятельности по размещению отходов «древесные отходы от сноса и разборки зданий» код по Федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО) 8 12 101 01 72 4 , отнесенный к IV классу опасности, в отсутствие лицензии на осуществление деятельности по размещению данного вида отходов, о чем составлен акт проверки от 16.03.2023 № 1924/2023.

Управление пришло к выводу о нарушении обществом пункта 1 части 3 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», подпункта 7.2 пункта 7 статьи 11, статьи 4, пункта 1 абзаца 1 статьи 30 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», подпункта «а» пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 № 1062, подпункта «е» пункта 3, пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2020 № 2290.

По факту выявленных нарушений управлением в отношении общества составлен протокол от 19.04.2023 № 1/02-2023-Э об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ и протокол от 19.04.2023 № 1/01-2023-Э об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

На основании статьи 23.1 КоАП РФ административный орган обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением о привлечении общества к административной ответственности.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявления управления, исходил из того, что факт административных правонарушений и вина общества в их совершении установлены и подтверждены материалами дела, процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не выявлено, оснований для замены штрафа на предупреждение не установлено. Оценив тяжесть совершенного правонарушения, принимая во внимание характер совершенного административного правонарушения, а также отсутствие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, наличие отягчающих административную ответственность обстоятельств (повторность), суд назначил обществу штраф в размере 5000 рублей, что соответствует принципам справедливости, целесообразности и законности административной ответственности и направлено на обеспечение целей административного наказания.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.

Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Объектом указанного правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, которая в силу требований закона подлежит лицензированию.

Объективная сторона данного правонарушения состоит в осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Объективная сторона правонарушения состоит в осуществлении предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальных разрешением (лицензией).

В примечании к статье 14.1 КоАП РФ указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с лицензией от 24.12.2015 серии 034 № 00173 общество имеет право осуществлять деятельность по сбору, транспортированию, обработке древесных отходов от сноса и разборки зданий» код по ФККО 8 12 101 01 72 4.

Вместе с тем, в рамках проведенной проверки административным органом установлено, что общество на эксплуатируемом объекте - «специализированный полигон хозбытовых отходов» осуществляет предпринимательскую деятельность без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), а именно, размещает отходы «древесные отходы от сноса и разборки зданий» код по ФККО 8 12 101 01 72 4, отнесенный к IV классу опасности, без наличия соответствующей лицензии.

Данный факт подтверждается заключением филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по Волгоградской области от 15.03.2023 № 3.

Оценив фактические действия общества на объекте применительно к деятельности по размещению, сбору (приему) отходов, характеризуемой Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», установив виновность согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, суды пришли к правомерному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

В соответствии с частью 10 статьи 19.2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:

возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2020 № 2290, установлены требования к лицензиатам.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 4 названного Положения грубым нарушением лицензионных требований является использование лицензиатом объекта государственной экологической экспертизы в случаях, определенных Федеральным законом «Об экологической экспертизе», при осуществлении деятельности по утилизации, обезвреживанию, размещению отходов с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Судами установлено, что общество эксплуатирует объект - «специализированный полигон хозбытовых отходов», расположенный по адресу: Волгоградская область, Советский район, в 1,5 км западнее р.п. Горьковский.

При этом общество осуществляет лицензируемую деятельность в отсутствии проектной документации на строительство объекта «специализированный полигон хозбытовых отходов», получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы и без документации о введении в эксплуатацию объекта «специализированный полигон хозбытовых отходов», то есть с грубым нарушением условий лицензии, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Судебная коллегия соглашается с выводами судов. В обжалуемых судебных актах приведены мотивы, по которым суды пришли к таким выводам, с указанием на конкретные доказательства, исследованные и оцененные в их совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Порядок привлечения общества к административной ответственности и срок привлечения к административной ответственности соблюден.

Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, являющихся самостоятельными основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 02.06.2023 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2023 по делу № А12-11141/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья Л.Ф. Хабибуллин

Судьи И.Ш. Закирова

Э.Т. Сибгатуллин