НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Пензенской области от 21.07.2006 № А49-1865/06

Арбитражный суд Пензенской области


ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Пенза                                                                Дело № А49-1865/2006-130а/17

“26 ” июля  2006 г.    Резолютивная часть объявлена 21 июля 2006 года.

Арбитражный суд Пензенской области

в составе:

председательствующего Е.Л.Столяр,

судей К.А.Друзь, Н.И.Учаевой,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.Н.Демидовой,

при участии:

от заявителя  – ФИО1 – представителя (дов. от 28.11.2005 г. № 11)

от ответчика  – ФИО2 – начальника юридического отдела (дов. от 24.04.2006 г. № ПОВ 03-03-5327)

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального учреждения «Департамент ЖКХ г.Пензы»

на решение от 22 мая 2006 года по делу № А49-1865/2006-130а/17 Арбитражного суда Пензенской области,

принятого

судьей  М.В.Табаченковым,

(фамилии, инициалы судей, принявших решение)

по иску муниципального учреждения «Департамент ЖКХ г.Пензы» (440008, <...>)

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Пензы (440026, <...>)

о признании частично недействительным решения и возмещении налога

и установил: Муниципальное учреждение «Департамент ЖКХ г.Пензы» (далее – МУ «Департамент ЖКХ г.Пензы») обратилось в арбитражный суд с иском к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Пензы (далее – налоговый орган) о признании недействительным решения налогового органа от 20 февраля 2006 года № КЛС-12-07/191 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части предложения уплатить налог на добавленную стоимость в сумме 2261187 руб., штрафа за неуплату НДС в сумме 452237 руб. и пени в сумме 55309 руб., а также возместить из федерального бюджета суммы превышения налоговых вычетов по НДС над суммой исчисленного налога в размере 3118437 руб.

     Решением арбитражного суда от 22 мая 2006 года по настоящему делу в удовлетворении требований заявителя отказано.

     Решение арбитражного суда от 22 мая 2006 года обжалуется в апелляционную инстанцию арбитражного суда заявителем по делу по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.

       В судебном заседании представитель заявителя апелляционной жалобы поддержал доводы, изложенные в жалобе, считая, что мотивировочная часть решения не соответствует резолютивной, так как, придя к выводу о том, что произведенные налоговым органом доначисления налога на добавленную стоимость и пени не основаны на нормах налогового законодательства, суд, вместе с тем, отказал заявителю в признании незаконым обжалуемого решения.

     Представитель ответчика по делу с доводами  апелляционной жалобы не согласился и просил решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.

     Решение арбитражного суда от 22 мая 2006 года проверяется в порядке статей 266, 268-270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

     Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей заявителя и ответчика, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее:

    Как видно из материалов дела, налоговым органом проведена выездная  налоговая проверка МУ «Департамент ЖКХ г.Пензы» по вопросам соблюдения налогового законодательства, в том числе по налогу на добавленную стоимость за март, апрель и май 2005 года.

     По результатам проверки руководителем налогового органа принято решение от 20.02.2006 г. № КЛС-12-07/191, которым заявитель был привлечен к налоговой ответственности за неуплату НДС в виде штрафа сумме 452237 руб., а также ему предложено уплатить в бюджет НДС в сумме 2261187 руб. и пени в сумме 55309 руб.   

     Обжалуемым решением установлено, что в проверяемом периоде МУ «Департамент ЖКХ г.Пензы» оказывало коммунальные услуги льготным категориям населения по федеральным законам в размере 50 процентов от установленных тарифов, а часть тарифа с НДС оплачивали органы соцзащиты, которая в налогооблагаемый оборот заявителем не включалась. С учетом вышеизложенных обстоятельств налоговый орган пришел к выводу о том, что МУ «Департамент ЖКХ г.Пензы» не уплатило в бюджет НДС в сумме 2261187 руб., за что учреждение было привлечено к налоговой ответственности за неуплату налога в виде штрафа в размере 452237 руб., а также ему предложено перечислить в бюджет начисленный налог и пени.

      Как следует из Устава МУ «Департамент ЖКХ г.Пензы», заявитель является муниципальным учреждением и создан для осуществления функций по управлению в сфере жилищно-коммунального хозяйства в городе (п.1.1). Учредителем заявителя является Администрация города Пензы (п.1.8). Учреждение возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности постановлением Главы администрации города (п.5.1). Учреждение финансируется из бюджета города Пензы в пределах утвержденной им сметы (п.6.7).

     Материалами дела подтверждается, что в проверяемом периоде Администрация г.Пензы через созданное ею для целей эффективного использования и контроля за соблюдением действующего законодательства в сфере эксплуатации и ремонта объектов жилищно-коммунального хозяйства муниципальное учреждение – МУ «Департамент ЖКХ г.Пензы» приобретало  воду, теплоэнергию, ГВС у поставщиков для последующей реализации населению коммунальных услуг.

     Оплата поставщикам (ОАО «Пензенская генерирующая компания», ОАО «Энергоснабжающее предприятие», МУП по очистке города, МУП «Горводоканал») стоимости приобретенных энергоресурсов и иных услуг отражена в книге покупок. Реализация населению коммунальных услуг по отоплению, горячему и холодному водоснабжению, иных услуг подтверждается книгой продаж. Все расчеты проводились с учетом налога на добавленную стоимость.

       Обязанность самостоятельного решения вопросов местного значения возложена на органы местного самоуправления статьей 132 Конституции Российской Федерации.

      Согласно пункту 3 статьи 73 Закона Российской Федерации от 06.07.1991 г. № 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) к полномочиям городской администрации в области жилищного хозяйства и коммунального обслуживания населения относится обеспечение коммунального обслуживания населения.

     Статьей 33 Федерального закона от 28.08.1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления выступают заказчиком на выполнение работ по коммунальному обслуживанию населения, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых потребностей населения, на выполнение других работ с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств.

     Следовательно, обеспечение населения коммунальными услугами входит в круг обязанностей местного самоуправления. Обеспечение услугами заключается в организации работы муниципальных служб и иных хозяйствующих субъектов, выполняющих работы (оказывающих услуги) для населения.

     Законодательством не предусмотрено возложение организации этой работы на иных лиц, помимо собственника муниципального жилищного фонда.

      Уставом города Пензы, принятого решением Пензенской городской Думы от 30.06.2005 г. № 130-12/4, предусмотрено, что к вопросам местного значения города Пензы относятся, в том числе: организация в границах города Пензы электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжение населения топливом, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

     В соответствии с Уставом МУ «Департамент ЖКХ г.Пензы», утвержденного постановлением главы администрации г.Пензы от 14.05.2005 г. № 622, заявитель осуществляет организацию и осуществление деятельности по эксплуатации, содержанию и развитию муниципального жилищного фонда города Пензы; внешнему благоустройству и озеленению территории города; участвует в формировании, размещении муниципального заказа на выполнение работ по благоустройству и ремонту территорий города Пензы, поставку и производство продукции, оказание услуг для нужд жилищно-коммунального хозяйства и осуществлении контроля за исполнением муниципального заказа; осуществляет функции наймодателя по договорам социального найма муниципального жилищного фонда; заключает договора на оказание жилищно-коммунальных услуг в муниципальном жилищном фонде.

       Таким образом, в отношении заявителя как муниципального учреждения, финансируемого за счет средств бюджета города Пензы, применяются правила, предусмотренные подпунктом 4 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации: не признаются объектом налогообложения выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.

     Суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщикам энергоресурсов (иных услуг), учитываются в стоимости коммунальных услуг в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 170 Кодекса.

     Фактически бремя коммунальных платежей несет население, и оплачиваются они с учетом налога на добавленную стоимость, поскольку не отнесены к услугам, освобождаемым от налогообложения.

     Поскольку предприятия жилищно-коммунального хозяйства реализуют коммунальные услуги отдельным категориям населения по льготным ценам, расходы по жилищно-коммунальному обслуживанию помимо населения несет местный бюджет или иные бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством.

     Расходы,  связанные с решением вопросов местного значения, установленные законодательством Российской Федерации,  в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 25.09.1997 г. № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» включаются в расходную часть местных бюджетов.

     Пункт 2 статьи 153 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает формирование налоговой базы по налогу на добавленную стоимость с учетом выручки от реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг).

      Полученные МУ «Департамент ЖКХ г.Пензы» как денежные средства от населения в виде платы за коммунальные услуги, так и средства бюджетов (дотаций, субсидий) не учитываются при формировании налоговой базы по налогу на добавленную стоимость, так как в данном случае деятельность заявителя рассматривается как выполнение органом местного самоуправления пунктов 4 и 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.1999 г. № 887 «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения», установивших, что указанные сборы производятся собственниками домовладений или уполномоченными ими организациями через расчетно-кассовые центры.

     Таким образом, поскольку в силу вышеизложенного у МУ «Департамент ЖКХ г.Пензы» при реализации коммунальных услуг отсутствует объект обложения налогом на добавленную стоимость и налогооблагаемая база, следовательно, оснований для начисления налога и пени, а также привлечения к налоговой ответственности за неуплату налога, у налогового органа не имелось.

      Вывод суда первой инстанции в данной части является обоснованным и подтвержденным материалами дела.

      Довод заявителя о том, что он не является органом, входящим в систему органов местного самоуправления, поскольку отсутствует в системе поименованных в статье 34 Устава г.Пензы иных исполнительных органов местного самоуправления, арбитражным судом отклоняется, так как исходя из положений Устава учреждения, оно создано именно для осуществления функций по управлению в сфере жилищно-коммунального хозяйства в городе (п.1.1).

      Цель создания муниципального учреждения – осуществление управленческих и иных функций некоммерческого характера согласуется с понятием и целями деятельности учреждения, предусмотренных пунктом 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации.

      Доказательств иного назначения и целей деятельности муниципального учреждения заявителем арбитражному суду не представлено.

     Вместе с тем, обжалуемым решением налогового органа заявителю предложено уплатить в бюджет налог на добавленную стоимость, пени и штраф, что не согласуется с выводом суда об отсутствии у заявителя налоговой базы и, как следствие, обязанности уплатить налог.

      В силу пункта 3 части 1 статьи 270 основанием для отмены решения суда является несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

      Следовательно, решение суда в данной части подлежит отмене, а апелляционная жалоба МУ «Департамент ЖКХ г.Пензы» - удовлетворению.

       Требования заявителя в части возмещения из федерального бюджета суммы превышения налоговых вычетов по НДС над общей суммой исчисленного налога в размере 3118437 руб. подлежат оставлению без рассмотрения, так как обжалуемое решение налогового органа не содержит выводов относительно налоговых вычетов, примененных налогоплательщиком, и не содержит норм, отказывающих в их применении.

      Более того, требование заявителя о возмещении из бюджета налога на добавленую стоимость является самостоятельным требованием, которое подлежит рассмотрению в отдельном производстве с учетом порядка возмещения налога, предусмотренного статьей 176 Налогового кодекса РФ. Материалы данного дела не содержат доказательств обращения МУ «Департамент ЖКХ» с заявлением в налоговый орган о возмещении налога по итогам конретного налогового периода и решения налогового органа по результатам его рассмотрения, что в силу пункта 2 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для оставления заявления без рассмотрения.

        Руководствуясь статьями 148, 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

П О С Т А Н О В И Л:

Апелляционную жалобу муниципального учреждения «Департамент ЖКХ г.Пензы» удовлетворить.

Решение арбитражного суда от 22 мая 2006 года по делу № А49-1865/2006-130а/17 отменить.

         Признать недействительным решение Инспекции ФНС России по Ленинскому району г.Пензы от 20 февраля 2006 года № КЛС-12-07/191 в части: привлечения МУ «Департамент ЖКХ» к ответственности за неуплату НДС в сумме 452237 руб.; предложения уплатить НДС в сумме 2261187 руб., пени в сумме 55309 руб. и санкции в сумме 452237 руб.

         Требования МУ «Департамент ЖКХ г.Пензы» в части возмещения из федерального бюджета суммы превышения налоговых вычетов по НДС над общей суммой исчисленного налога в размере 3118437 руб. оставить без рассмотрения.  

         Возвратить МУ «Департамент ЖКХ» (<...>) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 30092 руб. 18 коп.

         Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.

Председательствующий                                                   Е.Л. Столяр

Судья                                                                             К.А.Друзь

Судья                                                                             Н.И.Учаева