НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Омской области от 30.01.2018 № А46-2592/17

Арбитражный суд

 Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г.Тюмень                                                                     Дело № А46-2592/2017

Резолютивная часть постановления объявлена   января 2018 года

Постановление изготовлено в полном объеме   февраля 2018 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего                     Чапаевой Г.В.

судей                                                    Кокшарова А.А.

                                                              Перминовой И.В.

рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Омской области на решение от 04.07.2017 Арбитражного суда Омской области (судья Горобец Н.А.) и постановление от 17.10.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу
№ А46-2592/2017 (судьи Лотов А.Н., Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.) по заявлению Территориального фонда обязательного медицинского страхования Омской области (644010, г. Омск, ул. Масленникова, 66;
ОГРН 1025501245197, ИНН 5504019137) к Управлению Федерального казначейства по Омской области (644099, г. Омск, ул. Красногвардейская, 9; ОГРН 1025500741530, ИНН 5503029414) о признании недействительным предписания.

В заседании приняли участие представители:

от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Омской области – Авралева С.Э. по доверенности от 14.06.2017,
Волкова Е.Ф. по доверенности от 06.04.2017,  Ковтун Т.И. по доверенности от 23.08.2017,

от Управления Федерального казначейства по Омской области –
Зима Ю.Р. по доверенности от 31.08.2017, Царенкова О.В. по доверенности от 31.08.2017.

Суд установил:

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Омской области (далее – Фонд) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Омской области (далее – Управление казначейства) о признании недействительным предписания от 15.11.2016 № 52-19-16/5680.

Решением от 04.07.2017 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 17.10.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит принятые по делу судебные акты отменить, вынести новое решение.

Управление казначейства возражает против удовлетворения кассационной жалобы согласно отзыву.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено АПК РФ.

Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286
АПК РФ изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва, заслушав представителей сторон, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.

Судами и материалами дела установлено следующее.

Управлением казначейства проведена выездная проверка Фонда на предмет использования средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее – ФФОМС), направленных на реализацию мероприятий подпрограмм государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» за 2015 год, по итогам которой составлен акт от 27.09.2016.

В ходе проверки установлено, что всего за 2015 год кассовые выплаты за счет средств субвенций произведены Фондом в общей сумме                                              17 615 975 276,31 руб., кассовые поступления средств субвенций в проверяемом периоде составили 18 029 624 200 руб., соответственно, фактический остаток средств субвенций по состоянию на 01.01.2016 на лицевом счете Фонда составил 413 648 923,69 руб.

В то же время Фонд осуществил возврат неиспользованного на 01.01.2016 остатка межбюджетного трансфера, полученного в форме субвенций, в размере 192,2 руб.

При этом также установлено, что 23.01.2015 решением Фонда из средств нормированного страхового запаса (НСЗ), сформированного за счет имеющегося на лицевом счете остатка средств 2014 года, предоставлены страховым медицинским организациям (далее – СМО) целевые средства сверх установленного объема средств на оплату медицинской помощи за 2014 год на общую сумму  413 648 731,49 руб.

По мнению Фонда,  данные средства были предоставлены организациям фактически за счет будущих субвенций, поступивших в Фонд 26.01.2015, и в данном случае имело место только лишь временное заимствование средств НСЗ.

Фонд указывает, что средства субвенций, поступившие от ФФОМС 26.01.2015 в спорной сумме, были направлены в декабре 2015 года на восстановление средств НСЗ Фонда, использованных 23.01.2015 на оплату высокотехнологической медицинской помощи, в связи с чем обязанность по возврату остатка средств субвенций в размере 413 648 731,49 руб. у Фонда отсутствовала, ввиду расходования субвенций в 2015 году в полном объеме и отсутствия остатка средств субвенций на счетах Фонда.

На основании акта проверки Управлением казначейства выставлено предписание от 15.11.2016 № 52-19-16/5680, в котором  предложено неиспользованные по состоянию на 01.01.2016 межбюджетные трансферты, полученные в форме субвенций на финансовое обеспечение организаций ОМС на территории Омской области, имеющие целевое значение, вернуть в доход бюджета ФФОМС в течение 6 (шести) месяцев после получения предписания.

Не согласившись с указанным предписанием, Фонд обратился в арбитражный суд.

Суд кассационной инстанции считает, что суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 01.12.2014 № 387-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», Порядком использования средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденным приказом ФФОМС от 01.12.2010 № 227, во взаимосвязи с представленными в материалы дела доказательствами, пришли к верным выводам о том, что в рассматриваемом случае отсутствуют основания для признания оспариваемого предписания незаконным, поскольку субвенции, поступившие Фонду в 2015 году в сумме 413 648 731,49 руб., фактически не были использованы последним, в связи с чем указанная сумма подлежит возврату Фондом в ФФОМС в силу части 5 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Формулируя указанные выводы, суды, в том числе исходили из того, что предоставление Фондом СМО денежных средств в сумме 413 648 731,49 руб. состоялось 23.01.2015, то есть ранее, чем  Фонду были выделены субвенции из ФФОМС на 2015 год (26.01.2015).

Кассатором не доказано, что спорная сумма, направленная на дополнительные расходы 2014 года, могла быть оплачена за счет субвенций, выделенных на 2015 год, в связи с чем ссылка Фонда на письмо Минфина Российской Федерации от 09.02.2012 № 02-03-09/428 отклоняется.        

В данном случае обращение СМО за предоставлением целевых средств сверх установленного объема на оплату медицинской помощи из НСЗ Фонда было обусловлено установлением с 01.02.2014 тарифов на высокотехнологичную медицинскую помощь.

Поскольку одной из целей формирования НСЗ является дополнительное

финансовое обеспечение реализации территориальных программ ОМС, Фонд 23.01.2015 фактически осуществил дополнительные расходы за 2014 год, выплатив средства на медицинскую помощь из средств НСЗ, что соответствует целям формирования НСЗ; при этом действующим законодательством не предусмотрена процедура восстановления средств НСЗ (обратное Фондом не доказано).

В целом доводы кассационной жалобы, в том числе относительно  временного заимствования и последующего восстановления денежных средств, об отсутствии в действиях Фонда нарушений бюджетного законодательства, получили соответствующую оценку судов, повторяют позицию Фонда по делу, не опровергают выводов судов, направлены на переоценку уже исследованных и оцененных судом обстоятельств и материалов дела.

Нарушений при рассмотрении дела судами норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.

С учетом изложенного  обжалуемые решение и постановление судов подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 04.07.2017 Арбитражного суда Омской области и постановление от 17.10.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А46-2592/2017 оставить без изменения, кассационную
жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                     Г.В. Чапаева

Судьи                                                                  А.А. Кокшаров

                                                                            И.В. Перминова