НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Омской области от 19.07.2017 № А46-9599/16

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

28 июля 2017 года

                                                       Дело №   А46-9599/2016

Резолютивная часть постановления объявлена  19 июля 2017 года

Постановление изготовлено в полном объеме  июля 2017 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего судьи  Бодунковой С.А.

судей  Зориной О.В., Семёновой Т.П.

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем Бойченко О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 08АП-6824/2017) Министерства образования Омской области и (регистрационный номер 08АП-6827/2017) Министерства финансов Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 10 апреля 2017 года по делу № А46-9599/2016 (судья Захарцева С.Г.), принятое по исковому заявлению Администрации города Омска (ИНН 5503047244, ОГРН 1025500757259) к Министерству образования Омской области (ИНН 5503079856, ОГРН 1045504009803), Министерству финансов Омской области (ИНН 5503078620, ОГРН 1045504005414) о взыскании 100 880943 руб. 83 коп.,

при участии деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамента образования Администрации города Омска, бюджетного общеобразовательного учреждения города Омска «Лицей № 149»

при участии в судебном заседании представителей: 

от Министерства образования Омской области - представитель Устинова Л.А. по доверенности № 11138 от 29.06.2017, сроком действия три года; представитель Сергеев Н.Ю. по доверенности № 10724 от 21.06.2017, сроком действия три года;

от Министерства финансов Омской области - представитель Каурова С.А. по доверенности № 1346 от 12.09.2016, сроком действия один год; представитель Наделяев Ю.А. по доверенности № 10-1/5157 от 05.07.2017, сроком действия один год;

от Администрации города Омска - представитель Баланов О.Ю. по доверенности № 03-3997 от 01.08.2016, сроком действия один год; представитель Окишев К.В. по доверенности № 03-4016 от 02.08.2016, сроком действия один год;

от Департамента образования Администрации города Омска - представитель Крайняк Е.В. по доверенности № 02-13/12-к от 28.02.2017, сроком действия один год;

от бюджетного общеобразовательного учреждения города Омска «Лицей № 149» - представитель не явился, извещено,

установил:

Администрация города Омска (далее – истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к Министерству образования Омской области, Министерству финансов Омской области о взыскании 713 606 руб., в том числе: 696 673,00 руб. - основного долга, 16933,00 руб. - убытков, а также о выплате неустойки за несвоевременное исполнение обязательств,

исчисляемую с 08.12.2015.

Определением от 14.07.2016 дело принято к производству, назначено к рассмотрению в предварительном судебном заседании арбитражного суда первой инстанции. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент образования Администрации города Омска.

Определением от 05.09.2016 суд в порядке статьи 46 АПК РФ привлек к участию в деле в качестве второго ответчика (соответчика) Министерство финансов Омской области

В судебном заседании 11 января 2017 года представитель Администрации поддержал ранее заявленное ходатайство об объединении дела №А46-12967/2016 и настоящего дела в одно производство.

В соответствии со статьей 130 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ) арбитражный суд определением от 11.01.2017 объединил в одно производство дела №А46-9599/2016 и №А46-12967/2016, присвоив объединенному делу №А46-9599/2016.

В порядке статьи 49 АПК РФ истец уточнил требования и просит суд взыскать с

субъекта Российской Федерации - Омской области в лице Министерства образования Омской области за счет областного бюджета в пользу Администрации города Омска сумму основного долга в размере 89 445 228, 17 руб., образовавшуюся в результате неисполнения ответчиком обязательств по Соглашению, убытки в размере 793 163 (776 229, 00 руб. + 16 933 руб.), возникшие на основании решений Арбитражного суда Омской области, а также сумму неустойки в размере 10 642 552, 66 руб., итого -100 880 943,83 (заявление от 17.02.2017). Указанные уточнения приняты судом.

Решением Арбитражного суда Омской области от 10 апреля 2017 года по делу № А46-9599/2016 исковые требования Администрации города Омска удовлетворены частично; с субъекта Российской Федерации – Омской области в лице Министерства образования Омской области  и Министерства финансов Омской области  за счёт казны Омской области в пользу Администрации города Омска взыскана сумма основного долга в размере 89 445 228 руб. 17 коп., образовавшаяся в результате неисполнения ответчиком обязательств по Соглашению от 16.07.2015 № Дог-АГ-44/18-15 о взаимодействии;  в удовлетворении остальной части требований отказано.

Не согласившись с принятым решением, Министерство финансов Омской области  обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части взыскания суммы основного долга в размере 89 445 228 руб. 17 коп. и принять по делу новый судебный акт – отказать истцу в удовлетворении требований в данной части.

В обоснование апелляционной жалобы её податель указывает следующее:

- судом первой инстанции необоснованно указано в качестве ответчика Министерство финансов Омской области, поскольку истец в уточненном требовании в качестве ответчика указывал только Министерство образования Омской области;

- судом первой инстанции неправильно применены нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации при обосновании привлечения Министерства финансов Омской области в качестве ответчика;

- судом первой инстанции не конкретизировано кто из двух ответчиков должен будет исполнить решение суда, что приведет к затруднительности его исполнения;

- предоставление межбюджетных трансфертов в форме субсидий местным бюджетам является правом, а не обязанностью субъекта Российской федерации, в силу чего выводы суда первой инстанции о том, что предоставление субсидии является обязанностью Омской области, не основан на нормах законодательства;

- судом первой инстанции неверно истолкован текст соглашения, что привело к несоответствию выводов суда материалам дела, так размер субсидии  на модернизацию указан в информационных целях, обязанности её предоставления именно в указанном объеме соглашение не устанавливает.

Не согласившись с принятым решением, Министерство образования Омской области  также обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части взыскания суммы основного долга в размере 89 445 228 руб. 17 коп. и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование апелляционной жалобы её податель указывает следующее:

- соглашение от 16.07.2015 № Дог-АГ-44/18-15 о взаимодействии не предусматривает и не порождает каких-либо обязательств (в том числе расходных (бюджетных) Министерства образования Омской области;

- нормативный правовой акт, устанавливающий обязанность Министерства образования Омской области по предоставлению Администрации города Омска субсидии на модернизацию муниципальных систем дошкольного образования (далее - ММСДО) отсутствует;

- финансирование расходов, связанных с реализацией полномочий органов местного самоуправления, должно осуществляться за счет средств бюджетов муниципальных образований;

- судом первой инстанции в решении констатировано наличие у Министерства образования и Министерства финансов неисполненного расходного (бюджетного) обязательства перед Администрацией города Омска, при этом не указано основание его возникновения.

Поддерживая доводы апелляционной жалобы Министерства финансов Омской области, Министерство образования Омской области 20.06.2017 представило отзыв.

Также, поддерживая доводы апелляционной жалобы Министерства образования Омской области, Министерство финансов Омской области 22.06.2017 представило отзыв.

Возражая против доводов, изложенных в апелляционных жалобах, Администрация города Омска и Департамент образования Администрации города Омска 19.06.2017 и 21.06.2017 представили письменные отзывы, в которых указали на законность и обоснованность вынесенного решения, просили его оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.

От Министерства финансов и Министерства образования 04.07.2017 и 05.07.2017 поступили письменные пояснения к апелляционным жалобам.

От Администрации города Омска 05.07.2017 поступило дополнение к отзыву на апелляционные жалобы.

Протокольным определением от 06.07.2017 Восьмым арбитражным апелляционным судом рассмотрение апелляционных жалоб отложено на 19.07.2017.

В судебном заседании представители Министерства финансов и Министерства образования поддержали доводы, изложенные в своих апелляционных жалобах, указали на то, что соглашением не предусмотрено обязанность предоставления субсидии, просили решение суда в обжалуемой части отменить, апелляционные жалобы удовлетворить.

Представители Администрации города Омска и Департамента образования Администрации города Омска указали на то, что доводы, изложенные в апелляционных жалобах, являются несостоятельными, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

Третье лицо - бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска «Лицей № 149»,надлежащим образом извещенное в соответствии со статьей 123 АПК РФ о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечило. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившегося участника арбитражного процесса.

Определяя пределы рассмотрения настоящего дела, суд апелляционной инстанции руководствуется следующим.

При применении части 5 статьи 268 АПК РФ необходимо иметь в виду: если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения против проверки судебного акта в соответствующей части, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.

При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 АПК РФ (пункт 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 № 36 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции»).

Исходя из доводов апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность обжалуемого судебного акта только в оспариваемой части - в части взыскания задолженности в размере суммы основного долга в размере 89 445 228 руб. 17 коп.

Изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб, пояснений к ним, отзывов на жалобы, выслушав представителей сторон, проверив законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части в порядке статей 266, 268 АПК РФ, апелляционный суд не находит оснований для его отмены.

При вынесении судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что 16.07.2015 между Министерством образования Омской области и Администрацией города Омска было заключено соглашение Дог-АГ-44/18-15 о взаимодействии в связи с предоставлением в 2015 году субсидии местному бюджету на модернизацию муниципальных систем дошкольного образования, за исключением субсидий на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства муниципальной собственности (далее - Соглашение).

Заключение Соглашения осуществлялось Министерством образования и Администрацией города Омска в соответствии с соглашением о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Омской области на модернизацию региональных систем дошкольного образования № 08. Т07.24.0834, заключенным 13.05.2015 между Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Омской области (далее - Соглашение № 08. Т07.24.0834).

 В пункте 1.1 Соглашения № 08. Т07.24.0834 предусмотрено, что его предметом является предоставление из федерального бюджета в 2015 году субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем дошкольного образования в рамках подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 года бюджету Омской области на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации комплекса мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования субъектов Российской Федерации.

Согласно заключенному Министерством образования Омской области и Администрацией города Омска Соглашению от 16.07.2015 года № Дог-АГ-44/18-15 о взаимодействии в связи с предоставлением в 2015 году субсидии местному бюджету на модернизацию муниципальных систем дошкольного образования, за исключением субсидий на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства муниципальной собственности, размер субсидии на модернизацию составляет 283 409157 (двести восемьдесят три миллиона четыреста девять тысяч сто пятьдесят семь) рублей.

В рамках заключенного Соглашения ответчиком перечислено 193 963 928, 83 (сто девяносто три миллиона девятьсот шестьдесят три тысячи девятьсот двадцать восемь рублей 83 копейки).

Таким образом, размер неисполненных обязательств по Соглашению составляет 89 445 228, 17 (восемьдесят девять миллионов четыреста сорок пять тысяч двести двадцать восемь рублей 17 копеек).

Муниципальными образовательными учреждениями города Омска были заключены гражданско-правовые договоры на материально-техническое обеспечение и выполнение ремонтных работ, финансирование которых должно было осуществляться за счет средств субсидии, полученной от Министерства образования Омской области.

Неполное исполнение обязательств по предоставлению субсидии Министерством образования и невозможность оплатить расходы по заключенным муниципальными образовательными учреждениями гражданско-правовым договорам привело к вынесению Арбитражным судом Омской области решений о взыскании с учреждений суммы основного долга и судебных расходов (пени, неустойки, государственная пошлина). Данные решения были полностью исполнены за счет средств местного бюджета, что привело к незапланированным расходам бюджета города Омска.

 В связи с чем истец просил суд взыскать с ответчика убытки в размере 793 163 рублей, включающих судебные расходы и меры гражданско-правовой ответственности за неисполнение обязательств по вынесенным по отношению к муниципальным образовательным учреждениям города Омска решениям суда.

Кроме того, полагая, что сроком предоставления субсидий является срок не позднее 31.12.2015 – дата закрытия бюджета, истец просил также взыскать с ответчика проценты по статье 395 Гражданского кодекса Российской федерации в размере 10 642 552, 66 рублей.

Частичное удовлетворение истоковых требований в части взыскания основанного долга в размере 89 445 228, 17 рублей, послужило основанием для обращения ответчиков в суд с апелляционными жалобами.

Повторно исследовав материалы дела по доводам жалоб, апелляционная коллегия считает принятое решение соответствующим по своим выводам нормам материального права и установленным по делу фактическим обстоятельствам, при этом исходит из следующего.

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса расходными обязательствами являются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

Учитывая указанную норму, а также положения статей 84, 85, 86 Бюджетного кодекса, расходные обязательства возникают в результате принятия законов, иных нормативных правовых актов, заключения договоров или соглашений, с указанием в них:

а) конкретных получателей средств из соответствующих бюджетов - физических или юридических лиц (категорий указанных лиц), публично-правовых образований, субъектов международного права;

б) объемов предоставляемых ресурсов либо порядка определения таких объемов.

Государственные (муниципальные) программы сами по себе расходных обязательств не порождают, поскольку не соответствуют указанным требованиям, в том числе не устанавливают конкретных получателей средств из соответствующих бюджетов.

Согласно  части 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате:

принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации;

принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;

заключения от имени субъекта Российской Федерации договоров (соглашений) казенными учреждениями субъекта Российской Федерации;

принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации;

принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации.

Согласно пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся, в том числе,  разработка и реализация региональных программ развития образования с учетом региональных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей субъектов Российской Федерации.

В рамках указанных полномочий субъекта Российской Федерации Правительством Омской области (постановление от 15.10.2013 № 250-п) утверждена государственная программа Омской области «Развитие системы образования Омской области» (далее – Программа).

Задачей № 1 указанной программы является развитие инфраструктуры системы образования Омской области, обеспечивающей доступность качественного образования, текущие и перспективные потребности социально- экономического развития Омской области.

Одной из подпрограмм указанной программы является подпрограмма«Доступность качественного образования на территории Омской области», включающая в себя мероприятие 4 «Модернизация муниципальных систем дошкольного образования, за исключением субсидий на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства муниципальных образований.

Реализация мероприятий государственной программы осуществляется путем предоставления из областного бюджета субсидий местным бюджетам в соответствии с законодательством.

Раздел X Программы устанавливает условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из областного бюджета (далее - субсидии), критерии отбора для предоставления, порядок предоставления и методика расчета субсидий. В частности, согласно пункта 30 Программы  предусматривается предоставление следующих субсидий:

1) субсидия на материально-техническое оснащение муниципальных дошкольных организаций предоставляется Министерством образования на основании заявок на участие в отборе органов местного самоуправления, формируемых исходя из состояния материально-технического оснащения муниципальных дошкольных организаций, в объеме, определяемом по формуле:

А1i = СОБ / П x Пi, где:

А1i - объем субсидии на материально-техническое оснащение муниципальных дошкольных организаций i-му муниципальному образованию;

СОБ - средства областного бюджета, предусмотренные на софинансирование соответствующих расходов;

П - суммарный размер денежных средств, необходимых для материально-технического оснащения муниципальных дошкольных организаций;

Пi - размер потребности i-го муниципального образования в денежных средствах, необходимых для материально-технического оснащения муниципальных дошкольных организаций.

Доля софинансирования из областного бюджета при распределении субсидий на материально-техническое оснащение муниципальных дошкольных организаций составляет не более 98,9 процента;

2) субсидия на модернизацию муниципальных систем дошкольного образования, за исключением субсидий на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства муниципальной собственности (далее - субсидии на осуществление бюджетных инвестиций), предоставляется Министерством образования на основании заявок на участие в отборе органов местного самоуправления, формируемых исходя из технического состояния зданий, прилегающих территорий и состояния материально-технического оснащения муниципальных дошкольных организаций, наличия кредиторской задолженности, образовавшейся на 1 января 2016 года в результате проведения мероприятий по модернизации муниципальных систем дошкольного образования, на ремонт зданий и сооружений, благоустройство, планировку, ограждение, озеленение, освещение территории, устройство и ремонт наружных инженерных сетей, проездов и пешеходных дорожек, приобретение и монтаж малых архитектурных форм и оборудования для детских игровых площадок, материально-техническое оснащение муниципальных дошкольных организаций, погашение кредиторской задолженности, образовавшейся на 1 января 2016 года, по указанным мероприятиям в объеме, определяемом по формуле:

А2i = СОБ1 / П1 x П1i, где:

А2i - объем субсидии на модернизацию муниципальных систем дошкольного образования, за исключением субсидии на осуществление бюджетных инвестиций, i-му муниципальному образованию;

СОБ1 - средства областного бюджета, предусмотренные на софинансирование соответствующих расходов;

П1 - суммарный размер денежных средств, необходимых для модернизации муниципальных систем дошкольного образования, за исключением субсидий на осуществление бюджетных инвестиций;

П1i - размер потребности i-го муниципального образования в денежных средствах, необходимых для модернизации муниципальных систем дошкольного образования, за исключением субсидии на осуществление бюджетных инвестиций.

Доля софинансирования из областного бюджета при распределении субсидий на модернизацию муниципальных систем дошкольного образования, за исключением субсидий на осуществление бюджетных инвестиций, составляет не более 98,9 процента.

Доля софинансирования из областного бюджета при распределении субсидии на погашение кредиторской задолженности составляет не более 99,999 процента;

Согласно пунктов 34, 35 Программы  контроль за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий, предусмотренных подпунктами 1 - 15.2, 17, 18 пункта 30 подпрограммы, осуществляется Министерством образования и Главным управлением финансового контроля Омской области в соответствии с законодательством.

Обеспечение за счет средств местных бюджетов доли софинансирования соответствующих расходов сверх установленного размера не влечет пропорционального увеличения доли софинансирования за счет средств областного бюджета.

Уменьшение объема бюджетных ассигнований на софинансирование субсидий, утвержденного решением представительного органа местного самоуправления о местном бюджете на соответствующий период, влечет пропорциональное уменьшение объема бюджетных ассигнований на софинансирование субсидий за счет средств областного бюджета.

Закон  Омской области от 25.12.2014 № 1694-ОЗ «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» в Приложении № 8 «Ведомственная структура расходов областного бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» установил  финансирование  Государственной программы  Омской области «Развитие системы образования Омской области» в размере 2 949 115 268,00 руб.

В соответствии с  государственной программой Омской области «Развитие системы образования Омской области», утвержденной постановлением Правительства Омской области от 15 октября 2013 года № 250-п, государственной программой Омской области «Доступная среда», утвержденной постановлением Правительства Омской области от 16 октября 2013 года № 261-п, принято  Постановление Правительства Омской области от 29.01.2014 № 6-п «О распределении субсидий местным бюджетам, определенных в 2014 - 2017 годах Министерству образования Омской области», согласно которого распределены субсидии бюджетам муниципального образования городской округ город Омск Омской области и муниципальных районов Омской области на модернизацию муниципальных систем дошкольного образования, за исключением субсидий на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства муниципальной собственности. Согласно данного постановления на обозначенные цели муниципальному образованию городской округ город Омск Омской области выделены денежные средства в размере 276 828 660,72 руб.

Порядок проведения отбора муниципальных образований для предоставления субсидии на модернизацию дошкольного образования регламентирован (приказ Министерства от 15.01.2014 № 1 «Об отдельных вопросах процедуры предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований Омской области»).

Так, отбор муниципальных образований Омской области для предоставления субсидии проводится Министерством на основании заявок муниципальных образований Омской области на участие в отборе.

Форма заявки, перечень прилагаемых к заявке документов и сроки представления указанных документов устанавливаются Министерством. Вопрос об определении объема субсидии предварительно рассматривается комиссией, исходя из объема бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству сводной бюджетной росписью областного бюджета, количества муниципальных образований Омской области, прошедших отбор, потребности в финансовых средствах на реализацию соответствующих мероприятий подпрограммы постановления № 250-п. Соответствующие заявки были поданы и рассмотрены профильной комиссией Министерства образования Омской области, что позволило в Постановлении Правительства Омской области от 29.01.2014 № 6-п «О распределении субсидий местным бюджетам, определенных в 2014 - 2017 годах Министерству образования Омской области» на основании одобренных заявок установить размер обязательств по финансированию модернизации детских дошкольных учреждений муниципальному образованию городской округ город Омск Омской области в размере 276 828 660,72 руб.

Кроме того, 16.07.2015 между Министерством и Администрацией города Омска было заключено соглашение Дог-АГ-44/18-15 о взаимодействии в связи с предоставлением в 2015 году субсидии местному бюджету на модернизацию муниципальных систем дошкольного образования, за исключением субсидий на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства муниципальной собственности (далее - Соглашение).

Как указано в пункте 1 Соглашения, предметом Соглашения является взаимодействие Министерства с Администрацией города Омска при предоставлении в 2015 году из областного бюджета субсидии местному бюджету муниципального образования городской округ город Омск Омской области и использовании субсидии ММСДО.

Согласно пункту 3 Соглашения Министерство образования обязано осуществлять контроль за соблюдением условий предоставления и расходования Администрацией города Омска субсидии на ММСДО.

При этом Министерство вправе:

1)запрашивать у получателя информацию о расходовании субсидии на ММСДО,

2)в установленных законодательством случаях направлять предложения в Министерство финансов Омской области о приостановлении (сокращении) объемов предоставления субсидии на ММСДО.

Получатель обязуется:

1)произвести софинансирование средств субсидий ММСДО, полученных в рамках настоящего соглашения,

2)по требованию Министерства предоставлять Министерству или уполномоченной Министерством организации данные бухгалтерского учета и первичную документацию, связанные с использованием субсидии, полученные в рамках настоящего Соглашения,

3) ежемесячно предоставлять в Министерство отчет об использовании субсидии на модернизацию по состоянию на 20 число текущего месяца в срок до 25 числа текущего месяца и на 5 число месяца, следующего за отчетным, по форме согласно приложения к настоящему Соглашению,

4)обеспечить ввод 480 дополнительно созданных мест для детей дошкольного возраста  в срок до 31 декабря 2015 года за счет субсидии на модернизацию,

5)в случае изменения платежных реквизитов незамедлительно уведомить Министерство путем направления соответствующего письменного извещения, подписанного уполномоченным лицом.

Согласно заключенному Министерством образования Омской области и Администрацией города Омска Соглашению от 16.07.2015 года № Дог-АГ-44/18-15 о взаимодействии в связи с предоставлением в 2015 году субсидии местному бюджету на модернизацию муниципальных систем дошкольного образования, за исключением субсидий на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства муниципальной собственности, размер субсидии на модернизацию составляет 283 409157 (двести восемьдесят три миллиона четыреста девять тысяч сто пятьдесят семь) рублей.

   Таким образом исходя из положений  статей 6, 84, 85, 86 Бюджетного кодекса, анализ вышеприведенных положений нормативных правовых актов Омской области, соглашения Дог-АГ-44/18-15 позволяет определить  а) конкретных получателей средств из бюджета субъекта Российской Федерации  - публично-правовое образование г.Омск,

б) объемов предоставляемых ресурсов 283 409157 руб. в)  порядок  определения соответствующего объема ресурсов на основании заявок, что позволяет констатировать возникновение соответствующих расходных обязательств Омской области в указанном размере. Изложенное не позволяет суду апелляционной инстанции рассматривать неперечисление соответствующих субсидий исключительно как распоряжение субъектом бюджетных правоотношений принадлежащими ему правами как предлагают ответчики по настоящему спору.

            Как следует из материалов дела во исполнение принятых на себя обязательств Министерством образования перечислены денежные средства в размере 193 963 928, 83 руб. (платежное поручение № 3327 от 03.03.2016 на сумму 37 411 225 руб., 62 коп., № 196 от 11.09.2015 на сумму 10 000 000 руб.,№ 433 от 15.09.2015 на сумму 20000 000руб., № 11145 от 07.10.2015 на сумму 1 500 000 руб., № 12791 от 123.11.2015 на сумму 3100 000 руб., № 12821 от 17.11.2015 на сумму 31 604 485 руб., в качестве назначения платежа в указанных платежных поручениях казано».. субс. на модер. мун. сис. дошк. образ…).

В остальной части обязательства перед муниципальным образованием не исполнены.

В судебном заседании представители ответчиков мотивировали неисполнение обязательств отсутствием денежных средств в бюджете Омской области и дефицитом бюджета в 2015 году. Между тем бюджетное обязательство по выплате субсидии не может быть прекращено в одностороннем порядке со ссылкой на отсутствие бюджетного финансирования, как и не может быть прекращено возникшее расходное бюджетное обязательство принятием впоследствии нормативного акта, отменяющего действие предыдущего нормативного акта, в соответствии с которым возникло расходное обязательство.

В связи с изложенным суд апелляционной инстанции полагает обоснованным вывод суда первой инстанции, возложившей на ответчиков осуществить выплату субсидии в соответствии с ранее принятыми обязательствами  в размере разницы между размером субсидии определенной в постановлении Правительства Омской области № 6-П ( в редакции постановления Правительства Омской области № 176-п от 30.06.2015 (том 3, л.д. 53))  и соглашении Дог-АГ-44/18-15 в размере 283 409 157 руб.  и фактически перечисленными денежными средствами в размере 193 963 928, 83 руб., что составляет 89 445 228 руб. 17 коп.

В силу статьи 133 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Муниципальными образовательными учреждениями города Омска, чьи заявки были одобрены Министерством образования Омской области и учтены в постановлении Правительства Омской области 6-п, заключили  гражданско-правовые договоры на материально-техническое обеспечение и выполнение ремонтных работ, финансирование которых должно было осуществляться за счет средств субсидии, полученной от Министерства образования Омской области на условиях софинансирования с муниципальным образованием.

Субъект федерации, приняв на основании принятых нормативных актов на себя обязательства по соответствующему софинансированию, соответствующие бюджетные расходные обязательства не исполнил.

В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В данном случае, поскольку обязанным субъектом является  публично-правовое образование надлежащим органом, с учетом положений статьи 158 БК РФ, публично-правового образования при рассмотрении дела в суде является главный распорядитель бюджетных средств по ведомственной принадлежности.

Согласно Положения о Министерстве образования Омской области, утвержденном Указом Губернатора Омской области от 15.03.2004 :№63, Министерство при осуществлении своих функций осуществляет полномочия главного распорядителя средств областного бюджета

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Омской области, утвержденном Указом Губернатора Омской области от 24.02.2014,  Министерство в соответствии с возложенными на него задачами выполняет, в том числе,  следующие функции:

- осуществляет рассмотрение проектов федеральных законов, областных законов, правовых актов Губернатора Омской области, Правительства Омской области, проектов договоров (соглашений) Омской области в порядке, установленном Регламентом Правительства Омской области;

- организует исполнение областного бюджета, в том числе обеспечивает учет бюджетных и денежных обязательств получателей средств областного бюджета;

- составляет проект закона Омской области об областном бюджете, а также проект закона Омской области о внесении изменений в закон Омской области об областном бюджете;

-устанавливает порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи областного бюджета, порядок составления и ведения (включая внесение изменений) бюджетных росписей главных распорядителей (распорядителей) средств областного бюджета;

-устанавливает порядок составления и ведения кассового плана исполнения областного бюджета, состав и сроки представления главными распорядителями средств областного бюджета, главными администраторами доходов областного бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита областного бюджета сведений, необходимых для составления и ведения кассового плана исполнения областного бюджета;

- осуществляет составление и ведение кассового плана исполнения областного бюджета;

- исполняет судебные акты, предусматривающие обращение взыскания на средства областного бюджета, средства бюджетных и автономных учреждений Омской области, в соответствии с законодательством.

С учетом указанных полномочий ответчиков суд апелляционной инстанции считает, что отсутствуют основания полагать ненадлежащим субъектный состав участников спора в части определения статуса  Министерства финансов Омской области как ответчика.

Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что апеллянтами не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не содержат фактов, которые влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.

При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, удовлетворив исковые требования в размере 89 445 228,17 рублей, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.

Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.

Апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.

Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе судом не рассматривался, поскольку на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой  арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Омской области от 10 апреля 2017 года по делу № А46-9599/2016 (судья Захарцева С.Г.) – оставить без изменения, апелляционные жалобы (регистрационный номер 08АП-6824/2017) Министерства образования Омской области и (регистрационный номер 08АП-6827/2017) Министерства финансов Омской области – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

С.А. Бодункова

Судьи

О.В. Зорина

 Т.П. Семёнова