НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Новгородской области от 30.05.2019 № А44-8183/18

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

30 мая 2019 года

Дело №

А44-8183/2018

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Соколовой С.В., судей Родина Ю.А., Савицкой И.Г.,

при участии от государственного учреждения – Новгородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Павлюковой Н.И. (доверенность от 29.12.2016 № 66), от Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области Пашковой Г.Н. (доверенность от 09.01.2019 № 489), от общества с ограниченной ответственностью «Гудвент» генерального директора Богомолова К.В. (решение от 06.05.2015 № 1), представителя Белого А.В. (доверенность от 01.10.2018),

рассмотрев 28.05.2019 в открытом судебном заседании кассационную  жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 06.11.2018 (судья Киселева М.С.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2019 (судьи Алимова Е.А., Докшина А.Ю.,                 Мурахина Н.В.,) по делу № А44-8183/2018,

у с т а н о в и л:

Государственное учреждение – Новгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, место нахождения: 173009, Великий Новгород, Псковская ул., д. 15, ОГРН 1025300783848,
ИНН 5321033864 (далее – Учреждение), обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области, место нахождения: 173002, Великий Новгород, Воскресенский бульв., д. 3,
ОГРН 1025300795552, ИНН 5321047553 (далее – Управление), от 07.08.2018
№ 3367/02 по делу № А-7/18.

 К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью «Гудвент», место нахождения: 173016, Великий Новгород, пр. Ал. Корсунова, д. 9, кв. 82, ОГРН 1157847168588, ИНН 7805314732 (далее – Общество), и индивидуальный предприниматель Обатурова Елена Олеговна, ОГРНИП 317784700087054, ИНН 780214593164.

 Решением от 06.11.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 07.02.2019, оспариваемое решение признано недействительным, на Управление возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Учреждения путем отмены решения.

В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить вынесенные по делу судебные акты, принять новый – об отказе в удовлетворении заявленных требований.

По мнению подателя кассационной жалобы, Общество, учредителем которого является Новгородская областная организация Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» (далее – Областная организация ВОИ), не имеет права на получение установленного статьей 29 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) преимущества.

В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы кассационной жалобы, а представители Общества и Учреждения возражали против ее удовлетворения.

Предприниматель Обатурова Е.О., извещенная надлежащим образом о дате и месте судебного заседания, в суд не явилась, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в ее отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, Учреждение разместило на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок извещения № 0250100000317000115 и 025010000031700116 о проведении электронных аукционов на поставку инвалидам технических средств реабилитации – подгузников детских и взрослых, информацию о начальной (максимальной) цене контрактов – 698 304 руб. и 5 264 413 руб. 70 коп. соответственно.

Согласно протоколам подведения итогов электронного аукциона от 18.09.2017 № 141 (извещение № 0250100000317000115) и от 21.09.2017 № 143 (извещение №  025010000031700116) Общество, предложившее лучшую цену контракта – 425 559 руб. 36 коп. и 3 620 795 руб. 13 коп., признано победителем аукционов на поставку подгузников взрослых и детских.

Учреждение 29.09.2017 и 02.10.2017 заключило с Обществом государственные контракты на поставку технических средств реабилитации на 489 350 руб. 50 коп. и 4 163 914 руб. 39 коп.

В Управление из прокуратуры Новгородской области 01.12.2017 поступила жалоба предпринимателя Обатуровой Е.О. на необоснованное предоставление Обществу преференций при осуществлении закупки в соответствии с требованиями  Закона № 44-ФЗ.

Приказом Управления от 01.03.2018 № 18/2018 возбуждено дело
№ А-7/18 по признакам нарушения Учреждением части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ).

Решением Управления от 07.08.2018 № 3367/02 по делу № А-7/18 действия Учреждения признаны нарушающими часть 1 статьи 17 Закона
№ 135-ФЗ, в частности пункт 2 части 1 этой статьи.

Не согласившись с указанным решением, Учреждение оспорило его  в судебном порядке.

Суды первой и апелляционной инстанции, признав ошибочным вывод Управления об отсутствии у Учреждения оснований для предоставления Обществу преференций, установленных статьей 29 Закона № 44-ФЗ, и наличии в действиях заказчика нарушений части 1 статьи 17 Закона № 135-ФЗ, удовлетворили заявленное требование.

Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Согласно части 1 статьи 17 Закона № 135-ФЗ при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом; нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений; участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Частью 1 статьи 29 Закона № 44-ФЗ установлено, что организациям инвалидов, являющимся участниками закупок, предоставляются преимущества, указанные в части 3 этой статьи.

В соответствии со статьей 42 Закона № 44-ФЗ заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено данным Законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом № 44-ФЗ, в том числе информация о преимуществах, предоставляемых заказчиком в соответствии со статьями 28 и 29 этого Закона (пункт 9 статьи 42 Закона № 44-ФЗ).

В соответствии с частью 2 статьи 29 Закона № 44-ФЗ преимущества распространяются на общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее чем восемьдесят процентов, и на организации, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем пятьдесят процентов, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем двадцать пять процентов.

Правила предоставления преимуществ общероссийским организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта  (далее – Правила № 341) и перечень товаров, работ, услуг, при закупке которых предоставляются преимущества организациям инвалидов (далее – Перечень), утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 341.

В соответствии с частью 3 статьи 29 Закона № 44-ФЗ и пунктом 5 Правил      №  341 контракт с организацией инвалидов, признанной победителем закупки, заключается по цене, предложенной этой организацией, увеличенной до пятнадцати процентов от такой цены, но не выше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.

Суды установили, что пунктом 8.1.2 документации об аукционе определено, что вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать в том числе декларацию в произвольной форме о соответствии критериям, установленным частью 2 статьи 29 Закона № 44-ФЗ, если предоставление преимущества предусмотрено в части II информационной карты аукциона, подтверждающую право участника аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28-29 Закона № 44-ФЗ, или копию этого документа.

Частью IIинформационной карты аукциона такое преимущество в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в соответствии с Перечнем предоставлено организациям инвалидов.

Из материалов дела следует, что в качестве доказательств, подтверждающих его право на получение преимущества, Общество представило письмо о соответствии его требованиям, установленным Правилами № 341; цена заключенных с Обществом государственных контрактов составила 489 350 руб. 50 коп. и 4 163 893 руб. 30 коп., то есть по предложенной им цене (425 559 руб. 36 коп. и 3 620 795 руб. 13 коп.) и с учетом увеличения цены контракта на пятнадцать процентов.

Суды установили, что учредителем Общества является Областная организация ВОИ, доля которой в уставном капитале равна ста процентам.

Довод Управления о том, что Общество не имеет права на получение установленного статьей 29 Закона № 44-ФЗ преимущества, поскольку Областная организация ВОИ, будучи региональной общественной организацией, действующей на территории Новгородской области, не имеет самостоятельного статуса общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов», суды оценили и отклонили.

Согласно статье 33 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» общественные объединения, созданные и действующие в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, есть форма социальной защиты инвалидов. Государство оказывает указанным общественным объединениям содействие и помощь, в том числе материальную, техническую и финансовую. Органы местного самоуправления имеют право оказывать поддержку общественным объединениям инвалидов за счет средств местных бюджетов (за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).

Одной из установленных статьей 7 Федерального закона от 19.05.1995
№ 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее - Закон № 82-ФЗ) организационно-правовых форм, в которых могут создаваться общественные объединения, является общественная организация.

Согласно статье 14 Закона № 82-ФЗ в Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения. Под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.

Суды установили, что согласно уставу Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» (далее – Всероссийское Общество инвалидов) её структурные подразделения – региональные и местные организации - осуществляют свою деятельность в субъектах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании устава Всероссийского общества инвалидов и собственных уставов. Устав Всероссийского общества инвалидов закрепляет основные положения и требования к уставам региональных и местных организаций Всероссийского общества инвалидов, обеспечивающие их организационное единство. Согласно уставу Областной организации ВОИ она осуществляет свою деятельность в соответствии с уставом и программой Всероссийского общества инвалидов; членами Областной организации ВОИ являются члены Всероссийского общества инвалидов. Всероссийское общество инвалидов и его региональные и местные организации являются юридическими лицами с момента государственной регистрации. Региональные и местные организации Всероссийского общества инвалидов обязаны в своей деятельности соблюдать устав Всероссийского общества инвалидов; решения органов вышестоящих организаций Всероссийского общества инвалидов обязательны для исполнения нижестоящими организациями. Региональные организации производят на расчетный счет Всероссийского общества инвалидов ежеквартальные отчисления в размере 10% от своего дохода.

Исходя из анализа данных документов и указанных выше нормативных положений, а также установив на основании имеющихся в материалах дела доказательствах, оцененных по правилам статьи 71 АПК РФ, что учредитель Общества - Областная организация ВОИ является структурным подразделением Всероссийского общества инвалидов, уставный капитал Общества полностью состоит из вклада Областной организации ВОИ, суды пришли к правильному выводу о соответствии Общества требованиям части 2 статьи 29 Закона № 44-ФЗ.

Довод Управления об обратном не принимаются как основанный на неправильном толковании норм материального права.

Факт соответствия численности Общества и доли оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда критериям Закона № 44-ФЗ установлен судами и сторонами не оспаривается.

На основании вышеизложенного суды, обоснованно признав вывод Управления об отсутствии у Учреждения оснований для предоставления Обществу преимуществ и, соответственно, наличия в действиях заявителя нарушений части 1 статьи 17 Закона № 135-ФЗ ошибочным, удовлетворили заявленное требование.

 Приведенные в кассационной жалобе доводы Управления являлись предметом тщательного рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, которые правильно установили обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами доказательства и дали им надлежащую правовую оценку.

Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами полно и всесторонне, исследованы все имеющиеся в деле доказательства, нормы материального права применены соответственно установленным обстоятельствам, отсутствуют нарушения норм процессуального права, в том числе влекущие согласно части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловную отмену судебных актов, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Новгородской области от 06.11.2018 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2019 по делу № А44-8183/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области - без удовлетворения.

Председательствующий

С.В. Соколова

Судьи

Ю.А. Родин

И.Г. Савицкая