НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Новгородской области от 20.05.2019 № А44-11723/18

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

23 мая 2019 года

г. Вологда

Дело № А44-11723/2018

Резолютивная часть постановления объявлена мая 2019 года .

В полном объёме постановление изготовлено мая 2019 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Алимовой Е.А. и Мурахиной Н.В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Тихомировым Д.Н.,

при участии от общества ФИО1 по доверенности от 21.12.2018, ФИО2 по доверенности от 21.12.2018, от  налоговой инспекции ФИО3 по доверенности от 04.09.2018, ФИО4 по доверенности от 15.01.2019, ФИО5 по доверенности от 15.01.2019, ФИО6 по доверенности от 01.11.2018, ФИО7 по доверенности от 16.05.2019, от управления  ФИО3 по доверенности от 17.05.2019, ФИО4 по доверенности от 17.05.2019, ФИО5 по доверенности от 17.05.2019,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 на решение Арбитражного суда Новгородской области от 21 марта 2019 года и определение Арбитражного суда Новгородской области от 17 января 2019 года по делу                                    № А44-11723/2018,

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Тепловая Компания Новгородская» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 175000, Новгородская область, <...>; далее – общество, ООО «ТК Новгородская») обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Новгородской области (ОГРН <***>,                ИНН <***>; адрес: 173003, Новгородская область, Великий Новгород, улица Большая Санкт-Петербургская, дом 62; далее – инспекция, налоговая инспекция) о признании недействительным решения от 01.10.2018 № 4406.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Новгородской области (далее – управление).

Решением суда от 21 марта 2019 года заявленные требования удовлетворены.

Инспекция не согласилась с решением суда и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и отказать обществу в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение судом норм материального права.

Общество в отзыве и его представители в судебном заседании просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, апелляционную жалобу общества – без удовлетворения.

Управление отзыв на апелляционную жалобу не представило, его представители в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы налоговой инспекции.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы налоговой инспекции.

Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом первичной налоговой декларации по налогу на прибыль за 12 месяцев 2017 года, по результатам которой составлен акт проверки от 16.08.2018 № 5731 и вынесено решение от 01.10.2018 № 4406 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Указанным решением налоговой инспекции обществу доначислен налог на прибыль в сумме 73 472 484 руб., пени в сумме 3 930 597,40 руб., заявитель привлечен к ответственности по части 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) в виде штрафа в размере 3 673 624 руб.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Новгородской области от 05.12.2018 № 6-11/13681 апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения, решение налоговой инспекции - без изменения.

Общество, не согласившись с решением инспекции, обратилось в суд с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования в полном объеме.

По результатам проверки налоговой инспекцией сделан вывод о неправомерном, в нарушение пункта 1 статьи 271 НК РФ, занижении обществом доходов в связи с неотражением в налоговом учете субсидий на возмещение организациям недополученных доходов в сумме 1 156 199 128 руб., а также о завышении внереализационных доходов на сумму 773 214 153 руб. субсидии на возмещение организациям недополученных доходов.

При этом налоговая инспекция исходила из следующего.

ООО «ТК Новгородская» в проверяемом периоде оказывало коммунальные услуги по горячему водоснабжению, теплоснабжению организациям и населению на территории Новгородского района и Новгородской области по тарифу на тепловую энергию, горячую воду, установленному постановлением Комитета по ценовой и тарифной политике Новгородской области от 16.12.2015 № 54/3.

В соответствии с приказом общества об учетной политике на 2017 год заявителем применялся при исчислении налога на прибыль метод начисления, внереализационные доходы в налоговом учете в виде выпадающих доходов от предоставления коммунальных услуг по тарифам для населения учитывались на дату поступления денежных средств на расчетный счет.

Согласно статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации подпрограммой «Энергосбережение в Новгородской области» государственной программы Новгородской области «Улучшение жилищных условий граждан и повышение качества жилищно-коммунальных услуг в Новгородской области на 2014 - 2018 годы и на период до 2020 года», правительством Новгородской области утвержден Порядок предоставления субсидий в 2015 - 2019 годах на возмещение недополученных доходов организациям, индивидуальным предпринимателям, предоставляющим коммунальные услуги холодного водоснабжения, водоотведения и (или) холодную воду по тарифам для населения (далее - Порядок).

Пунктом 5 Порядка определено, что субсидии предоставляются при соблюдении определенных условий, одним из которых является заключение между министерством, учреждением и организацией соглашения о предоставлении субсидии в соответствии с типовой формой, устанавливаемой министерством финансов Новгородской области.

Пунктом 9 Порядка установлено, что для получения субсидии организации ежемесячно с 1 по 10 число месяца, следующего за отчетным (в отношении декабря - в срок до 20 января года, следующего за отчетным), представляют в учреждение: заявку по форме согласно приложению № 6 к настоящему Порядку; расчет недополученных доходов по услугам холодного водоснабжения, водоотведения и (или) объему холодной воды, предоставляемым по тарифам для населения, по формам согласно приложениям NN 2 – 5, 7 к настоящему Порядку; выписку (заверенную руководителем организации) из журнала учета, содержащего сведения о показаниях ОДПУ, ИПУ, которыми оборудованы жилые дома (домовладения) и жилые помещения в многоквартирных домах, а также ИПУ, которыми оборудованы помещения, занимаемые юридическими лицами и/или индивидуальными предпринимателями; реестр счетов-фактур (заверенный руководителем организации) по предоставляемым услугам, выставленных управляющим организациям, товариществам собственников жилья либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, осуществляющим управление многоквартирными домами, а также реестр квитанций с указанием номера лицевого счета потребителя по предоставляемым услугам в отношении многоквартирных домов, жилых домов с непосредственным способом управления.

Департаментом по жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу Новгородской области (учреждение) и ООО «ТК Новгородская» 18.04.2017 подписано соглашение № 3-ТВ/2017 о предоставлении из областного бюджета субсидии на возмещение недополученных доходов (далее – Соглашение).

В соответствии с Соглашением, дополнительным соглашениям к нему, заключенным в 2017 году, сумма субсидии на возмещение недополученных доходов за апрель – декабрь 2016 года и январь – ноябрь 2017 года составила 1 156 199 128 руб.

Общество при начислении налога на прибыль за 2017 года в соответствии с принятой учетной политикой включило во внереализационные доходы за               2017 год сумму в размере 773 214 153 руб. полученной субсидии на возмещение организациям недополученных доходов  на дату поступления денежных средств на расчетный счет.

Налоговая инспекция посчитала, что при формировании налоговой базы по налогу на прибыль сумма 1 156 199 128 руб. начисленной субсидии подлежит отражению в составе доходов на дату  подписания Соглашения и дополнений к нему, и соответственно  начисленная субсидия в размере                     1 156 199 128 руб. должна быть отражена в составе доходов за 2017 год, а не дату фактического поступления сумм субсидий предприятию на расчетный счет.

Суд первой инстанции правомерно не согласился с данным выводом  налогового органа.

В соответствии со статьей 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, которой признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определяемые в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса.

В пункте 1 статьи 248 НК РФ определено, что к доходам в целях главы 25 названного Кодекса относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.

Из пунктов 1 и 2 статьи 249 НК РФ следует, что в целях настоящей главы доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах. В зависимости от выбранного налогоплательщиком метода признания доходов и расходов поступления, связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, признаются для целей настоящей главы в соответствии со статьей 271 или статьей 273 настоящего Кодекса.

В целях настоящей главы внереализационными доходами признаются доходы, не указанные в статье 249 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 250             НК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 271 НК РФ при методе начисления доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав.

В силу пункта 3 статьи 271 НК РФ для доходов от реализации, если иное не предусмотрено настоящей главой, датой получения дохода признается дата реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), определяемой в соответствии с пунктом 1 статьи 39 настоящего Кодекса, независимо от фактического поступления денежных средств (иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав) в их оплату.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.

В силу пункта 4.1 статьи 271 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29.12.2014 № 465-ФЗ) средства в виде субсидий, полученные организациями, за исключением случаев получения субсидий в рамках возмездного договора, признаются в составе внереализационных доходов в определенном порядке, в частности субсидии, полученные на компенсацию ранее произведенных расходов, не связанных с приобретением, созданием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением амортизируемого имущества, приобретением имущественных прав, или недополученных доходов, учитываются единовременно на дату их зачисления.

Следовательно, общество, исходя из указанных норм, обоснованно включало во внереализационные доходы суммы поступивших субсидий на возмещение недополученных доходов на дату их фактического зачисления.

Не могут быть приняты во внимание доводы налоговой инспекции о том, что положения пункта 4.1 статьи 271 НК РФ не могут быть применены в данном случае, поскольку субсидии получены в рамках возмездного договора, которым является заключенное обществом Соглашение.

В силу статьи 423 ГК РФ возмездным договором являет договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей.

Также в письме Минфина России от 12.04.2018 № 03-07-11/24232, на которое ссылается налоговая инспекция, разъяснено, что порядок учета в целях налогообложения прибыли субсидий, полученных организациями, зависит от квалификации получаемых субсидий. Если субсидии выделяются в рамках возмездного договора, то факт получения субсидий не оказывает влияния на формирование доходной части организации, так как в данном случае цена договора формируется с учетом суммы предоставленных субсидий. Если субсидии предоставляются не в рамках возмездного договора, то есть если цена договора формируется без учета суммы предоставленных субсидий, то получаемые субсидии на компенсацию выпадающих доходов учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в порядке, установленном абзацем 4 пункта 4.1 статьи 271 НК РФ.

В данном случае заключенное обществом Соглашение не отвечает указанным требованиям статьи 423 ГК РФ и разъяснениям приведенного письма Минфина России.

Также следует отметить, что исходя из позиции налогового органа, при исчислении налога на прибыль в доходы общества включены субсидии на компенсацию выпадающих доходов фактически за два года (2016 и 2017 годы).

Кроме того, судом первой инстанции правомерно указано, что налоговым органом при расчете полученных субсидий необоснованно включены                       10 115 246,85 руб., что подтверждается Приложением № 9 к Соглашению и признано налоговым органом (т. 1, л. 66; т. 3, л. 154-156). Включение указанной суммы в состав доходов 2017 года привело к необоснованному начислению налога на прибыль в сумме 2 023 050 руб.

Данное обстоятельство налоговой инспекции в апелляционной жалобе не оспаривается.

В связи с этим  суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы налоговой инспекции.

Определением Арбитражного суда Новгородской области от 19 декабря 2018 года по данному делу на основании заявления Предприятия приняты  обеспечительные меры в виде приостановления действия решения налоговой инспекции  от 01.10.2018 № 4406.

Определением Арбитражного суда Новгородской области от 17 января 2019 года по данному делу налоговой инспекции отказано в предоставлении встречного обеспечения.

В апелляционной жалобе налоговая инспекция просит отменить указанное определение суда первой инстанции и удовлетворить ее ходатайство о предоставлении встречного обеспечения, потребовав от общества предоставить встречное обеспечение путем внесения на депозитный счет суда денежных средств в размере 81 076 705,40 руб. либо предоставления банковской гарантии, поручительства или иного финансового обеспечения на ту же сумму, либо в виде наложения запрета на отчуждение принадлежащего обществу имущества.

В силу статьи 94 АПК РФ определение об отказе в удовлетворении ходатайства о предоставлении встречного обеспечения не подлежит обжалованию.

В связи с этим производство по апелляционной жалобе налоговой инспекции в части обжалования определения Арбитражного суда Новгородской области от 17 января 2019 года по данному делу об отказе налоговой инспекции в предоставлении встречного обеспечения в силу статьи 150 АПК РФ подлежит прекращению.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л:

производство по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Новгородской области на определение Арбитражного суда Новгородской области от 17 января 2018 года по делу                 № А44-11723/2018 прекратить.

Решение Арбитражного суда Новгородской области от 21 марта 2019 года по делу № А44-11723/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Новгородской области - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.Н. Осокина

Судьи

Е.А. Алимова

Н.В. Мурахина