НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Новгородской области от 08.12.2020 № А44-3930/20

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

08 декабря 2020 года

г. Вологда

Дело № А44-3930/2020

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Докшиной А.Ю., рассмотрев без вызова сторон в порядке упрощенного производства по имеющимся в деле доказательствам апелляционную жалобу государственного учреждения – Новгородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Новгородской области от 07 сентября 2020 года по делу                       № А44-3930/2020 ,

у с т а н о в и л:

государственное областное автономное учреждение «Центр спортивной подготовки Новгородской области» (ОГРН 1085321005010, ИНН 5321126759; адрес: 173016, область Новгородская, Великий Новгород, улица Космонавтов, дом 34; далее – учреждение, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к государственному учреждению – Новгородскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1025300783848, ИНН 5321033864; адрес: 173009, Новгородская область, Великий Новгород, улица Псковская, дом 15; далее – отделение фонда, фонд) о признании недействительным решения от 10.07.2020 № 65/ПДС о взыскании излишне понесенных отделением фонда расходов на выплату соответствующего вида страхового обеспечения.

На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) заявление рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.

Решением Арбитражного суда Новгородской области от 07 сентября  2020 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Фонд с судебным актом не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права. Указывает на то, что если листок нетрудоспособности был выдан после окончания рабочего дня, за который работнику была начислена заработная плата, пособие по временной нетрудоспособности за счет средств работодателя следует выплачивать за следующие три дня. В ином случае выплата пособия по временной нетрудоспособности будет произведена с нарушением пункта 1 части 2 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006                   № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Закон № 255-ФЗ). В данном случае, по мнению апеллянта, финансовое обеспечение пособия по временной нетрудоспособности за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации осуществлено с 3-го дня временной нетрудоспособности сотрудника учреждения.

От заявителя отзыв на апелляционную жалобу не поступил.

Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ и пункту 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам без проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.

Стороны надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству в порядке упрощенного производства и ее рассмотрении без вызова сторон.

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, отделением фонда проведена выездная проверка полноты и достоверности сведений, представленных учреждением, для назначения застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществления иных выплат и возмещения расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников страхователя за период с 01.01.2017 по 31.12.2019.

По итогам проверки фондом составлен акт от 21.05.2020 № 152/ПДС, в котором отражено, что страхователем в отделение фонда представлены недостоверные сведения, влияющие на право получения застрахованным лицом пособия по временной нетрудоспособности и исчисление его размера, в связи с этим назначение и выплата пособия по временной нетрудоспособности                            в 2018 году сотруднику учреждения Моисеевой Т.В. производилась с нарушением норм Закона № 255-ФЗ.

Сведения представлены страхователем в отделение фонда в виде электронного реестра для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности по листку нетрудоспособности № 278797918398 с периодом оплаты за счет средств бюджета фонда с 18.02.2018 по 27.02.2018.

На основании представленных страхователем сведений в отношении застрахованного лица Моисеевой Т.В. отделением фонда назначено и исчислено пособие по временной нетрудоспособности за счет средств Фонда в размере: 197 руб. 77 коп. (средний дневной заработок) х 10 дней х 100 %    стажа = 1 977 руб. 70 коп. (в том числе налог на доходы физических лиц –               257 руб.).

Выплата пособия по временной нетрудоспособности в размере 1 720 руб. 70 коп. произведена Моисеевой Т.В. через кредитное учреждение.

Ревизором отделения фонда установлено, что в день, когда работнику учреждения Моисеевой Т.В. открыт листок нетрудоспособности (15.02.2018), ею фактически был отработан рабочий день, за что работодателем названному сотруднику выплачена заработная плата. Данное обстоятельство повлекло исключение оплаты листка нетрудоспособности за этот день. За последующие два дня (16.02.2018 и 17.02.2018) страхователь выплатил работнику пособие по временной нетрудоспособности.

Не согласившись с такими действиями учреждения, фонд настаивает на том, что если за отработанный день, совпавший с первым днем листка нетрудоспособности, работник получил заработную плату, то это не отменяет обязанность работодателя выплатить Моисеевой Т.В. пособие по временной нетрудоспособности за первые три дня ее нетрудоспособности, то есть за те дни, когда работник нуждался в освобождении от работы.

По результатам рассмотрения акта и материалов проверки отделением фонда принято решение от 10.07.2020 № 65/ПДС о взыскании с учреждения излишне понесенных фондом расходов, образовавшихся в результате недостоверности представленных страхователем сведений, необходимых для назначения и выплаты пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере               171 руб. 77 коп.

Основанием для принятия оспариваемого решения послужил вывод ответчика о том, что в случае, если листок нетрудоспособности был выдан после окончания рабочего дня, за который работнику была начислена заработная плата, пособие по временной нетрудоспособности за счет средств работодателя следует выплачивать за следующие три дня.

Не согласившись с указанным решением, учреждение обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования в полном объеме.

Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда в силу следующего.

В соответствии со статьей 183 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами.

В пункте 1 статьи 22 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее – Закон № 165-ФЗ) предусмотрено, что основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 5 Закона № 255-ФЗ обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в случае утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы.

В силу пункта 1 статьи 6 Закона № 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованному лицу за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 3 Закона № 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств страхователя, а за остальной период, начиная с 4-го дня временной нетрудоспособности, - за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.

На основании части 5 статьи 13 Закона № 255-ФЗ для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

Порядок выдачи листков нетрудоспособности утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.06.2011 № 624н (далее – Порядок).

Согласно пункту 15 Порядка гражданам, обратившимся за медицинской помощью после окончания рабочего времени (смены), по их желанию, дата освобождения от работы в листке нетрудоспособности может быть указана со следующего календарного дня.

В том случае, если работнику выдан листок нетрудоспособности за отработанный рабочий день, за этот день ему выплачивается либо заработная плата, либо пособие по временной нетрудоспособности.

Однако это не изменяет общий порядок определения периода нетрудоспособности, который начинается с даты открытия листка нетрудоспособности.

Поскольку вопрос о виде выплат в таком случае решает работодатель, за первые три дня нетрудоспособности заработная плата или пособие по временной нетрудоспособности выплачиваются за счет средств работодателя, за остальные дни - за счет средств Фонда обязательного социального страхования.

В соответствии с пунктом 2 Положения об особенностях назначения и застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 № 294 (далее – Положение), застрахованное лицо (работник) обращается к страхователю по месту своей работы (работодателю) с заявлением о выплате соответствующего вида пособия и документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании пунктов 3, 4 Положения страхователь в течение пяти календарных дней обязан представить сведения, полученные от застрахованного лица, в территориальный орган Фонда.

После получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, либо реестра сведений территориальный орган Фонда в течение 10 календарных дней со дня их получения принимает решение о назначении и выплате пособий (пункт 8 Положения).

В пункте 9 Положения установлено, что выплата пособия осуществляется путем перечисления территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации пособия на банковский счет застрахованного лица.

В силу пункта 16 Положения за непредставление документов, недостоверность либо сокрытие сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия или его размер, страхователь несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.

В рассматриваемом случае фондом установлено и материалами дела подтверждается, что 15.02.2018, то есть в день, когда работнику учреждения Моисеевой Т.В. был открыт листок нетрудоспособности, указанное лицо фактически отработало рабочий день.

Моисеева Т.В. предъявила работодателю для оплаты листок нетрудоспособности, согласно которому она была освобождена от работы (причина нетрудоспособности «02») с 15 по 27 февраля 2018 года и заявление о выплате пособия по временной нетрудоспособности, а также заявление о том, что первый день нетрудоспособности, приходящийся на 15.02.2018, отработанный ею в полном объеме, просит считать его рабочим днем и начислить ей за него заработную плату.

В связи с этим заявитель внес в табель учета рабочего времени данные об отработанном дне, по окончании которого названному работнику выдан листок временной нетрудоспособности, и за этот день работнику начислена и выплачена заработная плата. За второй и третий день пособие по временной нетрудоспособности начислено и выплачено работодателем. С четвертого дня периода временной нетрудоспособности финансовое обеспечение выплаты пособия производил фонд.

Правомерность выдачи листка нетрудоспособности отделение фонда не оспаривает.

При этом, настаивая на факте необоснованной, по мнению апеллянта, выплаты денежных средств в связи с недостоверными сведениями, направленными страхователем страховщику, отделение фонда указывает на то, что страхователь в нарушение пункта 1 части 2 статьи 3 Закона № 255-ФЗ оплатил только два дня пособия по временной нетрудоспособности своему работнику из трех предусмотренных законодательством дней, тем самым не исполнив свою обязанность как страхователя, что повлекло за собой выплату пособия за счет средств фонда застрахованному лицу на один день больше, то есть дополнительное расходование государственных средств.

Между тем данные доводы оценены и правомерно отклонены судом первой инстанции.

По смыслу положений статьи 183 ТК РФ при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами, и выплата пособия по временной нетрудоспособности носит компенсационный характер и выплачивается вместо причитающейся заработной платы.

Выплата одновременно заработной платы и пособия за период временной нетрудоспособности законом не предусмотрена, поскольку и заработная плата, и пособие по временной нетрудоспособности представляют собой выплаты в пользу работника, преследующие одинаковые цели.

Следовательно, в случае если работнику выдан листок нетрудоспособности за рабочий день, в который он отработал смену, за этот день ему выплачивается либо заработная плата, либо пособие по временной нетрудоспособности.

Признавая доводы фонда неправомерными и нарушающими права и законные интересы учреждения, суд обоснованно исходил из того, что согласно пункту 1 части 2 статьи 3 Закона № 255-ФЗ период временной нетрудоспособности и отсчет трехдневного срока, за которые пособие по временной нетрудоспособности выплачивается за счет средств страхователя, начинается с даты наступления страхового случая, которая определяется днем выдачи листка нетрудоспособности.

Поскольку в силу императивных норм Закона № 255-ФЗ выплата застрахованным лица пособия по временной нетрудоспособности за счет средств социального страхования производится, начиная с четвертого дня временной нетрудоспособности и не ставится в зависимость от иных обстоятельств, отделение фонда не имело правовых оснований применять иной порядок исчисления этого срока и предлагать страхователю оплатить пособие за четвертый день нетрудоспособности Моисеевой Т.В. за счет собственных средств.

В данном случае выявленные в ходе проверки выплаты, произведенные фондом, не являются следствием ненадлежащего исполнения учреждением обязанности по предоставлению достоверных сведений, влияющих на право получения ежемесячного пособия по временной нетрудоспособности, суд первой инстанции обоснованно признал решение отделения фонда, фактически обязывающего заявителя за один и тот же календарный день начислить и выплатить работнику заработную плату и пособие по временной нетрудоспособности, недействительным.

При таких обстоятельствах заявленные требования правомерно удовлетворены судом.

Различная оценка одних и тех же фактических обстоятельств и материалов дела судом первой инстанции и отделением фонда не является правовым основанием для отмены решения суда по настоящему делу.

Обжалуемое решение суда соответствует обстоятельствам дела и представленным доказательствам.

С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Новгородской области от 07 сентября                2020 года по делу № А44-3930/2020, оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения – Новгородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья                                                                                              А.Ю. Докшина