АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
07 декабря 2023 года | Дело № | А44-1179/2023 | ||
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Кудина А.Г., Соколовой С.В., рассмотрев 06.12.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 10.05.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2023 по делу № А44-1179/2023, установил: Общество с ограниченной ответственностью «Хвойная-Лес», адрес: 174580, Новгородская обл., Хвойнинский р-н, р.п. Хвойная, Советская ул., д. 10, пом. 56, ОГРН 1155321008743, ИНН 5320026328 (далее – Общество, К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное областное казенное учреждение «Мошенское лесничество», адрес: 174450, Новгородская обл., Мошенской р-н, Мошенское с., Решением Арбитражного суда Новгородской области от 10.05.2023, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2023, заявленные требования удовлетворены. Министерство в кассационной жалобе, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить принятые судебные акты и вынести новый судебный акт – об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, оспариваемый отказ в приеме лесной декларации не нарушает прав Общества и соответствует положениям Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Минприроды России от 01.12.2020 № 993 (далее - Правила заготовки древесины). Как считает Министерство, у Общества не возникло в 2023 году право на получение дополнительного объема заготовки древесины за счет объема лесных ресурсов, не использованных в предыдущем 2022 году, поскольку в силу пункта 9 Правил заготовки древесины такое право наступит у Общества только по истечении трех лет, предшествующих декларируемому году. Министерство указывает, что оспариваемый отказ не лишает Общество возможности реализовать соответствующее право по истечении трех лет при условии использования 80 процентов установленного на текущий год объема изъятия древесины по соответствующему виду рубок и хозяйству согласно договору аренды лесного участка или проекту освоения лесов. В обоснование приводимых доводов Министерство ссылается на разъяснения Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу от 11.04.2023 № 4772/02. Стороны, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 АПК РФ. От Министерства поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество (арендатор) и Министерство (арендодатель) заключили договор от 18.01.2022 № 465 аренды лесного участка для заготовки древесины (далее – договор), по условиям которого обществу в аренду передан лесной участок площадью 4779 га, расположенный по адресу: Новгородская обл., Мошенский р-н, Мошенское лесничество, Мошенское участковое лесничество (лесные кварталы 1, 4, 5, 6, 7, 11, 12, 15, 18, 20, 21, 22, 29, 31, 49, 50, 51, 54, 55, 56, 57, 58, 62, 63, 71, 135, 136, 139, 140,141). Договор зарегистрирован 03.02.2022 в установленном порядке. Министерство передало Обществу лесной участок по акту Согласно пункту 1.4 договора ежегодный объем заготовки древесины определяется в приложении № 3 к договору и составляет: - 2600 куб. м по мягколиственному хозяйству при рубке спелых и перестойных насаждений; - 50 куб. м по хвойному хозяйству при рубке спелых и перестойных насаждений; - 480 куб. м по мягколиственному хозяйству при уходе за лесами; - 340 куб. м по хвойному хозяйству при уходе за лесами. Общество направило в Министерство отчет об использовании лесов по форме № 1-ИЛ за январь - декабрь 2022 года, из которого следует, что за указанный период Обществозаготовку древесины по мягколиственному хозяйству не осуществляло. Согласно отчету об использовании лесов по форме № 1-ИЛ за январь - февраль 2023 года по состоянию на 13.02.2023 Обществом было заготовлено 82,38% объема мягколиственных насаждений за 2023 год. ООО «Хвойная-Лес» подало в Министерство лесную декларацию от 27.02.2023 № 2/62_1 к договору, согласно которой в период с 07.03.2023 по 31.12.2023 запланирован объем заготовки древесины по мягколиственному хозяйству при рубке спелых и перестойных насаждений в размере 2169,1 куб. м (за счет объема, неиспользованного в 2022 году). Министерство выдало Обществу извещение от 03.03.2023 № 181 об отказе в приеме лесной декларации от 27.02.2023 № 2/62_1, указав, что заявленный объем заготовки древесины по мягколиственному хозяйству будет превышать установленный договором аренды лесного участка, правом на получение дополнительного объема заготовки древесины за счет объема, не использованного в 2022 году, Общество не обладает, поскольку такое право возникнет у Общества по истечении трех лет. Считая указанный отказ Министерства незаконным, ООО «Хвойная-Лес» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Суды двух инстанций удовлетворили требования ООО «Хвойная-Лес». Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Министерства не подлежащей удовлетворению. Согласно пункту 1 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) одним из видов использования лесов является заготовка древесины, которая, исходя из части 1 статьи 29 Кодекса, представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений. В силу статьи 26 ЛК РФ лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов (часть 1); лесная декларация подается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, аренду (часть 2); форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 3). Порядок заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утвержден приказом Министерством природных ресурсов Российской Федерации от 29.04.2021 № 303 (далее – Порядок № 303). Согласно пункту 2 данного Порядка лесная декларация подается ежегодно лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, либо лицами, осуществляющими использование лесов на основании сервитута, публичного сервитута, в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ, в электронной форме, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью, способами, определенными лесным законодательством. Лесная декларация подается не менее, чем за 6 рабочих дней до начала предполагаемого срока использования лесов. Срок действия лесной декларации составляет не более 12 месяцев с даты начала предполагаемого срока использования лесов и может быть продлен в случаях, установленных правилами заготовки древесины и особенностями заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 ЛК РФ, установленными в соответствии с частью 9 статьи 29 ЛК РФ. В силу пункта 3 Порядка № 303 в лесной декларации отражается информация о лице, подавшем лесную декларацию; о договоре аренды лесного участка или ином документе, в соответствии с которым осуществляется использование лесов; о местоположении лесного участка (наименование лесничества, наименование участкового лесничества, наименование урочища (при наличии), номер лесного квартала, номер лесотаксационного выдела); об объеме использования лесов; о видах использования лесов, которые предусмотрены договором аренды лесного участка или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов на декларируемый период. Пунктом 6 Порядка № 303 предусмотрено, что уполномоченный орган осуществляет проверку поступившей лесной декларации на соответствие форме и требованиям к ее содержанию, установленным данным Порядком, проекту освоения лесов, достоверность указанных в ней сведений, в течение 5 рабочих дней со дня поступления в уполномоченный орган и, не позднее дня, следующего за днем окончания проверки лесной декларации, направляет лицу, подавшему лесную декларацию, электронное извещение о приеме лесной декларации или об отказе в приеме лесной декларации. Лицо, подавшее лесную декларацию, вправе приступить к использованию лесов после получения извещения о приеме лесной декларации. Извещение об отказе в приеме лесной декларации направляется в случае выявления несоответствия форме и требованиям к ее содержанию, установленным настоящим Порядком, проекту освоения лесов, в части формы и вида рубки, превышения декларируемого объема над объемом заготовки, установленным договором аренды лесного участка (с учетом возможности использования дополнительного объема древесины в текущем году за счет недоиспользованного установленного объема изъятия древесины по лесному участку за предыдущие три года, установленной Правилами заготовки древесины), недостоверности указанных в ней сведений, с указанием мотивированного обоснования причин такого отказа. Сроки и последовательность административных процедур (действий) при предоставлении органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений (уполномоченным органом), каковым в Новгородской области является Министерство, государственной услуги по приему лесных деклараций установлены Административным регламентом предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов, утвержденным Приказом Минприроды России от 08.12.2016 № 641 (далее – Административный регламент). Согласно Приложению № 1 к Административному регламенту уполномоченным органом на территории Новгородской области является Комитет лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области (в настоящее время Министерство). В качестве оснований для отказа в приеме лесной декларации пунктом 2.11.1 Административного регламента предусмотрены: 1) непредставление документов, указанных в Административном регламенте; 2) недостоверность сведений, указанных в лесной декларации; 3) несоответствие лесной декларации форме и требованиям, установленным к ее содержанию; 4) несоответствие лесной декларации проекту освоения лесов. В соответствии с пунктом 4 Правил заготовки древесины, заготовка древесины осуществляется в соответствии с указанными Правилами, лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, а также проектом освоения лесов и лесной декларацией (за исключением случаев заготовки древесины на основании договора Пунктом 9 Правил заготовки древесины предусмотрено, что заготовка древесины осуществляется в пределах расчетной лесосеки лесничества, по видам целевого назначения лесов, хозяйствам и преобладающим породам. Лица, использующие леса для заготовки древесины на основании договора аренды лесного участка или права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, используют дополнительный объем древесины в текущем году за счет недоиспользованного установленного объема изъятия древесины по лесному участку за предыдущие три года по видам рубок (рубки спелых и перестойных лесных насаждений, рубки погибших и поврежденных лесных насаждений, рубки ухода за лесами) и хозяйствам (хвойному, мягколиственному, твердолиственному) при условии использования не менее 80 процентов установленного на текущий год объема изъятия древесины по соответствующему виду рубок (рубка спелых и перестойных лесных насаждений, рубка погибших и поврежденных лесных насаждений, рубка ухода за лесами) и хозяйству (хвойному, мягколиственному, твердолиственному) по договору аренды лесного участка или проекту освоения лесов (при предоставлении лесного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования). Дополнительный объем древесины предоставляется по тем видам рубок (рубки спелых и перестойных лесных насаждений, рубки погибших и поврежденных лесных насаждений, рубки ухода за лесами), хозяйствам (хвойному, мягколиственному, твердолиственному), по которым он был недоиспользован за предыдущие три года (абзац 3). Недоиспользованный объем древесины определяется как разница между установленным допустимым объемом изъятия древесины по соответствующему виду рубок и хозяйству по договору аренды лесного участка или по проекту освоения лесов и объемом фактически заготовленной древесины за соответствующий год по соответствующему виду рубок и хозяйству (абзац 4). При этом суммарный объем заготовки древесины в лесничестве не должен превышать расчетную лесосеку, установленную для соответствующего лесничества. Как установили суды, Министерство не оспаривает, что Общество не производило в 2022 году заготовку древесины, а по состоянию на 13.02.2023 заготовило 82,38% объема заготовки мягколиственных насаждений от утвержденного объема заготовки на 2023 год. Суды справедливо согласились с доводами Общества о выполнении им условий реализации права на использование дополнительного объема древесины в текущем году, предусмотренные пунктом 9 Правил заготовки древесины. Министерство не оспаривает, что в случае принятия спорной лесной декларации Общества суммарный объем заготовки древесины в лесничестве не превысит расчетную лесосеку, установленную для соответствующего лесничества. Довод Министерства о том, что арендатор ранее истечения трех лет, предшествующих декларируемому году, не вправе использовать дополнительный объем заготовки древесины за счет недоиспользованного установленного объема изъятия древесины по лесному участку, оценен судами и обоснованно отклонен как несоответствующий положениям пункта 9 Правил заготовки древесины. Судами правомерно указано, что установленный пунктом 9 Правил заготовки древесины временной период в три года по существу является давностным периодом, за пределами которого лесопользователь не вправе претендовать на дополнительный объем древесины в текущем году за счет недоиспользованного в предыдущие годы объема изъятия древесины по лесному участку. Довод Министерства о том, что для использования дополнительного объема заготовки древесины согласно пункту 9 Правил заготовки древесины Обществу необходимо дожидаться истечения трехлетнего периода, не основан на буквальном содержании указанной нормы, которая не устанавливает запрета на использование дополнительного объема древесины ранее истечения трех лет с даты заключения договора аренды либо трехлетнего периода недоиспользования объема изъятия древесины. Как верно отмечено судами, расчет дополнительного объема древесины в текущем году за счет недоиспользованного ранее объема в пределах трех предшествующих лет в любом случае ведется за каждый год в пределах трехлетней давности. Судами не установлено и Министерством не заявлялось, что в данном случае принятие лесной декларации от 27.02.2023 № 2/62_1 нарушит часть 5 статьи 29 ЛК РФ, запрещающую заготовку древесины в объеме превышающем установленную расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины). Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а нормы материального и процессуального права применены правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов. Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда Новгородской области от 10.05.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2023 по делу № А44-1179/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области – без удовлетворения. | ||||
Председательствующий | И.Г. Савицкая | |||
Судьи | А.Г. Кудин С.В. Соколова | |||