НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Новгородской области от 06.02.2024 № А44-4211/2023

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

06 февраля 2024 года

г. Вологда

Дело № А44-4211/2023

Резолютивная часть постановления объявлена января 2024 года .

В полном объёме постановление изготовлено февраля 2024 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Холминова А.А., судей Рогатенко Л.Н. и Селивановой Ю.В., при ведении протокола секретарём судебного заседания Зеленцовой Ю.А.,

при участии от Центрального Банка Российской Федерации Беляевой Е.В. по доверенности от 09.03.2021 № ДВР21-Т2/83, от публичного акционерного общества «Контур» Ренкаса А.Н. по доверенности от 10.01.2023 № 21-07/408,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества «Контур» на решение Арбитражного суда Новгородской области от 25 октября 2023 года по делу № А44-4211/2023 ,

у с т а н о в и л:

Центральный Банк Российской Федерации (ОГРН 1037700013020, ИНН 7702235133; адрес: 107016, Москва, улица Неглинная, дом 12, корпус В; далее ‑ Центральный Банк) обратился в суд с иском к публичному акционерному обществу «Контур» (ОГРН 1025300780295, ИНН 5321034434; адрес: 173021, Великий Новгород, улица Нехинская, дом 61, кабинет 3211; далее ‑ Общество) о возложении обязанности исполнить предписание об устранении нарушений законодательства от 17.10.2022 № Т2-50-3-12/30318.

Решением Арбитражного суда Новгородской области от 25.10.2023 иск удовлетворён частично, на Общество возложена обязанность в течение 120 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу исполнить требование предписания об устранении нарушений законодательства от 17.10.2022 № Т2-50-3-12/30318, а именно: опубликовать на странице в сети Интернет годовую консолидированную финансовую отчётность за 2021 год вместе с аудиторским заключением о ней, а также промежуточную консолидированную финансовую отчётность за 6 месяцев 2022 года вместе с аудиторским заключением о ней либо иным документом, составленным по результатам её проверки в соответствии со стандартами аудиторской деятельности и представить в Северо-Западное Главное управление Центрального Банка России отчёт об исполнении пункта 1 предписания с приложением документов, подтверждающих его исполнение – в течение пяти календарных дней со дня исполнения. В удовлетворении иска в остальной части отказано.

Общество с этим решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права.

В судебном заседании представитель Общества апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям.

Центральный Банк в отзыве и его представитель в судебном заседании просят решение суда оставить без изменений.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, апелляционный суд отказывает в удовлетворении апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, Центральный Банк при проведении контроля на рынке ценных бумаг пришёл к выводу о нарушении Обществом требований законодательства, выразившемся в том, что Общество не опубликовало в Интернете годовую консолидированную финансовую отчётность (финансовую отчётность) за 2021 год, а также промежуточную консолидированную финансовую отчётность за 6 месяцев 2022 года вместе с аудиторским заключением о ней либо иным документом, составленным по результатам её проверки в соответствии со стандартами аудиторской деятельности.

По данному факту Центральный Банк выдал Обществу предписание от 17.10.2022 № Т2-50-3-12/30318 с требованием в течение 60 дней устранить указанные нарушения и опубликовать в Интернете годовую консолидированную финансовую отчётность (финансовую отчётность) за 2021 год, а также промежуточную финансовую отчётность за 6 месяцев 2022 года вместе с аудиторским заключением о ней либо иным документом, составленным по результатам её проверки в соответствии со стандартами аудиторской деятельности; принять меры, направленные на недопущение в дальнейшей деятельности Общества нарушений законодательства, подобных указанным, представить в отчёт об исполнении предписания с приложением документов, подтверждающих исполнение указанных в предписании требований.

В связи с тем, что Общество не исполнило данное предписание, Центральный Банк обратился в суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции правомерно удовлетворил данный иск частично, руководствуясь статьями 12, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» (далее – Закон «О Центральном Банке»), Федеральным законом от 05.03.1999 № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» (далее – Закон «О защите прав инвесторов»), Федеральным законом от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее – Закон «О рынке ценных бумаг»), Федеральным законом от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчётности» (далее – Закон «О финансовой отчётности»).

Суд пришёл к правомерному выводу о том, что рассматриваемое предписание вынесено Центральным Банком в пределах его полномочий, установленных пунктами 1, 2, 4 статьи 11 Закона «О защите инвесторов», статьёй 76.2 Закона «О Центральном Банке», пунктом 7 статьи 44 Закона «О рынке ценных бумаг», статьёй 6 Закона «О финансовой отчётности».

Согласно пункту 4 статьи 30 Закона «О рынке ценных бумаг» в случае регистрации проспекта ценных бумаг (проспекта эмиссии ценных бумаг, плана приватизации, зарегистрированного в качестве проспекта эмиссии ценных бумаг) эмитент обязан осуществлять раскрытие информации на рынке ценных бумаг в форме:

– отчёта эмитента эмиссионных ценных бумаг (отчёт эмитента);

– бухгалтерской (финансовой) отчётности эмитента, а также консолидированной финансовой отчётности эмитента или, если эмитент вместе с другими организациями в соответствии с международными стандартами финансовой отчётности не создаёт группу, финансовой отчётности эмитента.

Положение настоящего подпункта, касающееся консолидированной финансовой отчётности и финансовой отчётности эмитента, не применяется:

– к специализированным обществам и ипотечным агентам;

–  к субъектам малого или среднего предпринимательства при условии, что эмиссионные ценные бумаги субъектов малого или среднего предпринимательства не включены в котировальный список;

– к эмитентам, в отношении ценных бумаг которых зарегистрирован только проспект эмиссии акций (план приватизации, зарегистрированный в качестве проспекта эмиссии акций), при условии, что такие акции не допущены к организованным торгам.

Согласно пункту 12 статьи 30 Закона «О рынке ценных бумаг» консолидированная финансовая отчётность или финансовая отчётность эмитента составляется в соответствии с требованиями федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Годовая консолидированная финансовая отчётность или годовая финансовая отчётность эмитента за последний завершённый отчётный год вместе с аудиторским заключением в отношении такой отчётности раскрывается в течение трёх дней, следующих за датой составления аудиторского заключения, но не позднее 120 дней после даты окончания указанного отчётного года. Промежуточная консолидированная финансовая отчётность или промежуточная финансовая отчётность эмитента за 6 месяцев отчётного года вместе с аудиторским заключением или иным документом, составляемым по результатам проверки такой отчетности в соответствии со стандартами аудиторской деятельности, раскрывается в течение трёх дней, следующих за датой составления указанных аудиторского заключения или иного документа, но не позднее 60 дней после даты окончания отчётного периода, за который составлена такая отчётность.

Согласно пункту 52.5 Положения Центрального Банка от 27.03.2020 № 714-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» (далее – Положение № 714-П) эмитенты, обязанные раскрывать информацию в форме консолидированной финансовой отчётности (финансовой отчётности), должны раскрывать:

– годовую консолидированную финансовую отчётность (финансовую отчётность) вместе с аудиторским заключением о ней;

– промежуточную консолидированную финансовую отчётность (финансовую отчётность), составленную за отчётный период, состоящий из 6 месяцев отчётного года, вместе с аудиторским заключением о ней или иным документом, составляемым по результатам её проверки в соответствии со стандартами аудиторской деятельности.

Согласно пункту 2 статьи 2 Закона «О финансовой отчётности» в случае, если федеральными законами предусмотрены составление, и (или) представление, и (или) раскрытие консолидированной финансовой отчётности (сводной бухгалтерской отчётности, сводной (консолидированной) отчётности и баланса) либо если учредительными документами организации, не указанной в части 1 настоящей статьи, предусмотрены представление и (или) раскрытие консолидированной финансовой отчётности, такая отчетность составляется в соответствии с настоящим Законом.

Согласно статье 1 Закона «О финансовой отчётности» под консолидированной финансовой отчётностью понимается систематизированная информация, отражающая финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения организации, которая вместе с другими организациями и (или) иностранными организациями в соответствии с Международными стандартами финансовой отчётности (далее – МСФО) определяется как группа.

Данный Закон применяется также при составлении, представлении и раскрытии финансовой отчётности организациями, которые не создают группу, указанную в части 2 статьи 1 этого Закона (за исключением банков с базовой лицензией). В наименовании такой финансовой отчётности слово «консолидированная» не используется.

Согласно статье 5 Закона «О финансовой отчётности» годовая консолидированная финансовая отчётность подлежит обязательному аудиту.

Консолидированная финансовая отчётность за первое полугодие отчётного года, раскрытие которой предусмотрено настоящим Законом или другими федеральными законами, подлежит аудиту либо проводимой аудиторской организацией проверке, вид и порядок проведения которой устанавливаются стандартами аудиторской деятельности.

Аудиторское заключение о консолидированной финансовой отчётности либо иной документ, составляемый по результатам проверки промежуточной консолидированной финансовой отчётности в соответствии со стандартами аудиторской деятельности, представляется и раскрывается вместе с указанной консолидированной финансовой отчётностью.

В рассматриваемом случае Общество зарегистрировано 04.06.1993. Его капитал разделён на акции. В 2013 году Общество увеличило уставной капитал путём размещения дополнительных акций. Это увеличение уставного капитала сопровождалось регистрацией проспекта ценных бумаг.

Таким образом, Общество дважды размещало акции: первично – при акционировании Общества при его приватизации; вторично – при увеличении его уставного капитала. Поэтому, в силу пункта 4 статьи 30 Закона «О рынке ценных бумаг» Общество относится к эмитентам, которые обязаны осуществлять раскрытие информации на рынке ценных бумаг в форме консолидированной финансовой отчётности.

В апелляционной жалобе Общество ссылается на то, что его акции не допущены к организованным торгам, а зарегистрированный 21.11.2013 проспект ценных бумаг является проспектом эмиссии акций, в связи с чем в силу подпункта 2 пункта 4 статьи 30 Закона «О рынке ценных бумаг» на Общество не распространяется обязанность по раскрытию консолидированной финансовой отчётности (финансовой отчётности).

Данные доводы являются необоснованными.

В связи с выпуском дополнительных акций, который сопровождался регистрацией проспекта ценных бумаг, Общество не относится к исключениям, в отношении которых положение указанной нормы закона о раскрытии консолидированной финансовой отчётности и финансовой отчётности эмитента не применяется. Так, от исполнения этой обязанности освобождены эмитенты, зарегистрировавшие только проспект эмиссии акций (план приватизации, зарегистрированный в качестве проспекта эмиссии акций), при условии, что такие акции не допущены к организованным торгам.

В главу 5 и статью 19 Закона «О рынке ценных бумаг» неоднократно вносились изменения. В частности, Федеральным законом от 28.12.2002 № 185‑ФЗ термин «проспект эмиссии ценных бумаг» был заменён на «проспект ценных бумаг» с изменением порядка проведения эмиссии, её регистрации. С 2003 года при выпуске ценных бумаг в определённых случаях регистрируется проспект ценных бумаг, вместо проспекта эмиссии.

Пункт 4 статьи 30 Закона «О рынке ценных бумаг», определяя группу лиц, освобождаемых от предоставления консолидированной финансовой отчётности, устанавливает условие регистрации только проспекта эмиссии ценных бумаг в совокупности с условием отсутствия допуска ценных бумаг к организованным торгам. Такое условие может соблюдаться только в отношении эмитентов, разместивших акции с регистрацией проспекта эмиссии ценных бумаг до 2003 года.

В соответствии с ранее действовавшим законодательством регистрация выпуска ценных бумаг сопровождалась одновременной регистрацией проспекта эмиссии (плана приватизации); план приватизации после его регистрации признавался зарегистрированным проспектом эмиссии ценных бумаг.

С 2004 года указанных требований к регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг Законом «О рынке ценных бумаг» не предусмотрено.

В рассматриваемом случае в отношении ценных бумаг Общества 21.11.2013 зарегистрирован проспект ценных бумаг, регистрация которого предусмотрена действующей редакцией Закона «О рынке ценных бумаг».

Поэтому в отношении Общества отсутствуют основания для применения исключений, предусмотренных абзацем 4 подпункта 2 пункта 4 статьи 30 Закона «О рынке ценных бумаг».

Также Общество не относится к иным лицам, освобождённым от исполнения данной обязанности в соответствии со статьёй 30 Закона «О рынке ценных бумаг», и не подпадает под действие постановления Правительства Российской Федерации от 04.07.2023 № 1102 «Об особенностях раскрытия и (или) предоставления информации, подлежащей раскрытию и (или) предоставлению в соответствии с требованиями Федерального закона «Об акционерных обществах» и Федерального закона «О рынке ценных бумаг».

На Общество распространяются требования пункта 4 статьи 30 Закона «О рынке ценных бумаг» и пункта 52.1 Положения № 714-П по раскрытию информации на рынке ценных бумаг в форме консолидированной финансовой отчётности (финансовой отчётности).

Общество в апелляционной жалобе ссылается на то, что оно является дочерней организацией по отношению к акционерному обществу «Корпорация Сплав» (далее – АО «Корпорация Сплав»), которое имеет долю участия в уставном капитале Общества в размере 99,9 %. Поэтому Общество полагает, что в соответствии с международными стандартами финансовой отчётности Общество и АО «Корпорация Сплав» создают группу, в связи с чем, консолидированная финансовая отчётность должна составляться его материнской организацией.

Данные доводы являются необоснованными.

Согласно пункту 4 статьи 30 Закона «О рынке ценных бумаг» эмитент раскрывает бухгалтерскую (финансовую) отчётность, а также консолидированную финансовую отчётность или, если эмитент вместе с другими организациями в соответствии с международными стандартами финансовой отчётности не создаёт группу, финансовую отчётность. То есть эмитент, образующий вместе с иными лицами группу, обязан раскрыть консолидированную финансовую отчётность, а при отсутствии такой группы – только финансовую отчётность.

Общество совместно с АО «Корпорация Сплав» образует группу компаний, что обязывает Общество раскрыть консолидированную финансовую отчётность.

На основании изложенного суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о правомерности требования Центрального Банка о возложении на Общество обязанности исполнить предписание в части опубликования в Интернете годовой консолидированной финансовой отчётности за 2021 год, а также промежуточной консолидированной финансовой отчётности за 6 месяцев 2022 года вместе с аудиторским заключением о ней либо иным документом, составленным по результатам её проверки в соответствии со стандартами аудиторской деятельности, а также представить отчёт об исполнении предписания с приложением документов, подтверждающих исполнение, указанных в предписании требований.

Суд обоснованно отказал в удовлетворении требований в части пункта 2 предписания о возложении на Общество обязанности принять меры, направленные на недопущение в дальнейшей деятельности нарушений законодательства, подобных указанным в предписании.

Так, согласно пункту 4 статьи 11 Закона «О защите прав интересов» Центральный Банк вправе обращаться в суд с требованием о принудительном исполнении предписания. Предписание предполагает возложение на субъект юридической обязанности совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой. Предписание не выносится в отношении возможные будущих нарушений требований законодательства. В целях профилактики и недопущения противоправных действий в будущем административный орган вправе заранее проинформировать о возможных нарушениях со стороны субъекта проверки, чтобы он мог предпринимать меры для недопущения нарушений законодательства. Такой метод административного регулирования осуществляется в форме предостережения. Таким образом, пункт 2 рассматриваемого предписания является предостережением, а не предписанием, и не подлежит принудительному исполнению.

При установлении срока исполнения возложенной на Общество обязанности суд первой инстанции обоснованно принял во внимание письма аудиторских фирм, в соответствии с которыми консолидированная финансовая отчётность Общества может быть подготовлена в течение 6–8 месяцев, а аудиторское заключение на консолидированную финансовую отчётность – в течение 6 месяцев со дня предоставления документов. Поэтому суд пришёл к верному выводу о том, что заявленный Центральным Банком срок в 30 дней для подготовки отчётности и аудиторского заключения является невыполнимым. Учитывая, что подготовка финансовой отчётности в соответствии с международными стандартами будет осуществляться Обществом впервые, а также установленным законодательством срок раскрытия годовой консолидированной отчётности (не позднее 120 дней со дня окончания отчётного периода), суд первой инстанции обоснованно установил срок выполнения возложенной на Общество обязанности в количестве 120 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил иск частично. Выводы суда соответствуют материалам дела, нормы права применены правильно, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы отмены решения суда нет.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Новгородской области от 25 октября 2023 года по делу № А44-4211/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества «Контур» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

А.А. Холминов

Судьи

Л.Н. Рогатенко

Ю.В. Селиванова