АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
04 мая 2018 года | Дело № | А44-5168/2017 | ||
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Бурматовой Г.Е., Соколовой С.В., рассмотрев 03.05.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 08.09.2017 (судья Максимова Л.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2018 (судьи Мурахина Н.В., Осокина Н.Н., Холминов А.А.) по делу № А44-5168/2017, у с т а н о в и л: Индивидуальный предприниматель Добромыслов Олег Николаевич (далее также – Предприниматель), ОГРНИП 304533133500031, ИНН 532000199375, обратился в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Новгородской области, 173016, г. Великий Новгород, ул. Зелинского, д. 9Б, ОГРН 1025300780790, ИНН 5321028857 (далее – Отделение), от 06.04.2017 № 32 об отказе в возврате 172 031 руб. излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период 2014 - 2015 годов. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Боровичском районе Новгородской области (межрайонное), место нахождения: 174401, Новгородская обл., г. Боровичи, ул. С. Перовской, д. 78, ОГРН 1025300989570, ИНН 5320015380 (далее - Управление), Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Новгородской области, место нахождения: 174403, Новгородская обл., г. Боровичи, ул. Гоголя, д. 113, ОГРН 1045300910005, ИНН 5320015848 (далее - Инспекция). Решением суда первой инстанции от 08.09.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 16.01.2018, заявленные требования предпринимателя удовлетворены полностью. В кассационной жалобе Отделение, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 08.09.2017 и постановление от 16.01.2018 и принять новый судебный акт, которым отказать Добромыслову О.Н. в удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, сумма страховых взносов, исчисленная с дохода Предпринимателя, превышающего в отчетные периоды 300 000 руб., не подлежит возврату, поскольку не может считаться излишне уплаченной в силу того, что правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в постановлении от 30.11.2016 № 27-П, в отношении исчисления дохода для целей уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование индивидуальными предпринимателями, уплачивающим налог на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит применению только с момента его официального опубликования. Также Отделение указывает на невозможность возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по той причине, что все уплаченные суммы Предпринимателем учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица в соответствии с законодательством об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. В отзыве на кассационную жалобу Управление поддерживает позицию Отделения и полагает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению. Предприниматель, возражая в отзыве на кассационную жалобу против доводов жалобы, считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными. Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте слушания дела, однако, своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела, Предприниматель 30.03.2017 обратился в Отделение с заявлением о возврате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Фонда на выплату страховой пенсии (исчисленных с суммы дохода плательщика, не превышающего предельной величины дохода), в сумме 113 101 руб., а также страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Фонда на выплату страховой пенсии (исчисленных с суммы дохода плательщика, полученной сверх предельной величины дохода), в сумме 58 930 руб. за расчетные периоды 2014 – 2015 годов, считая их излишне уплаченными. Отделение со ссылкой на часть 3 статьи 21 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее - Закон № 250-ФЗ) отказало Предпринимателю в возврате спорных сумм страховых взносов, о чем приняло решение от 06.04.2017 № 32. Не согласившись с указанным решением, Предприниматель оспорил его в арбитражном суде. Суды первой и апелляционной инстанций, установив, что оспариваемое решение Отделения противоречит закону и нарушает права и законные интересы Добромыслова О.Н., признали это решение недействительным и обязали заинтересованное лицо устранить допущенное нарушение. Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и возражений на них, проверив правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, считает принятые по делу решение и постановление не подлежащими отмене в силу следующего. Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в период до 01.01.2017 регулировались положениями Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ). Судебными инстанциями установлено и материалами дела подтверждается, что Добромыслов О.Н., который зарегистрирован в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным номером 304533133500031, является плательщиком страховых взносов на основании пункта 2 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ как индивидуальный предприниматель, не производящий выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона № 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 указанного Закона, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 Закона № 212-ФЗ. Согласно части 1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ, индивидуальные предприниматели уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 указанной статьи. В силу части 1.1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено данной статьей: 1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз; 2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз. Как предусмотрено пунктом 1 части 8 статьи 14 Закона № 212-ФЗ, вцелях применения положений части 1.1 данной статьи доход для плательщиков страховых взносов, уплачивающих НДФЛ, учитывается в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ). Из материалов дела следует и Отделением не опровергается, что в период 2014-2015 годов Предприниматель, применяя общую систему налогообложения и уплачивая НДФЛ, уплатил за указанные расчетные периоды страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию, исчислив их в фиксированном размере исходя из дохода, указанного в соответствующих налоговых декларациях по НДФЛ, без учета понесенных расходов. Между тем Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30.11.2016 № 27-П разъяснил, что взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Закона № 212-ФЗ и статья 227 НК РФ в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим НДФЛ и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего НДФЛ и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными НК РФ правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты НДФЛ. В этой связи Предприниматель, рассчитав сумму подлежащих уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2014-2015 годы с учетом понесенных им расходов, обратился в Отделение с заявлением о возврате 172 031 руб. излишне уплаченных им страховых взносов за указанные расчетные периоды. Произведенный Предпринимателем арифметический расчет суммы, подлежащей возврату, Отделением не оспаривался и не опровергался. В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона № 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов. В случае, если сумма излишне уплаченных страховых взносов возникает вследствие предоставления плательщиком страховых взносов уточненного расчета, указанный в части 1 настоящей статьи срок исчисляется со дня завершения органом Пенсионного фонда Российской Федерации, органом Фонда социального страхования Российской Федерации камеральной проверки указанного расчета (часть 2 статьи 21). Как предусмотрено частью 3 статьи 21 указанного Закона, решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года. Обусловив свое решение от 06.04.2017 № 32 об отказе в возврате Предпринимателю 172 031 руб. излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период 2014-2015 годов исключительно ссылкой на положения части 3 статьи 21 Закона № 250-ФЗ, Отделение в ходе рассмотрения дела в судах первой и апелляционной инстанций не доказало, что за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, Добромыслов О.Н.имел недоимку по страховым взносам, пеням и штрафам. С учетом данного обстоятельства судебные инстанции обоснованно указали на отсутствие у Отделения законных оснований для принятия оспариваемого решения. Довод заинтересованного лица о том, что правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в постановлении от 30.11.2016 № 27-П, подлежит применению в отношении порядка исчисления страховых взносов индивидуальными предпринимателями только за те отчетные (расчетные) периоды, которые последуют за датой его официального опубликования, была предметом исследования судов и правомерно ими отклонена со ссылкой на статью 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации». В Постановлении от 26.04.2016 № 13-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что его решение, которым подтверждается конституционность нормы именно в данном им истолковании и тем самым исключается любое иное, т.е. неконституционное, ее истолкование и применение, имеет в этой части такие же последствия, как и решение, которым норма признается не соответствующей Конституции Российской Федерации, что влечет утрату ею юридической силы, и такую же сферу действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, как решения нормотворческого органа, а значит, такое же, как нормативные акты, общее значение, не присущее правоприменительным по своей природе актам судов общей юрисдикции и арбитражных судов; оно не может быть пересмотрено другими органами или преодолено путем повторного принятия отвергнутого неконституционного акта либо посредством применения нормативного правового акта в истолковании, расходящемся с его конституционно-правовым смыслом, а также обязывает всех правоприменителей, включая суды общей юрисдикции и арбитражные суды, действовать в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации. Отклоняя ссылку Отделения на пункт 6.1 статьи 78 НК РФ, введенный в действие с 01.01.2017, согласно которому возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не производится в случае, если по сообщению территориального органа управления Пенсионным фондом Российской Федерации сведения о сумме излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование представлены плательщиком страховых взносов в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, суды правомерно исходили из того, что указанное обстоятельство не являлось основанием для принятия заинтересованным лицом оспариваемого решения. Кроме того, судебными инстанциями обоснованно принято во внимание то, что согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном учете) в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ) обязанность ежегодно до 1 марта представлять сведения за застрахованных лиц, включая сведения о сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования и сумме начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования, возложена только на страхователя. Индивидуальный предприниматель может быть отнесен к категории страхователей в соответствии с данным Законом только в том случае, если он осуществляет прием на работу по трудовому договору, а также заключает договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в силу законодательства Российской Федерации начисляются страховые взносы. Однако в настоящем деле названные обстоятельства Отделением не доказаны и материалами дела не подтверждены. В связи с этим Предприниматель к страхователям в смысле, придаваемом данному термину Законом № 27-ФЗ, не относится. У индивидуальных предпринимателей - физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, отсутствует обязанность ежегодно представлять в орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе о сумме начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования, которые подлежат учету на индивидуальных лицевых счетах иных застрахованных лиц. Из системного толкования приведенных положений Закона № 27-ФЗ и взаимосвязанных с ними положений пункта 6.1 статьи 78 НК РФ, судами сделан обоснованный вывод о том, что установленные Налоговым кодексом Российской Федерации ограничения по возврату переплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование применяются с 01.01.2017 в отношении тех излишне уплаченных страховых взносов, которые учтены на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, являющихся работниками индивидуального предпринимателя. Поскольку дело рассмотрено судебными инстанциями полно и всесторонне при правильном применении норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для иной оценки доказательств и отмены обжалуемых судебных актов. Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда Новгородской области от 08.09.2017 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2018 по делу № А44-5168/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Новгородской области - без удовлетворения. | ||||
Председательствующий | Л.И. Корабухина | |||
Судьи | Г.Е. Бурматова С.В. Соколова | |||