НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Новгородской области от 03.08.2022 № А44-1776/2022

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

04 августа 2022 года

г. Вологда

Дело № А44-1776/2022

Резолютивная часть постановления объявлена августа 2022 года .

В полном объёме постановление изготовлено августа 2022 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградова О.Н., судей Кузнецова К.А. и     Марковой Н.Г., при ведении протокола секретарем судебного заседания  Бахориковой М.А.,

         рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Пестовского муниципального района на решение Арбитражного суда Новгородской области от 01 июня 2022 года по делу          № А44-1776/2022,

у с т а н о в и л:

заместитель прокурора Новгородской области обратился в Арбитражный суд Новгородской области в публичных интересах муниципального образования Пестовский муниципальный район с иском к Администрации Пестовского муниципального района (ИНН 5313000939, ОГРН 1025300653377, адрес: 174510, Новгородская обл., Пестовский р-н, г. Пестово, ул. Советская,   д. 10, далее – Администрация), обществу с ограниченной ответственностью «Память» (ИНН 5313003190, ОГРН 1155321004662, адрес: 174510, Новгородская обл., Пестовский р-н, г. Пестово, ул. Советская, д. 30, кв. 5, далее – Общество) о признании недействительным договора на оказание ритуальных услуг (гарантированный перечень услуг по погребению) по погребению на территории Пестовского городского поселения от 24.06.2019, заключенного Администрацией и Обществом.

Решением суда от 01.06.2022 иск удовлетворен в полном объёме.

Администрация с решением суда не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, просила решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать. По мнению апеллянта, определив специализированную службу по итогам открытого конкурса, Администрацией были соблюдены требования антимонопольного законодательства. Кроме того, создание муниципального хозяйствующего субъекта – специализированной организации по вопросам похоронного дела повлечет за собой дополнительные затраты из местного бюджета.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), пунктом 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 № 57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов» (далее – Постановление № 57).

В силу разъяснений, содержащихся в пункте 32 Постановления № 57, судебный акт (копия судебного акта) считается полученным лицом, которому он, в силу положений процессуального законодательства, высылается посредством его размещения на официальном сайте суда в режиме ограниченного доступа, на следующий день после дня его размещения на указанном сайте.

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для её удовлетворения.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, по результатам проведения открытого конкурса по отбору организаций для оказания ритуальных услуг по погребению в соответствии с протоколом          от 11.06.2019 № 1 Администрацией и Обществом (исполнитель) 24.06.2019  заключен договор на оказание ритуальных услуг (гарантированный перечень услуг о погребению) по погребению на территории Пестовского городского поселения (далее – договор), по условиям которого исполнитель обязуется оказать услуги по предоставлению гарантированного перечня услуг по погребению на территории Пестовского городского поселения, принимает на себя полномочия специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Пестовского городского поселения и обязуется осуществлять захоронения в соответствии с действующим законодательством и технической частью (приложение № 1), являющейся неотъемлемой частью договора.

Исполнитель обязан предоставить гарантированный законодательством перечень услуг по погребению, гарантировать каждому жителю Пестовского городского поселения право на погребение с учетом его волеизъявления и предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (пункты 3.1.2, 3.1.13 договора).

Пунктом 3.2.1. договора предусмотрено, что исполнитель имеет право на возмещение расходов, связанных с предоставлением услуг по гарантированному перечню. Для возмещения расходов, связанных с предоставлением услуг по гарантированному перечню, исполнителю необходимо установить договорные отношения с:

ГУ «Управление Пенсионного фонда России в Пестовском районе Новгородской области» - на погребение пенсионеров, не работавших на день смерти; на погребение умерших не работавших пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости (в случае, если смерть пенсионера наступила в период получения досрочной пении до достижения им возраста, дающего право на получение соответствующей пенсии;

ГУ «Новгородское Региональное отделение Фонда социального страхования» - на погребение умерших работавших граждан и умерших несовершеннолетних членов семей работающих граждан;

ГОКУ «Центр социального обслуживания и выплат» - на погребение умерших, которые не работали и не являлись пенсионерами, на погребение родившихся мертвыми детей по истечении 154 дней беременности, на погребение умерших, личность которых не установлена, и умерших, которые не имеют родственников.

 Перечень оказываемых исполнителем указан в разделе II приложения    № 1 к договору (техническая часть) и включает следующие услуги: оформление документов, необходимых для погребения, изготовление и предоставление гроба и других предметов, необходимых для погребения, в том числе для облачения тела; облачение тела; перевозка тела (останков) умершего на кладбище, погребение и захоронение.

Ссылаясь на то обстоятельство, что наделение Общества путем заключения договора от 24.06.2019 статусом и полномочиями специализированной службы по вопросам похоронного дела противоречит действующему законодательству и нарушает публичные интересы, прокурор обратился в арбитражный суд с иском о признании договора недействительным, удовлетворенным судом первой инстанции.

Суд апелляционной инстанции не находит оснований для несогласия с обжалуемым судебным актом.

В соответствии с частью 1 статьи 52 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Полномочия заместителя прокурора на обращение в суд с настоящим иском судом первой инстанции установлены.

Пунктом 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 ГК РФ).

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления устанавливает Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который к вопросам местного значения городского округа относит организацию ритуальных услуг (пункт 23 части 1 статьи 16). При этом отношения, связанные с погребением умерших, регулирует Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон № 8-ФЗ), который устанавливает гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников; гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего; санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения; основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности (статья 1).

Гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с   Законом № 8-ФЗ реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности, которая осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются создаваемыми органами местного самоуправления специализированными службами по вопросам похоронного дела (далее – специализированная служба), порядок деятельности которых определяется названными органами (пункты 1 и 2 статьи 25, статья 29 Закона № 8-ФЗ).

Специализированная служба на безвозмездной основе оказывает близким родственникам (иным родственникам), взявшим на себя обязанность осуществить погребение, гарантированный законом перечень услуг по погребению, содержащийся в пункте 1 статьи 9 Закона № 8-ФЗ.

Указом Президента Российской Федерации от 29.06.1996 № 1001 установлено, что специализированные службы на безвозмездной основе оказывают перечисленные в пункте 1 статьи 9 Закона № 8-ФЗ услуги по погребению, при этом недопустим отказ специализированных служб в оказании таких услуг в связи с отсутствием у них необходимых средств и по другим основаниям, предусмотрено, что органы местного самоуправления выделяют специализированным службам необходимые средства для оказания гарантированного перечня услуг по погребению.

Погребение умерших граждан, личность которых не установлена органами внутренних дел, также осуществляется специализированной службой, предоставляющей услуги, связанные с погребением умерших.

Из положений статей 9 и 10 Закона № 8-ФЗ следует, что, устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, федеральный законодатель не конкретизирует способ и порядок их реализации и не исключает возможности выполнения данной деятельности другими хозяйствующими субъектами, определяя лишь, что качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.

Статьей 9 Закона № 8-ФЗ определено, что стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе в зависимости от категории, к которой относится умерший, за счет Пенсионного фонда Российской Федерации, федерального бюджета, Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации (пункт 3).

В силу положений статьи 10 Закона № 8-ФЗ в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников (иных родственников), взявших на себя обязанность по погребению умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 Закона № 8-ФЗ.

Органы местного самоуправления должны осуществлять меры организационно-властного воздействия, направленные на создание условий для обеспечения безусловного исполнения закона, гарантирующего каждому человеку после его смерти погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с названным Законом (пункт 1 статьи 7 Закона N 8-ФЗ), и оказание на безвозмездной основе определенного законом перечня услуг по погребению (статья 9 Закона N 8-ФЗ).

Таким образом, федеральный законодатель предусмотрел создание в муниципальном районе специализированной службы именно органом местного самоуправления как гарантию безусловного исполнения требований         Закона № 8-ФЗ и предоставления лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, права выбора организации, осуществляющей услуги по погребению, независимо от наличия на территории муниципального образования иных субъектов предпринимательской деятельности, оказывающих услуги в сфере похоронного дела. При этом институт специализированных служб установлен в целях обеспечения государственных гарантий для погребения на безвозмездной основе в пределах размера социального пособия на погребение за счет соответствующего бюджета. Бюджетные средства при этом по своему определению в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации предназначены только для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Вопреки аргументам апеллянта, органы местного самоуправления не наделены правом присвоения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческим организациям или индивидуальным предпринимателям, в том числе посредством заключения муниципального контракта с соблюдением конкурентных процедур, у них нет права делегировать сторонним организациям функции (оказание гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе), которые отнесены законом к функциям, осуществляемым только организациями, создаваемыми органами местного самоуправления.

Само по себе присвоение статуса специализированной службы коммерческой организации, определенной на конкурсной основе, не является созданием муниципального учреждения или предприятия.

В рассматриваемой ситуации наделение Общества статусом и полномочиями специализированной службы по вопросам похоронного дела правомерно признано судом первой инстанции противоречащим действующему законодательству, нарушающим установленный законом порядок экономической деятельности, связанный с выделением бюджетных средств специализированной службе по вопросам похоронного дела, а также права неопределенного круга лиц, указанных в законе, на безвозмездное получение гарантированного государством минимума ритуальных услуг от созданной в установленном порядке органом местного самоуправления специализированной службы.

Приведенные в жалобе доводы о дополнительных бюджетных расходах, связанных с созданием муниципального хозяйствующего субъекта – специализированной организации по вопросам похоронного дела, отклоняются, поскольку это обстоятельство не может нивелировать необходимость соблюдения органом местного самоуправления требований законодательства.

Иные доводы апелляционной жалобы, аналогичные по смыслу и содержанию аргументам, приведенным Администрацией суду первой инстанции, были предметом исследования Арбитражного суда Новгородской области, им дана надлежащая правовая оценка, нашедшая отражение в обжалуемом судебном акте. С оценкой данных доводов апелляционная коллегия согласна.

Суд апелляционной инстанции констатирует, что аргументы апеллянта не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали выводы суда, в связи с чем они отклоняются судом апелляционной инстанции.

Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.

Таким образом, апелляционная инстанция считает, что решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, оснований для отмены судебного акта не имеется.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Новгородской области от 01 июня 2022 года по делу № А44-1776/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Пестовского муниципального района – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

О.Н. Виноградов

Судьи

К.А. Кузнецов

Н.Г. Маркова