НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Московского округа от 31.01.2024 № А40-92744/2023

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва

06.02.2024

Дело № А40-92744/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 31.01.2024

Полный текст постановления изготовлен 06.02.2024

Арбитражный суд Московского округа в составе:

председательствующего-судьи Петропавловской Ю.С.,

судей: Ананьиной Е.А., Анисимовой О.В.,

при участии в заседании:

от ООО «Лигал Хэлп»: не явился, извещён;

от Минцифры России: Шаронов Н.О. по доверенности от 27.04.2023, паспорту;

от ИФНС России № 1 по г. Москве:Головешкин В.М. по доверенности от 01.12.2023, паспорту;

от ФНС России: не явился, извещён;

рассмотрев 31.01.2024 в судебном заседании кассационную жалобу ООО «Лигал Хэлп»

на решение от 16.07.2023 Арбитражного суда города Москвы,

на постановление от 05.10.2023 Девятого апелляционного арбитражного суда

по делу № А40-92744/2023

по заявлению ООО «Лигал Хэлп»

к Минцифры России

третье лицо: ИФНС России № 1 по г. Москве, ФНС России

об оспаривании решение,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Лигал Хэлп» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Минцифры России (далее - министерство) о признании незаконным решения об аннулировании записи о государственной аккредитации общества в реестре аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в область информационных технологий; об обязании восстановить запись о государственной аккредитации общества в реестре аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в область информационных технологий; о признании незаконными действия, которые выразились в аннулировании записи о государственной аккредитации общества в реестре аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в область информационных технологий.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ИФНС России № 1 по г. Москве, ФНС России.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 16.07.2023, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2023, отказано в удовлетворении заявленных требований.

В кассационной жалобе общество просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, неполное выяснение фактических обстоятельств.

В судебном заседании представители министерства и ИФНС России № 1 по г. Москве возражали против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзывах (приобщены к материалам дела).

Судом кассационной инстанции отказано в приобщении к материалам дела поступившего от ФНС отзыва на кассационную жалобу в связи с нарушением положений статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при его подаче.

Иные лица, извещенные надлежащим образом о дате, месте и времени судебного разбирательства в суде кассационной инстанции, своих представителей не направили, что в силу положений части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзывов на неё, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция полагает, что имеются основания для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.

Арбитражные суды установили, что с 04.03.2022 по 20.12.2022 общество по решению о государственной аккредитации № АО-20220303-3728783906-3 состояло в реестре аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, что подтверждается выпиской из данного реестра от 28.01.2023.

06.10.2022 общество, во избежание аннулирования государственной аккредитации и исключения из реестра аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, направил в ИФНС России № 1 по г. Москве согласие налогоплательщика (плательщика страховых взносов) на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными, что подтверждается квитанцией о приеме от 06.10.2022.

27.01.2022 общество посредством Портала Госуслуг получило письмо о том, что государственная аккредитация общества, как ИТ-компании, аннулирована.

В связи с тем, что аккредитация общества была аннулирована, 09.02.2023 общество, обратилось в министерство с просьбой дать разъяснения, каким именно пунктам положения не соответствует общество.

26.02.2023 министерство направило обществу ответ на его обращение исх. № ПП-3907-ОГ, в котором указало следующее: «В отношении ООО «Лигал Хэлп» проведена внеочередная проверка в соответствии с пунктом 24 Положения, в рамках которой установлено несоответствие подпункту «д» пункта 4 Положения».

Указанные обстоятельства явились основанием для обращения общества в Арбитражный суд города Москвы с рассматриваемым заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды руководствовались следующим.

Суды, руководствуясь главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Положением о Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 № 418, Положения о государственной аккредитации российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2022 № 1729 (далее – Положение), пришли к выводу, что оспариваемые решение и действия приняты в рамках полномочий министерства.

Пунктом 4 Положения установлены критерии, которым должна соответствовать ИТ-организация для получения Государственной аккредитации.

Согласно подпункту «д» пункта 4 Положения одним из критериев для получения Государственной аккредитации является раскрытие Министерству сведений о представлении в налоговые органы соответствующего согласия в порядке, утвержденном в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 и пунктом 2.3 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), на момент подачи заявления о предоставлении Государственной аккредитации или в течение одного месяца со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2022 № 1729 «Об утверждении Положения о государственной аккредитации российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий», если Государственная аккредитация организации была предоставлена до вступления в силу указанного постановления.

Сроки и последовательность административных процедур (действий) при предоставлении Государственной услуги, порядок взаимодействия между Министерством и юридическими лицами, их уполномоченными представителями, иными органами государственными власти в процессе предоставления Государственной услуги определены в Административном регламенте предоставления Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации государственной услуги по государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, утвержденном приказом Министерства от 21.10.2021 № 1085 «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации государственной услуги по государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий» (зарегистрирован в Минюсте России 30.11.2021 № 66167) (далее - административный регламент).

Согласно пункту 15 положения ФНС России представляет в министерство в соответствии с пунктом 7 положения - сведения о наличии согласия, обеспечивающего возможность раскрытия сведений Министерству, предусмотренных подпунктом «д» пункта 4 Положения (далее - Согласие на раскрытие налоговой тайны).

Как указано в пункте 24 положения, в отношении аккредитованной ИТ-организации Министерством не более одного раза в год может быть проведена внеочередная проверка за последний отчетный период на предмет соответствия условиям, предусмотренным пунктами 4 - 9 и 22 Положения. Указанная проверка осуществляется посредством направления в том числе через единую систему межведомственного электронного взаимодействия в соответствующие федеральные органы исполнительной власти запросов и (или) посредством получения информации из общедоступных источников, включая сайт ИТ-организации в сети «Интернет».

Аналогичные положения содержаться в пунктах 69 - 74 и 84 - 86 Административного регламента.

Министерство принимает решение об аннулировании государственной аккредитации и исключает сведения об ИТ-организации из реестра в течение 15 рабочих дней со дня выявления оснований, предусмотренных подпунктами "б" – «ж» пункта 22 Положения (пункт 28 положения).

В соответствии с подпунктом «б» пункта 22 положения государственная аккредитация аннулируется в случае, если ИТ-организация не соответствует одному или нескольким условиям, предусмотренным пунктами 4 - 9 Положения.

Также, подпунктом «ж» пункта 22 положения установлено, что государственная аккредитация аннулируется в случае, если ИТ-организация не представила согласие на раскрытие налоговой тайны, в течение одного месяца со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2022 № 1729 «Об утверждении Положения о государственной аккредитации российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий», если государственная аккредитация ИТ-организации была предоставлена до вступления в силу указанного постановления.

Суды установили, что министерством проведена проверка в отношении общества на предмет представления согласия на раскрытие налоговой тайны.

Указанная проверка проведена посредством направления в адрес ФНС России письма от 02.12.2022 № МП-П11-085-90074, в котором министерство запросило перечень юридических лиц, предоставивших согласие на раскрытие налоговой тайны, по состоянию на момент получения ФНС России указанного письма.

ФНС России письмами от 15.12.2022 № 19-1-01/0010 (R) и от 21.12.2022 № 19-101/0011@ представила перечни юридических лиц, предоставивших согласие на раскрытие налоговой тайны, по состоянию на 24.11.2022.

В указанных перечнях отсутствует информация о представлении обществом согласия на раскрытие налоговой тайны, позволяющего раскрыть сведения министерству для целей, установленных положением.

Суды установили, что обществом при заполнении указанной формы согласия не учтены рекомендации, указанные в письме ФНС России от 29.08.2022 № АБ-4-19/11332, инструкции и справочнике, ввиду чего согласие на раскрытие налоговой тайны заполнено некорректно.

Согласие налогоплательщика (плательщика страховых взносов) о раскрытии сведений, составляющих налоговую тайну представляется по выбору налогоплательщика (плательщика страховых взносов) в отношении всех сведений или их части, полученных налоговым органом, по форме, формату и в порядке, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (подпункт 1 пункта 1 и пункт 2.3 статьи 102 НК РФ).

Форма согласия налогоплательщика (плательщика страховых взносов) на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными, формат представления согласия налогоплательщика (плательщика страховых взносов) на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными в электронной форме и порядок заполнения формы согласия налогоплательщика (плательщика страховых взносов) на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными определяются:

- приказом ФНС России от 15.11.2016 № ММВ-7-17/615@ - до 12.12.2022; - приказом ФНС России от 14.11.2022 № ЕД-7-19/1085@ - с 13.12.2022.

При этом в письме ФНС России от 29.08.2022 № АБ-4-19/11332, разъяснено, что, начиная с 01.09.2022 и до момента принятия советующего приказа ФНС России в целях организации работы с согласием на раскрытие сведений, составляющих налоговую тайну, необходимо руководствоваться с разъяснениями, данным в указанном письме и приложениях к нему.

Суды исходили из того, что ФНС России, совместно с министерством, в целях разъяснения порядка направления согласия на раскрытие налоговой тайны подготовлена инструкция по направлению согласия налогоплательщика (плательщика страховых взносов) на признание сведений, составляющих налоговую тайну (далее - Инструкция), которая 10.10.2022 размещена на официальном сайте Министерства в сети «Интернет» по адресу: https://digital.gov.ni/uploadeoVfiles/instmktsiya-lk-vul-fns.pdf.

В связи с этим суды пришли к выводу, что указанная информация обладала признаками общедоступности, а общество было не лишено возможности руководствоваться указанной информацией.

Как указано в инструкции, согласие на раскрытие налоговой тайны возможно подать посредством интернет-сервиса «Личный кабинет юридического лица», либо через оператора электронного документооборота.

При этом на странице «Коды сведений, составляющих в соответствии со статьей 102 НК РФ налоговую тайну, для признания таких сведений общедоступными» в поле «Код комплекта сведений» должно быть указано значение «20009», о чем указано в инструкции и справочнике.

Суды установили, что обществом при заполнении указанной формы согласия не учтены рекомендации, указанные в письме ФНС России от 29.08.2022 № АБ-4-19/11332, инструкции и справочнике, ввиду чего согласие на раскрытие налоговой тайны заполнено некорректно.

Письмом от 31.01.2023 № МП-П11-085-6134 министерство дополнительно запросило у ФНС России актуальный перечень юридических лиц, представивших согласие на раскрытие налоговой тайны, а также запросило разъяснения о корректности предоставления Согласия на раскрытие налоговой тайны с указанием кодов «1100» и «1400» (без указания кода «20009»).

Письмом от 09.02.2023 № 19-1-01/0004@ ФНС России представила запрошенный перечень, в котором отсутствовала информация о представлении обществом согласия на раскрытие налоговой тайны, позволяющего раскрыть сведения министерству для целей, установленных положением.

Суды указали, что в указанном письме ФНС России разъяснила, что для раскрытия в сторону министерства сведений, составляющих налоговую тайну в соответствии с положением, ФНС России разработан код комплекта «20009», который ИТ-организации должны указывать при подаче согласий на раскрытие налоговой тайны.

Суды пришли к выводу, что предоставление согласия на раскрытие налоговой тайны по версии формата «5.01» с указанием кодов «1100» и «1400» без указания в поле «Иное» кода комплекта «20009» в рамках государственной аккредитации, является некорректным, поскольку из таких согласий невозможно определить принадлежность задачи, для которой подано Согласие на раскрытие налоговой тайны.

Между тем судами не учтено следующее.

Судами установлено, что согласие подано обществом 06.10.2022.

На момент подачи согласия действовали требования к форме согласия, утвержденной приказом ФНС России от 15.11.2016 № ММВ-7-17/615@ «Об утверждении формы, формата согласия налогоплательщика (плательщика страховых взносов) на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными, порядка заполнения формы, а также порядка его представления в налоговые органы» (далее - Приказ № ММВ-7-17/615@), которые обеспечивали возможность раскрытия сведений об обществе в указанной части любым лицам, в том числе федеральным органам исполнительной власти, в частности, министерству.

Кроме того, в приложении № 3 к Приказу № ММВ-7-17/615@ приведен справочник сведений, составляющих налоговую тайну, признаваемых общедоступными, который не содержит код 20009.

Приказ № ММВ-7-17/615@) утратил силу в связи с изданием Приказа ФНС России от 14.11.2022 N ЕД-7-19/1085@

С учетом изложенного, неуказание кода 20009 в согласии от 06.10.2022 не является препятствием для раскрытия сведений об обществе, необходимых для принятия решения уполномоченным органом о сохранении государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий.

Так же следует отметить, что на момент возникновения спорных отношений действовала редакция от 30.09.2022 Положения о государственной аккредитации российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2022 № 1729 (окончание действия редакции - 23.02.2023), в связи с чем Министерство и налоговый орган при обмене информацией должны были руководствоваться совокупностью пунктов 4, 5, 6 Положения и запрашивать, а также предоставлять сведения о наличии согласия, обеспечивающего возможность раскрытия сведений о среднемесячном размере выплат и иных вознаграждений, а также о доходах организации (по данным бухгалтерской отчетности организации), а не о наличии кода 20009 или о разъяснении о корректности предоставления согласия на раскрытие налоговой тайны с указанием кодов «1100» и «1400» (без указания кода «20009»).

При изложенных обстоятельствах, с учетом подлежащих применению норм права у Министерства отсутствовали предусмотренные законом основания для принятия оспариваемого решения и совершения действий по исключению сведений об обществе с ограниченной ответственностью «Лигал Хэлп» из реестра аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий.

В связи с этим обжалуемые судебные акты подлежат отмене на основании части 1 статьи 288 АПК РФ ввиду неправильного применения судами норм материального права с принятием в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ нового судебного акта об удовлетворении заявления общества.

В связи с тем, что требования общества удовлетворены, на основании части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, относятся на ответчика.

Излишне уплаченная государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы в размере 1500 руб. и кассационной жалобы в размере 1500 руб. подлежит возврату обществу.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Москвы от 16.07.2023 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2023 по делу № А40-92744/2023 отменить.

Признать незаконным решение об аннулировании Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации сведений об обществе с ограниченной ответственностью «Лигал Хэлп» в реестре аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий и исключение Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации сведений об обществе с ограниченной ответственностью «Лигал Хэлп» из реестра аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий.

Обязать Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации устранить допущенное нарушение прав общества с ограниченной ответственностью «Лигал Хэлп» в установленном законом порядке.

Взыскать с Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в пользу ООО «Лигал Хэлп» расходы по уплате государственной пошлины в размере 9000 руб.

Возвратить ООО «Лигал Хэлп» из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб., уплаченную по платежному поручению от 16.08.2023 № 38.

Возвратить ООО «Лигал Хэлп» из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб., уплаченную по платежному поручению от 04.12.2023 № 53.

Председательствующий судья Ю.С. Петропавловская

Судьи Е.А. Ананьина

О.В. Анисимова