НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Московского округа от 30.10.2023 № А40-22511/2023

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва

02 ноября 2023 года

Дело № А40-22511/23

Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2023 года.

Полный текст постановления изготовлен 02 ноября 2023 года.

Арбитражный суд Московского округа

в составе: председательствующего-судьи Каменской О.В.,

судей Гречишкина А.А., Нагорной А.Н.,

при участии в заседании:

от заявителя: неявка уведомлен;

от заинтересованного лица: ФИО1 по дов. от 22.09.2023;

рассмотрев 30 октября 2023 года в судебном заседании кассационную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области

на решение от 23 мая 2023 года

Арбитражного суда города Москвы

на постановление от 24 августа 2023 года

Девятого арбитражного апелляционного суда

по заявлению Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области

к ОАО «РЖД»

о взыскании излишне понесенных расходов,

УСТАНОВИЛ:

решением Арбитражного суда города Москвы от 23 мая 2023 года в удовлетворении заявленных Отделением фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области требований о взыскании излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения работникам Московского регионального общего центра обслуживания - структурного подразделения Центра корпоративного учета и отчетности «Желдоручет» - филиал ОАО «Российские железные дороги» в сумме 274.786,22 руб., отказано.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 августа 2023 года, решение Арбитражного суда города Москвы от 23 мая 2023 года оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит суд округа отменить принятые по делу судебные акты и принять по делу новый судебный акт.

В судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции надлежаще извещенный истец не явился, в связи с чем суд рассматривает дело в его отсутствие в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель ответчика поддержал принятые судебные акты судов нижестоящих инстанций.

Письменный отзыв представлен в материалы дела.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, и, проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых решении и постановлении, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, не находит оснований для отмены или изменения судебных актов суда первой и апелляционной инстанций ввиду следующего.

Как установлено судами двух инстанций в ходе рассмотрения дела по существу, в целях осуществления контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, филиалом N 20 Отделения Фонда проведена выездная проверка за период с 01.01.2021 по 31.12.2021.

Выездная проверка проведена в период 03.10.2022 - 28.10.2022.

По результатам проверки составлен акт выездной проверки от 29.11.2022 N 77382280000297, который вручен ответчику 29.11.2022.

В ходе проверки фондом установлено, что по вине общества понесены излишние расходы при выплате страхового обеспечения на сумму 274.786, 22 руб.

Суды установили, что 08.12.2022 филиалом N 38 Отделения Фонда вынесено решение о возмещении ответчиком излишне им понесенных расходов на выплату страхового обеспечения N 77382280000299 на основании акта выездной проверки от 29.11.2022 N 77382280000297.

На основании решения, ответчику предложено возместить расходы, излишне понесенные Фондом социального страхования в связи с предоставлением страхователем недостоверных сведений, влияющих на исчисление размера страхового обеспечения, в сумме 274.786, 22 руб.

Решение вручено представителю страхователя под роспись 28.12.2022. Требование о возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения от 19.01.2023 N 7738228000003 вручено представителю страхователя под роспись.

Судом первой инстанции отказано в удовлетворении требований о признании недействительными оспариваемых решения и требования фонда, не установив оснований для вывода о несоответствии их закону и нарушении ими прав и законных интересов фонда.

Суд апелляционной инстанции, оставляя решение без изменения, с выводами суда первой инстанции согласился, признал их правильными, соответствующими имеющимся в материалах дела доказательствам и требованиям закона.

Кассационная коллегия считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, оценка которым судами дана в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; суды первой и апелляционной инстанций правильно применили нормы права; кассационная жалоба удовлетворению не подлежит ввиду следующего.

Страховое обеспечение в виде ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется, согласно Федеральному закону от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», в связи с таким социальным страховым риском, как утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода при наступлении страхового случая, а именно при осуществлении ухода за ребенком в возрасте до полутора лет.

Условия, размеры и порядок обеспечения этим пособием определяются Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», закрепляющими право на получение матерью ребенка либо его отцом, другим родственником, опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, предоставленном на основании ст. 256 Трудового кодекса Российской Федерации, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

При этом в целях защиты интересов лиц, совмещающих уход за ребенком с работой в режиме неполного рабочего времени, ч. 2 ст. 11.1 Закона N 255-ФЗ предусмотрена возможность сохранения за ними права на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком при условии, что они находятся в отпуске по уходу за ребенком, работают на условиях неполного рабочего времени и продолжают осуществлять уход за ребенком.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2020 N 2375 утверждено Положение об особенностях назначения и выплаты в 2021 застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат.

Согласно Положению, пособия по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством назначаются и выплачиваются застрахованным лицам территориальным органом Фонда на основании сведений (документов), которые обязан предоставить страхователь-работодатель.

В соответствии с п. 6 Положения страхователь в 3-дневный срок направляет в территориальный орган фонда уведомление о прекращении права застрахованного лица на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком в случае прекращения с ним трудовых отношений, начала (возобновления) его работы на условиях полного рабочего дня, смерти его ребенка и в иных случаях прекращения обстоятельств, наличие которых явилось основанием для назначения и выплаты соответствующего пособия. Форма такого уведомления утверждается фондом.

В силу п. 19 Положения за непредставление (несвоевременное представление) документов, недостоверность либо сокрытие сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия или исчисление его размера, возмещение расходов на оплату дополнительных оплачиваемых выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами 14 страхователь несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем указанных сведений, подлежат возмещению страхователем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Всем застрахованным лицам, в отношении которых заявлены требования, в соответствии с п. 1 ст. 11.2 и п. 5.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» страхователем (ОАО «РЖД») назначено и выплачено пособие (исчисленное на момент наступления отпуска по уходу за ребенком в соответствии с указанным порядком) за периоды до 2021, то есть до введения в действие с 01.01.2021 Положения, устанавливающего полный переход всех субъектов Российской Федерации на механизм «прямых выплат» с 2021.

После перехода на назначение и выплату пособий территориальными органами фонда социального страхования в соответствии с указанным Положением страхователь (ОАО «РЖД»), осуществлявший выплату застрахованному лицу ежемесячного пособия по уходу за ребенком за периоды до 2021 обязан в соответствии с п. 18 Положения предоставить в территориальный фонд документы (сведения), необходимые для начисления и выплаты пособия, либо реестр сведений, а также сведения о расчете пособия, исчисленного на момент наступления отпуска по уходу за ребенком, для продолжения выплаты такого пособия территориальным органом фонда.

В целях корректного продолжения начисления и выплаты пособия начиная с 01.01.2021 страхователем (ОАО «РЖД») в отношении застрахованных лиц, которым пособие уже было назначено и выплачивалось в 2019 - 2020, в фонд направлены соответствующие данные: сумма заработка с указанием 2-х лет, предшествующих году назначения пособия, средний дневной заработок, из которого ранее назначено пособие на момент наступления отпуска по уходу за ребенком, предоставленного на основании соответствующего приказа, номер и дата указанного приказа, дата рождения ребенка, сведения в разделе «года для расчета».

Так, из материалов дела, исследованного судами, установлено, что ОАО «РЖД» в сведениях, направленных в фонд указаны достоверные данные о сумме заработка с указанием 2-х лет, предшествующих году назначения пособия, среднего дневного заработка, из которого назначено пособие ранее на момент наступления отпуска по уходу за ребенком, предоставленного на основании приказов, номер и дата которых также указаны в соответствующих столбцах реестра сведений.

При этом, размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком устанавливается единожды на дату начала отпуска по уходу за ребенком и изменению не подлежит (за исключением случаев предоставления работником заявления о замене лет расчетного периода).

Именно представление указанных сведений установлено п. 18 Положения и необходимо для начисления и продолжения выплат фондом пособий застрахованным лицам, в отношении которых пособия уже назначены и выплачены.

При этом, обязательное представление ОАО «РЖД» сведений о датах начала отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет необходимо только в тех случаях, когда пособие фондом назначается изначально.

Представление указанных сведений предусмотрено п. п. 3, 4 Положения, которые не регулируют отношения между страховщиком (ОСФР по г. Москве и Московской области) и страхователем (ОАО «РЖД») по вопросу продолжения выплат застрахованным лица, пособия которым уже назначены.

Так, из материалов дела, исследованного судами, установлено, что среднедневной заработок в сведениях, представленных страхователем в фонд в соответствии с п. 18 Положения, указан по ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9., ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29 в размере 2.301,37 руб., по ФИО30, ФИО31, ФИО32, в размере 2.150,68 руб.

Соответственно, размер ежемесячной выплаты согласно п. 1 ст. 11.2 и п. 5.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ составляет 2.301,37 x 30,4 x 40% = 27.984,66 руб. (предельный размер пособия в 2020) и 2.150,68 x 30,4 x 40% = 26.152,27 руб. (предельный размер пособия в 2019).

Однако, фондом по указанным застрахованным лицам вновь назначено пособие путем расчета суммы среднедневного заработка (исходя из представленных в реестрах сведениях показателей: суммарного заработка за 2 года и числа календарных дней, учитываемых в расчетном периоде) и, соответственно, из вновь рассчитанной суммы среднедневного заработка рассчитал размер ежемесячной выплаты, ограничив сумму выплаты предельной суммой пособия, установленного на 2021.

В результате фондом осуществлены выплаты застрахованным лицам в размере, отличном от размера ранее назначенного пособия, исчисленного на момент наступления отпуска по уходу за ребенком.

Вместе с тем, действующим законодательством не предусмотрено право территориальных органов фонда самостоятельно производить перерасчет (без поданного в соответствии с п. 2 Положения заявления) ранее назначенных страхователем пособий в ситуациях, когда данные для расчета указанных пособий не изменялись.

Кроме того, фонд имел в своем распоряжении данные о размере пособий, назначенных страхователем (ОАО «РЖД») по указанным застрахованным лицам, так как произвел за 2020 возмещение сумм превышения расходов на обязательное социальное страхование по заявлению страхователя, что подтверждается аналитическими ведомостями (вх. N 5787 от 22.05.2020, вх. 5613 от 18.05.2020).

В результате перерасчета и назначения пособия застрахованным лицам заново, фонд осуществил выплаты в размере, отличном от размера ранее назначенного пособия, исчисленного на момент наступления отпуска по уходу за ребенком, что привело к выплатам пособий в большем размере.

ОАО «РЖД» в соответствии с п. 18 Положения в фонд представлены достоверные сведения и в необходимом объеме для продолжения выплат пособий застрахованным лицам, в связи с чем страхователь не может нести ответственность за непредставление документов или их недостоверность в соответствии с п. 19 Положения.

Заявленные истцом к взысканию с ответчика расходы на выплату страхового обеспечения по сути представляют собой убытки.

Согласно ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

При рассмотрении дел о взыскании убытков необходимо установить состав правонарушения, включающий факт наступления вреда, вину причинителя вреда, противоправность поведения причинителя вреда, наличие причинно-следственной связи между действиями причинителя вреда и наступившими неблагоприятными для истца последствиями и размер ущерба (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12.10.2015 N 25-П).

Недоказанность хотя бы одного из указанных условий является достаточным основанием для отказа в удовлетворении иска о взыскании убытков.

Как обоснованно указано судами, применительно к обстоятельствам рассматриваемого спора фонд должен доказать, что предоставление ему недостоверных сведений находится в прямой причинной связи с возникшими у заявителя убытками в виде выплаты им ежемесячного пособия по уходу за ребенком, а также должен доказать вину ответчика.

Согласно норме п. 20 Положения, в соответствии с которой контроль за полнотой и достоверностью сведений, указанных в п. 19 указанного Положения, осуществляют территориальные органы Фонда в установленном порядке, заявитель должен удостовериться в достоверности представленных страхователем сведений.

При этом, запрет на совершение заявителем указанных действий положениями действующего законодательства Российской Федерации не установлен.

Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов, что причинно-следственная связь между действиями (бездействием) заинтересованного лица по представлению сведений и наступлением вреда, выраженного в виде выплаты суммы ежемесячного пособия по уходу за ребенком, а также вина страхователя не подтверждена документально, а, следовательно, оснований для удовлетворения заявленных требований в рамках конкретного дела не имелось.

Приведенные в кассационной жалобе доводы не свидетельствуют о нарушении судами первой и апелляционной инстанции материального и процессуального права, а фактически указывают на несогласие с выводами судов, основанными на исследовании имеющихся в деле доказательств, которым судами дана надлежащая правовая оценка, и направлены на переоценку исследованных судами доказательств и установленных обстоятельств, что в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.

Суд кассационной инстанции находит выводы суда первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.

Доводы кассационной жалобы, сводящиеся к иной, чем у судов, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, так как они не опровергают правомерность выводов арбитражных судов и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.

Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Москвы от 23 мая 2023 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 августа 2023 года по делу № А40-22511/23 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий-судья

О.В. Каменская

Судьи

А.А. Гречишкин

А.Н. Нагорная