ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Москва
2 сентября 2019 года
Дело № А40-51351/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2019 года
Полный текст постановления изготовлен 2 сентября 2019 года
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,
судей Ананьиной Е.А., Григорьевой И.Ю.,
при участии в заседании:
от заявителя: Правительства Республики Калмыкия - извещено, представитель не явился;
от заинтересованных лиц:
от Министерства финансов Российской Федерации –ФИО1, представитель по доверенности от 3 июля 2019 года;
от Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия – извещено, представитель не явился;
от Счетной палаты Российской Федерации - ФИО2, представитель по доверенности от 21 декабря 2018 года;
от третьего лица: Министерства образования и науки Российской Федерации – извещено, представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании 29 августа 2019 года кассационную жалобу Правительства Республики Калмыкия
на решение от 05 июня 2018 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Девицкой Н.Е.,
на постановление от 19 июня 2019 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Мухиным С.М., Поповым В.И., Яковлевой Л.Г.,
по делу № А40-51351/18
по заявлению Правительства Республики Калмыкия
к Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Республике Калмыкия, Счетной палате Российской Федерации,
третье лицо: Министерство образования и науки Российской Федерации,
о признании незаконными приказа, уведомлений и извещения,
УСТАНОВИЛ:
Правительство Республики Калмыкия (далее – правительство) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительными приказа Министерства финансов Российской Федерации от 1 ноября 2017 года № 991 «О бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета», извещения Министерства финансов Российской Федерации от 2 ноября 2017 года № 12-02-15/72417, уведомления Счетной палаты Российской Федерации от 29 сентября 2017 года № УВ-01-7/12-04.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 05 июня 2018 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 июня 2019 года, в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с выводами судов, Правительство обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты первой и апелляционной инстанции как принятые с нарушением норм права.
В судебном заседании представители Министерства финансов Российской Федерации и Счетной палаты Российской Федерации возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежаще.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, устанавливая правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения и постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, и возражений относительно доводов жалобы, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01 ноября 2017 года № 991 Федеральному казначейству предписано исполнить бюджетную меру принуждения в отношении Правительства путем бесспорного взыскания суммы средств, предоставленных из федерального бюджета бюджету Республики Калмыкия, за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджет Республики Калмыкия, в сумме 30 668 750 рублей 00 копеек и в срок с 01 марта 2018 года в сумме 276 018 750 рублей 00 копеек - всего в общей сумме 306 687 500 рублей 00 копеек, рассчитанной по состоянию на 29 сентября 2017 года, и перечислить, взысканные средства в федеральный бюджет.
Указанный приказ вынесен на основании уведомления Счетной палатой Российской Федерации от 29 сентября 2017 года № УВ-01-7/12-04 о применении бюджетных мер принуждения, направленного в Министерство финансов Российской Федерации по результатам проведенной Счетной палатой камеральной проверки реализации предусмотренных государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы мероприятий по содействию создания в субъектах Российской Федерации новых мест в общеобразовательных организациях в 2016 году (далее – Программа) в Министерстве образования и науки Российской Федерации, которой выявлены бюджетные нарушения, совершенные органами исполнительной власти Республики Калмыкия, выразившиеся в нарушении условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов (субсидии из федерального бюджета).
Полагая, что указанные уведомление и приказ нарушают права заявителей, Правительство обратилось в суд.
Отказывая в удовлетворении требований, суды, руководствуясь статьями 4, 198, 200 АПК РФ, статьями 31, 85, 132, 166, 219, 306.1, 306.2, 306.3, 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Регламента Счетной палаты Российской Федерации, пришли к выводу о наличии в действиях заявителей незаконной экономии средств областного бюджета при одновременном полном израсходовании средств субсидии из федерального бюджета и неисполнении принятых Правительством расходных обязательств, в связи с чем признали приказ Министерства финансов Российской Федерации и уведомление Счетной палаты Российской Федерации законными.
Выводы судов сделаны на основании правильного применения норм материального права.
В соответствии со статьей 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
Между Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Республики Калмыкия (получатель) заключено соглашение от 10 июня 2016 года № 08.G12.24.0029 (далее - Соглашение № 08.G12.24.0029) о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Калмыкияна софинансирование расходов, возникающих при выполнении Программы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 295.
Согласно пункту 1.2 Соглашения № 08.G12.24.0029 размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету Республики Калмыкия по настоящему соглашению, составляет 628 458 000 рублей.
Исходя из данного пункта Соглашения № 08.G12.24.0029, Счетная палата установила, что объем софинансирования расходов за счет субсидии из федерального бюджета составляет 628 458 000 руб. 00 коп. или 51,2%. Финансирование за счет средств консолидированного бюджета Республики Калмыкия – 598 240 800 руб. 00 коп. или 48,8%.
В то же время, Счетной палатой Российской Федерации установлено, что кассовое исполнение расходов по Соглашению № 08.G12.24.0029 составило 628 458 000 руб. 00 коп., из них 628 458 000 руб. 00 коп. за счет средств федерального бюджета (то есть 100% общей суммы произведенных расходов вместо 51,2% по условиям Соглашения № 08.G12.24.0029), за счет средств консолидированного бюджета Республики Калмыкия 0 рублей (0% вместо 48,8% по Соглашению № 08.G12.24.0029), что, как установили суды, не соответствует уровню софинансирования, предусмотренному Соглашением № 08.G12.24.0029.
Таким образом, суды обоснованно указали на совершение Правительством в 2016 году бюджетного нарушения, выразившегося в несоблюдении условий предоставления и расходования субсидии из федерального бюджета на финансирование мероприятий в рамках государственной Программы.
В связи с наличием доказательств фактов совершения Правительством Республики Калмыкия бюджетного нарушения в виде нарушения условий предоставления и расходования средств субсидии из федерального бюджета (статья 306.8 БК РФ), выразившегося в несоблюдении уровня софинансирования при расходовании средств субсидии, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований.
В части доводов заявителя о неправомерности действия Счетной палаты, направившей уведомление о применении бюджетных мер принуждения при отсутствии проведенного аудита непосредственно Правительства, судами указано, что в силу положений Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» несмотря на то, что объектом контрольного мероприятия Счетной палаты Российской Федерации являлось Министерство образования и науки Российской Федерации, оспариваемое уведомление о применении бюджетных мер принуждения было направлено в отношении Правительства Республики Калмыкия, поскольку законодательство не ограничивало право Счетной палаты Российской Федерации направлять по результатам контрольных мероприятий уведомления о применении бюджетных мер принуждения в отношении любых главных распорядителей, распорядителей, получателей средств федерального бюджета, в том числе не являвшихся объектами контрольного мероприятия.
Указанные доводы Правительства, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права и направлены на переоценку сделанных судами выводов.
Доводы о нарушении Счетной палатой срока направления уведомления о применении бюджетных мер принуждения, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций. Суды обоснованно установили, что уведомление о применении бюджетных мер принуждения было направлено в Министерство финансов Российской Федерации в пределах установленного абзацем вторым пункта 5 статьи 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 286 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, отличных от установленных судами первой и апелляционной инстанций, в связи с чем доводы кассационной жалобы подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах по результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлено предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены судебных актов, в силу чего решение Арбитражного суда города Москвы и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Кодекса подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 05 июня 2018 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 июня 2019 года по делу № А40-51351/18 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий-судья
Р.Р. Латыпова
Судьи
Е.А. Ананьина
И.Ю. Григорьева