НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Московского округа от 28.06.2022 № А40-8861/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва

29 июня 2022 года

                       Дело № А40-8861/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 29 июня 2022 года.

Арбитражный суд Московского округа

в составе: председательствующего-судьи Каменской О.В.,

судей Гречишкина А.А., Матюшенковой Ю.Л.,

при участии в заседании:

от заявителя: Данилин П.А. по дов. от 09.06.2022;

от заинтересованного лица:  Гаврилюк И.В. по дов. от 10.06.2022;

от третьего лица: неявка извещен;

рассмотрев 28 июня 2022 года в судебном заседании кассационную жалобу

Инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по г. Москве

на решение от 28 октября 2021 года

Арбитражного суда города Москвы,

постановление от 31 января 2022 года

Девятого арбитражного апелляционного суда,

по исковому заявлению АО «РУСПЕТРО»

к Инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по г. Москве

третье лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы № 10 по г. Москве

об обязании возвратить излишне взысканный налог и пени,

УСТАНОВИЛ:

Решением Арбитражного суда города Москвы от 28 октября 2021 года суд обязал Инспекцию Федеральной налоговой службы N 14 по г. Москве в порядке статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации возвратить Акционерному обществу «РУСПЕТРО» излишне взысканный налог на добавленную стоимость и пени на общую сумму 2 540 368 (два миллиона пятьсот сорок тысяч триста шестьдесят восемь) рублей 41 копейку с начислением и выплатой процентов в размере 589 870 (пятьсот восемьдесят девять тысяч восемьсот семьдесят) рублей 96 копеек.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 31 января 2022 года, решение Арбитражного суда города Москвы от 28 октября 2021 года оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Инспекция Федеральной налоговой службы № 14 по г. Москве обратилась в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда города Москвы и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда отменить и принять по делу новый судебный акт.

Определением Арбитражного суда Московского округа от 16 июня 2022 года судебное разбирательство по рассмотрению кассационной жалобы Инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по г. Москве было отложено на 28 июня 2022 года.

Представители сторон, явившиеся в судебное заседание кассационного суда, поддержали свои доводы и возражения.

От третьего лица поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по г. Москве.

Письменный отзыв представлен в материалы дела.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, и, проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых решении и постановлении, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, не находит оснований для отмены или изменения судебных актов суда первой и апелляционной инстанций ввиду следующего.

Как установлено судами двух инстанций в ходе рассмотрения дела по существу, Общество является правопреемником Общества с ограниченной ответственностью «РУСПЕТРО» (ООО «РУСПЕТРО» ИНН 7710598356), состоявшего на налоговом учете в Инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по городу Москве.

Суды установили и что следует из материалов дела, 21.03.2015 г. ООО «РУСПЕТРО» (правопреемником которого является заявитель АО «РУСПЕТРО») перешло с учета в Инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по городу Москве в Инспекцию Федеральной налоговой службы N 14 по городу Москве.

При смене места учета Инспекцией Федеральной налоговой службы N 10 по г. Москве по новому месту учета были переданы данные о наличии у Общества задолженности по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС), уплачиваемому в качестве налогового агента: по налогу в сумме 3 668 625,44 руб., по начисленным пени в размере 105 043,72 руб., которые были перенесены в соответствующие карточки по учету расчетов с бюджетом по новому месту учета.

Общество неоднократно (письмами от 11.07.2015, 22.12.2015, 28.04.2017, 26.05.2017, 11.07.2017, 21.07.2017 г.) выражало несогласие с учетом в его лицевых счетах некорректных данных по НДС как налоговый агент, просило Инспекцию принять меры к урегулированию сальдо, однако никаких мер принято не было.

В связи с отражением в лицевых счетах Общества отрицательного сальдо расчетов перечисляемые им текущие платежи по НДС автоматически засчитывались в счет его погашения, а по текущим начислениям, которые Общество оплачивало в установленном порядке, отражалась задолженность, в отношении которой Инспекцией были приняты следующие меры принудительного взыскания.

В частности, Обществу были выставлены требования от уплате налога и пени: от 11.04.2017 г. N 76743 на сумму недоимки за 4 квартал 2016 г. - 621 990,41 руб.; от 08.06.2017 г. N 117954 на сумму 1 038 759,37 руб. (в том числе недоимка за 1 квартал 2017 г. - 1 021 822 руб., пени - 16 937,37 руб.); от 04.07.2017 г. N 121774 на сумму 4 662 109,69 руб. (в том числе налог 4 577 006,66 руб. по сроку уплаты 26.06.2017 г., пени 85 103,03 руб.); от 07.08.2017 г. N 126030 на сумму 1 521 095,04 руб. (в том числе налог 1 514 158 руб. по сроку уплаты 25.07.2017 г., пени 6 937,04 руб.).

В связи с неисполнением которых в порядке ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) Инспекцией были приняты решения о взыскании за счет денежных средств на счетах Общества: от 26.05.2017 г. N 26494 на сумму недоимки 621 990,41 руб.; от 19.07.2017 г. N 44776 на сумму недоимки 146 329 руб. и пени 16 937,37 руб.; от 21.08.2017 г. N 49047 на сумму недоимки 257 891 руб. и пени 85 103,03 руб.; от 11.09.2017 г. N 54423 на сумму недоимки 1 514 158 руб. и пени 6 937,04 руб.

На основании перечисленных решений о взыскании за счет денежных средств на счет Общества были выставлены инкассовые поручения, по которым были списаны денежные средства в счет уплаты НДС (как налоговый агент) на сумму 2 540 368,41 руб. и пени в размере 108 977,44 руб.

Списание налога в сумме 2 540 368,41 руб. произведено платежными ордерами: от 30.05.2017 г. N 1775 на сумму 65 255,70 руб., от 31.05.2017 г. N 1483 на сумму 556 734,71 руб., от 19.07.2017 г. N 559 на сумму 146 329,00 руб., от 24.08.2017 г. N 576 на сумму 257 891,00 руб., от 13.09.2017 г. N 2103 на сумму 29 991,74 руб., от 15.09.2017 г. N 2316 на сумму 1 484 166,26 руб.

Общество, не согласившись с проведенным взысканием и считая, что денежные средства были взысканы с него в излишнем размере, в порядке ст. 79 НК РФ обратилось в Инспекцию с заявлениями о возврате излишне взысканного налога от 24.12.2019 г. N 1, 2 на общую сумму 2 540 368,41 руб. (621 990,41 руб. и 1 918 378 руб.). Заявления были представлены в Инспекцию с сопроводительным письмом от 24.12.2019 г. N РП-19-12/23 с изложением пояснений оценки списания средств как излишнего взыскания и приложением копий платежных поручений об исполнении налоговых обязанностей в соответствующих периодах и платежных ордеров о повторном списании денежных средств (т. 2 л.д. 105 - 123).

Так, из материалов дела, исследованного судами, установлено, что по результатам рассмотрения заявлений Общества Инспекцией были приняты решения от 01.04.2020 г. N 22278, 22280 об отказе в зачете (возврате) излишне взысканного налога с указанием на наличие недоимки, препятствующей возврату (т. 2 л.д. 124 - 125).

При этом согласно выданной Обществу справке Инспекции от 03.04.2020 г. N 107101 об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов по состоянию на 01.04.2020 г. у него отсутствовали неисполненные обязанности перед бюджетом (т. 2 л.д. 126).

12.05.2020 г. Общество повторно обратилось в Инспекцию с заявлениями о возврате излишне взысканного налога N 1, 2 на общую сумму 2 540 368,41 руб. (621 990,41 руб. и 1 918 378 руб.) (т. 2 л.д. 127 - 130).

Решениями Инспекции от 02.09.2020 N 33328, 33330 Обществу было отказано в возврате излишне взысканного налога по причине отсутствия в карточке расчетов с бюджетом по НДС переплаты, заявленной к возврату.

Не согласившись с бездействием (действиями) Инспекции, Общество обратилось в Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве с жалобой, в которой просило признать бездействие (действия) Инспекции незаконными, принять решение о возврате ему излишне взысканного налога 2 540 368,41 руб. с начислением процентов. Решением Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве от 05.10.2020 г. N 21-10/151741@ она была оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения Общества в суд с требованиями по настоящему делу.

Суд апелляционной инстанции, оставляя решение без изменения об удовлетворении заявленных требований в части, с выводами суда первой инстанции согласился, признал их правильными, соответствующими имеющимся в материалах дела доказательствам и требованиям закона.

Кассационная коллегия считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, оценка которым судами дана в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; суды первой и апелляционной инстанций правильно применили нормы права; кассационная жалоба удовлетворению не подлежит ввиду следующего.

Согласно п. 1 ст. 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей.

Пунктом 3 указанной статьи Кодекса установлено, что заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение трех лет со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога. В случае, если установлен факт излишнего взыскания налога, на основании указанного заявления налоговый орган принимает решение о возврате суммы излишне взысканного налога, а также начисленных в порядке, предусмотренном пунктом 5 данной статьи, процентов на эту сумму. Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов, что списанная со счета Общества на основании решений о взыскании за счет денежных средств от 26.05.2017 г. N 26494, от 19.07.2017 г. N 44776, от 21.08.2017 г. N 49047, от 11.09.2017 г. N 54423 сумма НДС (как налоговый агент) 2 540 368,41 руб. является излишне взысканной и подлежит возврату ему в порядке, установленном ст. 79 НК РФ, с учетом положений Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Инспекцией с Общества был взыскан НДС (как налоговый агент) за следующие налоговые периоды: по решению о взыскании налога N 26494 от 26.05.2017 г., принятому в связи с неисполнением требования от 11.04.2017 г. N 76743, взыскан НДС за 4 квартал 2016 г. в сумме 621 990,41 руб.; по решению N 44776 от 19.07.2017 г. (требование от 08.06.2017 г. N 117954) взыскан НДС за 1 квартал 2017 г. в сумме 146 329,00 руб.; по решению N 49047 от 21.08.2017 г. (требование от 04.07.2017 г. N 121774) взыскан НДС за 1 квартал 2017 г. в сумме 257 891 руб.; по решению N 54423 от 11.09.2017 г. (требование от 07.08.2017 г. N 126030) взыскан НДС за 2 квартал 2017 г. в сумме 1 514 158,00 руб.

Как установлено судами двух инстанций в ходе рассмотрения дела по существу, материалами дела подтверждено, что Общество в установленные сроки подавало налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость, в которых корректно отражало наличие обязанностей по уплате НДС в качестве налогового агента, мероприятиями налогового контроля размер этих обязанностей пересмотрен не был; платежными поручениями в установленные сроки налог был уплачен в бюджет, во всех платежных поручениях имеются ссылки на налоговый период, за который производится уплата, наименование организаций нерезидентов, за которых уплачен налог в качестве налогового агента.

В отношении денежных средств, взысканных по решению N 26494 от 26.05.2017 по налоговому периоду за 4 квартал 2016 года установлено, что Общество представило в Инспекцию первичную налоговую декларацию по НДС за этот период от 25.01.2017 г., а также уточненные декларации от 03.03.2017 г., от 19.09.2017 г.

К уплате в бюджет по разделу 2 налоговой декларации «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента» подлежала уплате сумма 5 665 751 руб., вся она была перечислена платежными поручениями: N 3314 от 03.10.2016 г., N 3962 от 17.11.2016 г., N 4531 от 31.12.2016 г. N 3726 от 01.11.2016 г., N 4528 от 30.12.2016 г., N 4082 от 02.12.2016 г., N 3315 от 04.10.2016 г., N 3626 от 20.10.2016 г., N 3851 от 11.11.2016 г., N 4284 от 15.12.2016 г., N 3313 от 03.10.2016 г., N 4529 от 30.12.2016 г., N 4237 от 09.12.2016 г., N 4081 от 02.12.2016 г. Также Обществом была исполнена обязанность и по уплате НДС по разделу 1 (итог расчетов за налоговый период исходя из данных раздела 3 - НДС на товары, работы, услуги, реализуемые на территории РФ, что также подтверждено представленными платежными поручениями.

В отношении денежных средств, взысканных по решению N 44776 от 19.07.2017 г. в сумме 146 329,00 руб. и по решению N 49047 от 21.08.2017 г. в сумме 257 891 руб. за налоговый период 1 квартал 2017 года установлено, что Общество представило первичную налоговую декларацию по НДС за этот период от 25.04.2017 г.; уточненные декларации от 24.08.2017 г., 21.12.2017 г., 26.01.2018 г., 09.02.2018 г.

К уплате в бюджет по разделу 2 налоговых деклараций за этот период «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента» подлежала уплате сумма 3 065 470 руб., вся она была перечислена платежными поручениями: N 90 от 17.01.2017 г., N 164 от 20.01.2017 г., N 256 от 09.02.2017 г., N 681 от 16.03.2017 г. Также Обществом была исполнена обязанность и по уплате НДС по разделу 1 (итог расчетов за налоговый период исходя из данных раздела 3 - НДС на товары, работы, услуги, реализуемые на территории РФ, что также подтверждено представленными платежными поручениями.

В отношении денежных средств, взысканных по решению N 54423 от 11.09.2017 г. за налоговый период 2 квартал 2017 года установлено, что Общество представило первичную налоговую декларацию по НДС за этот период от 25.07.2017 г., к уплате в бюджет по разделу 2 которой «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента» подлежала уплате сумма 1 514 158 руб., она была перечислена в бюджет платежными поручениями N 2637 от 08.06.2017 г. и N 2814 от 29.06.2017 г. Также исполнена обязанность по уплате НДС по разделу 1 (итог расчетов за налоговый период исходя из данных раздела 3 - НДС на товары, работы, услуги, реализуемые на территории РФ), что также подтверждено представленными платежными поручениями.

Следовательно, требования Инспекции от уплате налога и пени: от 11.04.2017 г. N 76743; от 08.06.2017 г. N 117954; от 04.07.2017 г. N 121774, от 07.08.2017 г. N 126030 и решения о взыскании за счет денежных средств на счетах от 26.05.2017 г. N 26494, от 19.07.2017 г. N 44776, от 21.08.2017 г. N 49047, от 11.09.2017 г. N 54423 в части взысканных на основании них сумм НДС содержали недостоверные данные о состоянии расчетов Общества с бюджетом, были приняты без учета произведенных им платежей за указанные налоговые периоды, в отсутствие обязанности по их уплате. Тем самым налог в сумме 2 540 368,41 руб. взыскан с Общества излишне.

Инспекцией данных о том, за какие фактически периоды произведено взыскание данной суммы суду не представлено, доводы Общества и представленные им в материалы дела доказательства надлежащего исполнения налоговых обязанностей по уплате НДС за налоговые периоды 4 квартал 2016 г., 1 и 2 кварталы 2017 г. не опровергнуты.

Фактически основной причиной взыскания спорных денежных средств послужило необоснованное, без принятия предусмотренных ст. ст. 70, 45, 46 НК РФ мер, проведение Инспекцией в автоматическом режиме в лицевых счетах Общества зачетов перечисляемых им текущих платежей по НДС в счет погашения отрицательного сальдо расчетов, неправомерно сформированного за предшествующие периоды, сроки принудительного взыскания по которым к этому моменту уже истекли.

Так, из материалов дела, исследованного судами, установлено, что в отношении причин отражения отрицательного сальдо расчетов Общества с бюджетом по НДС в периоды, предшествующие рассматриваемым, а также исполнения Обществом обязанностей по уплате НДС за эти периоды было установлено следующее.

Общество представило следующие налоговые декларации по НДС: за 1 кв. 2015 г. от 27.04.2015 г.; уточненные декларации за 1 кв. 2015 г. от 04.06.2015 г.; за 2 кв. 2015 г. от 27.07.2015 г., уточненная за 2 кв. 2015 от 07.06.2016 г.; за 3 кв. 2015 г. от 26.10.2015 г.; за 4 кв. 2015 г. от 25.01.2016 г., уточненные за 4 кв. 2015 г. от 09.06.2016 г. и от 04.07.2016 г.

НДС за данные периоды оплачен Обществом в отраженном в декларациях размере.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2006 N 11074/05, определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.08.2012 N ВАС-6402/12, право налогоплательщика на зачет и возврат из соответствующего бюджета излишне уплаченных либо взысканных сумм налога непосредственно связано с наличием переплаты сумм налога в этот бюджет, что подтверждается определенными доказательствами: платежными поручениями налогоплательщика, инкассовыми поручениями (распоряжениями) налогового органа, информацией об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, содержащейся в базе данных, формирующейся в отношении каждого налогоплательщика налоговым органом, характеризующей состояние его расчетов с бюджетом по налогам и отражающей операции, связанные с начислением, поступлением платежей, зачетом или возвратом сумм налога. Наличие переплаты выявляется путем сравнения сумм налога, подлежащих уплате за определенный налоговый период, с платежными документами, относящимися к тому же периоду, с учетом сведений о расчетах налогоплательщика с бюджетами.

С учетом изложенного подхода при сопоставлении данных о начислениях налога Обществом и его уплатой установлено, что согласно налоговой декларации за 1 квартал 2015 года, представленной Обществом в налоговой орган и не оспоренной ответчиком, общая сумма НДС к уплате составила 28 149 877 руб.

Указанная сумма была уплачена Обществом (за исключением недоимки в 84 коп.) в установленный срок платежными поручениями всего на сумму 28 149 876,16 руб. Тем самым налог был уплачен Обществом в установленный срок самостоятельно.

Однако в лицевом счете Общества по НДС не были отражены платежные поручения об уплате налога на общую сумму 2 561 358,16 руб.: а именно N 14 от 23.01.2015 на сумму 1 477 023,00 руб., N 15 от 23.01.2015 г. на сумму 148 727,00 руб., N 258 от 11.03.2015 г. на сумму 491 385,69 руб., N 259 от 11.03.2015 г. на сумму 444 222,47 руб., что с учетом недоимки 0,84 руб. и образовало отрицательное сальдо расчетов 2 561 359 руб. (отражена уплата налога на сумму всего 25 588 518 руб.).

Из установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по делу усматривается, что за 1 квартал 2015 г. налог в сумме 2 561 358,16 руб. был уплачен Обществом по реквизитам Инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по г. Москве по ее ОКТМО, а налоговая декларация за этот период была представлена уже в Инспекцию после перехода в нее на налоговый учет 27.04.2015 г., по ее реквизитам и была уплачена остальная часть налога за этот период на сумму 25 588 518 руб., что также повлияло на достоверность отражения данных.

Тем самым неверно отраженные данные и послужили причиной необоснованного начисления задолженности, в счет погашения которой в автоматическом режиме постоянно производилось зачисление текущих платежей.

Из расчета Общества (сверка за период с 01.01.2015 по 15.10.2017 г.) (т. 1 л.д. 113 - 114), подтвержденного налоговыми декларациями, платежными поручениями и распечатками лицевых счетов, и не опровергнутого налоговыми органами, также следует, что на конец 2 квартала 2016 г. у Общества образовалась переплата в размере 20 992,75 руб., с учетом которой сальдо (необоснованно начисленная задолженность) уменьшилось до 2 540 365,41 руб.

Повторно взысканная налоговым органом сумма НДС (на основании решений N 44776 от 19.07.2017 г.; N 26494 от 26.05.2017 г.; N 54423 от 11.09.2017 г.; N 49047 от 21.08.2017 г.) составляет 2 540 368,41 рублей, что аналогично сумме, неучтенной при переносе данных из одного налогового органа в другой.

Судами с учетом заявляемых налоговыми органами доводов также были проверены расчеты Общества за налоговые периоды 2014 года и их отражение в лицевых счетах, по результатам которых не установлено законных оснований для отражения данных о наличии задолженности, влияющей на размер сформированного сальдо расчетов.

Суды установили и что следует из материалов дела, что Общество неоднократно направляло Инспекции заявления о необходимости внесения изменений в карточку лицевого счета с целью отражения в ней всех платежей (в том числе от 09.04.2015 N РП-15-04/37, исх. N РП-15-07/27 от 11.07.2015; исх. N РП-15-12/75 от 22.12.2015; исх. N РП-17-04/90 от 28.04.2017; исх. N РП-17-05/93 от 26.05.2017; исх. N РП-17-07/30 от 11.07.2017; исх. N РП-17-07/67 от 21.07.2017), на необходимость корректировки карточки расчетов Общество указывало и при проведении сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам и процентам (акт сверки N 39481 по состоянию на 16.10.2017). Однако никаких мер по обращениям Общества принято не было.

Таким образом, Инспекций в бесспорном порядке по счета Общества были необоснованно и незаконно списаны денежные средства в сумме 2 540 368,41 руб., что подтверждено платежными документами: N 1775 от 30.05.2017 г. на сумму - 65 255,70 руб.; N 1483 от 31.05.2017 г. на сумму - 556 734,71 руб.; N 559 от 19.07.2017 г. на сумму - 146 329,00 руб.; N 576 от 21.08.2017 г. на сумму - 257 891,00 руб.; N 2103 от 13.09.2017 на сумму - 29 991,74 руб.; N 2316 от 15.09.2017 на сумму - 1 484 166,26 руб.

Из представленных в материалы дела платежных получений, с учетом представленных выписок операций по расчету с бюджетом (выписки за период с 01.01.2015 г. по 19.06.2017 г.; с 01.01.2017 г. по 21.09.2017 г.; с 01.01.2017 г. по 31.01.2018 г. (по ИФНС N 5 по г. Москве) устанавливается отсутствие задолженности и недоимки по налогу на добавленную стоимость за рассматриваемые периоды.

При этом судами правомерно отклонен как не соответствующий обстоятельствам дела представленный налоговым органом сравнительный анализ начислений НДС и уплаты налога по декларациям и платежным поручениям.

Требование налогового органа N 76743 от 11.04.2017 г. указывает на наличие задолженности за 4 квартал 2016 г. В то же время, налоговый орган в представленном сравнительном анализе самостоятельно зафиксировал переплату за 2016 г. в размере 755 860,00 рублей. Таким образом, за данный период с АО «Руспетро» необоснованно взыскано 621 990,41 рублей (платежный ордер N 1483 от 31.05.2017 г., N 1775 от 30.05.2017 г.).

Требования налогового органа N 117954 от 08.06.2017 г. и N 121774 от 04.07.2017 г. указывают на наличие задолженности за 1 квартал 2017 г. Сумма заявленного налога на добавленную стоимость за 1 квартал 2017 г. с учетом корректировок составляла 20 613 082,00 рубля. Из выписки операций по расчету с бюджетом за период с 01.01.2017 г. по 21.09.2017 г. следует наличие переплаты в размере 1 907 398,34 рублей по состоянию на 27.03.2017 г. (до начала оплаты отчетного квартала). Таким образом, за 1 квартал 2017 г. АО «Руспетро» осуществило платежи на общую сумму 18 963 576,00 рублей (платежные поручения N 2151 от 26.04.2017 г., N 2518 от 25.05.2017 г., N 2980 от 21.07.2017 г., N 2981 от 21.07.2017 г., N 3285 от 24.08.2017 г., N 3946 от 12.12.2017 г.), что с учетом имеющейся переплаты в совокупном размере составило заявленный размер налога 20 613 082,00 рубля. Следовательно, за данный период с АО «Руспетро» необоснованно взыскано 404 220,00 рублей (инкассовое поручение N 576 от 21.08.2017 г., N 559 от 19.07.2017 г.).

Требование налогового органа N 126030 от 07.08.2017 г. указывает на наличие задолженности за 2 квартал 2017 г. Сумма заявленного налога на добавленную стоимость за 2 квартал 2017 г. составляла 9 189 282,00 рубля. АО «Руспетро» осуществило платежи на общую сумму 9 320 870,00 рублей (платежные поручения N 3038 от 27.07.2017 г., N 3277 от 23.08.2017 г., N 3284 от 24.08.2017 г., N 3608 от 20.10.2017 г.), что превышает сумму, заявленную за отчетный период. Таким образом, за данный период с АО «Руспетро» необоснованно взыскано 1 514 158,00 рублей (платежный ордер N 2103 от 13.09.2017 г., N 2316 от 15.09.2017 г.)

За 4 квартал 2017 г. вопреки доводам налоговых органов за Обществом также не числилась задолженность. Из выписки операций по расчету с бюджетом за период с 01.01.2017 г. по 31.01.2018 г. следует наличие переплаты в размере 425 041,00 руб. по состоянию на 23.01.2018 г. (до начала оплаты отчетного квартала). Таким образом, за 4 квартал 2017 г. АО «Руспетро» осуществило платежи на общую сумму 7 376 610,00 рублей (платежные поручения N 215 от 22.02.2018 г., N 294 от 15.03.2018 г., N 446 от 04.04.2018 г., N 497 от 13.04.2018 г., N 644 от 17.05.2018 г.), что с учетом имеющейся переплаты в совокупном размере составило заявленный размер налога 7 801 652,00 рубля.

Так, из материалов дела, исследованного судами, установлено, что с учетом установленных обстоятельств, списанная со счета Общества сумма НДС (как налоговый агент) 2 540 368,41 руб. является излишне взысканной и подлежит возврату ему в порядке, установленном ст. 79 НК РФ, с учетом положений Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Обратившись в Инспекцию с заявлениями о возврате излишне взысканного налога от 24.12.2019 г. N 1, 2 и 12.05.2020 г. N 1, 2 на общую сумму 2 540 368,41 руб. (621 990,41 руб. и 1 918 378 руб.), Общество выполнило требование п. 3 ст. 79 НК РФ, заявления о возврате излишне взысканного налога были направлены в Инспекцию в установленный срок и соблюдением предусмотренного порядка.

Поскольку Инспекция необоснованно отказала в удовлетворении данных заявлений, приняв не соответствующие требованиям законодательства решения от 01.04.2020 г. N 22278, 22280 и от 02.09.2020 N 33328, 33330 об отказе в зачете (возврате) излишне взысканного налога, чем нарушила право Общество на возврат излишне взысканного налога, то оно было вынуждено обратиться в суд с требованиями по настоящему делу. Обращение в суд последовало в установленный срок для защиты нарушенного права (с учетом п. 79 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 г. N 57, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21 июня 2001 г. N 173-О).

Поскольку в ходе рассмотрения дела было установлено, что Общество надлежащим образом исполняло налоговые обязанности по уплате НДС, а взыскание с него НДС в сумме 2 540 368,41 руб. произведено Инспекцией в излишнем размере и с нарушением требований налогового законодательства, то данная сумма налога как излишне взысканная подлежит возврату Обществу в порядке статьи 79 НК РФ.

Согласно п. 5 ст. 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога (пени) подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.

Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Согласно расчету Общества размер начисленных процентов составляет 589 870,96 руб., расчет ответчиком не оспорен, судом проверен, признан арифметически правильным и соответствующим обстоятельствам дела и требованиям п. 5 ст. 79 НК РФ.

На основании вышеизложенных обстоятельств, суды делают правильный вывод, что требования заявителя об обязании начислить и уплатить проценты по п. 5 ст. 79 НК РФ в размере 589 870,96 рублей за период с 30.05.2017 г. по 15.01.2021 г., согласно представленному расчету, подлежат удовлетворению.

Приведенные в кассационной жалобе доводы не свидетельствуют о нарушении судами первой и апелляционной инстанции материального и процессуального права, а фактически указывают на несогласие с выводами судов, основанными на исследовании имеющихся в деле доказательств, которым судами дана надлежащая правовая оценка, и направлены на переоценку исследованных судами доказательств и установленных обстоятельств, что в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.

Суд кассационной инстанции находит выводы суда первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.

Доводы кассационной жалобы, сводящиеся к иной, чем у судов, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, так как они не опровергают правомерность выводов арбитражных судов и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.

Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Москвы от 28 октября 2021 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31 января 2022 года по делу № А40-8861/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий-судья

О.В. Каменская

Судьи           

А.А. Гречишкин

Ю.Л. Матюшенкова