НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Московского округа от 25.11.2013 № А40-87828/08

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва

02 декабря 2013 года Дело № А40-87828/2008

резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2013 года

в полном объеме постановление изготовлено 02 декабря 20103 года

Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:

председательствующего-судьи Ядренцевой М.Д.

судей Григорьевой И.Ю., Барабанщиковой Л.М.,

при участии в заседании:

от ТСЖ «Ломоносовский 18»: Пучкова О.Г. по доверенности от 03.09.2013

от Департамента городского имущества города Москвы: Никифорова М.Е. по доверенности от 27.02.2013 № ДГИ-Д-156/13,

рассмотрев 25.11.2013 в судебном заседании кассационные жалобы Департамента городского имущества города Москвы, ТСЖ «Ломоносовский 18»

на решение от 10.06.2013

Арбитражного суда города Москвы,

принятое судьей Жбанковой Ю.В.,

на постановление от 03.09.2013

Девятого арбитражного апелляционного суда,

принятое судьями Алексеевой Е.Б., Лящевским И.С., Седовым С.П.,

по иску ТСЖ «Ломоносовский 18»

к Департаменту городского имущества города Москвы, ГУП «Городской центр жилищного страхования»

о взыскании задолженности,

третьи лица: ГУ управа Гагаринского района города Москвы, ООО «РЭП-Сервис В», ЗАО «Деймос», Государственное образовательное учреждение Лицей №1533,

УСТАНОВИЛ: товарищество собственников жилья (ТСЖ) «Ломоносовский, 18» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Департаменту имущества города Москвы о взыскании 196 098, 31 рублей, из которых 193 641, 62 рублей - задолженность по обязательным платежам за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме за 2008 год, 2 456, 69 рублей - задолженность по обязательным платежам за страхование общего имущества в многоквартирном доме (с учетом уточнений исковых требований, принятых судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Исковые требования заявлены на основании статей 12, 15, 16, 210, 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 36, 39, 137, 138, 143, 148, 155, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, положений Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, и мотивированы неисполнением ответчиком обязательств по внесению платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ГУ Управа Гагаринского района города Москвы, общество с ограниченной ответственностью «РЭП-Сервис В» (далее - ООО «РЭП-Сервис»), закрытое акционерное общество «Деймос» (далее - ЗАО «Деймос)», государственное унитарное предприятие «Городской центр жилищного страхования» (далее - ГУП «Городской центр жилищного страхования»).

Решением Арбитражного суда города Москвы от 24.08.2010, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2010, исковые требования удовлетворены: с Департамента имущества города Москвы в пользу ТСЖ «Ломоносовский, 18» взыскано 196 098, 31 рублей задолженности, в том числе, по обязательным платежам за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме в сумме 193 641, 62 рублей, по обязательным платежам за страхование общего имущества в многоквартирном доме в сумме 2 456, 69 рублей, а также расходы по госпошлине в размере 5 421, 96 рублей.

При этом суды исходили из того, что исковые требования являются обоснованными и документально подтверждены.

Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 23.03.2011 решение от 24.08.2010 и постановление от 19.11.2010 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В качестве оснований для отмены судебных актов суд кассационной инстанции указал на то, что вывод судов об обоснованности размера предъявленной ко взысканию задолженности сделан без проверки наличия компетенции правления товарищества на утверждение тарифной ставки обязательного платежа за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома.

Суд кассационной инстанции отметил, что суды не приняли во внимание положения Устава ТСЖ «Ломоносовский, 18», согласно которым установление размера обязательных платежей входит в компетенцию общего собрания, а не правления товарищества ТСЖ, и не проверили соответствие представленного истцом расчета задолженности по обязательным платежам положениям Постановления Правительства Москвы от 06.11.2007 № 963-ПП «Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2008 год».

Кроме того, суд кассационной инстанции указал на то, что суды не дали мотивированной оценки возражению ответчика о том, что в соответствии с пунктами 3.4, 7.1, 10 постановления Правительства Москвы от 13.06.2006 № 391-ПП «О мерах по развитию страхования общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах» уплата страховых взносов соразмерно доле города Москвы в праве на общее имущество в многоквартирных домах производится за счет средств бюджета города Москвы Государственным учреждением города Москвы «Городской центр жилищного страхования».

Судам указано на необходимость при новом рассмотрении дела в полном объеме установить обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, дать оценку представленным в дело доказательствам, принять решение в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.

В ходе повторного рассмотрения дела определением Арбитражного суда города Москвы от 23.06.2011 суд принял заявление истца об уменьшении размера исковых требований до 152 391, 29 рублей и об отказе от иска в части требования о взыскании страховых взносов в сумме 2 456, 69 рублей.

Определением Арбитражного суда города Москвы от 30.03.2012 удовлетворено ходатайство истца об увеличении исковых требований, согласно которому истец просил взыскать с ответчика задолженность по обязательным платежам за содержание и текущий ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: «Москва, Ломоносовский проспект, д. 18» в размере 457 451, 40 рублей за период с 01.01.2008 по 31.12.2009, задолженность по обязательным платежам на страхование общего имущества собственников помещений в указанном многоквартирном доме в размере 8 007, 72 рублей за период с 01.01.2008 по 31.12.2009.

Определением Арбитражного суда города Москвы от 19.07.2012 в качестве соответчика к участию в деле привлечено ГУП «Городской центр жилищного страхования», определением Арбитражного суда города Москвы от 29.05.2013 Департамент имущества города Москвы заменен на Департамент городского имущества города Москвы.

По результатам нового рассмотрения дела (с учетом принятых судом уточнений исковых требований) решением Арбитражного суда города Москвы от 10.06.2013 исковые требования удовлетворены за счет Департамента имущества города Москвы частично.

Суд взыскал с Департамента городского имущества города Москвы в пользу ТСЖ «Ломоносовский, 18» задолженность по обязательным платежам за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме по адресу: г. Москва, Ломоносовский проспект, д. 18 в размере 355 072, 88 рублей, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 9 438, 62 рублей.

Частично удовлетворяя исковые требования, суд пришел к выводу о том, что Департамент городского имущества города Москвы, являющийся собственником нежилых помещений в многоквартирном доме по адресу: Москва, Ломоносовский проспект, д. 18 и членом ТСЖ «Ломоносовский, 18», в нарушение ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.п.28, 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491, не исполнил возложенных на него обязательств по оплате расходов на содержание общего имущества ТСЖ за 2008 и 2009 годы.

В отношении требований к ГУП города Москвы «Городской центр жилищного страхования» производство по делу прекращено в связи с отказом от иска к данному ответчику.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2013 решение Арбитражного суда города Москвы от 10.06.2013 в части удовлетворения исковых требований изменено и изложено в следующей редакции: взыскать с Департамента городского имущества города Москвы за счет казны города Москвы в пользу ТСЖ «Ломоносовский, 18» суммы задолженности по обязательным платежам за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме по адресу: Москва, Ломоносовский проспект, д. 18 в размере 355 072 (триста пятьдесят пять тысяч семьдесят два) руб. 88 коп. и расходов по уплате госпошлины в размере 9 438 (девять тысяч четыреста тридцать восемь) руб. 62 коп.

В остальной части решение суда оставлено без изменения.

Изменяя решение суда в части указания на взыскание образовавшейся у Департамента городского имущества города Москвы задолженности за счет казны города Москвы, суд апелляционной инстанции исходил из того, что в силу ст. 125, 126 Гражданского кодекса РФ, ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, а также разъяснений Постановления Пленума от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» взыскание с публично-правового образования должно производиться за счет казны соответствующего субъекта Российской Федерации.

Не согласившись с принятыми по делу решением и постановлением, Департамент городского имущества города Москвы и ТСЖ «Ломоносовский, 18» обратились в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационными жалобами.

Департамент городского имущества города Москвы в своей кассационной жалобе просит обжалуемые судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что в счет оплаты расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме по адресу: Москва, Ломоносовский проспект, д. 18 из бюджета города Москвы на счета ТСЖ «Ломоносовский, 18» поступило 3 600 000 рублей, а в 2009 году 5 421 768 рублей, что свидетельствует об отсутствии задолженности у Департамент городского имущества города Москвы перед истцом.

ТСЖ «Ломоносовский, 18» в кассационной жалобе также просит отменить обжалуемые судебные акты в части отказа в удовлетворении требований истца о взыскании с ответчика задолженности, исходя из ставки 21,5 рублей за 1 кв.м. в 2008 году и 27, 2 рублей за 1 кв.м. в 2009 году.

В обоснование доводов кассационной жалобы ТСЖ «Ломоносовский, 18» ссылается на то, что при определении ставки расходов на содержание общего имущества ТСЖ и размера задолженности Департамента городского имущества города Москвы судами не были учтены положения Постановления Правительства Москвы от 06.11.2007 № 963-ПП «Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2008 год», а также решение общего собрания ТСЖ от 11.12.2008 в части утверждения ставок на 2009 год.

Отзывов на кассационные жалобы не поступило.

В судебном заседании суда кассационной инстанции представители Департамента городского имущества города Москвы и ТСЖ «Ломоносовский, 18» доводы своих кассационных жалоб поддержали, соответственно возражая против удовлетворения кассационной жалобы другой стороны.

Представители от третьих лиц, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не явились, что с учетом ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав явившихся представителей сторон, проверив в порядке статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых решения и постановления в связи со следующим.

Повторно рассматривая требования ТСЖ «Ломоносовский, 18», заявленные по настоящему делу, суд первой и апелляционной инстанций приняли во внимание указания суда кассационной инстанции, данные в постановлении инстанции от 23.03.2011, в части необходимости надлежащего определения ставок размера обязательных платежей на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме по адресу: Москва, Ломоносовский проспект, д. 18.

Частично удовлетворяя исковые требования ТСЖ «Ломоносовский, 18», суды первой и апелляционной инстанций, правильно применив ст.ст.39, 158 (ч. 1) Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, обоснованно исходили из того, что Департамент городского имущества города Москвы, являясь с 29.11.2007 членом ТСЖ «Ломоносовский, 18» и собственником нежилых помещений в многоквартирном доме по адресу: Москва, Ломоносовский проспект, д. 18, обязан вносить плату за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома соразмерно доле города Москвы в праве на общее имущество.

Оснований для освобождения Департамента городского имущества города Москвы от возложенной на него законом обязанности судами при рассмотрении дела не установлено.

Исследуя во исполнение указаний суда кассационной инстанции вопрос о размерах ставок за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома по адресу: Москва, Ломоносовский проспект, д. 18, суды, применив п. 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, ст.144, п. 8 ст. 156 Жилищного кодекса РФ, исходили из того, что размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья в соответствии с уставом товарищества собственников жилья (общее собрание членов товарищества либо правление товарищества).

Применительно к ТСЖ «Ломоносовский, 18» установление размера обязательных платежей отнесено к исключительной компетенции общего собрания относится (п.8.5 Устава ТСЖ).

Проверяя обстоятельства, касающиеся определения размера ставок обязательных платежей, суды, оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации собранные по делу доказательства, установили, что вопрос об установлении ставок обязательных платежей на 2008 и 2009 годы в нарушение указанных требований Жилищного кодекса РФ и Устава ТСЖ «Ломоносовский, 18» общим собранием ТСЖ «Ломоносовский, 18» с соблюдением требований действующего законодательства установлены не были.

В этой связи, учитывая отсутствие принятых в установленном порядке решений общего собрания ТСЖ «Ломоносовский, 18» по вопросам установления ставок обязательных платежей, суды при определении размера задолженности обоснованно приняли во внимание нормативно установленные размеры ставок в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 08.04.2008 № 284-ПП «О ставках планово-нормативного расхода на 2008 год» и Постановлением Правительства Москвы от 13.01.2009 № 4-ПП «О ставках планово-нормативного расхода на 2009 год».

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов о наличии оснований для частичного удовлетворения исковых требований ТСЖ «Ломоносовский, 18».

Довод кассационной жалобы Департамента городского имущества города Москвы об отсутствии у ответчика как таковой задолженности перед истцом, предъявленной в рамках настоящего дела, отклоняется, как опровергаемый фактическими обстоятельствами дела, установленными судами первой и апелляционной инстанций.

Довод кассационной жалобы ТСЖ «Ломоносовский, 18» о неправильном определении судами размера ставок обязательных платежей на 2008 и 2009 годы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме по адресу: Москва, Ломоносовский проспект, д. 18 также отклоняется, поскольку данный довод направлен на переоценку выводов судов, касающихся установленных судами обстоятельств соблюдения ТСЖ «Ломоносовский, 18» установленного действующим законодательством порядка принятия решений об утверждении размера ставок обязательных платежей.

Данный довод заявлен ТСЖ «Ломоносовский, 18» без учета норм ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исключивших из полномочий суда кассационной инстанции установление обстоятельств, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешение вопросов достоверности или недостоверности доказательств, преимущества одних доказательств перед другими, а также переоценку доказательств, которым уже была дана оценка судом первой или апелляционной инстанции.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемые решение и постановление приняты при правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для их отмены по доводам кассационных жалоб не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Москвы от 10.06.2013 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2013 по делу № А40-87828/2008 оставить без изменения, кассационные жалобы Департамента городского имущества города Москвы, ТСЖ «Ломоносовский 18» - без удовлетворения.

Председательствующий-судья М.Д. Ядренцева

Судьи: Л.М. Барабанщикова

И.Ю. Григорьева