ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Москва
| Дело № А40-76053/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2021 года
Полный текст постановления изготовлен 01 апреля 2021 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего судьи Кочергиной Е.В.,
судей Кобылянского В.В., Шишовой О.А.,
при участии в заседании:
от истца: общества с ограниченной ответственностью «Фортез» – не явился, извещен,
от ответчика: Департамента городского имущества города Москвы – ФИО1, по доверенности от 23.12.2020г.,
от третьего лица: Правительства Москвы - ФИО1, по доверенности от 22.12.2020г.,
рассмотрев 25 марта 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05 ноября 2020 года
по иску общества с ограниченной ответственностью «Фортез»
к Департаменту городского имущества города Москвы,
третье лицо: Правительство Москвы,
о признании права на применение льготной ставки арендной платы и взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Фортез» (далее - ООО «Фортез», истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы (далее – Департамент, ответчик) о признании права на получение имущественной поддержки в виде применения льготной ставки арендной платы, установленной пп.1.1 п.1 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 No800-ПП (в ред. от 24.12.2014, от 24.02.2015, от 24.05.2016, от 02.12.2016, от 15.12.2017) «О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объектов нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы» по договору аренды от 15.10.2004 No04-00674/04 на аренду нежилого помещения, расположенного по адресу: г.Москва, ул.Нижняя Первомайская, д.29, общей площадью 132,1 кв.м в следующих размерах:
- за ноябрь – декабрь 2016 в размере 3 500 руб. за кв.м в год;
- за январь-февраль 2017 в размере 4 500 руб. за кв.м в год;
- о взыскании с учетом уточнения с ответчика неосновательного обогащения в виде излишне оплаченной арендной платы за период с 30.11.2016 по 15.02.2017 в размере 259 796 руб. 25 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Правительства Москвы (далее третье лицо).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 13.12.2019 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2020 решение Арбитражного суда города Москвы от 13.12.2019 отменено: признано право ООО «Фортез» на получение имущественной поддержки в виде применения минимальной ставки арендной платы на аренду нежилого помещения, расположенного по адресу: г.Москва, ул.Нижняя Первомайская, д.29, общей площадью 132,1 кв.м. за январь-февраль 2017 в размере 4 500 руб. за кв.м год, взыскано с департамента городского имущества города Москвы в пользу ООО «Фортез» неосновательное обогащение за период январь, февраль 2017 в размере 151 935 руб. 75 коп. по договору аренды от 15.10.2004 №04-00674/04 на аренду нежилого помещения, расположенного по адресу: г.Москва, ул.Нижняя Первомайская, д.29, общей площадью 132,1 кв.м. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Департамент городского имущества города Москвы и Правительство Москвы обратились с кассационной жалобой, в которой просили отменить постановление суда апелляционной инстанции, оставить в силе решение суда первой инстанции, в связи с неверной оценкой судом апелляционной инстанции обстоятельств дела, в том числе, наличия у истца права на льготу, а также действующей процедуры по предоставлению льготы. Департамент городского имущества города Москвы полагает, что он не является надлежащим ответчиком по делу, а возложенные на него обязательства были им выполнены в полном объёме, в соответствующим с действующим порядком.
От Департамента городского имущества города Москвы и Правительство Москвы в Арбитражный суд Московского округа в электронном виде поступило ходатайство об участии в судебном заседании путем онлайн-заседания (посредством веб-конференции). К ходатайству приложены электронные образы документов, удостоверяющие личность представителя, а также документы, подтверждающие полномочия представителя на участие в судебном заседании.
В целях противодействия распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и исходя из необходимости соблюдения интересов участников процесса на судебную защиту, принимая во внимание наличие технической возможности для проведения судебного заседания с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) и учитывая опыт Верховного суда Российской Федерации, Арбитражным судом Московского округа удовлетворено заявленное ходатайство.
До рассмотрения кассационной жалобы от общества с ограниченной ответственностью «Фортез» поступил отзыв на кассационную жалобу, который возвращен заявителю, поскольку подан с нарушением норм действующего процессуального законодательства (не направлен заблаговременно участвующим в деле лицам).
Поскольку отзыв был представлен в электронном виде, то в соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 № 57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов» указанный документ не подлежит фактическому возврату.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Департамент городского имущества города Москвы и Правительства Москвы поддержал доводы кассационной жалобы.
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд не направил, что, в силу части 3 статьи 284 АПК РФ, не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в его отсутствие.
Изучив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя ответчика и третьего лица, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.
Как установлено судами, 15.04.2004 между Департаментом имущества города Москвы (арендодатель) и ООО «Фортез» (арендатор) заключен договор на аренду нежилого помещения, находящегося в собственности города Москвы №04-00674/04, в соответствии с которым арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду нежилой объект общей площадью 132,1 кв.м, расположенный по адресу: г.Москва, ул.Н.Первомайская, д.29.
В соответствии с п.2.1 договора срок действия договора установлен с 02.03.2004 по 29.11.2020 с учетом дополнительных соглашений от 19.03.2009, от 30.11.2016.
Согласно п.2.2 договора договор считается заключенным с даты его государственной регистрации в установленном порядке. Договор аренды прошел государственную регистрацию, о чем в ЕГРН внесена регистрационная запись от 13.11.2004 No77-01/07-990/2004-648.
Пунктом 5.1.5 договора предусмотрено право арендодателя ежегодно производить корректировку арендной платы за объект с учетом официально установленного уровня инфляции, а также в связи с изменением рыночной стоимости 1 кв.м объекта аренды, с изменением методики расчета арендной платы, с изменением базовой стоимости 1 кв.м строительства, с изменением коэффициента доходности, с изменением коэффициента реновации, с изменением инвентаризационной стоимости объекта аренды, при переуступке прав и обязанностей по договору аренды, при получении или лишении права на льготы по арендной плате, при передаче арендуемых помещений в субаренду (если у арендатора имеются льготы по арендной плате).
В п.5.2.4 договора установлена обязанность арендодателя своевременно производить перерасчет (корректировку) арендной платы и своевременно уведомлять арендатора о произведенной корректировке арендной платы путем направления в адрес арендатора соответствующего уведомления. Согласно п. 5.4.2 договора арендатор обязан вносить арендную плату за объект аренды в установленные договором сроки.
В соответствии с п.5.4.3 договора, арендатор обязан в течение месяца с даты отправки арендодателем заказного уведомления об изменении условий договора или изменения величины и порядка начисления арендной платы обратиться к арендодателю за переоформлением договора аренды (перерасчета арендной платы).
Согласно п.6.1 договора, размер арендной платы определяется дополнительным соглашением «Расчет годовой арендной платы объекта», который составляется в соответствии с правовыми актами города Москвы, действует в течение указанного в нем периода, подписывается арендатором и арендодателем и является неотъемлемой частью договора. В случае изменения условий оплаты аренды объекта к договору аренды оформляется дополнительное соглашение в виде нового «Расчета годовой арендной платы объекта», которое является неотъемлемой частью договора.
В п.6.6 договора установлено, что в случае принятия решения Правительством Москвы, Мэром или Департаментом о централизованном изменении ставки арендной платы стороны в силу п.2 ст.450 Гражданского кодекса РФ пришли к соглашению, что ставка арендной платы считается измененной в одностороннем порядке. В этом случае арендодатель заказным уведомлением извещает арендатора о том, что такое изменение произошло, с указанием нормативного акта и нового установленного размера арендной платы. Данное изменение считается согласованным сторонами через 14 дней с момента отправления такого извещения.
Пунктом 6.7 договора предусмотрено, что моментом исполнения обязательств по оплате арендных платежей является момент поступления денег в бюджет города.
Между арендодателем и арендатором заключены дополнительные соглашения от 19.03.2009, от 09.06.2010, в соответствии с п.п.3 которых в случае принятия решения Правительством Москвы о централизованном изменении ставки арендной платы ставка арендной платы считается измененной в одностороннем порядке. Арендодатель сообщает арендатору заказным письмом с уведомлением о корректировке величины арендной платы путем направления соответствующего уведомления с указанием размеров и сроков платежа. Данное изменение считается согласованным сторонами через один месяц с момента отправления такого уведомления.
Между арендодателем и арендатором заключено дополнительное соглашение от 30.11.2016, в п.2 которого изменена площадь объекта до 132,2 кв.м (1 этаж, пом. II, комн. 1-7, 7а, 11-13 (кадастровый номер 77:03:0005014:11775).
Дополнительным соглашением об изменении условий оплаты аренды помещения от 30.11.2016 стороны изменили арендную ставку за 1 кв.м год до 12 536 руб. по результатам оценки рыночной стоимости права пользования объектом нежилого фонда на условиях аренды на период с 30.11.2016.
В п.5.1.6 дополнительного соглашения от 30.11.2016 предусмотрено право арендодателя ежегодно изменять размер арендной платы в соответствии с разделом 6 договора, а также в иных случаях, установленных правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
Пунктом 6.2 дополнительного соглашения от 30.11.2016 предусмотрено, что в случае изменения условий, размера, порядка оплаты аренды ставка арендной платы считается измененной арендодателем в одностороннем порядке. В этом случае арендодатель направляет арендатору уведомление о том, что такое изменение произошло.
Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства от 14.01.2019 №ЮЭ9965-5005333 ООО «Фортез» 01.08.2016 включено в указанный реестр.
Исполнение истцом обязательств по внесению арендных платежей подтверждается банковской выпиской, платежными поручениями.
В связи с тем, что истцом осуществлялось внесение арендной платы из расчета рыночной ставки арендной платы, без учета наличия у истца права на применение льготной ставки арендной платы, истцом в адрес ответчика была направлена претензия от 05.02.2019 с требованием признать за истцом права применения льготной ставки арендной платы и произвести перерасчет арендной платы исходя из льготных ставок арендной платы, возвратить излишне оплаченную арендную плату, получение ответчиком подтверждается отчетом об отслеживании отправления с сайта ФГУП «Почта России».
Направленная в адрес ответчика претензия, оставлена последним без ответа и удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в Арбитражный суд города Москвы с соответствующим исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что истцом не представлено доказательств принятия Межведомственной комиссией решения о наличии оснований для предоставления имущественной поддержки в виде установления льготной арендной ставки, в связи с отсутствием заключения отраслевого органа исполнительной власти города Москвы о наличии оснований для предоставления субъекту малого предпринимательства имущественной поддержки, при этом полномочия по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, делегированы исключительно Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства как отраслевому органу исполнительной власти города Москвы, дополнительным соглашением от 30.11.2016 арендная плата установлена по ставке, определенной в установленном порядке на основании оценки независимого оценщика о рыночной величине годовой арендной платы, имущественная поддержка в данном случае может предоставляться истцу только в порядке, предусмотренном п.2.1 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 No800-ПП, истец не оспорил заключенное сторонами дополнительное соглашение, а также не направлял ответчику протоколов разногласий относительной устанавливаемой ставки арендной платы.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции. Суд апелляционной инстанции, проанализировав все изменения в нормативные акты, регулирующие порядок предоставления спорной льготы, пришел к обоснованному выводу о том, что, исходя из буквального содержания п.1.1, 1(1) и 2.1 Постановления №800-ПП в редакции, действующей с 01.01.2017, для субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда площадью до 300 кв.м, не предусмотрена необходимость обращения в Межведомственную комиссию для получения имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы в размере 4 500 руб. за кв.м; необходимость обращения в названную комиссию предусмотрена только для субъектов малого предпринимательства, претендующих на имущественную поддержку в виде иной льготной ставки в размере 3 500 руб. за кв.м.
Суд округа находит выводы суда апелляционной инстанции правомерным, оснований для несогласия с ним не усматривает, в том числе, исходя из нижеприведенных норм права.
Согласно п.1 ст.3 Федерального закона №209-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства - это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными данным Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
В силу ч.1 ст.6 Федерального закона №209-ФЗ государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных данным Федеральным законом.
Органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства должны оказывать поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства в целях развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами) (п.5 ст.3 Федерального закона №209- ФЗ).
В ч.1 ст.16 Федерального закона №209-ФЗ приведены виды и формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (финансовая, имущественная, информационная и другие). Одним из видов поддержки является предоставление данным субъектам государственного и муниципального имущества на льготных условиях (ст.18 данного Закона).
Согласно ч.2 ст.16 Федерального закона №209-ФЗ условия и порядок оказания поддержки указанным субъектам устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).
Субъект Российской Федерации - город Москва принял Закон от 26.11.2008 No60 «О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве», регулирующий отношения, возникающие между органами государственной власти города Москвы, юридическими и физическими лицами в сфере предоставления поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в городе Москве. Данным Законом определены формы поддержки (имущественная, финансовая, информационная и другие), виды такой поддержки, источники ее средств и ресурсов, а также цели и условия деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Москве.
В п.2.8.1 и 2.8.5 Положения об управлении объектами нежилого фонда, находящимися в собственности города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 29.06.2010 No540-ПП, указано, что в целях реализации полномочий города Москвы, предусмотренных Законом No209-ФЗ, уполномоченные органы власти города Москвы могут оказывать имущественную и иную предусмотренную законодательством поддержку субъектов экономической деятельности; к мерам государственной имущественной поддержки относится установление регулируемых ставок арендной платы за пользование объектами нежилого фонда, находящимися в собственности города Москвы.
Одним из основных принципов государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления (п.1, 4 ч.3 ст.6 Федерального закона №209-ФЗ, ст.3 Закона города Москвы №60).
Постановлением Правительства Москвы от 25.12.2012 №809-ПП «Об основных направлениях арендной политики по предоставлению нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы» утвержден Перечень случаев установления ставки арендной платы по договорам аренды нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, на льготных условиях, к которым относится осуществление субъектом малого предпринимательства хозяйственной деятельности на условиях, определенных соответствующим нормативным правовым актом Москвы.
Правительство Москвы, осуществляющее от имени города Москвы полномочия по управлению государственным имуществом, в соответствии с требованиями Закона №135- ФЗ, Закона №209-ФЗ и Закона города Москвы №60 в декабре 2012 года приняло Постановление №800-ПП о предоставлении имущественной поддержки в виде установления с 01.10.2013 ставки арендной платы в размере 3 500 руб. за кв. м в год следующим группам субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов:
1. Арендующим объекты площадью до 300 кв. м;
2. Арендующим объекты площадью свыше 300 кв. м, осуществляющим деятельность в области здравоохранения и образования.
На основании Постановления №800-ПП в данной редакции льготная ставка арендной платы применялась арендодателем самостоятельно ко всем субъектам малого предпринимательства - добросовестным арендаторам объектов площадью до 300 кв. м, не нарушающим условия договоров.
В последующем редакция Постановления №800-ПП была изменена 16 раз. При этом Правительством Москвы введены новые группы субъектов малого предпринимательства, которым предоставлялась имущественная поддержка в виде льготной ставки в размере 3500 руб., условия и порядок предоставления поддержки. Льготная арендная плата субъектам, арендующим помещения площадью до 300 кв. м, согласно редакциям Постановления №800-ПП, действовавшим до 20.10.2015, предоставлялась без соблюдения специального порядка (обращения в Межведомственную комиссию и наличия заключения отраслевого органа исполнительной власти города Москвы), установленного для арендаторов, получающих поддержку в связи с осуществлением ими социально значимой деятельности, приведенной в названном нормативном правовом акте, или с использованием труда инвалидов.
В редакциях Постановления №800-ПП, действовавших с 20.10.2015 по 02.12.2016, указано на необходимость обращения всех субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда по действующим договорам, заключенным без проведения торгов, приведенным в п.1.1 (аренда помещений площадью до 300 кв.м) и 1.2, 1.3 (использование помещений для осуществления видов деятельности, приведенных в этих пунктах, а также использование труда инвалидов), претендующих на льготную ставку арендной платы в размере 3 500 руб., в Межведомственную комиссию, которая принимает решение о предоставлении льготы.
При этом непринятие Межведомственной комиссией в отношении субъекта малого предпринимательства, обратившегося в данную комиссию или в Департамент с заявлением о предоставлении льготы и соответствующего критериям, установленным Постановлением №800-ПП, не лишает такого арендатора возможности защитить право на предоставление поддержки в судебном порядке.
В Постановлении №800-ПП приведен исчерпывающий перечь оснований, при которых субъекты малого предпринимательства утрачивают право на льготную арендную плату (в случае выявления нецелевого использования помещений, наличия задолженности по арендной плате, передачи без согласия арендодателя помещений в субаренду).
В п.2.4 указанного постановления во всех редакциях предусмотрено, что по действующим договорам, заключенным без проведения торгов, арендная плата подлежит установлению на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой ставки арендной платы за исключением случаев, предусмотренных в п.1, в котором приведены основания для применения льготной ставки.
Пунктом 1 Постановления №800-ПП в редакции постановления Правительства Москвы от 02.12.2016 №812-ПП «О внесении изменений в правовые акты города Москвы» с 01.01.2017 установлена ставка арендной платы в размере 4 500 руб. за кв.м в год:
- субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв.м, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов (п.1.1 постановления);
- субъектам малого предпринимательства, осуществляющим деятельность в области здравоохранения или образования, имеющим лицензию на осуществление такой деятельности и арендующим объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов (п.1.2постановления);
- субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов, в случае, если указанные субъекты малого предпринимательства соответствуют одному из следующих условий: используют указанные объекты нежилого фонда для осуществления деятельности в области: торговли товарами продовольственных групп; социального питания; бытового обслуживания; физической культуры и спорта; культуры; производства; ремесленной деятельности (п.1.3.1 постановления); используют труд инвалидов при условии, что среднесписочная численность инвалидов среди их работников за налоговый и (или) отчетный периоды составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов (п.1.3.2 постановления).
Постановлением №812-ПП из п.1.1 Постановления №800-ПП исключен абзац, предусматривавший необходимость обращения в Межведомственную комиссию арендаторов, претендующих на получение льготы, предусмотренной данным пунктом.
Постановление №800-ПП дополнено п.1(1), согласно которому в случае если в соответствии с договорами аренды, заключенными без проведения торгов, арендная плата установлена по ставке, определенной в установленном порядке на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой арендной платы, имущественная поддержка предоставляется с 01.01.2017 в виде установления ставки арендной платы в размере 3500 руб. за кв.м в год и в порядке, предусмотренном п.2.1 данного постановления.
В соответствии с п.2.1 Постановления №800-ПП имущественная поддержка в виде установления ставки арендной платы, указанной в п.1(1) этого постановления, оказывается субъектам малого предпринимательства при условии представления в Межведомственную комиссию отраслевым органом исполнительной власти города Москвы заключения о наличии оснований для предоставления данному субъекту имущественной поддержки, а также принятия Комиссией в порядке, установленном Правительством Москвы, решения о предоставлении имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы, указанной в п.1(1) данного постановления.
Таким образом, исходя из буквального содержания п.1.1, 1(1) и 2.1 Постановления №800-ПП в редакции, действующей с 01.01.2017, для субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда площадью до 300 кв.м, не предусмотрена необходимость обращения в Межведомственную комиссию для получения имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы в размере 4 500 руб. за кв.м; необходимость обращения в названную комиссию предусмотрена только для субъектов малого предпринимательства, претендующих на имущественную поддержку в виде иной льготной ставки в размере 3 500 руб. за кв.м.
Судом апелляционной инстанции полно исследованы возражения органа исполнительной власти Департамента, выводы, сделанные судом апелляционной инстанции относительно заявленной Департаментом позиции суд округа находит обоснованными.
Довод Департамента о том, что льготная ставка в размере 4 500 руб. за кв.м в год предоставляется только тем субъектам малого предпринимательства, которые не заключили дополнительное соглашение в порядке ч.9 ст.7.1 Закона №135-ФЗ с условием о рыночной ставке арендной платы, и пользуются объектами на основании договоров, действие которых возобновилось на неопределенный срок или срок действия которых еще не истек, был правомерно отклонен, поскольку не согласуется с буквальным содержанием п.1 Постановления №800-ПП.
Согласно названному пункту критерием для предоставления указанной ставки добросовестным субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв.м, является аренда нежилого фонда по действующим договорам, заключенным без торгов.
Более того, только постановлением Правительства Москвы от 22.09.2020 №1554-П «О внесении изменений в постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 №800-ПП и от 01.07.2013 №424-ПП» внесены соответствующие изменения в п.1 и 1(1) постановления №800-ПП.
Кроме того, судом апелляционной инстанции установлено, что предлагаемый Департаментом подход не соответствует установленным Законом №209-ФЗ и Законом города Москвы №60 принципам равной имущественной поддержки внутри одной группы субъектов малого предпринимательства, для которой такая поддержка предусмотрена (в данном случае арендаторы небольших помещений), обеспечения равных прав и возможностей при получении имущественной поддержки, противоречит требованиям антимонопольного законодательства, которым установлен запрет на создание органами государственной власти и органами местного самоуправления преимуществ каким-либо лицам и ограничений другим лицам внутри одной группы предпринимателей.
Таким образом, само по себе заключение Обществом и Департаментом дополнительного соглашения от 21.07.2015 о продлении срока аренды в соответствии с ч.9 ст.17.1 Закона №135-ФЗ не исключило при определении размера арендной платы по договору применение положений Постановления №800-ПП, в том числе п.1.1. В ч.9 ст.17.1 Закона №135-ФЗ сформулировано общее правило о необходимости рыночной оценки при заключении договора аренды государственного или муниципального имущества на новый срок, но иное может быть предусмотрено другим законодательством, в том числе Законом №209-ФЗ, которым установлены особые условия предоставления субъектам малого предпринимательства имущественной поддержки в виде передачи в аренду государственного или муниципального имущества, в том числе по льготным (отличным от рыночных) ставкам и при заключении договоров аренды на новый срок.
Как разъяснено в п.20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 №73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» в редакции постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2013 №13, если стороны в договоре аренды государственного или муниципального имущества указали, что размер арендной платы или иное условие корректируется при изменении указанных актов публично-правового образования, то такое изменение в отношениях сторон происходит автоматически и не требует изменения договора аренды.
Поскольку по условиям договора аренды от 15.05.2003 и дополнительного соглашения от 21.07.2015 размер арендной платы определяется на основании действующих в Москве нормативов, корректируется арендодателем, может изменяться в одностороннем порядке путем направления арендодателем уведомления о том, что такое изменение произошло, наличие в указанном дополнительном соглашении условия об установлении рыночной ставки арендной платы не препятствует применению c 01.01.2017 льготной ставки арендной платы, установленной Правительством Москвы в п.1.1 Постановления №800-ПП в редакции, действующей с указанной даты, и не требует Подписания соглашения о применении указанной ставки.
В том случае, если Общество перестанет соответствовать установленным законодательством критериям получения льготы, нарушит требования, предусмотренные в Постановлении №800-ПП, либо истечет срок действия нормативного правого акта, предоставившего льготу, с Общества будет взиматься арендная плата, установленная дополнительным соглашением от 21.01.2015, определенная по результатам оценки рыночной стоимости права пользования объектом нежилого фонда.
Судом апелляционной инстанции установлено, что Департамент не представил доказательств, подтверждающих, что Общество в спорный период перестало отвечать критериям, которые установлены для применения льготной ставки.
Кроме того апелляционной обоснованно указал, что применение рыночной ставки арендной платы в спорный период с учетом положений законодательства о поддержке субъектов малого предпринимательства, буквального содержания Постановления №800-ПП, действующего в этот период, а также разъяснений, содержащихся в п.45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 №49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора», фактического поведения арендодателя в лице уполномоченных органов, не соответствует разумным ожиданиям арендатора - субъекта малого предпринимательства, добросовестно исполняющего условия договора аренды.
С учетом приведенных обстоятельств и норм права суд апелляционной инстанции пришел к правомерному к выводу о том, что Общество, как субъект малого предпринимательства, арендующий объект нежилого фонда площадью до 300 кв.м, находящийся в имущественной казне города Москвы, по действующему договору аренды, заключенному без проведения торгов, с 01.01.2017 имеет право на имущественную поддержку в виде ставки арендной платы, установленной п.1.1 Постановления №800-ПП, в размере 4 500 руб. за кв.м в год без обращения в Межведомственную комиссию.
Доводы Департамента основаны на последовательно неверном толковании вышеприведенных норм права и положений, одновременно Департаментом не представлено обоснования, каким образом, толкование норм права в вышеизложенном виде противоречит определенному публичному порядку или может привести к нарушению прав третьих лиц.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы суда апелляционной инстанций не противоречат фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права. При этом выводы суда об установленных обстоятельствах основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемых судебных актах и которым дана оценка в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1, 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Принимая во внимание изложенное, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для изменения или отмены обжалуемом в кассационном порядке судебном акте по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05 ноября 2020 года по делу № А40-76053/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы – без удовлетворения.
Председательствующий-судья Е.В. Кочергина
Судьи: В.В. Кобылянский
О.А. Шишова