ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Москва
Дело № А40-130115/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.06.2022
Полный текст постановления изготовлен 24.06.2022
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Петропавловской Ю.С.,
судей: Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью «Авангард-Строй»: Эверт П.А. по доверенности от 22.01.2021, удостоверению;
от Департамента городского имущества города Москвы: Петрова Е.А. по доверенности от 27.12.2021, паспорту;
от ГКУ г. Москвы «Москворечье»: не явился, извещён;
от Департамента развития новых территорий г. Москвы : не явился, извещён;
рассмотрев 23.06.2022 в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Авангард-Строй»
на решение от 09 декабря 2021 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 04 марта 2022 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу № А40-130115/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Авангард-Строй»
к Департаменту городского имущества города Москвы
третьи лица: ГКУ г. Москвы «Москворечье»; Департамент развития новых территорий г. Москвы
о признании незаконным распоряжения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Авангард-Строй» (далее - ООО «Авангард-Строй», общество) обратилось в арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - департамент) о признании незаконным распоряжения Департамента городского имущества г. Москвы № 41780 от 04.12.2020 об установлении сервитута на земельный участок с кадастровым номером 50:21:0120316:255.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельныхтребований относительно предмета спора, привлечены ГКУ г. Москвы «Москворечье», Департамент развития новых территорий г. Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 09.12.2021, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2022, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, неполное выяснение обстоятельств дела.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы и требования кассационной жалобы.
Представитель департамента возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд не направили, что, в силу части 3 статьи 284 АПК РФ, не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в их отсутствие.
От ГКУ г. Москвы «Москворечье» поступил отзыв с возражениями против удовлетворения кассационной жалобы (приобщен к материалам дела).
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в судебном заседании, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Арбитражные суды установили, что постановлением Правительства г. Москвы от 03.11.2020 № 1871-ПП «Об адресной инвестиционной программе г. Москвы на 2020 -2023» (АИП) предусмотрено проектирование и строительство объекта капитального строительства «Строительство улично-дорожной сети для обслуживания станции метро «Столбово» (2 этап). Реконструкция улицы Сосенский Стан».
На основании приказа Департамента развития новых территорий г. Москвы от 11.11.2019 № 287 «Об определении объектов адресной инвестиционной программы г. Москвы, Государственное казенное учреждение г. Москвы «Москворечье» является государственным заказчиком» по строительству линейного объекта «Строительство улично-дорожной сети для обслуживания станции метро «Столбово» (2 этап). Реконструкция улицы Сосенский Стан».
Постановлением Правительства г. Москвы от 19.07.2019 № 903-ПП «Об утверждении проекта планировки территории линейных объектов участков улично-дорожной сети - Фитаревская улица, улица Сосенский Стан, Ясная улица и проектируемый проезд № 2-5-2 в пос. Коммунарка поселения Сосенское г. Москвы» утвержден проект планировки территории.
Проектирование объекта капитального строительства должно осуществляться в соответствии с проектом планировки территории, с обязательным соблюдением красных линий, которые обозначают границы территорий, предназначенных для строительства, реконструкции линейных объектов.
Общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:21:0120316:255, находящегося по адресу: Москва, пос. Сосенское, пос. Коммунарка, улица Александры Монаховой, вл. 30.
На указанном земельном участке расположены здания, принадлежащие на праве собственности ООО «Авангард-Строй», которые используются им в предпринимательской деятельности для размещения торгового центра (кадастровый номер 77:17:0120303:9384, двлд 30с2) и офисов (кадастровый номер 77:17:0120303:7570, двлд 30с1) по адресу: Москва, поселение Сосенское, пос. Коммунарка, улица Александры Монаховой, двлд. 30 стр. 1 и двлд. 30 стр. 2).
В соответствии с распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы № 38627 от 16.11.2020 земельный участок с кадастровым номером 50:21;0120316:255 и расположенное на нем здание с кадастровым номером 77:17:0120303:7357 подлежат изъятию.
Для обеспечения строительства линейного объекта в целях реализации (размещения) объектов регионального значения издано обжалуемое распоряжение Департамента городского имущества г. Москвы от 04.12.2020 № 41780 «Об установлении сервитута на земельный участок с кадастровым номером 50:21:0120316:255» в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральными законами от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», от 05.04.2013 № 43-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Законом г. Москвы от 19.12.2007 № 48 «О землепользовании в г. Москве», постановлением Правительства г. Москвы от 20.02.2013 № 99-1111 «Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы», решением Градостроительно-земельной комиссии г. Москвы (п. 29 протокола от 10.09.2020 № 28).
Площадь земельного участка с кадастровым номером 50:21:0120316:255, принадлежащего заявителю составляет 14.700 кв.м.
Границы зоны действия сервитута, утвержденные обжалуемым распоряжением, составили 1 .550 кв.м. площади на земельном участке с кадастровым номером 50:21:0120316:255.
Сервитут установлен сроком на 11 месяцев 28 дней для обеспечения строительства объекта.
Не согласившись с распоряжением № 41780 от 04.12.2020, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением
В соответствии со ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом.
К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются (п. 3).
Сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием (п. 8).
Публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных ст. 39.38 настоящего Кодекса, на основании ходатайства об установлении публичного сервитута.
Публичный сервитут должен устанавливаться с учетом положений ст. 23 настоящего Кодекса.
Установление публичного сервитута допускается только при условии обоснования необходимости его установления в соответствии с п. п. 2 и 3 ст. 39.41 настоящего Кодекса (ст. 39.39 ЗК РФ).
Согласно ст. 16 Федерального закона от 05.04.2013 № 43-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации сервитуты наряду со случаями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации, могут устанавливаться для строительства, реконструкции, ремонта и эксплуатации линейных объектов федерального значения или регионального значения, указанных в ч. 2 ст. 1 настоящего Федерального закона (за исключением автомобильных дорог, железнодорожных линий и иных объектов, размещение которых делает невозможным использование земельного участка или его части в соответствии с установленным видом разрешенного использования); обеспечения строительства и (или) эксплуатации объектов федерального значения или регионального значения, указанных в ч. 2 ст. 1 настоящего Федерального закона, в том числе: прохода, проезда, а также провоза строительных и иных материалов через земельный участок; строительства временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирования строительных и иных материалов; проведения изыскательских, исследовательских и других работ для размещения объектов федерального значения или регионального значения, указанных в ч. 2 ст. 1 настоящего Федерального закона; размещения на земельном участке информационных щитов, указателей, предупредительных, межевых и геодезических знаков; проведения необходимых для предотвращения затопления и подтопления, эрозии почв и для подобных целей работ по устройству защитных сооружений, созданию защитных лесных насаждений.
Согласно п. 1 ст. 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации в порядке, предусмотренном настоящей главой, публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель, в том числе, в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее также -инженерные сооружения); складирование строительных и иных материалов, размещение временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы) и (или) строительной техники, которые необходимы для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения, на срок указанных строительства, реконструкции, ремонта; устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования на земельных участках, находящихся в государственной собственности, в границах полос отвода железных дорог, а также устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами или примыканий автомобильных дорог к другим автомобильным дорогам на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах полосы отвода автомобильной дороги; размещение автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях; проведение инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов федерального, регионального или местного значения, проведение инженерных изысканий для строительства, реконструкции указанных объектов, а также сооружений, предусмотренных подп. 1 указанной статьи.
Судами установлено, что земельный участок предоставляется обладателю сервитута для обеспечения строительства линейного объекта: «Строительство улично-дорожной сети для обслуживания станции метро «Столбово» (2 этап). Реконструкция улица Сосенский Стан» в целях реализации (размещения) объектов регионального значения.
Работы по строительству должны осуществляться строго в соответствии с разработанной проектной документацией, на которую получены положительные заключения Мосгосэкспертизы от 26.0672020 № 77-1-1-3-026984-2020, от 31.12.2020 № 77-1-1-3-069782-2020.
Граница зоны действия сервитута утверждены распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от 04.12.2020 № 41780.
Сведения о сервитуте внесены в Единый государственный реестр недвижимости 01.04.2021 за реестровым номером 77:17-6.271.
Согласно пункту 5 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) обременение земельного участка публичным сервитутом, как и сервитутом, не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.
Установление публичного сервитута происходит на условиях, предусмотренных п. 8 ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.
Пунктом 13 ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату, если иное не предусмотрено Кодексом.
Согласно п. п. 11, 13 ст. 39.47 ЗК РФ плата за публичный сервитут вносится правообладателю земельного участка, с которым заключено соглашение об осуществлении публичного сервитута, или в депозит нотариуса в предусмотренных законодательством случаях.
Судами установлено, что по условиям соглашения об установлении сервитута правообладателю будет выплачена плата за сервитут за весь период действия Соглашения, размер которой определен на основании отчета «Об оценке рыночной стоимости размера платы за ограниченное пользование (публичный сервитут) части (1.550 кв.м.) земельного участка с кадастровым номером 50:21:01203116:255, сроком на 10 месяцев» от 11.05.2021 № Р-45/21, выполненного ООО «Иола» и составляет 1 519 000 рублей, НДС не облагается. Установлена плата за убытки, причиненные установлением сервитута.
В соответствии с п. 3.1 проекта Соглашения об установлении сервитута обладатель сервитута уплачивает правообладателю убытки, причиняемые в результате деятельности, осуществляемой на земельном участке, включая убытки, причиненные повреждением имущества, размер которых определен на основании отчета «Об оценке рыночной стоимости убытков, причиненных повреждением имущества, расположенного на части (1 .550 кв.м.) земельного участка с кадастровым номером 50:21:01203116:255» от 11.05.2021 № Р-46/21, выполненного ООО «Иола» и составляет 2 349 000 рублей, НДС не облагается.
Согласно ст. 39.48 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если осуществление публичного сервитута привело к невозможности или существенному затруднению использования земельного участка (его части) и (или) расположенного на таком земельном участке объекта недвижимого имущества в соответствии с их разрешенным использованием в течение срока, превышающего срок, предусмотренный подп. 6 п. 4 ст. 39.43 Кодекса, правообладатель земельного участка и (или) правообладатель расположенного на таком земельном участке объекта недвижимости вправе требовать выкупа соответственно земельного участка и иного объекта недвижимого имущества по рыночной стоимости и возмещения всех причиненных убытков.
В соответствии с распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы № 38627 от 16.11.2020 земельный участок с кадастровым номером 50:21:0120316:255 и расположенное на нем здание с кадастровым номером 77:17:0120303:7357 подлежат изъятию.
Сервитут устанавливается для проведения предварительных работ с внесением платы за публичный сервитут на ограниченный срок.
Судами отмечено, что решением Арбитражного суда города Москвы по делу № А40-58490/21 от 03.08.2021 в удовлетворении заявленных ООО «Авангард-Строй» требований о признании недействительным распоряжения Департамента городского имущества г. Москвы № 38627 от 16.11.2020 в части изъятия для государственных нужд части земельного участка с кадастровым номером 50:21:0120316:255 и расположенного на нем здания с кадастровым номером 77:17:0120303:7357, отказано.
Согласно п. 3 ст. 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации основная часть проекта планировки территории включает в себя, помимо прочего, чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии, границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры, границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Согласно п. 11 ст. 1 названного Кодекса красные линии - это линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.
Согласно п. 12 ст. 1 Кодекса территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары);
В соответствии с п. 11 ст. 48 названного Кодекса, подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или технического заказчика (при подготовке проектной документации на основании договора подряда на подготовку проектной документации), результатов инженерных изысканий, информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, или в случае подготовки проектной документации линейного объекта на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории либо в случае, предусмотренном ч. 11.1 настоящей статьи, решения о подготовке документации по планировке территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории) в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов сального строительства.
Суды отметили, что при проектировании и установлении красных линий в городах и их поселениях применяется инструкция о порядке проектирования и установление линий в городах и других поселениях Российской Федерации РДС 30 -201-98, утвержденная постановлением Госстроя России от 06.04.1998 № 18-30.
Согласно п. 3.4 Инструкции красные линии обязательны для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности, участвующими в процессе проектирования и последующего освоения и застройки территорий городов и других поселений.
Согласно п. п. 3.5, 3.9 Инструкции, осуществление проектирования зданий и сооружений и строительство на территориях поселений, не имеющих утвержденных в установленном порядке красных линий, не допускается, а за нарушение красных линий устанавливается административная ответственность в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации.
С учетом изложенного, проектирование объекта капитального строительства должно осуществляться в соответствии с проектом планировки территории, с обязательным соблюдением красных линий, которые обозначают границы территорий, предназначенных для строительства, реконструкции линейных объектов.
Проектирование за границами красных линий не представляется возможным.
Проектная документация на строительство объекта подготовлена в соответствии с проектом планировки территории, с учетом нанесенных красных линий и получила положительное заключение Мосгосэкспертизы от 26.06.2020 № 77-1-1-3026984-2020.
В соответствии с п. п. 12, 13, 14 ст. 23 ЗК РФ правообладатель земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или федеральным законом.
В случае, когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.
Таким образом, поскольку Департаментом доказано соответствие закону оспариваемого распоряжения, а заявителем не представлены доказательства нарушения этим распоряжением его прав и законных интересов, судами правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Вопреки доводам кассационной жалобы, выводы судов основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки доказательств, доводов лиц, участвующих в деле, и на применении приведенных выше норм материального и процессуального права с учетом всех обстоятельств спора.
Оснований полагать, что судами при рассмотрении дела не были учтены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, не применены нормы материального права, не усматривается.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 09 декабря 2021 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04 марта 2022 года по делу № А40-130115/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий-судья Ю.С. Петропавловская
Судьи В.В. Кузнецов
Е.Е. Шевченко