НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Московского округа от 23.04.2019 № А40-192482/17

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва

                       Дело № А40-192482/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 23.04.2019

Полный текст постановления изготовлен 30.04.2019

Арбитражный суд Московского округа в составе:

председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,

судей Ананьиной Е.А, Кузнецова В.В.,

при участии в заседании:

от заявителя по делу – Департамента городского имущества города Москвы – Апрелова С.А. (представителя по доверенности от 29.12.2018);

от товарищества собственников недвижимости «Крекшино ГПЗ-1» – Иванова В.Л. (председателя правления по приказу от 09.06.2016), Максимовой А.В. (представителя по доверенности от 27.04.2018);

от Правительства Москвы – Апрелова С.А. (представителя по доверенности от 03.09.2018);

от Департамента строительства города Москвы – Шевченко Н.В. (представителя по доверенности от 24.01.2019),

рассмотрев 23.04.2019 в судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы и Правительства Москвы

на решение от 27.09.2018

Арбитражного суда города Москвы,

принятое судьей Гамулиным А.А.,

на постановление от 11.02.2019

Девятого арбитражного апелляционного суда,

принятое судьями Валюшкиной В.В., Алексеевой Е.Б., Кораблевой М.С.,

по делу № А40-192482/2017

по заявлению Департамента городского имущества города Москвы

к товариществу собственников недвижимости «Крекшино ГПЗ-1»

об установлении суммы возмещения,

по встречному иску товарищества собственников недвижимости «Крекшино ГПЗ-1»

к Департаменту городского имущества города Москвы

о предоставлении иных земельных участков взамен изымаемых площадью 549 кв.м. и 120 кв. м., возмещении стоимости изымаемых земельных участков,

третьи лица: Департамент строительства города Москвы, Правительство Москвы,

УСТАНОВИЛ:

Департамент городского имущества города Москвы (далее также – департамент) обратился в Арбитражный суд города Москвы с иском к товариществу собственников недвижимости «Крекшино ГПЗ-1» (далее – товарищество) об изъятии земельных участков с кадастровыми номерами 77:18:0170204:28 площадью 2 084 кв.м., 77:18:0170204:30 площадью 215 кв.м., 77:18:0170204:29 площадью 211 кв.м., расположенных по адресу: г. Москва, поселение Марушкинское, СНТ «Крекшино ГПЗ-1», об установлении суммы возмещения в соответствии с отчетом об оценке от 23.11.2016 № 05/16-УГС-5-1 в размере 954 000 рублей.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 10.11.2017 по делу № А40-96548/2017 требование Департамента городского имущества города Москвы об изъятии для государственных нужд названных земельных участков с установлением суммы возмещения в размере 954 000 руб. удовлетворено, установлены условия возмещения.

При этом определением Арбитражного суда города Москвы от 09.10.2017 по делу № А40-96548/2017 в отдельное производство выделено требование Департамента городскогоимущества города Москвы к товариществу об установлении суммывозмещения в соответствии с отчетом об оценке от 23.11.2016 № 05/16-УГС-5-1 вразмере 954 000 руб., установив сумму возмещения в размере 954 000 руб.

Принимая данное определение, суд исходил из того, что товарищество не согласилось с указанным в отчете размером возмещения, заявило ходатайство о назначении экспертизы, и учел, что рассмотрение требований об изъятии
земельных участков и об установлении суммы возмещения в одном деле, приведет к затягиванию судебного процесса, соответственно к невозможности реализации городских программ дорожногостроительства в регламентированные сроки, в связи с чем признал выделение в отдельное производство требований департамента в части разрешения спора о размере возмещениясоответствующим целям эффективного правосудия
.

Выделенному делу присвоен № А40-192482/2017.

В качестве третьих лиц в деле участвуют Департамент строительства города Москвы и Правительство Москвы.

Протокольным определением Арбитражного суда города Москвы от 04.12.2017 принято к совместному рассмотрению с первоначальным иском встречное исковое заявление товарищества к департаменту о предоставлении иных земельных участков взамен изымаемых площадью 549 кв.м. и 120 кв.м., возмещении стоимости изымаемого земельного участка с учетом ее уменьшения на величину, равную рыночной стоимости иных предоставляемых взамен земельных участков, необходимых для функционирования товарищества.

Протокольным определением Арбитражного суда города Москвы от 27.08.2018 принято к рассмотрению заявление товарищества о взыскании с департамента судебных расходов на оплату услуг представителя в сумме 80 000 рублей.

Решением от 27.09.2018, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2019, Арбитражный суд города Москвы установил сумму возмещения в связи с изъятием для государственных нужд земельных участков с кадастровыми номерами 77:18:0170204:28 площадью 2 084 кв.м., 77:18:0170204:30 площадью 215 кв.м., 77:18:0170204:29 площадью 211 кв.м., расположенных по адресу: г. Москва, поселение Марушкинское, СНТ «Крекшино ГПЗ-1» в размере 15 263 000 рублей, в удовлетворении встречного иска товарищества и расходов на оплату услуг представителя отказал в полном объеме.

В кассационной жалобе Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы просят отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам, и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В судебном заседании представители Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы и Департамента строительства города Москвы поддержали доводы кассационной жалобы, просили ее удовлетворить.

Представители товарищества возражали против удовлетворения кассационной жалобы по доводам, изложенным в отзыве на нее, просили оставить обжалуемые судебные акты без изменения.

Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд округа пришел к выводу о наличии оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.

Арбитражные суды установили, что земельный участок с кадастровым номером кадастровый номер 50:26:0170204:368 площадью 24 467 кв.м., расположенный по адресу: г. Москва, поселение Марушкинское, СНТ «Крекшино ГПЗ-1», принадлежит на праве собственности товариществу, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.

Распоряжением департамента от 29.03.2016 № 6578 утверждена схема расположения земельных участков по адресу: г. Москва, поселение Марушкинское, СНТ «Крекшино ГПЗ-1» на кадастровом плане территории, образованных путем раздела земельного участка с кадастровым номером 50:26:0170204:368, утверждены адреса четырех земельных участков и установлено разрешенное использование – земельные участки общего пользования (земельные участки улиц, проспектов, площадей, шоссе, аллей, бульваров, застав, переулков, проездов, тупиков; земельные участки земель резерва; земельные участки, занятые водными объектами, изъятыми из оборота или ограниченными в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации; земельные участки под полосами отвода водоемов, каналов и коллекторов, набережные).

Проектная площадь земельных участков составила 2084 кв.м., 215 кв.м., 211 кв.м., 21954 кв.м.

Департаментом издано распоряжение от 04.04.2016 № 7199 об изъятии для государственных нужд объектов недвижимого имущества для целей реконструкции железнодорожного переезда на 36 км. Киевского направления Московской железной дороги со строительством автодорожного путепровода по адресу: 36 км, ПК 10, Киевское направление, участок Внуково-Бекасово, ст. Крекшино, Наро-Фоминский район, поселок Крекшино, ул. Центральная (Новомосковский административный округ города Москвы), указав, что изъятию подлежат земельные участки, подлежащие образованию в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 50:26:0170204:368.

Земельные участки площадью 2 084 кв.м, 211 кв.м., 215 кв.м. поставлены на кадастровый учет за номерами 77:18:0170204:28, 77:18:0170204:29, 77:18:0170204:30 соответственно, что подтверждается кадастровыми выписками.

Сторонами соглашение, как это предусмотрено законом, не подписано.

По данным департамента возмещение составляет 954 000 рублей.

В соответствии с представленным собственником земельного участка отчетом рыночная стоимость земельных участков составляет 77 017 000 рублей.

В связи с этим спор передан на разрешение арбитражному суду.

Разрешая данный спор, суды первой и апелляционной инстанций на основании проведенной по делу судебной экспертизы установили стоимость возмещения собственнику в связи с изъятием земельных участков в общей сумме 15 263 000 рублей, в которую включили рыночную стоимость земельных участков – составляет 7 049 000 рублей, 727 000 рублей, 714 000 рублей,

Кроме того, в эту сумму (15 263 000 рублей) суды включили рыночную стоимость сторожки – 474 000 рублей, пристройки к сторожке – 6 000 рублей, строения, объекта аренды – 533 000 рублей, ограждения – 68 000 рублей, замощения – 340 000 рублей, печи кирпичной – 81 000 рублей, зеленых насаждений – 5 000 рублей, шлагбаума – 26 000 рублей, въездных ворот – 30 000 рублей, резервного выезда – 30 000 рублей, резервных столбов – 59 000 рублей, туалета – 37 000 рублей, эстакады – 18 000 рублей; размер упущенной выгоды в соответствии с условиями договора аренды – 683 000 рублей; стоимость разработки проекта строительства с получением разрешений – 700 000 рублей, стоимость восстановительных работ объектов, находившихся на земельном участке 2 995 000 рублей, стоимость работ по осушению лесного массива вдоль участков – 189 000 рублей, стоимость прокладки новой ветки летнего водопровода – 300 000 рублей, стоимость проведения работ для установления границ товарищества – 136 000 рублей.

Согласно пункту 1 статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс) за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение.

Согласно пункту 2 статьи 281 Гражданского кодекса при определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.

Согласно тому же пункту статьи 281 Гражданского кодекса  в случае, если одновременно с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таком земельном участке и принадлежащих правообладателю данного земельного участка объектов недвижимого имущества, в возмещение за изымаемое имущество включается рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, право собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.

В соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 10 Федерального закона от 05.04.2013 № 43-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 43-ФЗ) изъятие недвижимого имущества осуществляется путем его выкупа в случае, если изымаемое недвижимое имущество принадлежит правообладателю на праве собственности, или путем прекращения прав на это имущество и возмещения убытков в случае, если изымаемое недвижимое имущество принадлежит правообладателю на ином праве. Наряду с указанными в настоящей части способами изъятия недвижимого имущества может проводиться перераспределение земельных участков. При согласии собственника или правообладателя земельного участка с предложенным органом исполнительной власти, уполномоченным на принятие решения об изъятии недвижимого имущества, вариантом перераспределения земельных участков допускается их перераспределение без принятия решения об изъятии недвижимого имущества.

Собственнику или правообладателю недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, проект соглашения с приложением материалов оценки рыночной стоимости изымаемого недвижимого имущества и (или) расчетов убытков, причиняемых в связи с изъятием недвижимого имущества (далее – соглашение об изъятии недвижимого имущества), направляется заказным письмом с уведомлением о вручении. В случае, если в целях изъятия недвижимого имущества осуществляется образование земельного участка либо изменение или уточнение его границ в соответствии с частью 6 статьи 9 настоящего Федерального закона, к проекту соглашения об изъятии недвижимого имущества прилагаются кадастровые паспорта земельных участков, подлежащих изъятию. В случае, если предполагается перераспределение земельных участков, к проекту соглашения об изъятии недвижимого имущества прилагаются схемы земельных участков, содержащие сведения о подлежащих образованию земельных участках и утвержденные в порядке, установленном частью 7 статьи 9 настоящего Федерального закона.

Соглашение об изъятии недвижимого имущества должно содержать условия его изъятия, включающие в себя цену изымаемого недвижимого имущества, порядок и сроки прекращения владения данным имуществом, цену и описание недвижимого имущества, предоставляемого взамен изымаемого недвижимого имущества, порядок, сроки передачи данного имущества (в случае его предоставления) и другие значимые обстоятельства. Собственник или правообладатель недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе представить в орган исполнительной власти, принявший решение об изъятии недвижимого имущества, свои предложения к проекту соглашения об изъятии недвижимого имущества, в том числе предложения об изменении рыночной стоимости изымаемого недвижимого имущества и (или) размера убытков, причиняемых таким изъятием. К предложениям об увеличении рыночной стоимости недвижимого имущества и (или) размера убытков, причиняемых изъятием недвижимого имущества, должны быть приложены обосновывающие это увеличение документы. В случае признания указанных предложений обоснованными орган исполнительной власти, принявший решение об изъятии недвижимого имущества, дорабатывает проект соглашения об изъятии недвижимого имущества и направляет этот проект правообладателю изымаемого недвижимого имущества.

Пунктом 6 Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.12.2015 (далее – Обзор), разъяснено, что выкупная цена изымаемого для государственных или муниципальных нужд земельного участка определяется по правилам, установленным пунктом 2 статьи 281 ГК РФ, и включает в себя рыночную стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с невозможностью исполнения своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Согласно указаниям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 12 постановления Пленума от 04.04.2014 № 23 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе», заключение эксперта не имеет для суда заранее установленной силы и подлежит оценке наряду с другими доказательствами (части 4 и 5 статьи 71 АПК РФ); суд оценивает доказательства, в том числе заключение эксперта, исходя из требований частей 1 и 2 статьи 71 АПК РФ; при этом по результатам оценки доказательств суду необходимо привести мотивы, по которым он принимает или отвергает имеющиеся в деле доказательства (часть 7 статьи 71, пункт 2 части 4 статьи 170 АПК РФ).

Суды, устанавливая стоимость возмещения собственнику в связи с изъятием земельных участков в размере 15 263 000 рублей, исходили лишь из выводов экспертного заключения.

При этом в данную сумму, помимо непосредственно стоимости земельных участков (7049000 рублей, 727000 рублей, 714000 рублей), были включены стоимость компенсации за сторожку, пристройку к сторожке, строения, объекта аренды, ограждения, замощения печи кирпичной, зеленые насаждения, шлагбаум, въездные ворота, резервный выезд, резервные столбы, туалет, эстакады. Также включены размер упущенной выгоды в соответствии с условиями договора аренды, стоимость разработки проекта строительства с получением разрешений, стоимость восстановительных работ объектов, находившихся на земельном участке, стоимость работ по осушению лесного массива вдоль участков, стоимость прокладки новой ветки летнего водопровода, стоимость проведения работ для установления границ товарищества.

Между тем требуется подтверждение нахождения данных объектов на изымаемых земельных участках и выполнения названных работ, их связь с участками, их рыночной стоимостью.

Кроме того, из положений Закона № 43-ФЗ и разъяснений Обзора следует, что не подлежит возмещению стоимость движимых объектов, расположенных на изымаемых участках, поскольку их перемещение не наносит им несоразмерного ущерба и при перемещении они могут эксплуатироваться.

В связи с этим требовалось установить, относятся перечисленные объекты к объектам недвижимого или движимого имущества, находились ли на упомянутых земельных участках.

По доводам товарищества в суде кассационной инстанции, эти объекты были расположены на указанных участках, при этом товариществу не была предоставлена возможность перенести их, данные объекты были незаконно уничтожены, разрешены при освобождении изымаемых земельных участков.

Вместе с тем в силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Судами не устанавливалось, были ли разрушены, уничтожены либо демонтированы указанные объекты, оцененные экспертом. Так, в случае демонтажа они могли быть возвращены товариществу.

Более того, по сути, товарищество ставит вопрос о причинении ему убытков, обусловленных не изъятием названных земельных участков, а незаконными действиями, выразившимися в виде уничтожения движимого имущества, расположенного на упомянутых земельных участках. При таком обосновании в случае подтверждения соответствующих обстоятельств товарищество не лишено возможности требовать возмещения ему убытков, причиненных незаконными действиями тех или иных лиц, но не имело правовых оснований настаивать на их включении в стоимость возмещения изымаемых земельных участков.

Суд округа также принимает во внимание, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 10.11.2017 по делу № А40-96548/2017 требование Департамента городского имущества города Москвы об изъятии для государственных нужд названных земельных участков было удовлетворено с установлением суммы возмещения в размере 954 000 руб. удовлетворено, установлены условия возмещения.

Следовательно, при определении стоимости возмещения изымаемых участков по настоящему делу должна быть учтена данная сумма.

Не исследованность судами изложенных обстоятельств могла привести к некорректному расчету стоимости возмещения при изъятии упомянутых земельных участков и, как следствие, к существенному завышению данной суммы.

При этом экспертное заключение и содержащиеся в нем выводы не оценены судами, как того требуют положения статьи 71 АПК РФ.

Согласно части 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Ввиду того, что для разрешения спора требуется исследование и оценка доказательств, дополнительное выяснение обстоятельств, что выходит за рамки полномочий суда кассационной инстанции, обжалуемые судебные акты подлежат отмене по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 288 АПК РФ, с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.

При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует, принять во внимание указанное, всесторонне, полно и объективно исследовав все доказательства и доводы лиц, участвующих в деле рассмотреть дело, правильно применив нормы материального и процессуального права.

Что касается довода кассационной жалобы Правительства Москвы и Департамент городского имущества города Москвы (со ссылкой на Закон N 43-ФЗ) о том, что рыночная стоимость изымаемых земельных участков и размер убытков, причиненных изъятием, подлежали определению не на момент рассмотрения судом настоящего спора (2018 г.), а на день, предшествовавший дате принятия решения об утверждении документации по планировке территории (23.12.2013, как утверждается в кассационной жалобе), то он отклоняется как несостоятельный исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 11.02.2019 № 9-П «По делу о проверке конституционности части 5 статьи 13 Федерального закона «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с жалобами граждан А.К. Качковского и А.Г. Федосова, а также указаний Верховного суда Российской Федерации, содержащихся в пункте 7 Обзора, которые, вопреки мнению Правительства Москвы и Департамент городского имущества города Москвы, распространяются на отношения, которые являются предметом регулирования Закона № 43-ФЗ.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Москвы от 27.09.2018 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2019 по делу № А40-192482/2017 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.

Председательствующий судья                                                             Е.Е. Шевченко

Судьи                                                                                                                      Е.А. Ананьина

                                                                                                    В.В. Кузнецов