НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Московского округа от 22.01.2019 № А40-22990/18

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва

29 января 2019 года                                                        Дело № А40-22990/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2019 года

Постановление в полном объеме изготовлено 29 января 2019 года

Арбитражный суд Московского округа в составе:

Председательствующего судьи: ГречишкинаА.А.,

судей: Анциферовой О.В.,Дербенёва А.А.,

при участии в заседании:

от истца (заявителя): Романов Д.В., доверенность от 26 12 2018,

от ответчика: Родиноова И.Е., доверенность от 09 01 2019, Кокарева М.А., доверенность от 09 01 2019, Крицкий  В.И., доверенность от 09 01 2019,

рассмотрев 22 января 2019 года в судебном заседании кассационную жалобу

открытого акционерного общества Дирекция единого заказчика «Южное Бутово»

на решение Арбитражного суда города Москвы от 13 июня 2018 года,

принятое судьей Нагорной А.Н.,

на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 сентября 2018 года,

принятое судьями Бекетовой И.В., Каменецким Д.В., Захаровым С.Л.,

по заявлению открытого акционерного общества Дирекция единого заказчика «Южное Бутово»

к Инспекции Федеральной налоговой службы № 27 по г. Москве

о признании недействительным решения в части

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество Дирекция единого заказчика «Южное Бутово» (заявитель, общество, ОАО ДЕЗ района Южное Бутово) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы № 27 по г. Москве (ответчик, Инспекция, налоговый орган, ИФНС России № 27 по г. Москве) о признании недействительным решения от 18.10.2017 № 12/858 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» в части доначисления недоимки по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2013 в размере 75 865 128 руб.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 13.06.2018, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2018 в удовлетворении требований отказано.

Не согласившись с принятыми судебными актами, ОАО ДЕЗ района Южное Бутово обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить и не передавая дело на новое рассмотрение принять новый судебный акт, об удовлетворении требований заявителя в полном объеме, указывая на нарушение и неправильное применение судами норм права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам.

В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель указывает на то, что суды не учитывают действительный размер налоговой обязанности, который должен был установить налоговый орган по итогам выездной проверки, судами не учитываются отсутствие отражения налоговым органом уточненной декларации по НДС за 2 кв. 2013 г (корректировка № 2 в КРСБ, заявитель указывает что ошибочное использование налогоплательщиком льготы не приводит к неуплате налога в бюджет.

Подробно доводы заявителя приведены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.

В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Инспекции возражал относительно удовлетворения кассационной жалобы, по доводам отзыва, приобщенного в материалы дела.

Изучив материалы дела, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, кассационная инстанция полагает, что отсутствуют основания для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.

Как следует из материалов дела и установлено судами, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 01.01.2013 по 31.12.2015.

По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки Инспекцией принято решение от 18.10.2017 № 12/858 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения». Решением от 03.11.2017 № 12-11/093199 Инспекцией в связи с технической ошибкой, допущенной при расчете итоговой суммы штрафных санкций были внесены изменения, с учетом которых оспариваемым решением заявитель привлечен к налоговой ответственности по п. 3 ст. 122 Налогового кодекса (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 124 202 руб., по ст. 123 НК РФ - в виде штрафа в размере 2 234 руб., ему доначислены налог на прибыль организаций в сумме 5 307 564 руб., налог на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 82 050 946 руб., пени по налогу на прибыль, НДС и налогу на доходы физических лиц в общем размере 43 796 руб., уменьшен заявленный в декларациях к возмещению в завышенных размерах НДС 1 489 588 руб., предложено уплатить начисленные суммы налогов, пени и штрафов, внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.

Общество, полагая, что данное решение принято с нарушением норм НК РФ и нарушает его права и законные интересы, обратилось с апелляционной жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве, решением которого от 22.01.2018 г. № 21-19/010683 жалоба Общества была оставлена без удовлетворения, что послужило основанием к обращению в суд с требованиями по настоящему делу.

По настоящему делу Общество оспаривает решение Инспекции от 18.10.2017 г. № 12/858 (с учетом внесенных в него изменений) по одному эпизоду - п. 3.2 мотивировочной части решения в части отказа в подтверждение налоговых вычетов в сумме 75 865 128 руб. за 2 квартал 2013 г. и соответствующего доначисления НДС за этот период; в остальной части решение Инспекции Обществом по настоящему делу не оспаривается.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ст. 166, п.1 и 2 ст. 171, п.1 ст.172, п. 2 ст. 173 Налогового кодекса Российской Федерации, пришли к выводу, что основания для учета у налогового органа спорных вычетов отсутствовали, поскольку ранее в целях налогообложения НДС они заявлены не были, в книге покупок Общества в установленном порядке не были отражены; на момент проведения проверки и представления уточненной налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2013 года (корректировка № 2) предусмотренный п. 2 ст. 173 НК РФ срок истек.

Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, сделанными на основании следующего.

Судами установлено, что Общество 27.12.2012 представило в Инспекцию заявление № 080529 об отказе от льготы по НДС, предусмотренной пп. 29, 30 п. 3 ст. 149 НК РФ на период с 01.01.2013 по 31.12.2013.

22.07.2013 общество представило в Инспекцию первичную налоговую декларацию по НДС за 2 квартал 2013 г., в которой исчислило к уплате в бюджет НДС на сумму 399 284 руб., данная сумма образовалась вследствие отражения по разделу 3 декларации (операции по ставкам, предусмотренным п. 2 - 4 ст. 164 НК РФ), НДС с реализации по ставке 18% на сумму 404 064 руб. и вычетов (п. 2 ст. 171 НК РФ) на сумму 4 780 руб.; их разница и составила 399 284 руб.

В данной декларации в противоречие с поданным Обществом заявлением об отказе от льготы от 27.12.2012 г. был также заполнен раздел 7 - операции, не подлежащие налогообложению, в котором по неверно указанным кодам операций, не подлежащих налогообложению, отражены: по коду 005, а фактически по коду 1010262 (льгота, предусмотренная пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ) - стоимость реализованных товаров (работ, услуг) без НДС 274 273 323 руб., соответствующая ей стоимость приобретенных товаров (работ, услуг), не облагаемых НДС, 292 944 764 руб., сумма НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), не подлежащая вычету, 44 441 268 руб.; по коду 4444126, а фактически по коду 1010263 (льгота, предусмотренная пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ) - стоимость реализованных товаров (работ, услуг) без НДС - 310 239 062 руб., соответствующая ей стоимость приобретенных товаров (работ, услуг), не облагаемых НДС, - 265 332 218 руб., сумма НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), не подлежащая вычету, 34 894 307 руб. (т. 1 л.д. 28-33).

Обществом 14.01.2014 в Инспекцию была представлена уточненная налоговая декларация по НДС за 2 квартал 2013 года (корректировка № 1), в которой исчислен к уплате в бюджет НДС на сумму 398 449 руб., данная сумма образовалась вследствие отражения по разделу 3 декларации (операции по ставкам, предусмотренным п. 2 - 4 ст. 164 НК РФ), НДС с реализации по ставке 18% на сумму 404 064 руб. и вычетов (п. 2 ст. 171 НК РФ) на сумму 5 624 руб.; их разница и составила 398 440 руб.

В данной декларации также в противоречие с поданным Обществом заявлением об отказе от льготы от 27.12.2012 был заполнен раздел 7 - операции, не подлежащие налогообложению, в котором отражены: по коду 1010262 (льгота, предусмотренная пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ) - стоимость реализованных товаров (работ, услуг) без НДС 274 273 323 руб., соответствующая ей стоимость приобретенных товаров (работ, услуг), не облагаемых НДС, 292 944 764 руб., сумма НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), не подлежащая вычету, 44 441 268 руб.; по 1010263 (льгота, предусмотренная пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ) - стоимость реализованных товаров (работ, услуг) без НДС - 239 560 262 руб., соответствующая ей стоимость приобретенных товаров (работ, услуг), не облагаемых НДС, - 265 331 608 руб., сумма НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), не подлежащая вычету, 34 894 307 руб.

Тем самым в данной декларации по сравнению с первичной декларации была увеличена сумма налоговых вычетов по разделу 3 на 844 руб., откорректированы операции по коду 1010263 в разделе 7, не повлиявшие на налогообложение НДС.

Суды указывают, что в период проведения выездной налоговой проверки, 15.05.2017 Обществом в Инспекцию была представлена уточненная налоговая декларация по НДС за 2 квартал 2013 г. (корректировка № 2), в которой исчислен к уплате в бюджет НДС на сумму 758 808 руб., данная сумма образовалась вследствие отражения по разделу 3 декларации (операции по ставкам, предусмотренным п. 2 - 4 ст. 164 НК РФ), реализации на сумму 425 719 779 руб., с которой по ставке 18% был исчислен налог на сумму 76 629 560 руб., и вычетов (п. 2 ст. 171 НК РФ) на сумму 75 870 752 руб.; их разница и составила 758 808 руб. (налог, исчисленный к уплате в бюджет). Раздел 7 (операции, не подлежащие налогообложению) в данной декларации заполнен не был, ранее заявлявшиеся в нем операции перенесены в раздел 3.

Налоговый орган в оспариваемом решении указал на неправомерный выборочный отказ Общества от льготы в спорном периоде 2 квартал 2013 г., вследствие которого оказалась заниженной налогооблагаемая база по НДС, указанное нарушение было устранено Обществом только в ходе выездной налоговой проверки при представлении уточненной налоговой декларации 15.05.2017 г., налоговая база в которой исчислена в полном объеме без учета льгот, в то же время в данной декларации были заявлены новые налоговые вычеты на сумму 75 865 128 руб. (сумма вычетов, заявленная в декларации от 15.05.2017 г., 75 870 752 руб. - 5 624 руб., вычеты по декларации от 14.01.2014 г.). Сочтя, что вычеты на сумму 75 865 128 руб. заявлены за пределами трехгодичного срока, установленного п. 2 ст. 173 НК РФ, Инспекция отказала в их подтверждении, и доначислила НДС в соответствующей сумме.

Общество считает подход налогового органа неправомерным полагая, что осуществив переквалификацию операций из не подлежащих налогообложению НДС, в подлежащие налогообложению НДС, налоговый орган в нарушение ст. ст. 171, 172, 173 НК РФ не определил размер его действительной налоговой обязанности - неправомерно не учел налоговые вычеты на сумму 75 865 128 руб., при этом указанная обязанность, по мнению Общества, не ограничена трехлетним сроком на заявление права на вычет.

Судами установлено, что Общество в проверяемом периоде осуществляло, в том числе, виды деятельности, не подлежащие налогообложению НДС, а именно оказывало услуги, поименованные в подпунктах 29 и 30 пункта 3 статьи 149 Кодекса.

Пунктом 5 статьи 149 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту учета в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого он намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.

В соответствии с п. 5 ст. 149 НК РФ Общество представило в Инспекцию следующие заявления об отказе от льготы: 27.12.2012 заявление № 080529 об отказе от льготы на период с 01.01.2013 по 31.12.2013 г. и 30.12.2013 заявление № 094480 об отказе от льготы на период с 01.01.2014 по 31.12.2014 г.

Таким образом, Общество отказалось от применения освобождения от налогообложения НДС на 2013-2014 годы и должно было в общеустановленном порядке исчислять НДС с реализации товаров (работ, услуг), также Общество получило соответствующее указанной обязанности право на предъявление НДС к вычету.

Положениями пункта 5 статьи 149 НК РФ предусмотрено, что отказ (от освобождения налогообложения НДС) или приостановление возможны только в отношении всех осуществляемых налогоплательщиком операций, предусмотренных одним или несколькими подпунктами пункта 3 статьи 149 НК РФ, не допускается отказ или приостановление от освобождения от налогообложения операций на срок менее одного года или отказ от льготирования части операций.

Суды указывают, что фактически Общество, хотя и заявило об отказе от льготы в заявлении от 27.12.2012, продолжило ее применять в отношении части совершаемых операций: в первичной налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2013 г. 22.07.2013 и уточненной налоговой декларация по НДС за этот период (корректировка № 1), в разделе 3 (налогооблагаемые операции по ставкам 10-18%) Общество заявило только незначительную часть совершенных в данном периоде операций, а остальная их часть была указана в качестве необлагаемых НДС в разделе 7 декларации по кодам 1010262 и 1010263.

Судами также установлено что, из оспариваемого решения следует, что аналогичное нарушение было допущено Обществом и в иных налоговых периодах по НДС в рамках проверяемого периода (например, в 3 квартале 2013 г., 2 и 3 кварталах 2014 г.)

Только в период проведения выездной налоговой проверки 15.05.2017 г. Общество представило уточненную налоговую декларацию по НДС за 2 квартал 2013 г. (корректировка № 2), в которой увеличило реализацию, облагаемую по ставке 18% до суммы 425 719 779 руб., с которой исчислило НДС в сумме 76 629 560 руб., а также заявило НДС к вычету на сумму 75 870 752 руб., операции, не подлежащие налогообложению, в данной декларации не были отражены.

Судами сделан правильный вывод о том, что Налоговый орган по итогам проверки пришел к обоснованному выводу о том, что в нарушение положений пункта 5 статьи 149 НК РФ Общество в период отказа от освобождения от налогообложения НДС во 2 квартале 2013 г. заявило в качестве необлагаемых НДС операции на сумму 513 833 585 руб. (в уточненной налоговой декларации за 2 квартал 2013 г., корректировка № 1), впоследствии при представлении уточненной налоговой декларации (корректировка № 2) от 15.05.2017 г. сумма реализации по ставке 18% была заявлена в сумме 425 719 779 руб.

Судами установлено, что обществом в материалы дела не представлены пояснения, письма о наличии ошибок в поданных налоговых декларациях, в том числе за 2 квартал 2013 г., как по первичной декларации, так и по уточненным. Факт непредставления пояснений на выставленные Инспекцией уведомления о даче пояснений подтверждает и само Общество (стр. 2 письменных пояснений № 1).

Доводы Общества о том, что спорные налоговые вычеты были заявлены им в ранее представленных в Инспекцию декларациях по НДС: первичной от 22.07.2013 г. и уточненной от 14.01.2014 г., в связи с чем налоговый орган должен был учесть их при определении обязанностей перед бюджетом в спорном периоде, отклонены судами как необоснованные.

Суды пришли к правильному выводу, что из деклараций Общества по НДС за 2 квартал 2013 г. первичной от 22.07.2013 г. и уточненной от 14.01.2014 г. (корректировка № 1) следует, что в качестве налоговых вычетов в них указаны соответственно суммы НДС: 4 780 руб. - в первичной и 5 624 руб. - в уточненной от 14.01.2014 г.; указанные в разделе 7 суммы НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), не подлежащие вычету, 44 441 268 руб. и 34 894 307 руб. в первичной декларации, и 44 441 268 руб. и 34 894 307 руб. в уточненной от 14.01.2014 г. не могут быть приняты во внимание судом для целей применения п. 2 ст. 173 НК РФ, поскольку налоговыми вычетами с учетом положений ст. ст. 171, 172, 173 НК РФ они не являлись, их расшифровка и документальное подтверждение налоговому органу до момента проведения выездной налоговой проверки представлены не было.

Из указанных налоговых деклараций Общества от 22.07.2013 г. и от 14.01.2014 г. следовало, что в разделе 7 по необлагаемым НДС операциям были заявлены суммы НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), не подлежащие вычету: 44 441 268 руб. и 34 894 307 руб. в первичной декларации, и 44 441 268 руб. и 34 894 307 руб. в уточненной от 14.01.2014 г. (корректировка № 1).

При этом книги покупок, представленные Обществом в Инспекцию вместе с указанными декларациями не соответствовали указанным в декларациях данным в части раздела 7, а также книге покупок к последней уточненной декларации от 15.05.2017 г., в связи с чем основания для выводов о том, что суммы предъявленного Обществу НДС в спорном периоде (отраженные в разделе 3 декларации) были заявлены им в ранее представленных в Инспекцию декларациях (первичной от 22.07.2013 г. и уточненной от 14.01.2014 г.), но в разделе 7, отсутствуют.

Представленная налоговым органом книга покупок Общества за 2 квартал 2013 г., полученная от Общества в ходе предшествующих мероприятий налогового контроля, принципиально отличается от книги покупок Общества, представленной в дело для подтверждения заявляемых по делу доводов; несмотря на то, что имело место уточнение данных, какие-либо дополнительные листы к ней не оформлялись, имело место непосредственное исправление содержащихся в ней данных в нарушение правил ведения книг покупок и продаж.

В уточненной налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2013 года (корректировка 1), представленной 14.01.2014, Обществом предъявлена к вычету сумма НДС на основании счетов-фактур, датированных апрелем, маем, июнем 2013 года, но лишь частично (пропорционально доле выручки, подлежащей налогообложению, в общей сумме выручки, отраженной в налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2013 года).

В уточненной налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2013 года (корректировка 2), представленной 15.05.2017, Обществом предъявлена к вычету сумма НДС на основании счетов-фактур, датированных апрелем, маем, июнем 2013 года, в полном объеме.

В результате анализа документов установлено, что в книгу покупок налоговой декларации от 15.05.2017 помимо 168 счетов-фактур, включенных в книгу покупок декларации от 14.01.2014, включены ранее неучтенные 429 счета-фактуры на общую сумму НДС 70 069 120,99 руб. При этом налоговый вычет по имеющимся 168 счетам-фактурам в декларации от 15.05.2017 по сравнению с декларацией от 14.01.2014 необоснованно увеличен налогоплательщиком с 5 624 руб. до 5 801 374.97 руб.

Учитывая, что налоговый вычет по НДС носит заявительный характер, независимо от наличия у налогоплательщика первичных документов, подтверждающих вычет и отражение налогового вычета в регистрах его учета, незаявление налогоплательщиком в налоговой декларации налогового вычета по НДС свидетельствует о том, что налогоплательщик таким правом не воспользовался по каким-либо причинам; НДС исчисляется без применения налоговых вычетов.

Также судом отклонены доводы Общества об ошибочном представлении уточненной налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2013 (корректировка № 2) и отсутствии оснований для ее проверки у Инспекции.

Согласно пунктам 3 и 4 статьи 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде вместе с документами, которые в соответствии с Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату).

Таким образом, в соответствии с Налоговым кодексом РФ факт обнаружения ошибки в расчетах в представленной в налоговый орган налоговой декларации не входит в перечень оснований для отказа в приеме налоговой декларации.

Суды, установив, что уточненная налоговая декларация за 2 квартал 2013 г. (корректировка № 2) представлена Обществом в Инспекцию по установленной законодательством форме, пришли к правильному выводу, что у налогового органа отсутствовали основания для отказа в ее принятии.

На основании изложенного, судебная коллегия пришла к выводу, что суды первой и апелляционной инстанций, исследовав имеющие значение для дела обстоятельства, полно, детально, подробно, достоверно описав представленные в материалы дела доказательства, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, как основанные на ошибочном толковании норм материального права и противоречащие обстоятельствам дела, в связи с чем не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, а свидетельствуют о несогласии заявителя с оценкой судом доказательств, имеющихся в материалах дела.

Нарушений судами норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, кассационной коллегией не установлено.

Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд:

ПОСТАНОВИЛ:

            решение Арбитражного суда города Москвы от 13 июня 2018 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 сентября 2018 года по делу № А40-22990/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий судья                                                         А.А. Гречишкин

Судьи:                                                                                                    О.В. Анциферова

                                                                                                                 А.А. Дербенёв