НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Московского округа от 20.06.2022 № А40-119301/2021-6-897

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Москва Дело № А40-119301/21-6-897

23 июня 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2022 года

Полный текст постановления изготовлен 23 июня 2022 года

Арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,

судей Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.,

при участии в заседании:

от истца (заявителя) ГБУ Социальный дом «Лосиноостровский»: Чернениловой Ю.С. (дов. от 17.03.2022 г.);

от ответчика (заинтересованного лица) ТУ Росимущества в г. Москве: не явились, извещены;

от третьего лица Департамента городского имущества города Москвы: Кравца А.Г. (дов. № 33-Д-2238/21 от 29.12.2021 г.);

от третьего лица Управления Росреестра по Москве: не явились, извещены;

рассмотрев 20 июня 2022 г. в судебном заседании кассационную жалобу ГБУ Социальный дом «Лосиноостровский»

на решение Арбитражного суда города Москвы от 30 ноября 2021 г.,

постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09 марта 2022 г.,

по делу № А40-119301/21-6-897

по заявлению Государственного бюджетного учреждения города Москвы Психоневрологический интернат № 22 Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве

о признании права собственности на земельный участок и права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком,

третьи лица: Департамент городского имущества города Москвы; Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве,

УСТАНОВИЛ: Государственному бюджетному учреждению города Москвы Психоневрологический интернат № 22 Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы (далее – ГБУ г. Москвы ПНИ № 22 Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, учреждение, истец) на праве оперативного управления принадлежат здания, расположенные по адресу: г. Москва, ул. Лосиноостровская, д. 27, стр. 1, 2, 3.

Указанные объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером 77:03:0002001:1001, расположенным по адресу: г. Москва, ул. Лосиноостровская, д. 27 (далее – земельный участок), предоставленный учреждению на основании решения Исполнительного комитета Московского городского совета депутатов трудящихся от 22 июля 1966 г. № 28/11 об отводе УКС Мосгорисполкома земельного участка по Лосиноостровской улице 21-25, разрешительного письма Главного архитектурно-планировочного управления г. Москвы от 17 июля 1967 г., об отводе земельного участка до 2,5 га по Лосиноостровской улице и акта Управления регулирования застройки и отвода земель 275/11-к от 15 августа 1968 г. о предоставлении земельного участка 21-25 по Лосиноостровской улице под строительство под строительство НПИ № 22.

В октябре 2010 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее – Управление Росреестра по Москве, регистрационный орган) проведена внеплановая проверка соблюдения земельного законодательства, в ходе проведения которой выявлено нарушение, выразившееся в использовании ГБУ г. Москвы ПНИ № 22 Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы земельного участка с кадастровым номером 77:03:0002001:1001 без оформления в установленном порядке документов, устанавливающих право на данный земельный участок, предусмотренных статьями 25, 26 Земельного кодека Российской Федерации, о чем составлен акт от 22 октября 2010 г.; учреждению выдано предписание об устранении нарушения земельного законодательства и необходимости оформления земельно-правовых отношений на земельных участок в срок до 22 апреля 2011 г.

ГБУ г. Москвы ПНИ № 22 Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы неоднократно обращалось в органы исполнительной власти города Москвы и Российской Федерации, а также в Федеральное государственное бюджетное учреждение Национальный парк «Лосиный остров» (далее – ФГБУ Национальный парк «Лосиный остров») об оказании содействия в оформлении прав на земельный участок, располагающийся под зданиями, принадлежащими истцу на праве оперативного управления.

По результатам рассмотрения обращений истца Управление Росреестра по Москве письмом от 22 декабря 2014 г. № 16-7115/2014 сообщено, что оформление земельно-правовых отношений на земельный участок с кадастровым номером 77:03:0002001:1001 возможно после проведения ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров» кадастровых работ по уточнению границ, а также постановки на государственный учет с последующим оформлением права на земельный участок с кадастровым номером 77:03:0002001:6, в границах которого находится земельный участок с кадастровым номером 77:03:0002001:1001.

Письмом от 10 февраля 2015 г. № ПП-10/4849 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в городе Москве (далее – Росимущество) сообщило о том, что во избежание нарушения положений статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельного участка с кадастровым номером 77:03:0002001:1001 на праве постоянного (бессрочного) пользования ГБУ г. Москвы ПНИ № 22 Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы возможно после исключения данного участка из границ ФГБУ Национального парка «Лосиный остров».

Ссылаясь на то, что земельный участок с кадастровым номером 77:03:0002001:1001 входит в состав земельного участка с кадастровым номером 77:03:0002001:6, ГБУ г. Москвы ПНИ № 22 Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве (далее – ТУ Росимущество в г. Москве, ответчик) о признании права собственности на земельный участок с кадастровым номером 77:03:0002001:1001, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Лосиноостровская, д. 27, за Департаментом городского имущества и признании за истцом права постоянного (бессрочного) пользования указанным земельным участком.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Росреестра по Москве и Департамент городского имущества города Москвы.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 30 ноября 2021 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 09 марта 2021 г., в удовлетворении исковых требований отказано.

В кассационной жалобе ГБУ г. Москвы ПНИ № 22 Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы просит об отмене судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, ссылаясь на нахождении спорного земельного участка в пользовании учреждения и отсутствии возможности зарегистрировать право на земельный участок в установленном законодательством порядке.

Отзывы на кассационную жалобу не поступили.

В заседании кассационной инстанции представителем государственного бюджетного учреждения города Москвы Дом социального обслуживания «Лосиноостровский» Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы (далее - ГБУ Социальный дом «Лосиноостровский») указано на смену наименования ГБУ г. Москвы ПНИ № 22 Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы на ГБУ Социальный дом «Лосиноостровский», в подтверждение чего представлен приказ Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 24 января 2022 г. № 39.

Рассмотрев заявленное ходатайство, суд кассационной инстанции полагает, что оно подлежит удовлетворению в порядке части 1 статьи 124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку смена наименования подтверждена представленными документами.

Представитель ГБУ Социальный дом «Лосиноостровский» в заседании кассационной инстанции поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Департамента городского имущества города Москвы против ее удовлетворения возражал.

Представители иных лиц, участвующих в деле, в заседание суда кассационной инстанции не явились.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации арбитражный суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.

Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.

Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными в законе.

Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, то лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.

В силу положений статьи 12 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Федеральный закон № 33-ФЗ) национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

Согласно пункту 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В силу положений пункта 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлены ограничения оборотоспособности земельных участков, находящихся в государственной собственности и в собственности муниципальных образований.

Оборотоспособность таких земельных участков ограничивается либо в связи с отнесением их к изъятым из оборота, либо в связи с отнесением их к ограниченным в обороте.

Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками.

Абзацем первым пункта 3 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.

Согласно пункту 6 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации в отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.

Положения статьи 17 Федерального закона № 33-ФЗ, являющиеся специальными по отношению к общим правилам статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривают, что земельные участки, которые находятся в федеральной собственности и расположены в границах соответствующих функциональных зон национальных парков, могут предоставляться в целях осуществления рекреационной деятельности, в том числе физкультурно-оздоровительной и спортивной, гражданам и юридическим лицам в аренду в соответствии с земельным законодательством.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды указали на отсутствие у учреждения полномочий на предъявление иска о признании права собственности на спорный земельный участок.

Судами установлено, что границы национального парка «Лосиный остров» и его охранной зоны установлены совместным решением Мособлисполкома и Исполкома Моссовета от 04 мая 1979 г. № 1190-543 «Об утверждении проекта планировки природного парка «Лосиный остров» (Бабушкинский, Куйбышевский и Сокольнический районы г. Москвы, Балашихинский и Мытищинский районы Московской области - лесопарковый защитный пояс г. Москвы)».

В дальнейшем на основании решения Исполкома Моссовета и Мособлисполкома от 10 октября 1988 г. № 2130-1344 «Об утверждении Положения о Государственном природном национальном парке «Лосиный остров», проекта его детальной планировки (I и II этапы) и улучшении содержания этого парка», постановления Совета Министров СССР от 31 августа 1989 г. № 703 «О сохранении и дальнейшем развитии Государственного природного национального парка «Лосиный остров», постановления Совета Министров РСФСР от 05 октября 1989 г. № 295 «О сохранении и дальнейшем развитии Государственного природного национального парка «Лосиный остров» (далее - Постановление № 295) и постановления Правительства Москвы и Администрации Московской области от 29 апреля 1992 г. № 235-113 «О дальнейшем развитии Государственного природного национального парка «Лосиный остров» (далее - Постановление № 235-113) границы природного национального парка были расширены.

Постановлением Главы Администрации Балашихинского района Московской области от 16 февраля 1995 г. № 163 во исполнение Постановлений № 295 и № 235-113 утверждены границы Государственного природного национального парка «Лосиный остров» (далее - ГПНП «Лосиный остров»).

Решением Арбитражного суда города Москвы от 19 марта 2015 г. по делу № А40-166020/14 суд обязал Управление Росреестра по Москве произвести государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 77:03:002001:6, площадью 30 906 000 кв.м, имеющий адресные ориентиры: Восточный и Северо-Восточный административный округ.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 25 декабря 2015 г. по делу № А40-50335/15-16-321 суд обязал Управление Росреестра по Москве произвести государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров» на земельный участок с кадастровым номером 77:03:002001:6, площадью 30 906 000 кв.м, имеющий адресные ориентиры: Восточный и Северо-Восточный административный округ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 г. № 280 «О национальном парке «Лосиный остров» национальный природный парк «Лосиный остров» отнесен к особо охраняемой природной территории федерального значения и переименован в Национальный парк «Лосиный остров».

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 232 «Об утверждении положения о Федеральном государственном учреждении «Национальный парк «Лосиный остров» утверждено описание границ охранной зоны национального парка «Лосиный остров», а также состав и описание границ функциональных зон и карта-схема функционального зонирования.

Таким образом, границы национального парка «Лосиный остров» определены при его создании и установлены вышеуказанными нормативными правовыми актами.

При этом судами принято во внимание, что Департамент городского имущества города Москвы не претендует на земельный участок с кадастровым номером 77:03:0002001:1001, какие-либо разногласия о принадлежности спорного имущества между ТУ Росимущества в городе Москве и Департаментом отсутствуют.

Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.

Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.

Доводы, приведенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.

Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене принятых судебных актов.

При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Москвы от 30 ноября 2021 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09 марта 2022 г. по делу № А40-119301/21-6-897 оставить без изменения, кассационную жалобу ГБУ Социальный дом «Лосиноостровский» – без удовлетворения.

Председательствующий-судья Е.А.Ананьина

Судьи В.В.Кузнецов

Е.Е.Шевченко