НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Московского округа от 20.06.2017 № А40-211507/16

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Москва

23 июня 2017 года                                                                      Дело № А40-211507/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2017 года.

Полный текст постановления изготовлен 23 июня 2017 года.

Арбитражный суд Московского округа

в составе: председательствующего-судьи Дербенева А.А.

судей Егоровой Т.А., Окуловой Н.О.

при участии в заседании:

от заявителя – ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири»- не явился, надлежаще извещен;

от ответчика – МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 4 – Мелякин М.Ю., доверенность от 20.09.16; Дворникова М.В., доверенность от 17.11.16,

рассмотрев 20 июня 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири»

на решение от 30 ноября 2016 года

Арбитражного суда города Москвы

принятое судьей Паршуковой О.Ю.

на постановление от 22 марта 2017 года

Девятого арбитражного апелляционного суда,

принятое судьями Каменецким Д.В., Бекетовой И.В., Поташовой Ж.В.

по заявлению ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири»

(ОГРН 1052460054327)

к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 4

о признании недействительным решения

УСТАНОВИЛ:

ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (заявитель, общество, ПАО "МРСК Сибири") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4 (заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения от 26.05.2016 N 29 о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 30 ноября 2016 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 марта 2017 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, заявитель - ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда города Москвы от 30 ноября 2016 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного от 22 марта 2017 года и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Ответчик - МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 4 в лице своих представителей возражал относительно удовлетворения кассационной жалобы, полагая, что принятые по делу судебные акты являются законными и обоснованными, представлен отзыв на кассационную жалобу.

В судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции надлежаще извещенный заявитель ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» не явился, известил о возможности рассмотрения кассационной жалобы в его отсутствии, в связи с чем суд рассматривает дело в его отсутствие в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, и, проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых решении и  постановлении, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, не находит оснований для отмены или изменения судебных актов  суда первой и  апелляционной инстанции ввиду следующего.

Как следует из материалов дела и установлено судами обеих инстанций, заявитель зарегистрирован в качестве юридического лица 04.07.2005 и начиная с 06.10.2012 состоит на налоговом учете в МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4.

20.05.2015 общество в соответствии с п. 1 ст. 105.16 Налогового кодекса Российской Федерации по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) представило уведомление о контролируемых сделках, совершенных в 2014 году.

26.11.2015 обществом по ТКС представлено уточненное уведомление о контролируемых сделках, совершенных в 2014 году.

Согласно письму налогоплательщика от 26.11.2015 N 1/09/5755-исх, уточненное уведомление представлено в связи с подписанием протокола урегулирования разногласий по акту об оказании услуг по передаче электрической энергии за июль 2014 года по договору от 25.01.2012 N 558/П, заключенному с ПАО "ФСК ЕЭС".

В ходе проверки полноты отражения ПАО "МРСК Сибири" в уведомлении всех контролируемых сделок, а также достоверности сведений, содержащихся в нем, налоговым органом установлено расхождение в данных уведомления, с учетом внесенных заявителем сведений по сделкам с ОАО "ФСК ЕЭС", с данными уведомления о контролируемых сделках, представленного в налоговый орган ОАО "ФСК ЕЭС", а именно:

- не заполнение пункта 050 "Номер другого участника сделки" в Разделе 1Б в количестве 14 упоминаний;

- заполнение значением "0" в пункте 260 "Количество участников сделки" в Разделе 1А в количестве 3 упоминаний;

- указание в пункте 150 "Дата совершения сделки" в разделе 1Б даты 2010, выходящей за рамки отчетного года, указанного на титульном листе;

- отражение отрицательных величин в пункте 130 "Цена (тариф) за единицу измерения без учета НДС, акцизов и пошлины, руб." и в пункте 140 "Итого стоимость без учета НДС, акцизов и пошлины, руб.".

Обществу направлено исх. от 19.02.2016 N 11.1-11/02110 о выявленных недостоверных сведениях (ошибках) в уведомлении с предложением представить уточненное уведомление.

В ответ обществом 18.03.2016 представлено уточненное уведомление о контролируемых сделках за 2014 год, где внесены данные по сделкам с ОАО "ФСК ЮС", а также представлена информация об исправлении ошибок, сведения о которых указаны в письме налогового органа.

Учитывая данные обстоятельства, налоговый орган вынес 26.05.2016 решение N 29, которым общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 129.4 НК РФ за представление налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, содержащего недостоверные сведения, в виде штрафа в размере 5000 руб.

На решение налогового органа от 26.05.2016 N 29 обществом подана апелляционная жалоба в Федеральную налоговую службу.

Решением ФНС России от 25.08.2016 N СА-4-9/15656@ жалоба ПАО "МРСК Сибири" оставлена без удовлетворения.

Полагая решение налогового органа от 26.05.2016 незаконным, ПАО "МРСК Сибири" обратилось в арбитражный суд с заявлением.

 Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение налогового органа соответствует действующему налоговому законодательству и не нарушает права и интересы налогоплательщика.

Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.

Кассационная коллегия считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, оценка которым судами дана в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; суды первой и апелляционной инстанций правильно применили нормы права; кассационная жалоба удовлетворению не подлежат ввиду следующего.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

Согласно п. 1 ст. 82 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Кодексом.

Рассмотрение, анализ и проверка сведений, отраженных налогоплательщиками в уведомлениях о контролируемых сделках является одной из форм налогового контроля.

В силу п. 1 ст. 105.16 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в статье 105.14 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, предусмотренных статьей 105.14 НК РФ).

Как установлено нормой п. 2 ст. 105.16 Налогового кодекса Российской Федерации сведения о контролируемых сделках указываются в уведомлениях о контролируемых сделках, направляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту его нахождения (месту его жительства) в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки.

В силу пп. 4 п. 3 ст. 105.16 Налогового кодекса Российской Федерации сведения о контролируемых сделках, указываемые в уведомлении о контролируемых сделках, должны содержать информацию о сумме полученных доходов и (или) сумме произведенных расходов (понесенных убытков) по контролируемым сделкам с выделением сумм доходов (расходов) по сделкам, цены которых подлежат регулированию.

В соответствии с п. 2 ст. 105.16 Налогового кодекса Российской Федерации форма (форматы) уведомления о контролируемых сделках, а также порядок заполнения формы и порядок представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Форма уведомления о контролируемых сделках утверждена Приказом ФНС России от 27.07.2012 N ММВ-7-13/524@ "Об утверждении формы уведомления о контролируемых сделках, порядка ее заполнения, а также формата представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме и порядка представления налогоплательщиком уведомления о контролируемых сделках в электронной форме" (зарегистрирован в Минюсте России 30.08.2012 N 25323) (Порядок заполнения формы уведомления о контролируемой сделке).

В разделе II Порядка заполнения формы уведомления о контролируемой сделке определена структура уведомления.

Согласно пункту 5.8 Порядка заполнения формы уведомления о контролируемой сделке в пункте 050 "Номер другого участника сделки" указывается порядковый номер контрагента, присвоенный налогоплательщиком, который указан по строке 015 раздела 2 (для контрагентов-организаций) или по строке 015 раздела 3 (для контрагентов - физических лиц).

В соответствии с пунктом 4.17 Порядка заполнения формы уведомления о контролируемой сделке в пункте 260 "Количество участников сделки" отражается общее количество участников контролируемой сделки.

Как установлено п. 5.17 Порядка заполнения формы уведомления о контролируемой сделке в пункте 130 "Цена (тариф) за единицу измерения без учета НДС, акцизов и пошлины, руб." указывается цена предмета исполнения сделки, указанная в первичных документах, а в случае отсутствия цены в первичном документе - исходя из правил формирования доходов, расходов, стоимости активов в целях бухгалтерского учета.

В соответствии с п. 5.18 Порядка заполнения формы уведомления о контролируемой сделке в пункте 140 "Итого стоимость без учета НДС, акцизов и пошлины, руб." указывается стоимость предмета исполнения сделки, указанная в первичных документах, а в случае отсутствия стоимости в первичном документе - исходя из правил формирования доходов, расходов, стоимости активов в целях бухгалтерского учета.

Согласно п. 5.19 Порядка заполнения формы уведомления о контролируемой сделке в пункте 150 "Дата совершения сделки (цифрами день, месяц, год)" указывается дата признания доходов по сделке в бухгалтерском учете.

В соответствии со ст. 129.4 Налогового кодекса Российской Федерации за неправомерное непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, совершенных в календарном году, или представление налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, содержащего недостоверные сведения, предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 5000 руб.

Как установлено судами обеих инстанций, общество представило в налоговый орган информацию по спорным контролируемым сделкам (путем подачи уведомления) только после того, как узнало об установлении налоговым органом факта непредставления налогоплательщиком информации по спорным сделкам (отражения в уведомлении недостоверных сведений о контролируемых сделках).

При этом отклоняя доводы заявителя, суды правильно указали, что отсутствие информации в пунктах, обязательных для заполнения, либо указание в этих пунктах недостоверной информации указывает на то, что налогоплательщик не выполнил требования положений пункта 3 статьи 105.16 НК РФ и Порядка заполнения, то есть представил уведомление о контролируемых сделках, содержащее недостоверные сведения.

Таким образом, проанализировав и оценив представленные в деле доказательства в их совокупности и взаимной связи в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу, что оспариваемое решение налогового органа соответствует действующему налоговому законодательству и не нарушает права и интересы общества.

Вопреки доводам заявителя кассационной жалобы, суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании норм права, а также как направленные на переоценку установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств, которая в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.

 Исходя из изложенного, судами первой и  апелляционной инстанций  полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права.

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражными судами первой и апелляционной инстанции при вынесении обжалуемых судебных актов, не допущено.

Руководствуясь ст. ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Москвы от 30 ноября 2016 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 марта 2017 годапо делу № А40-211507/2016,- оставить без изменения, а кассационную жалобу ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» - без удовлетворения.

Председательствующий-судья                                                        А.А. Дербенев

Судьи                                                                                                 Т.А. Егорова

                                                                                                           Н.О. Окулова