ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Москва
28 февраля 2024 года Дело № А40-134913/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2024 года
Постановление в полном объеме изготовлено 28 февраля 2024 года
Арбитражный суд Московского округа в составе:
Председательствующего судьи: ГречишкинаА.А.
судей: Дербенева А.А., Каменской О.В.
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1 по доверенности от 08.06.2023
от заинтересованного лица: ФИО2 по доверенности от 07.11.2023, ФИО3 по доверенности от 10.01.2024
рассмотрев 20 февраля 2024 года в судебном заседании кассационную жалобу
индивидуального предпринимателя ФИО4
на решение Арбитражного суда города Москвы от 10.08.2023,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2023
по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО4
к Инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по городу Москве
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 10.08.2023, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2023 отказано в удовлетворении требований индивидуального предпринимателя ФИО4 (далее – заявитель, предприниматель) о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по городу Москве (далее – налоговый орган, Инспекция) от 08.12.2022 N 894 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Не согласившись с выводами судов, заявитель обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты судов первой и апелляционной инстанций, в связи с нарушением норм материального права, несоответствием изложенных в них выводов обстоятельствам дела и принять новый судебный акт.
Поступивший от Инспекции отзыв на кассационную жалобу, судом приобщен в материалы дела на основании статьи 279 АПК РФ.
Определением Арбитражного суда Московского округа от 22.01.2024 рассмотрение кассационной жалобы было отложено.
Определением Арбитражного суда Московского округа от 20.02.2024 произведена замена в составе суда по рассмотрению настоящего дела в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18 АПК РФ.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя поддержал доводы и требования кассационной жалобы, представитель инспекции возражал против удовлетворения кассационной жалобы, просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно них, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция полагает, что отсутствуют основания для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как установлено судами, заявителем в 2021 году осуществлялась розничная торговля по адресу объекта: 109559, <...>, на который получен патент N 7723210002023. Деятельность по адресу объекта: 109559, <...> налогоплательщиком не осуществлялась, контрольно-кассовая техника зарегистрирована по данному адресу ошибочно, в связи с чем начисление инспекцией штрафных санкций по итогам камеральной налоговой проверки является неправомерным.
Заявитель 28.06.2022 представил в инспекцию налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения согласно, которой за 2021 сумма полученных доходов за налоговый период составила 0 руб., сумма налога, подлежащая уплате за налоговый период, составила 0 руб.
В 2021 налогоплательщик применял патентную систему налогообложения, получен патент на право применения патентной системы налогообложения N 7723210002023 по виду деятельности "Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 кв. метров по каждому объекту организации торговли (размер потенциально возможного к получению годового дохода на один обособленный объект торговли)". Действие патента с 01.01.2021 г. по 31.12.2021 года. Адрес нахождения объекта: 109559, <...>.
Согласно п. 1 ст. 346.45 НК РФ документом, удостоверяющим право на применение патентной системы налогообложения, является патент на осуществление одного из видов предпринимательской деятельности, в отношении которого законом субъекта РФ введена патентная система налогообложения.
Форма патента и форма заявления на получение патента утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Приказом ФНС России от 26.11.2014 N ММВ-7-3/599@ "Об утверждении формы патента на право применения патентной системы налогообложения", предусмотрено заполнение налоговым органом строки "Адрес места осуществления предпринимательской деятельности".
Патент действует только в отношении указанных в патенте объектов.
Инспекцией в ходе камеральной налоговой проверки для подтверждения правильности отражения дохода налогоплательщика от предпринимательской деятельности в налоговой декларации проанализированы данные, полученные от оператора фискальных данных ООО "Яндекс.ОФД" по контрольно-кассовой технике (далее - ККТ) за период с 01.01.2021 по 31.12.2021.
Адрес места установки ККТ: 109559, Россия, г. Москва, муниципальный округ Люблино м. р-н., Тихорецкий б-р, д. 1, стр. 2а.
В соответствии с п. 1 ст. 346.15 НК РФ налогоплательщик при определении объекта налогообложения учитывает доходы от реализации, определяемые в соответствии с ст. 250 НК РФ.
Как изложено в п. 1 ст. 346.17 НК РФ, датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).
Согласно информации, полученной от оператора фискальных данных, за период с 01.01.2021 по 31.12.2021 налогоплательщиком отражен доход в размере 15 910 502 рублей.
По данным налогоплательщика, отраженным в налоговой декларации, сумма налога, подлежащая уплате за налоговый период, составляет - 0 руб.
По данным инспекции сумма налога, подлежащая уплате за налоговый период, составляет - 954 631 руб.
Таким образом, ИП ФИО4 совершено налоговое правонарушение, предусмотренное п. 1 ст. 122 НК РФ, за которое установлена ответственность в виде взыскания штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога. Сумма штрафа составляет 190 926 руб.
По итогам проведенной в отношении ИП ФИО4 камеральной налоговой проверки инспекцией составлен акт налоговой проверки N 27845 от 12.10.2022 и извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки N 28228 от 18.10.2022 с датой рассмотрения на 08.12.2022.
Указанные документы 25.10.2022 направлены налогоплательщику заказным письмом по адресу регистрации (идентификатор почтового отправления -80102377060925).
По сведениям сайта Почты России, указанное почтовое отправление 27.10.2022 прибыло в место вручения, и в связи с неудачной попыткой вручения (28.10.2022) 27.11.2022 возвращено отправителю.
По итогам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки инспекцией вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 894 от 08.12.2022, которое направлено налогоплательщику по ТКС и получено адресатом 09.02.2023.
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При рассмотрении спора, суды первой и апелляционной инстанции инстанций, пришли к выводу о наличии у налогового органа правовых оснований для принятия оспариваемого решения, руководствуясь следующим.
Согласно п. 1 ст. 346.23 НК РФ налогоплательщик по итогам налогового периода представляют налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя в срок:
- организации - не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;
- индивидуальные предприниматели - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с п. 2 ст. 346.23 НК РФ налогоплательщик представляет налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором согласно уведомлению, представленному им в налоговый орган в соответствии с п. 8 ст. 346.13 НК РФ, прекращена предпринимательская деятельность, в отношении которой этим налогоплательщиком применялась упрощенная система налогообложения.
На основании п. 3 ст. 346.23 НК РФ налогоплательщик представляет налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором на основании п. 4 ст. 346.13 НК РФ он утратил право применять упрощенную систему налогообложения.
Таким образом, срок представления декларации за 2021 - 04.05.2022 г.
Налоговая декларация за 2021 представлена налогоплательщиком 28.06.2022 г., то есть с нарушением установленного срока.
Сумма налога к уплате по налоговой декларации за 2021 год составляет 954 631 руб.
В соответствии с п. 1 ст. 119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной суммы налога, подлежащей уплате на основании этой декларации за каждый полный ил неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей.
В ходе камеральной налоговой проверки инспекцией установлено, что налогоплательщик нарушил срок представления декларации за 2021, то есть совершил налоговое правонарушение, предусмотренное п. 1 ст. 119 НК РФ.
Согласно п. 2 ст. 112 НК РФ обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.
При наличии обстоятельства, предусмотренного п. 2 ст. 112 НК РФ, размер штрафа увеличивается на 100 процентов.
В ходе камеральной налоговой проверки в отношении ИП ФИО4 установлены отягчающие обстоятельства, предусмотренные п. 2 ст. 112 НК РФ, а именно ИП ФИО4 ранее привлекался к налоговой ответственности (решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 15.09.2021 N 9740, решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 12.11.2021 N 14067).
Сумма штрафа в соответствии с п. 1 ст. 119 НК РФ составляет 190 926 руб. (954 631 x 10% x 2).
Таким образом, согласно сведениям, содержащимся в информационном ресурсе инспекции, у ИП ФИО4 зарегистрирована следующая контрольно-кассовая:
- рег. N 0003888498009561 - дата регистрации - 02.08.2019 г., данная ККТ зарегистрирована в ИФНС России N 20 по г. Москве при личном визите налогоплательщика, снята с учета 06.05.2020;
- рег. N 0005055059006009 - зарегистрирована по адресу: г. Москва, <...>, дата регистрации - 13.01.2021 г., данная ККТ зарегистрирована с использованием личного кабинета;
- рег. N 0005040156045755 - зарегистрирована по адресу: г. Москва, <...>, дата регистрации - 31.12.2020 г., данная ККТ зарегистрирована с использованием личного кабинета, снята с учета 16.01.2021.
Ни одна из вышеуказанных ККТ не находилась по адресу выданного патента (109559, <...>), перерегистрации на адрес патента в базе данных инспекции не отражено.
Также в базе данных имеется запись о присвоенном регистрационном номере ККТ 0005039942044501, однако, данная ККТ так и не была зарегистрирована налогоплательщиком (не введен отчет о регистрации), попытка регистрации произведена также по адресу: <...>.
Согласно пункту 1 статьи 4.3 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника после ее регистрации в налоговом органе применяется на месте осуществления расчета с покупателем (клиентом) в момент осуществления расчета тем же лицом, которое осуществляет расчеты с покупателем (клиентом), за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом N 54-ФЗ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 4.2 Федерального закона N 54-ФЗ при перерегистрации контрольно-кассовой техники заявление о перерегистрации контрольно-кассовой техники подается пользователем в любой налоговый орган не позднее одного рабочего дня, следующего за днем изменения сведений, внесенных в журнал учета и карточку регистрации контрольно-кассовой техники.
Основанием для подачи заявления о перерегистрации контрольно-кассовой техники является изменение сведений, которые ранее были предоставлены пользователем при регистрации контрольно-кассовой техники (за исключением ИНН и заводского номера ККТ) и внесены в журнал учета контрольно-кассовой техники и карточку регистрации контрольно-кассовой техники (такими основаниями могут быть: смена адреса установки, замена ФН, изменение наименования организации и другие).
Таким образом, в случае смены адреса установки контрольно-кассовой техники пользователь должен обратиться с заявлением в налоговый орган не позднее одного рабочего дня, следующего за днем изменения сведений, внесенных в журнал учета и карточку регистрации контрольно-кассовой техники, вместе с тем заявителем не исполнены требования Федерального закона N 54-ФЗ и ККТ не поставлена на учет по надлежащему адресу.
Судами установлено, что инспекцией в адрес ФИО4 направлялось требование о представлении пояснений N 19101 от 10.08.2022, выставленное в ходе проведения камеральной налоговой проверки налоговой декларации по УСН за 2021.
Данное требование выставлено налогоплательщику в связи с выявлением ошибок (противоречий) между сведениями, содержащимися в налоговой декларации и сведениями, имеющимися у налогового органа, что влечет риск занижения доходов по УСН в результате занижения сумм от реализации в налоговой декларации по сравнению с данными ККТ.
Налогоплательщиком соответствующие пояснения и документы по данному требованию в инспекцию не представлены. Кроме того, заявитель не реализовал свое право на участие в рассмотрении материалов налоговой проверки и представлению пояснений до вынесения оспариваемого решения.
Суды пришли к выводу о том, что Инспекцией в ходе контрольных мероприятий получены достаточные доказательства занижения сумм от реализации в налоговой декларации по сравнению с данными ККТ, оснований не доверять сведениям оператора фискальных данных, полученных по официальным каналам связи, не имеется.
Судами также принято во внимание, что ККТ регистрировалась ИП ФИО4 по адресу: <...>, неоднократно, что не может свидетельствовать о единичном ошибочном характере действий налогоплательщика.
На основании вышеизложенного, суды пришли к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Выводы судов соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств, при оценке которых и распределении бремени доказывания необходимых для правильного разрешения спора обстоятельств, требования главы 7, статьи 200 АПК РФ судами не нарушены.
Изложенные в кассационных жалобах доводы с учетом установленных фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, выводы судов первой и апелляционной инстанции не опровергают, не подтверждают нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются основанием для отмены.
Суды установили обстоятельства, имеющие значение для его правильного разрешения и сделали обоснованный вывод об отсутствии совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для безусловной отмены судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд:
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 10.08.2023 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2023 по делу № А40-134913/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий судья А.А. Гречишкин
Судьи: А.А. Дербенев
О.В. Каменская