НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Московского округа от 19.04.2021 № А40-48051/20

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва

Дело № А40-48051/2020

Резолютивная часть постановления объявлена  19 апреля    2021 года.

Полный текст постановления изготовлен 21 апреля   2021 года.

Арбитражный суд Московского округа в составе:

Председательствующего судьи: Матюшенковой Ю.Л.,

судей: Анциферовой О.В.., Крекотнева С.Н.

при участии в заседании:

от истца (заявителя): Смирнов А.Е. д. от 18.01.21

от ответчика (заинтересованного лица):  Куриков К.С. д. от 20.01.21

от третьего лица: Кочкин А.С. д. от 10.12.2020

рассмотрев 19  апреля  2021 года  в открытом судебном заседании

кассационную  жалобу МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 1

на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2020

по заявлению ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез»

к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 1

третье лицо: МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 2

о признании недействительным в части решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 23.08.2019 № 2.20-14/4093р;

установил:

ООО "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез"  обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 23.08.2019 N 2.20-14/4093р в части доначисления ООО "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез" акцизов в сумме 47 387 871 руб., НДС в сумме 8 529 817 руб.

Налогоплательщик был не согласен с выводами о необходимости включения в налоговую базу по акцизам в 2015 году  алкилата, квалифицированного налоговым органом как  прямогонный бензин, и соответственно,  о занижении акцизов и НДС.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 23.09.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд признал выводы налогового органа законными и обоснованными, поскольку  производимая налогоплательщиком продукция – алкилат – является подакцизной.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2020 решение суда первой инстанции отменено, решение налогового органа признано недействительным, поскольку апелляционная инстанции не признала производимый алкилат подакцизным товаром.

Законность судебных актов проверена в порядке ст. ст. 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой налогового органа, в которой заявитель со ссылкой на несоответствие выводов судов  фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права просит постановление апелляционного суда отменить, решение суда первой инстанции  оставить в силе.

 В заседании суда кассационной инстанции представитель налогового органа поддержал доводы кассационной жалобы.

Отзывы на кассационную жалобу представлены  заявителем и третьим лицом и приобщены к материалам дела.

Представитель третьего лица в отзыве на кассационную жалобу и в заседании суда поддержал позицию ответчика.

Заявитель против удовлетворения кассационной жалобы возражал, считая выводы апелляционной инстанции законными и обоснованными.

Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права, доводы кассационной жалобы и возражений относительно них, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции полагает, что постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции.

Судами установлено, что налоговым органом была проведена выездная налоговая проверка Общества за период 2014 - 2016 годов. По результатам проведенной проверки установлен факт неисчисления и неуплаты Обществом акциза в июне, октябре, декабре 2015 года при реализации алкилата. Решением Инспекции от 23.08.2019 N 2.20-14/4093р Обществу доначислены акцизы в размере 47 387 871 руб., а также налог на добавленную стоимость в сумме 8 529 817 руб.

Алкилат признан подакцизной продукцией исходя из  единого технологического процесса его производства и физических свойств (пп. 10 п. 1 ст. 181 НК РФ).

Суд первой инстанции  согласился с позицией налоговой инспекции, проанализировав информацию о приобретаемом и используемом налогоплательщиком для переработки и производства продукции                                                                          сырье, процессах его переработки (первичных и вторичных, дальнейших) на различных производственных установках  с учётом технологического регламента, а также информацию об интервале кипения  конечного продукта.  Применив положения ст.ст. 179.3, 181 НК РФ, суд первой инстанции  установил, что алкилат отвечает признакам прямогонного бензина, следовательно, является подакцизным товаром.  

Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами первой инстанции. Применив  те же нормы закона, оценив установленные фактические обстоятельства, апелляционная инстанция квалифицировала  производимый налогоплательщиком алкилат как продукцию нефтехимии, которая не является подакцизной, исходя из того, что алкилат является продукцией, получаемой в результате переработки (химических превращений) сырья, является органическими веществами и фракциями, является конечным продуктом переработки (используется в качестве добавок к бензину, и реализовывался). Апелляционный суд также принял во внимание письмо Минфина России N 03-13-12/50163 от 08.07.2019, письмо Минфина России от 17.02.2020 N 03-13-08/10685, письмо Минфина России от 23.11.2015 N 03-07-06/67746 со ссылкой на письмо Министерства энергетики РФ от 16.11.2015 N КМ-13010/05, касающиеся квалификации алкилата как продукции нефтехимии.

            Суд округа не усматривает оснований согласиться с выводами апелляционного суда, которые основаны на неправильном применении  норм НК РФ.

В соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 181 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей в проверяемый период (2015 год), до внесения изменений в данную норму Федеральным законом от 23.11.2015 N 323-ФЗ) подакцизным товаром, в числе прочего, признается прямогонный бензин. Для целей настоящей главы под прямогонным бензином понимаются бензиновые фракции, за исключением бензина автомобильного, авиационного керосина, бензола, параксилола, ортоксилола и продукции нефтехимии, полученные в результате: перегонки (фракционирования) нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа; переработки (химических превращений) горючих сланцев, угля, фракций нефти, фракций газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа.

Для целей настоящей статьи бензиновой фракцией является смесь углеводородов, кипящих в интервале температур от 30 до 215 град. C при атмосферном давлении 760 миллиметров ртутного столба.

Буквальное толкование приведенной нормы позволяет сделать вывод о том, что смесь углеводородов, не отвечающая критериям, установленным в подпункте 10 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса Российской Федерации, не является бензиновой фракцией, прямогонным бензином и, как следствие, не признается подакцизным товаром в соответствии со статьей 181 Кодекса.

В статье 179.3 НК РФ (в той же редакции Кодекса) дается определение понятия продукции нефтехимии в целях настоящей главы:

- продукция (за исключением подакцизных товаров, перечисленных в пункте 1 статьи 181 настоящего Кодекса), получаемая в результате переработки (химических превращений) фракций нефти (в том числе прямогонного бензина) и природного газа в органические вещества, которые являются конечными продуктами и (или) используются в дальнейшем для выпуска на их основе других продуктов, а также отходы, получаемые при переработке прямогонного бензина в процессе производства указанной продукции;

- продукция (за исключением подакцизных товаров, перечисленных в пункте 1 статьи 181 настоящего Кодекса), получаемая в результате переработки (химических превращений) бензола, параксилола или ортоксилола в органические вещества, которые являются конечными продуктами и (или) используются в дальнейшем для выпуска на их основе других продуктов, а также отходы, получаемые при переработке бензола, параксилола или ортоксилола в процессе производства указанной продукции.

Апелляционный суд сделал вывод о том, что  производимый Обществом алкилат соответствует понятию «продукция нефтехимии» поскольку является продукцией, получаемой в результате переработки (химических превращений) сырья, является органическими веществами и фракциями, является конечным продуктом переработки.

Между тем, апелляционным судом не принято во внимание, что прямогонный бензин определен законодателем через совокупность признаков: это бензиновая фракция; способом его получения являются перегонка (фракционирование), переработка (химические превращения); сырьем для его получения являются нефть, газовый конденсат, попутный нефтяной газ, природный газ; горючие сланцы, уголь, фракции нефти, фракции газового конденсата, попутный нефтяной газ, природный газ; он имеет физические свойства - кипение в интервале температур от 30 до 215 град. C при атмосферном давлении 760 миллиметров ртутного столба.

Продукция нефтехимии определена как: продукция; способ ее получения - переработка (химические превращения); сырье для ее получения - фракции нефти (в том числе прямогонный бензин) и природного газа, бензол, параксилол или ортоксилол;  результат переработки - органические вещества, которые являются конечными продуктами и (или) используются в дальнейшем для выпуска на их основе других продуктов, а также отходы, получаемые при переработке. Кроме того, имеется оговорка, согласно которой к продукции нефтехимии не относятся подакцизные товары.

Таким образом, для квалификации продукции имеют  значение используемое сырье, результат переработки и физические свойства.

Суды установили, что  в качестве основного сырья для переработки и производства продукции налогоплательщик использует покупную нефть, а также газовый конденсат, топливо нефтяное АВТ. Температура кипения  получаемого алкилата укладывается в обозначенный выше интервал. Результатом переработки является бензиновая фракция.

Суд первой инстанции правильно принял во внимание  эти квалифицирующие признаки и  отнес алкилат к прямогонному бензину применительно к налоговом периоду 2015 г.

Суд округа также принимает во внимание изменения, внесенные в налоговое законодательство   с 2016 года, согласно которым пп. 10 п. 1 ст. 181 НК РФ дополнен прямым указанием на исключение из состава прямогонного бензина  фракции, полученные в результате алкилирования (Федеральный закон от 23.11.2015 № 323-ФЗ). Это является косвенным подтверждением правильности толкования норм судом первой инстанции применительно к 2015 году, когда алкилат не был исключен из состава прямогонного бензина. Суд округа не усматривает оснований считать, что внесение указанного изменения преследовало цель сохранить действовавшее в 201 5 году правовое регулирование. В таком случае изменения не требовались бы.

С учетом изложенного, кассационный суд приходит к выводу о том, что  суд первой инстанции  полно и правильно установил фактические обстоятельства и правильно истолковал и применил нормы налогового законодательства, признав производимую заявителем продукцию  подлежащей обложению акцизами. Соответственно,  сумма налога на добавленную стоимость подлежит корректировке с учетом необходимости включения в цену товара и акциза (п. 1 ст. 154 НК РФ).

Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, исследовав и оценив все обстоятельства по делу и представленные сторонами доказательства, в связи с чем, у суда апелляционной инстанции отсутствовали правовые основания для отмены решения  Арбитражного суда города Москвы.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

При рассмотрении дела арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы, арбитражный суд кассационной инстанции вправе оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений.

На основании вышеизложенного, с учетом того, что судом первой инстанции были установлены все обстоятельства спора, имеющие значение для правомерного его разрешения, но судом апелляционной инстанции были неправильно применены нормы материального права, суд кассационной инстанции, руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным, отменив постановление суда апелляционной инстанции, оставить в силе решение суда первой инстанции.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2020 по делу №  А40-48051/2020 –  отменить, решение Арбитражного суда города Москвы от 23.09.2020 оставить в силе. 

Председательствующий судья                                        Ю.Л. Матюшенкова     

Судьи:                                                                                 О.В. Анциферова

                                                                                                      С.Н. Крекотнев