ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Москва
25 декабря 2018 года Дело № А40-46285/18
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 декабря 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Каменской О.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: Швецова О.А., доверенность от 17.12.2018;
от заинтересованного лица: Шиляев А.П., доверенность от 10.03.2017;
от третьих лиц: от Департамента финансов Ярославской области: Ершикова В.А., доверенность от 26.03.2018; от Казначейства России: Биджиев А.Б., доверенность от 22.09.2017;
рассмотрев 18 декабря 2018 года в судебном заседании кассационную жалобу
заявителя - Департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области
на решение от 18 мая 2018 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Яцевой В.А.,
на постановление от 30 августа 2018 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Лепихиным Д.Е., Марковой Т.Т., Кочешковой М.В.,
по делу № А40-46285/18
по заявлению Департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области
об оспаривании приказов
к Минфину России,
третьи лица: Департамент финансов Ярославской области, Казначейство России,
УСТАНОВИЛ:
Департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными приказов Минфина России от 08.12.2017 № 1111 «О бесспорном списании суммы средств предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы и пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета» (далее - Приказ № 1111), от 08.12.2017 № 1112 «О бесспорном списании суммы средств предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы и пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета» (далее - Приказ № 1112).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент финансов Ярославской области и Казначейство России.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18 мая 2018 года заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 августа 2018 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители заявителя и третьего лица - Департамента финансов Ярославской области поддержали доводы кассационной жалобы.
Представители заинтересованного лица и третьего лица - Казначейства России возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 6 статьи 166 и пунктом 1 статьи 306.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Министр финансов Российской Федерации имеет право в случае выявления бюджетных нарушений принять решение: о бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, и (или) суммы платы за пользование указанными средствами и пеней за их несвоевременный возврат; о приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 1 статьи 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
Согласно пункту 1 статьи 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджетная мера принуждения за совершение бюджетного нарушения применяется финансовыми органами и органами Федерального казначейства (их должностными лицами) на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля.
Как указано выше, виды бюджетных нарушений и бюджетные меры принуждения, применяемые за их совершение, установлены в главе 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Статьей 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации, установлена ответственность за нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств.
Указанные нарушения влекут за собой бесспорное взыскание суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, по соглашению от 25.06.2015 № 15-С-13-ГП-8 в 2015 году из федерального бюджета бюджету Ярославской области предоставлена субсидия на софинансирование расходов на реализацию мероприятий, включенных в региональную программу Ярославской области «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы, утвержденную постановлением Правительства Ярославской области от 10.10.2011 № 770-п «О региональной программе «Доступная среда» на 2012 - 2015 годы», в размере 39.577.800 руб. (пункт 1 соглашения).
Уведомлением по расчетам между бюджетами от 29.06.2015 № 16065 Минтрудом по коду классификации бюджета 14910060415027521251 департаменту доведены бюджетные назначения на 2015 год в вышеуказанном размере.
По соглашению от 30.06.2016 № 16-С-13-ГП-38 в 2016 году из федерального бюджета бюджету Ярославской области предоставлена субсидия на софинансирование расходов на реализацию мероприятий в сфере обеспечения доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы в соответствии с перечнем мероприятий, в целях которых предоставляется субсидия, в размере 17.078.200 руб. (пункт 2.2 соглашения).
Уведомлением по расчетам между бюджетами от 05.07.2016 № 19451 Минтрудом по коду классификации бюджета 14910060410250270521 департаменту доведены бюджетные назначения на 2016 год в вышеуказанном размере.
Из материалов дела также следует, что в период с 04.09.2017 по 26.09.2017 Управлением Федерального казначейства по Ярославской области в департаменте проведена выездная проверка по вопросу использования средств из федерального бюджета в рамках подпрограммы «Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения» государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы» за 2015 - 2016 годы.
По результатам контрольных мероприятий установлено, что в нарушение статьи 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 4 соглашения 2015 года, пунктов 2.1, 2.2, 3.2.1 соглашения 2016 года Ярославской областью нарушены условия по софинансированию расходов на реализацию мероприятий программы.
Суды установили, что факт выявленных нарушений подтверждается актом выездной проверки департамента по теме «Использование средств из федерального бюджета в рамках подпрограммы «Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения» государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы» от 26.09.2017.
Во исполнение положений части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств, опровергающих содержание акта от 26.09.2017, судам не представлено.
Таким образом, суды обоснованно заключили, что представленный акт выездной проверки от 26.09.2017 по смыслу статей 64, 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является надлежащим доказательством наличия выявленных нарушений.
Сумма бюджетного нарушения, допущенного Ярославской областью, в 2015 году составила 2.264.623,56 руб., в 2016 году - 896.679,33 руб.
Статьей 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлена ответственность за нарушение получателем средств бюджета условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств. Указанные нарушения влекут за собой бесспорное взыскание суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, Приказом № 1111 Казначейству России предписано исполнить в 2017 году бюджетную меру принуждения в отношении Правительства Ярославской области (департамент) путем бесспорного взыскания сумм средств, предоставленных из федерального бюджета бюджету Ярославской области, за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджет Ярославской области, в сумме 2.264.623,56 руб.
Оспариваемым Приказом № 1112 Казначейству России предписано исполнить в 2017 году бюджетную меру принуждения в отношении Правительства Ярославской области (департамент) путем бесспорного взыскания сумм средств, предоставленных из федерального бюджета бюджету Ярославской области, за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджет Ярославской области, в сумме 896.679,33 руб.
Суды пришли к обоснованному выводу о том, что с учетом наличия выявленных в ходе проведения выездной проверки нарушений отсутствовали основания для признания незаконными и отмене Приказов № 1111 и № 1112.
Порядок принятия оспариваемых приказов также не нарушен.
Доводы департамента о том, что мероприятия программы были выполнены в соответствии с заключенными государственными контрактами в полном объеме, при этом расходные обязательства, вытекающие из государственных контрактов, не ограничиваются финансовым годом, обоснованно отклонен исходя из следующего.
Фактически департамент указал, что расходные обязательства оформлялись на следующий период.
Вместе с тем, указанное не изменяет правила, установленные пунктом 5 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которым не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, за исключением межбюджетных трансфертов, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Президента Российской Федерации, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года.
Более того, суды обоснованно отметили, что положения этой же статьи Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривают возможность возврата денежных средств в следующем финансовом году по соответствующей заявке субъекта и подтверждения данных расходов главным распорядителем средств федерального бюджета, то есть министерством, курирующим данный вопрос.
Ссылка департамента на изменение составляющей методической формулы расчета суммы нарушений также обоснованно отклонена судами, поскольку такие изменения внесены постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2017 № 1519 «О внесении изменений в Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и признании утратившими силу подпункта «б» пункта 2 и подпункта «а» пункта 10 изменений, которые вносятся в Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2016 г. № 1472» (далее - Правила № 1519) - вступили в силу только 21.12.2017.
Между тем, как обоснованно отмечено судами, проверка проведена в период с 04.09.2017 по 26.09.2017, акт проверки имеет дату - 26.09.2017.
Расчет суммы нарушений произведен в соответствии Правилами № 1519, в редакции, подлежащей применению в спорном периоде.
Очевидно, что по состоянию на 26.09.2017 при составлении акта проверки орган контроля не мог руководствоваться редакцией Правил № 1519 с изменениями, которые вступили в силу с 21.12.2017.
В судебных актах судов приведен подробный анализ правильности расчета, произведенного Управлением Федерального казначейства по Ярославской области, по результатам выездной проверки.
Довод департамента о том, что департамент не знаком с доказательствами, подтверждающими обстоятельства бюджетного нарушения, был предметом оценки судов и отклонен обоснованно с подробным указанием мотивов и причин, которыми руководствовались суды.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 18 мая 2018 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 августа 2018 года по делу № А40-46285/18 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области - без удовлетворения.
Председательствующий-судья В.В. Кузнецов
Судьи О.В. Каменская
Е.Е. Шевченко