г. Москва
18.02.2022 Дело №А40-39894/2021
Арбитражный суд Московского округа в составе судьи Шевченко Е.Е.,
рассмотрев без вызова сторон кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Эверест»
на решение от 07.06.2021
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 20.09.2021
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятые в порядке упрощенного производства
по делу № А40-39894/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Эверест»
к Центральной акцизной таможне
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью «Межрегиональный центр исследований и испытаний»,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Эверест» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным постановления Центральной акцизной таможни (далее - таможня) от 04.02.2021 по делу об административном правонарушении № 10009000-48/2021 по части 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
В качестве третьего лица в деле участвует общество с ограниченной ответственностью «Межрегиональный центр исследований и испытаний» (далее - ООО «Мерцис»).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 07.06.2021, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2021, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права и на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В отзыве на кассационную жалобу таможня возражает против ее удовлетворения и просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке упрощенного производства с применением норм статей, содержащихся в главе 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 АПК РФ кассационные жалобы на решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
Согласно части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 настоящей статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе и в отзыве на нее, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Арбитражные суды установили, что общество подало декларацию на товары (далее – ДТ) № 10009100/071119/0047028, в которой заявило к таможенному оформлению под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товар № 13 «антифриз синий, концентрат охлаждающей жидкости для радиаторов на основе этиленгликоля, не содержит этилового спирта».
При проведении таможенного контроля в форме проверки указанных в ДТ сведений установлено, что в товар подпадает под действие Технического регламента Таможенного союза «О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям ТР ТС 030/2012», утвержденного решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.07.2012 № 59 (далее – ТР ТС 030/2012), в связи с чем при таможенном декларировании необходимо предоставление декларации о соответствии.
Для подтверждения соблюдения запретов и ограничений в графе 44 ДТ № 10009100/071119/0047028 на товар заявлены сведения о декларации соответствия от 18.04.2019 № ЕАЭС N RU Д-IT.АГ82.В.03848/19.
Вместе с тем в едином реестре деклараций о соответствии сведения о регистрации декларации о соответствии № ЕАЭС № RU Д-IT.АГ82.В.03848/19 отсутствуют.
Согласно данным органа по сертификации – ООО «Мерцис» в связи с техническим сбоем сведения о декларации соответствия от 18.04.2019 № ЕАЭС N RU Д-IT.АГ82.В.03848/19 не были опубликованы в реестре, а при повторном внесении данных о декларации о соответствии, актуальные сведения о декларации о соответствии стали следующие данные – от 25.12.2019 № ЕАЭС № RU Д-IT.АГ82.В.05949/19.
По информации, полученной от Федеральной службы по аккредитации, декларация о соответствии от 18.04.2019 № ЕАЭС № RU Д-IT.АГ82.В.03848/19 находится в статусе «Черновик», сведения о ней в реестре не публиковались и, соответственно, она не может являться заменой декларации о соответствии от 25.12.2019 № ЕАЭС № RU Д- IT.АГ82.В.05949/19. Указано также на то, что по сведениям Росаккредитации технического сбоя в федеральной государственной информационной системе в области аккредитации 18.04.2019 зафиксировано не было.
С учетом этого таможня пришла к выводу о том, что обществом при таможенном декларировании товаров в ДТ № 10009100/071119/0047028 в целях подтверждения соблюдения запретов и ограничений для товара заявлены недостоверные сведения о декларации соответствии.
По данному факту постановлением таможни от 04.02.2021 № 10009000-48/2021 общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ в виде 50 000 рублей штрафа.
Не согласившись с таможней, общество оспорило это постановление в судебном порядке.
Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) под запретами и ограничениями понимают применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, в том числе меры экспортного контроля в отношении продукции военного назначения.
В силу пункта 1 статьи 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
На основании подпункта 2 пункта 2 статьи 84 ТК ЕАЭС декларант обязан представить таможенному органу в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации.
Декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 статьи 84 ТК ЕАЭС, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения (пункт 3 статьи 84 ТК ЕАЭС).
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС определено, что в декларации на товары подлежат указанию в том числе, сведения о соблюдении запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС.
В соответствии с пунктом 3 статьи 108 ТК ЕАЭС документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, должны быть у декларанта на момент подачи таможенной декларации.
К документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, в том числе относятся документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка (пункт 4 части 1 статьи 108 ТК ЕАЭС).
Согласно пункту 8 статьи 111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
В силу пункта 6 статьи 24 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон о техническом регулировании) оформленная заявителем в соответствии с пунктом 5 данной статьи декларация о соответствии подлежит регистрации в электронной форме в едином реестре деклараций о соответствии в уведомительном порядке в течение трех дней со дня ее принятия.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 21.02.2012 № 76 утвержден порядок регистрации деклараций о соответствии и порядок формирования и ведения единого реестра зарегистрированных деклараций о соответствии, предоставления содержащихся в указанном реестре сведений (далее – Порядок).
Пункт 6 Порядка, действовавшего в рассматриваемый период, предусматривал следующие положения.
Орган по сертификации в течение трех дней со дня представления декларации о соответствии регистрирует декларацию о соответствии, присваивает ей регистрационный номер и передает в Федеральную службу по аккредитации в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» посредством сервиса регистрации деклараций сведения о декларации о соответствии и ее регистрации, а также электронные копии прилагаемых документов для внесения в единый реестр.
Федеральная служба по аккредитации в течение трех дней со дня представления декларации о соответствии регистрирует декларацию о соответствии, присваивает ей регистрационный номер и вносит сведения о декларации о соответствии и ее регистрации в единый реестр.
Регистрация декларации о соответствии и внесение сведений, а также электронных копий представленных документов в реестр осуществляется с использованием сервиса регистрации деклараций, предусматривающего структурный и форматно-логический контроль соответствия включаемых в декларацию о соответствии сведений требованиям Порядка и договорно-правовой базы Евразийского экономического союза.
При осуществлении указанного структурного и форматно-логического контроля должна обеспечиваться проверка соответствия вносимых с использованием сервиса регистрации деклараций сведений об аккредитованных лицах и результатах их деятельности сведениям, содержащимся в федеральной государственной информационной системе в области аккредитации.
Частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ установлена ответственность за действия, связанные с заявлением декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы послужили или могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений.
Признавая законным оспариваемое постановление, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о доказанности в действиях общества состава вмененного административного правонарушения.
Суды отметили, что декларация о соответствии от 18.04.2019 № ЕАЭС № RU Д-IT.АГ82.В.03848/19, заявленная в ДТ № 10009100/071119/0047028, и представленные в комплекте к ДТ документы в целях подтверждения соблюдения запретов и ограничений для товара не могут служить подтверждением соответствия товара обязательным требованиям, поскольку декларация находится в статусе «Черновик», сведения о ней в названном реестре не публиковались.
Проверив требования КоАП РФ к порядку, сроку давности привлечения к административной ответственности и назначению административного наказания, суды признали их соблюденными.
Вопреки мнению общества, выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, отвечают требованиям АПК РФ к доказыванию и оценке доказательств, основаны на правильном применении норм права.
Доводы кассационной жалобы общества по вопросам соблюдении порядка привлечения общества к административной ответственности, доказанности в действиях общества состава вмененного административного правонарушения, направленные на иную, чем у судов оценку обстоятельств дела, не могут быть приняты как состоятельные, поскольку их переоценка находится за пределами полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286, 287 АПК РФ.
Оснований, предусмотренных статьей 288.2 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 285-287, 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 07.06.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2021 по делу № А40-39894/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Судья Е.Е. Шевченко