НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Московского округа от 17.08.2016 № А40-250587/15

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва

24 августа 2016 года Дело № А40-250587/15

Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2016 года

Полный текст постановления изготовлен 24 августа 2016 года

Арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Ворониной Е.Ю.,

судей Завирюха Л.В., Малюшина А.А.,

при участии в заседании:

от открытого акционерного общества «Авиационная компания «ТРАНСАЭРО» Свиридов В.В., , доверенность от 02.02.2016,

от Министерства финансов Российской Федерации не явился, уведомлен,

от Отделения Пенсионного фонда РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области не явился, уведомлен,

рассмотрев 17 августа 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества «Авиационная компания «ТРАНСАЭРО»

на постановление от 23 мая 2016 года Девятого арбитражного апелляционного суда,

принятое судьями Юрковой Н.В., Сазоновой Е.А., Яремчук Л.А.,

по иску открытого акционерного общества «Авиационная компания «ТРАНСАЭРО»

(ОГРН 1025700775870, г. Санкт-Петербург)

к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, г. Москва)

третье лицо Отделение Пенсионного фонда РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (ОГРН 1027801558223, г. Санкт-Петербург)

о взыскании убытков

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Авиационная компания «ТРАНСАЭРО» (далее – истец, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее – ответчик) о взыскании убытков в размере 215 202 939 руб. 68 коп.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 20 февраля 2016 года исковые требования открытого акционерного общества «Авиационная компания «ТРАНСАЭРО» удовлетворены в полном объеме.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 мая 2016 года, решение Арбитражного суда города Москвы от 20 февраля 2016 года по делу № А40-250587/15 отменено, в удовлетворении исковых требований открытого акционерного общества «Авиационная компания «ТРАНСАЭРО» отказано.

Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, истец обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой указывает на нарушение апелляционным судом норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном акте, фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, в связи с чем просит отменить постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 мая 2016 года, оставить в силе решение суда первой инстанции принятое по настоящему делу.

По мнению открытого акционерного общества «Авиационная компания «ТРАНСАЭРО», апелляционным судом неправильно истолковано постановление Конституционного Суда Российской Федерации № 13-П от 17.06.2013 г.,

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого постановления.

Как следует из материалов дела, открытое акционерное общество «Авиационная компания «ТРАНСАЭРО» является организацией, использующей труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, и уплачивает взносы на дополнительное социальное обеспечение в соответствии с Федеральным законом № 155-ФЗ от 27.11.2001 «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» (далее - Закон о дополнительном социальном обеспечении).

В 2010 году общество также являлось плательщиком взносов на дополнительное социальное обеспечение в соответствии с Законом о дополнительном социальном обеспечении.

Федеральным законом от 23.12.2010 № 360-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» (далее - Закон № 360-ФЗ) была, в частности, изложена в новой редакции часть вторая статьи 4 Закона о дополнительном социальном обеспечении, определяющая объект обложения и базу для начисления упомянутых взносов, за счет которых получающим пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации выплачивается ежемесячная доплата к пенсии (пункт 3 статьи 1).

Закон № 360-ФЗ вступил в силу 27.12.2010 г. При этом согласно части второй статьи 2 Закона № 360-ФЗ действие положений части второй статьи 4 Закона о дополнительном социальном обеспечении (в редакции Закона № 360-ФЗ) было распространено на правоотношения, возникшие с 01.01.2010 г.

Эти положения, в отличие от прежнего правового регулирования, не предусматривали более применение при определении базы для начисления указанных взносов предельной величины выплат и иных вознаграждений членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации в размере 415 000 руб.

В результате принятия Закона № 360-ФЗ общество пересчитало сумму взносов, подлежащих уплате за 2010 год, со всей суммы вознаграждения каждому работнику (члену летного экипажа). Общая сумма взносов увеличилась с 42 956 277 руб. 67 коп. до 258 159 217 руб. 35 коп.

Пересчитанная сумма была полностью уплачена обществом в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.

Впоследствии, в постановлении № 13-П от 17.06.2013 г. «По делу о проверке конституционности части 2 статьи 2 Федерального закона от 23 декабря 2010 года № 360-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» в связи с запросами Арбитражного суда Сахалинской области и Арбитражного суда Приморского края» Конституционный Суд Российской Федерации дал оценку конституционности части 2 статьи 2 Федерального закона от 23.12.2010 № 360-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации».

Проанализировав правовую природу взносов, за счет которых производится выплата ежемесячной доплаты к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что взносы на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, уплачиваемые в Пенсионный фонд Российской Федерации организациями, использующими труд указанной категории работников, не являясь налогами и не подпадая под данное Налоговым кодексом Российской Федерации определение сборов, по своему юридическому содержанию и социально правовой природе представляют собой обязательные целевые платежи публично-правового характера - они взыскиваются на началах обязательности, безвозвратности и индивидуальной безвозмездности.

Конституционный Суд Российской Федерации признал часть 2 статьи 2 Закона № 360-ФЗ, согласно которой действие измененного нормативного регулирования было распространено на правоотношения, возникшие с 01.01.2010, не соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой оно придает обратную силу ухудшающим положение плательщиков взносов на доплату к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации - организаций, использующих труд указанной категории работников, правилам определения базы для начисления этих взносов.

Сумма излишне уплаченных обществом за 2010 год взносов составила 215 202 939 руб. 68 коп.

В целях обеспечения баланса конституционно значимых интересов, связанных с соблюдением запрета на придание обратной силы закону, ухудшающему положение плательщиков обязательных публично-правовых платежей, и необходимостью защиты социальных прав граждан Конституционный Суд Российской Федерации, руководствуясь пунктом 12 части 1 статьи 75 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», установил в пункте 4 следующий порядок исполнения данного постановления.

Часть вторая статьи 4 Федерального закона «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» в редакции Федерального закона от 23.12.2010 № 360-ФЗ с момента провозглашения и, соответственно, вступления в силу настоящего постановления не подлежит применению при определении базы для начисления взносов на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации за 2010 год.

Денежные средства, за счет которых членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации выплачивается ежемесячная доплата к пенсии, внесенные, в том числе на основании судебных решений, за 2010 год организациями, использующими труд названной категории работников, до вступления настоящего постановления в силу, возврату или зачету в счет будущих платежей не подлежат. Не выплаченные до вступления настоящего постановления в силу суммы, исчисленные с базы для начисления взносов за 2010 год, превышающей 415 000 рублей, не могут быть взысканы, а решения о взыскании соответствующих сумм, вынесенные, но не исполненные до вступления настоящего постановления в силу, исполнению не подлежат.

Удовлетворяя исковое требование общества, суд первой инстанции исходил из того, что несоответствие отдельных положений Закона № 360-ФЗ Конституции Российской Федерации подтверждено Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении № 13-П. Суд ошибочно посчитал, что, поскольку спорная сумма не может быть возвращена из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в общем порядке, на что указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении, общество, будучи неограниченным в выборе способов защиты нарушенных прав плательщика взносов, на основании статей 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе требовать возмещения вреда с Российской Федерации в лице ее финансового органа.

Суд кассационной инстанции соглашается с выводом апелляционного суда о неправомерности и ошибочности данного вывода.

В силу пункта 12 части 1 статьи 75 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации в зависимости от характера рассматриваемого вопроса и применительно к конкретным правоотношениям может быть определен порядок его вступления в силу, а также порядок, сроки и особенности исполнения.

В Постановлении № 13-П Конституционный Суд Российской Федерации определил порядок исполнения этого постановления, указав, в частности, на то, что денежные средства, за счет которых членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации выплачивается ежемесячная доплата к пенсии, внесенные, в том числе на основании судебных решений, за 2010 год организациями, использующими труд названной категории работников, до вступления данного постановления в силу, возврату или зачету в счет будущих платежей не подлежат.

Таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации исключил возможность возврата, зачета в счет будущих платежей сумм взносов на доплату к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации за 2010 год, уплаченных или взысканных по правилам части второй статьи 4 Закона о дополнительном социальном обеспечении в редакции Закона № 360-ФЗ, а также возможность пересмотра в связи с принятием Постановления № 13-П вступивших в законную силу и исполненных полностью решений о взыскании данных взносов и судебных актов, которыми такие решения признаны законными.

В определении от 04.12.2000 № 243-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что юридическим последствием решения Конституционного Суда Российской Федерации о признании неконституционными акта или его отдельных положений либо акта или его отдельных положений с учетом смысла, который им придан сложившейся правоприменительной практикой, является утрата ими силы на будущее время. Это означает, что с момента вступления в силу решения Конституционного Суда Российской Федерации такие акты не могут применяться и реализовываться каким-либо иным способом.

Следовательно, признание части 2 статьи 2 Федерального закона от 23.12.2010 № 360-ФЗ в части придания норме обратной силы не соответствующей Конституции Российской Федерации, исходя из содержания и определенного порядка исполнения Постановления, не предполагает в качестве возможного юридического последствия данного Постановления взыскание убытков за счет казны Российской Федерации на основании статей 15, 16, 1064 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку до вступления в силу Постановления Конституционного Суда Российской Федерации № 13-П Закон № 360-ФЗ в этой части являлся действующим и подлежал исполнению, и только на будущее время он утратил юридическую силу.

Согласно статье 6 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. Свойством общеобязательности, по смыслу названного Закона, обладают все решения Конституционного Суда Российской Федерации, которые в силу части второй статьи 79 названного Закона действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами и должностными лицами.

Решение Конституционного Суда Российской Федерации не может быть преодолено выбором иного способа защиты, не упомянутого в Постановлении.

Никакое ведомство Российской Федерации, равно как и суды, не вправе давать свое толкование положений Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», отличающееся от толкования, данного самим Конституционным Судом Российской Федерации.

В определении от 08.12.2015 № 2737-О-Р Конституционный Суд Российской Федерации прямо указал, что в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации порядок исполнения упомянутого постановления не предполагает восстановления прав авиакомпаний - плательщиков взносов на доплату к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, которые уплатили (или с которых были взысканы) данные взносы за 2010 год с учетом предписания части 2 статьи 4 Закона о дополнительном социальном обеспечении (в редакции Закона № 360-ФЗ). Соответствующие суммы взносов должны считаться уплаченными (взысканными) на законном основании. Противоправность в действиях государства в указанный период (до вступления в силу Постановления № 13-П) отсутствовала.

Соответственно, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, взыскание с казны Российской Федерации названных сумм взносов не вытекает из установленного порядка исполнения Постановления № 13-П.

Таким образом, суд кассационной инстанции считает выводы суда апелляционной инстанции по настоящему делу правомерными и соответствующими приведенной общеобязательной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации.

При рассмотрении дела и вынесении обжалуемого постановления судом апелляционной инстанции были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемого судебного акта, кассационной инстанцией не установлено.

Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 мая 2016 года по делу № А40-250587/15 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий-судья

Е.Ю. Воронина

судья

Л.В. Завирюха

судья

А.А. Малюшин