ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Москва
22.02.2022
Дело № А40-106751/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2022 года
Полный текст постановления изготовлен 22 февраля 2022 года
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Гришиной Т.Ю.,
судей Ворониной Е.Ю., Кочеткова А.А.
при участии в заседании:
от истца – ФИО1, дов. от 17.12.2021 № МД- 111703/14
от ответчика – не яв., изв.
от Федерального казначейства – ФИО2, дов. от 18.06.2021 № 09-04-11/14322
рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы
Федерального казначейства, МИНИСТЕРСТВА ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 17 августа 2021 года,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 28 октября 2021 года,
в деле по иску МИНИСТЕРСТВА ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
к АО "КЛИНЦОВСКИЙ ФИО3 ЗАВОД"
третье лицо: Федеральное казначейство
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд города Москвы обратилось Министерство промышленности и торговли Российской Федерации с исковым заявлением к Акционерному обществу "Клинцовский автокрановый завод" о взыскании средств субсидии в размере 1 211 612 руб. 13 коп. и процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 21.11.2019 по 10.05.2021 в размере 86 647 руб. 59 коп.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 17 августа 2021 года по делу N А40-106751/21 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2021 года решение Арбитражного суда города Москвы от 17.08.2021 года оставлено без изменения.
Не согласившись с указанными судебными актами, Федеральное казначейство и МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ обратились в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой указывает на нарушение судом норм материального права, в связи с чем, просят обжалуемые решение и постановление отменить, и принять новый судебный акт об удовлетворении требований.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте http://kad.arbitr.ru.
Ответчиком представлен отзыв на кассационную жалобу, в котором он не соглашается с доводами жалобы и просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения. Отзыв не приобщен судом к материалам дела в связи с несоблюдением ответчиком положений ст. 279 АПК РФ.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель истца, третьего лица поддержали доводы, изложенные в кассационных жалобах.
В судебное заседание суда кассационной инстанции ответчик не явился, заявлений об участии в онлайн-заседании с использованием системы веб-конференции информационной системы «Картотека арбитражных дел» (онлайн-заседания) не направлял, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, информация о процессе своевременно размещена в Картотеке арбитражных дел в сети Интернет, в связи, с чем дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей ответчика и третьего лица, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, в соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на производство и реализацию пилотных партий средств производства потребителям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2017 г. N 634 (далее - Правила), Министерство промышленности и торговли Российской Федерации заключило с АО "Клинцовский автокрановый завод" соглашения от 6 сентября 2019 г. N 020-11-2019-768, от 6 сентября 2019 г. N 020-11-2019-769, от 6 сентября 2019 г. N 020-11-2019-770, от 6 сентября 2019 г. N 020-11-2019-771, от 6 сентября 2019 г. N 020-11-2019-772, от 17 декабря 2019 г. N 020-11-2019-1116, от 17 декабря 2019 г. N 020-11-2019-1118, от 17 декабря 2019 г. N 020-11-2019-1119 о предоставлении субсидии на компенсацию части затрат на производство и реализацию потребителям пилотных партий средств производства (далее - Соглашения).
Предметом Соглашений (пункты 1.1) является предоставление из федерального бюджета в 2019 - 2021 годах субсидии в целях возмещения фактически понесенных в течение 12 месяцев до дня заключения Соглашений и документально подтвержденных затрат АО "КАЗ", связанных с производством и реализацией потребителям пилотных партий, произведенных на территории Российской Федерации модернизированных автомобильных кранов:
а) на оплату сырья, материалов и комплектующих, необходимых для производства пилотной партии;
б) на оплату изготовления и (или) приобретения оснастки, средств тестирования, измерения и контроля, используемых для производства пилотной партии (не более 20 процентов предоставляемой субсидии);
в) затраты на оплату труда работников, занятых в производстве пилотной партии, в размере, не превышающем уровень средней заработной платы в регионе, в котором производится пилотная партия;
г) затраты на инженерную разработку и проектирование пилотной партии (не более 10 процентов предоставляемой субсидии);
д) затраты на приобретение расходного инструмента для производства пилотной партии (не более 10 процентов предоставляемой субсидии);
е) логистические затраты на поставку пилотной партии (не более 10 процентов предоставляемой субсидии).
На основании приказов Минпромторга России от 12 ноября 2019 г. N 4210 и от 26 декабря 2019 г. N 5069 ответчику были предоставлены субсидии в совокупном размере 212 170 958,81 руб.
В период с 17 по 23 ноября 2020 г. Федеральным казначейством в отношении Минпромторга России была проведена плановая камеральная проверка предоставления и использования субсидий из федерального бюджета на компенсацию части затрат на производство и реализацию потребителям пилотных партий средств производства в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" за 2016-2019 годы.
Согласно представлению Федерального казначейства от 22 декабря 2020 г. N 18-03-01/26909 (пункт 5) Минпромторгу России необходимо принять меры по возврату денежных средств в доход федерального бюджета в сумме 1 156 211,50 руб.
Подпунктом "в" пункта 8 Правил (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2018 г. N 532) установлено, что субсидии предоставляются в размере не более 50 процентов общего объема фактически понесенных затрат на оплату труда работников, занятых в производстве пилотной партии, в размере, не превышающем уровня средней заработной платы в регионе, в котором производится пилотная партия, входящих в себестоимость пилотной партии (без учета налогов, сборов и иных обязательных платежей, подлежащих к уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и внебюджетные фонды).
Согласно доводам истца, в расчет размера субсидии ответчик включил затраты на оплату труда работников, занятых в производстве пилотной партии, с учетом налога на доходы физических лиц.
Подпунктами 4.1.6 пунктов 4.1 Соглашений предусмотрено, что в случае получения от органа государственного финансового контроля информации о факте(ах) нарушения Обществом порядка, целей и условий предоставлении субсидии, предусмотренных Правилами и Соглашениями, в том числе указания в документах, представленных Ответчиком в соответствии с Соглашениями, недостоверных сведений, Министерство обязано направлять АО "КАЗ" требование об обеспечении возврата субсидии в федеральный бюджет в размере и в сроки, определенные в указанном требовании.
В этой связи, в адрес АО "КАЗ" Минпромторгом России было направлено требование от 12 февраля 2021 г. N 10334/07 об обеспечении возврата субсидии в размере 1 156 211,50 руб. в доход федерального бюджета и уплате процентов за пользование чужими денежными средствами.
Подпунктами 5.2.1 пунктов 5.2 Соглашений определено, что в случае установления фактов нарушения целей, условий и порядка предоставления субсидии АО "КАЗ" обязано возвратить соответствующие денежные средства в доход федерального бюджета в течение 10 рабочих дней со дня получения соответствующего требования Министерства или федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.
В письме от 4 марта 2021 г. N 2021/458адм ответчик сообщил, что законные основания для выполнения требования отсутствуют.
В соответствии с пунктами 5.1 Соглашений в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Истец полагает, что в связи с неудовлетворением Обществом требования Министерства, АО "КАЗ" обязано возвратить в доход федерального бюджета субсидию в размере 1 156211,50 руб., а также на основании статьи 395 ГК РФ, уплатить проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 86 647,59 руб.
Поскольку инициированный и реализованный истцом досудебный порядок урегулирования спора не принес положительного результата, истец обратился с настоящим иском в суд.
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций пришли к законному и обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку произведенные организацией как налоговым агентом работника обязательные отчисления в бюджет, не изменяют правовую природу суммы НДФЛ как части оплаты труда (заработной платы) работника и не уменьшает размер субсидии, предоставляемой на компенсацию оплаты труда; ответчиком представлены истцу документы, необходимые для предоставления субсидии; документы ответчика, в том числе в части сумм, составляющих возмещение фактически понесенных затрат на заработную плату, являлись предметом проверки истца, проверены и признаны надлежащими, таким образом, истец согласился с включением ответчиком в состав возмещения понесенных затрат на оплату труда работников суммы удерживаемого с работников налога на доход физических лиц, следовательно, при таких обстоятельствах ответчиком не допущено нарушение каких-либо прав истца, расчет признан истцом надлежащим, субсидия предоставлена.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам дела и нормам права.
Иное толкование заявителями действующего законодательства Российской Федерации и иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права.
Судом кассационной инстанции не установлены существенные нарушения судом норм материального и (или) процессуального права, которые бы повлияли на исход дела, в том числе являющиеся безусловными основаниями для отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения кассационных жалоб не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 17 августа 2021 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 октября 2021 года по делу №А40-106751/2021 оставить без изменения, кассационные жалобы – без удовлетворения.
Председательствующий судья
Т.Ю. Гришина
Судьи
Е.Ю. Воронина
А.А. Кочетков