ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Москва
21 декабря 2020 года Дело № А40-322826/2019
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
в составе: председательствующего-судьи Каменской О.В.,
судей Анциферовой О.В., Гречишкина А.А.,
при участии в заседании:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен;
рассмотрев 15 декабря 2020 года в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Братске и Братском районе Иркутской области
на решение от 17 июля 2020 года
Арбитражного суда г. Москвы,
на постановление от 05 октября 2020 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Братске и Братском районе Иркутской области
к ОАО «Российские железные дороги»
о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда г. Москвы от 17 июля 2020 года в удовлетворении искового заявления Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Братске и Братском районе Иркутской области о взыскании с ОАО «РЖД» ущерба в размере 230 538, 46 руб., отказано.
Постановлением от 15 сентября 2020 года Девятого арбитражного апелляционного суда, решение от 17 июля 2020 года Арбитражного суда г. Москвы оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Братске и Братском районе Иркутской области обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты судов первой и апелляционной инстанций, принять по делу новый судебный акт.
В судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции надлежаще извещенные стороны не явились, в связи с чем суд рассматривает дело в их отсутствие в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Письменный отзыв не представлен в материалы дела.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых решении и постановлении, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, не находит оснований для отмены или изменения судебных актов ввиду следующего.
Как установлено судами двух инстанций в ходе рассмотрения дела по существу, истец указывает на то, что Анишина Н.В., Варич О.Г., Громыко С.А., Макарова И.В., Оленчук В.В., Пьянков А.М., Романцов П.В., Федоров А.Г., Федоров Г.Г. являются получателями пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 6, 8, 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», которым выплачена пенсия по старости за июль 2017 с учетом индексации пенсии по старости на основании Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», при отсутствии оснований для выплаты индексации к пенсии в размере 230.538, 46 руб. по причине того, что указанные лица в период выплаты являлись работающими пенсионерами и работодатель в нарушении ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» представил сведения по форме СЗВ-М (дополняющая) в территориальное отделение Пенсионного фонда за июль 2017 с нарушением установленного законом срока 02.04.2019, при установленном законом сроке – не позднее 15.08.2017.
После обнаружения излишней выплаты пенсионерам из-за несвоевременного представления работодателем ООО «РЖД» сведений о них в территориальное отделение Пенсионного фонда, заявитель посчитал, что излишне выплаченная пенсия является убытками, подлежащими на основании Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ и ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации взысканию с ответчика. В порядке досудебного урегулирования спора Пенсионным фондом 14.06.2019, 30.08.2019, 23.10.2019 направлена ответчику претензия (требования) о возмещении убытков, отказ общества в их добровольной уплате послужило основанием для обращения истца с исковым заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из фактических обстоятельств и правовых оснований.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Пенсионный фонд неправомерно при заявлении требований о взыскании убытков ссылается на привлечение ОАО «РЖД» к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, поскольку решением Арбитражного суда Иркутской области от 23.12.2019 по делу № А19-22942/2019 признано недействительным указанное им решение ГУ УПФ РФ в Октябрьском районе г. Иркутска от 05.07.2019 № 048S19190014003.
Указанное решение суда принято с учетом позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 25.09.2018 № 310-КГ18-13992, от 05.09.2018 № 303-КГ18-5700, № 303-КГ18-5702, в соответствии с требованиями ст. 15 Федерального закона № 27-ФЗ, п. п. 37, 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах, поэтому ОАО «РЖД» воспользовалось предоставленным ему правом и в установленный срок уточнило предоставленные сведения по дополняющей форме СЗВ-М.
В соответствии с п. 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах», утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, страхователю направляется уведомление об устранении имеющихся ошибок и несоответствий. Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения. Согласно постановлению Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 № 83п «Об утверждении формы «Сведения о застрахованных лицах» страхователь уточняет (исправляет) сведения о застрахованном лице путем представления дополняющей формы СЗВ-М, подаваемой с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период, или отменяющей формы СЗВ-М, подаваемой с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Обществом по телекоммуникационным каналам связи своевременно направлены исходная форма СЗВ-М за июль 2017 полученная 09.08.2017 и принята УПФР (протокол проверки и контроля отчетности 11.08.2017), согласно которому указана ошибка по одному застрахованному лицу.
По данному лицу направлена 14.08.2017 дополняющая форма СЗВ-М, принятая Фондом 17.08.2017.
Из-за технического сбоя по определенному количеству застрахованных лиц сведения не отражены в отчете, однако в последующие отчетные периоды сведения по ним обществом предоставлены. Исходные сведения по форме СЗВ-М за июль 2017 уточнены 02.04.2019 в порядке, предусмотренном постановлением № 83п, путем направления дополняющих СЗВ-М на застрахованных лиц, что подтверждено протоколами проверки и контроля отчетности.
Пенсионным фондом не представлены документальные обоснования в связи с чем, основываясь на несвоевременном предоставлении отчета по форме СЗВ-М (дополняющей) за июль 2017 - 02.04.2019, 9 работающим пенсионерам проиндексирован размер пенсии: по 8 работникам за период с 01.10.2017 по 30.04.2019 и по 1 работнику за период с 01.10.2017 по 31.10.2018. В соответствии с п. 1 ст. 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным ч. ч. 2, 5-8 ст. 18 названного Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с данным Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с ч. ч. 6 и 7 ст. 16 Закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с ч. 10 ст. 18 Закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Пунктом 3 ст. 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ установлено, что пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным ч. ч. 2, 5-8 ст. 18 указанного Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с данным Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с ч.ч. 6 и 7 ст. 16 Закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с ч.10 ст. 18 Закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Согласно п. 4 ст. 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в целях реализации положений ч. ч. 1-3 указанной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
При выявлении обстоятельств, влекущих уменьшение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, пересматривается без удержания излишне выплаченных сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) (п. 10 ст. 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ) в силу ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании» и исходя из обстоятельств дела. ОАО «РЖД» в рассматриваемом периоде являлось страхователем по обязательному пенсионному страхованию. В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ установлено, что страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Согласно п. 2 ст. 8 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ сведения представляются в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с утверждаемыми им в установленном порядке формами документов и инструкциями.
В силу п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы). В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2015 № 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий» решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном ч. ч. 1 - 3 данной статьи, выносится в месяце, следующем а месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2015 № 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий» указано, что индексация размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировка размера страховой пенсии не производится пенсионерам, осуществляющим работу.
Факт осуществления работы устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. При этом уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в целях реализации положений ч. ч. 1-3 ст. 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 4 ст. 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ). Согласно ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу ч. 2 ст. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В предмет доказывания по делу о возмещении убытков входит совокупность следующих элементов, подлежащих установлению в суде: факта наступления вреда, противоправности поведения причинителя вреда, причинно-следственной связи между указанным поведением и наступлением вреда, размера убытков.
Недоказанность хотя бы одного из указанных условий является достаточным основанием для отказа в удовлетворении иска о взыскании убытков.
Применительно к обстоятельствам рассматриваемого спора истец должен доказать, что несвоевременное представление сведений в Пенсионный фонд о застрахованных лицах за июль 2017 находится в прямой причинной связи с возникшими у Фонда убытками в виде выплаты проиндексированной пенсии работающим у страхователя пенсионерам за периоды с 01.10.2017 по 30.04.2019 (а по одному лицу по 31.10.2018).
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что у Пенсионного фонда имелась возможность произвести корректировку пенсии, получив сведения по 9 застрахованным лицам за август 2017, так как переплата возникла с октября 2017, однако истцом корректировка пенсии не произведена.
Отчетность за следующий период - август 2017 по форме СЗВ-М представлена в Управление 11.09.2017. При этом очередная отчетность содержала сведения, в том числе о продолжении работы 9 застрахованными пенсионерами.
Таким образом, Пенсионный фонд с 11.09.2017 знал о том, что 9 перечисленных физических лиц фактически не прекратили осуществление трудовой деятельности, что влечет отсутствие оснований для индексации получаемой пенсии с 01.10.2017, основания для выплаты индексации указанным ранее физическим лицам у фонда отсутствовали, поскольку в соответствии с п. 4 ст. 28 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружена соответствующая ошибка.
Пунктом 88 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденных приказом Минтруда России от 17.11.2014 № 885н установлено, что в случаях, предусмотренных ч. ч. 9 и 10 ст. 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с ч. ч. 6 и 7 ст. 16 Закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с ч. 10 ст. 18 Закона сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных ч. 6 ст. 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ Кроме того, дополнительные сведения по форме СЗВ-М представлены заявителем до составления акта.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не свидетельствуют о нарушении судами первой и апелляционной инстанции материального и процессуального права, а фактически указывают на несогласие с выводами судов, основанными на исследовании имеющихся в деле доказательств, которым судами дана надлежащая правовая оценка, и направлены на переоценку исследованных судами доказательств и установленных обстоятельств, что в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Суд кассационной инстанции находит выводы суда первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы, сводящиеся к иной, чем у судов, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, так как они не опровергают правомерность выводов арбитражных судов и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения и постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 17 июля 2020 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05 октября 2020 года по делу № А40-322826/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий-судья
О.В. Каменская
Судьи
О.В. Анциферова
А.А. Гречишкин