НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Московского округа от 12.11.2020 № А40-18519/20-149-129

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Москва Дело № А40-18519/20-149-129

17 ноября 2020 года

Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2020 года

Полный текст постановления изготовлен 17 ноября 2020 года

Арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,

судей Латыповой Р.Р., Шевченко Е.Е.,

при участии в заседании:

от истца (заявителя) АО «СК Сервис»: Даринского Ю.Б. (дов. от 29.11.2019 г.);

от ответчика (заинтересованного лица) ИФНС России № 4 по г. Москве: Зверева Е.А. (дов. № 05-18/039064@ от 11.11.2020 г.);

от ответчика (заинтересованного лица) УФНС России по г. Москве: Третьякова А.В. (дов. № 90 от 19.06.2020 г.);

рассмотрев 12 ноября 2020 г. в судебном заседании кассационную жалобу АО «СК Сервис»

на решение Арбитражного суда города Москвы от 19 июня 2020 г.,

постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 августа 2020 г.

по делу № А40-18519/20-149-129

по заявлению акционерного общества «СК Сервис»

к Инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по г. Москве, Управлению Федеральной налоговой службы по г. Москве

о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении № 15-ЮО5 от 27 ноября 2019 г., решения от 25 декабря 2019 г.,

УСТАНОВИЛ: в рамках контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники (далее – ККТ) должностными лицами Инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по г. Москве (далее – ИФНС России № 4 по г. Москве, налоговый орган) на основании поручения от 15 октября 2019 г. проведена проверка полноты учета выручки обособленного подразделения организации – акционерного общества «СК Сервис» (далее – АО «СК Сервис», общество, заявитель), расположенного по адресу: г. Москва, Комсомольский пр-кт, д. 24, стр. 1, полученной с применением ККТ марок: АТОЛ 77Ф зав. № 00106901340907; АТОЛ FPrint-22ПТК зав. № 00106306699203; АТОЛ FPrint-22ПТК зав. № 00106303297282 за период с 01 июля 2019 г. по 06 октября 2019 г.

15 октября 2019 г. ИФНС России № 4 по г. Москве выдано требование о предоставлении документов, необходимых для проведения проверки, в соответствии с которым АО «СК Сервис» в срок до 21 октября 2019 г. необходимо представить в налоговый орган, в том числе кассовой книги обособленного подразделения общества, расположенного по указанному выше адресу, приходных кассовых ордеров на приход наличных денег в кассу обособленного подразделения, расходных кассовых ордеров на расход наличных денег из кассы обособленного подразделения за проверяемый период.

Указанное требование было получено представителем АО «СК Сервис» 15 октября 2019 г.

21 октября 2019 г. обществом представлена в налоговый орган пояснительная записка, согласно которой отдельная кассовая книга по каждому обособленному подразделению организацией не ведется, движение денежных средств отражается в единой кассовой книге общества, в учетной политике не установлены отдельные положения организации кассовой дисциплины. АО «СК Сервис» применяет автоматизированную форму учета в программе 1С: Бухгалтерия, для ведения кассовых операций применяются первичные учетные документы, которые предлагаются в используемом программном продукте.

Кассовая книга обособленного подразделения общества представлена не была, а представлена только единая кассовая книга организации.

При проведении проверки выборочным методом налоговым органом было установлено, что 05 октября 2019 г. при осуществлении расчетов с покупателями/клиентами с применением ККТ модели АТОЛ FPrint-22ПТК зав. № 00106306699203 и зав. № 00106303297282 обособленным подразделением общества получены наличные деньги в сумме 67 916 руб., что подтверждается данными по секции «Приход наличными» в отчетах от 05 октября 2019 г. № 378, 167 о закрытии смен.

Лист кассовой книги обособленного подразделения общества за 05 октября 2019 г. не формировался, запись по приходному кассовому ордеру на сумму 67 916 руб. в кассовую книгу общества не вносилась, наличные деньги за 05 октября 2019 г., полученные при осуществлении расчетов, в размере 67 916 руб. в кассовой книге обособленного подразделения организации не оприходованы.

По результатам проверки составлен акт проверки от 31 октября 2019 г. и возбуждено дело об административном правонарушении.

На основании полученных данных 13 ноября 2019 г. ИФНС России № 4 по г. Москве в отношении АО «СК Сервис» составлен протокол об административном правонарушении № 15-ЮО5.

Постановлением ИФНС России № 4 по г. Москве от 27 ноября 2019 г. по делу об административном правонарушении № 15ЮО5 АО «СК Сервис» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб. 00 коп.

Указанное постановление было обжаловано обществом в Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве (далее – УФНС России по г. Москве) в порядке, установленном главой 30 КоАП РФ.

Решением УФНС России по г. Москве от 25 декабря 2019 г. по жалобе заявителя на постановление ИФНС России № 4 по г. Москве по делу об административном правонарушении № 15ЮО5 от 27 ноября 2019 г. оставлено без изменения, жалоба АО «СК Сервис» - без удовлетворения.

Считая свои права нарушенными, АО «СК Сервис» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ИФНС России № 4 по г. Москве и УФНС России по г. Москве о признании незаконными и отмене постановления по делу об административном правонарушении № 15-ЮО5 от 27 ноября 2019 г. и решения от 25 декабря 2019 г.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 19 июня 2020 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 августа 2020 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе АО «СК Сервис» просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что они приняты с нарушением норм материального права, указывая на отсутствие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ, поскольку бухгалтерские документы, подтверждающие правильность организации порядка работы с денежной наличностью в обособленном подразделении общества, имелись в электронном виде.

В отзывах на кассационную жалобу ИФНС России № 4 по г. Москве и УФНС России по г. Москве просят оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.

В заседании кассационной инстанции представитель АО «СК Сервис» поддержал доводы кассационной жалобы. Представители ИФНС России № 4 по г. Москве и УФНС России по г. Москве против ее удовлетворения возражали.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.

Проверка полноты учета выручки наличных денежных средств проводится в соответствии с требованиями приказа Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2011 г. № 133н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей» (далее – Административный регламент № 133н).

Центральном банком Российской Федерации утверждены Указания от 11 марта 2014 г. № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» (далее – Указание № 3210-У).

В соответствии с пунктом 4.1 Указания №3210-У кассовые операции оформляются приходными кассовыми ордерами 0310001, расходными кассовыми ордерами 0310002 (далее – кассовые документы).

Согласно пункту 4.4 Указания №3210-У кассир снабжается печатью (штампом), содержащей (содержащим) реквизиты, подтверждающие проведение кассовой операции (далее - печать (штамп), а также образцами подписей лиц, уполномоченных подписывать кассовые документы.

В случае ведения кассовых операций и оформления кассовых документов руководителем образцы подписей лиц, уполномоченных подписывать кассовые документы, не оформляются.

Пунктом 4.6 Указания № 3210-У установлено, что поступающие в кассу наличные деньги, за исключением наличных денег, принятых при осуществлении деятельности платежного агента, банковского платежного агента (субагента), и выдаваемые из кассы наличные деньги юридическое лицо учитываете кассовой книге 0310004.

Записи в кассовой книге 0310004 осуществляются кассиром по каждому приходному кассовому ордеру 0310001, расходному кассовому ордеру 0310002, оформленному соответственно на полученные, выданные наличные деньги (полное оприходование в кассу наличных денег).

В конце рабочего дня кассир сверяет данные, содержащиеся в кассовой книге 0310004, с данными кассовых документов, выводит в кассовой книге 0310004 сумму остатка наличных денег и проставляет подпись.

Записи в кассовой книге 0310004 сверяются с данными кассовых документов главным бухгалтером или бухгалтером (при их отсутствии - руководителем) и подписываются лицом, проводившим указанную сверку.

Если в течение рабочего дня кассовые операции не проводились, записи в кассовую книгу 0310004 не осуществляются.

В силу абзаца 7 пункта 4.6 Указания № 3210-У обособленные подразделения передают юридическому лицу копию листа кассовой книги 0310004 в порядке, установленном юридическим лицом, с учетом срока составления юридическим лицом бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Действия, связанные с нарушением порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ, и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушении, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды на основании оценки представленных в материалы дела доказательств пришли к выводу о наличии в действиях АО «СК Сервис» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 12 статьи 15.1 КоАП РФ, поскольку общество не оприходовало наличные денежные средств в кассовую книгу обособленного подразделения организации.

Судами установлено, что 05 октября 2019 г. в кассу обособленного подразделения общества не оприходована денежная наличность в размере 67 916 руб., приходный кассовый ордер по принятым денежным средствам в указанном обособленном подразделении, расходный кассовый ордер по форме 0310002 в отношении суммы, переданных в кассу головной организации, а также приходный 0310001 и расходный кассовые ордера 0310002 в отношении кассовых операций по полученным и сданным в банк наличным денежным средствам не составлялись.

Кассовая книга по форме 0310004, приходные и расходные ордера обособленным подразделением общества не велись, обществом не представлены.

Отклоняя доводы общества о том, что все необходимые бухгалтерские документы, подтверждающие правильность организации порядка работы с денежной наличностью в обособленном подразделении организации, имелись в электронном виде, суды указали на то, что в момент проведения проверки в обособленном подразделении организации фактически отсутствовали кассовая книга (листы кассовой книги), приходные и расходные кассовые ордера.

Указанные бухгалтерские документы не были представлены обществом ни на бумажном носителе, ни в электронном виде (в соответствии с требованиями Федерального закона от 06 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее – Закон об электронной подписи).

Судами также указано на то, что представленная обществом выписка из электронной кассовой книги общества за период с 01 октября 2019 г. по 06 октября 2019 г., составленная бухгалтером Ильиной О.В., не может быть принята в качестве доказательства отсутствия нарушения, поскольку в момент проведения проверки указанная выписка из электронной кассовой книги общества отсутствовала.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд кассационной инстанции считает обоснованными выводы судов о доказанности факта совершения АО «СК Сервис» административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ.

Вина АО «СК Сервис» в совершении административного правонарушения установлена.

Каких-либо нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности судами не установлено.

Постановление по делу об административном правонарушении в отношении общества вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах. Оснований для иной оценки вывода судов у суда кассационной инстанции не имеется.

Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Довод АО «СК Сервис» о том, что вменяемые административные правонарушения не могут быть квалифицированы как самостоятельные правонарушения с назначением штрафа за каждое правонарушение отдельно, был предметом обсуждения судов и ему дана надлежащая правовая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен.

Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.

Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.

При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Москвы от 19 июня 2020 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 августа 2020 г. по делу № А40-18519/20-149-129 оставить без изменения, кассационную жалобу АО «СК Сервис» – без удовлетворения.

Председательствующий-судья Е.А.Ананьина

Судьи Р.Р.Латыпова

Е.Е.Шевченко