НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Московского округа от 12.03.2021 № А40-63914/20

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Москва

12 марта 2021 года                                                                             Дело № А40-63914/20

Арбитражный суд Московского округа

в составе: судьи Кузнецова В.В.,

рассмотрев в соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон кассационную жалобу заявителя - ООО «Спектрум+»

на решение от 22 июня 2020 года

Арбитражного суда города Москвы,

на постановление от 24 ноября 2020 года

Девятого арбитражного апелляционного суда,

принятые в порядке упрощенного производства

по делу № А40-63914/20

по заявлению ООО «Спектрум+»

об оспаривании постановления

к ИНФС России № 27 по г. Москве,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Спектрум+» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ИФНС России № 27 по г. Москве (далее - инспекция) об оспаривании постановления от 01.04.2020 № 61 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 22 июня 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 ноября 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО «Спектрум+» обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.

В соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена без вызова сторон.

Изучив материалы дела, проверив в пределах требований, предусмотренных статьями 286, 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии судебных актов, суд кассационной инстанции не находит жалобу подлежащей удовлетворению в связи со следующим.

В соответствии с частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 настоящей статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, 01.04.2020 начальником инспекции вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 61, согласно которому общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 40.000 руб.

Общество, не согласившись с данным постановлением, обратилось в Арбитражный суд города Москвы с соответствующим заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ, нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Судами установлено, что сотрудниками инспекции проведена проверка общества по вопросам полноты оприходования (неполного оприходования) в кассу денежной наличности, полученной с применением контрольно-кассовой техники, при осуществлении денежных расчетов, соблюдения порядка работы с денежной наличностью за период с 01.10.2019 по 29.02.2020 в соответствии с поручением от 05.03.2020 № 97, врученному генеральному директору общество.

05.03.2020 обществу в рамках проведения проверки выставлено требование о необходимости представления документов, предусмотренных постановлением Госкомстата Российской Федерации от 18.08.1998 № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» (далее - Постановление № 88). Постановлением № 88 утверждены унифицированные формы первичной документации по учету кассовых операций, к которым относятся: приходный кассовый ордер, расходный кассовый ордер, журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов, кассовая книга, книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств.

Указанное требование вручено представителю общества 05.03.2020, о чем свидетельствует отметка о вручении.

Документы по требованию предоставлены в полном объеме.

Судами установлено, что при проведении проверки использован ресторанный счет, полученный при осуществлении наличного денежного расчета по адресу: г. Москва, ул. Новочеремушкинская, д. 26, в кафе, принадлежащем обществу, за оказание услуги общественного питания: товарный чек от 31.01.2020 № 20-209-23-9 за наличный расчет (время 14:53:17, кассир: администратор, приобретено «Сет острый мини запеченный» 1 шт., имбирь фасованный 30 гр. 1 шт., соевый соус фасованный 30 гр. 2 шт., васаби фасованный 10 гр. 1 шт., на общую сумму 499 руб.).

В ходе проведения проверки с фискального накопителя проверяемой контрольно-кассовой техники сняты отчеты по сменам за проверяемый период.

Согласно данным фискального накопителя, 31.01.2020 общество не применяло контрольно-кассовую технику - Эвотор СТ.2Ф, рег. № 0001072035060651, таким образом, 31.01.2020 услуга общественного питания на сумму 499 руб. оказана без применения контрольно-кассовой техники.

В ходе проверки кассовой книги общества установлено, что сумма по счету № 1 в размере 499 руб., полученная без применения контрольно-кассовой техники, не отражена в кассовой книге, в связи с чем, не оприходована (лист кассовой книги за 31.01.2020 не составлен, в инспекцию не предоставлен, отдельного приходного кассового ордера на сумму счета № 1 не составлено).

Таким образом, исходя из вышеизложенного, суды установили, что обществом нарушены пункты 4, 4.1, 4.4, 4.6, 5.1 и 5.2 Указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» (далее - Указание № 3210-У), следствием чего явилось неоприходование денежной наличности на сумму в размере 499 руб.

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ.

Как следует из материалов дела и установлено судами, инспекцией составлен акт от 18.03.2020 № 22-18/43/97. Протоколы об административных правонарушениях в отношении общества составлены 18.03.2020 в инспекции в присутствии генерального директора общества Левина А.Л.

С протоколом генеральный директор общества не согласился, также им заявлено о том, что письменные возражения на протоколы будут представлены в инспекцию до 25.03.2020.

Согласно статье 7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 54-ФЗ) и пункту 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», инспекция в рамках проверки соблюдения законодательства о применении контрольно-кассовой техники вправе: осуществлять контроль и надзор за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований Федерального закона № 54-ФЗ; осуществлять контроль и надзор за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей; проверять документы, связанные с применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок; проводить проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков; налагать штрафы в случаях и порядке, которые установлены КоАП РФ, на организаций и индивидуальных предпринимателей.

В соответствии пунктами 4, 4.1, 4.4, 4.6, 5.1 и 5.2 Указания № 3210-У, кассовые операции ведутся в кассе кассовым или иным работником, определенным руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем или иным уполномоченным лицом из числа своих работников, с установлением ему соответствующих должностных прав и обязанностей, с которыми кассир должен ознакомиться под роспись.

Кассовые операции могут проводиться руководителем. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель могут вести кассовые операции с применением программно-технических средств.

Кассовые операции оформляются приходными кассовыми ордерами 0310001, расходными кассовыми ордерами 0310002.

Поступающие в кассу наличные деньги, за исключением наличных денег, принятых при осуществлении деятельности платежного агента, банковского платежного агента (субагента), и выдаваемые из кассы наличные деньги юридическое лицо учитывает в кассовой книге 0310004.

Записи в кассовой книге 0310004 осуществляются кассиром по каждому приходному кассовому ордеру 0310001, расходному кассовому ордеру 0310002, оформленному соответственно на полученные, выданные наличные деньги (полное оприходование в кассу наличных денег).

В конце рабочего дня кассир сверяет данные, содержащиеся в кассовой книге 0310004, с данными кассовых документов, выводит в кассовой книге 0310004 сумму остатка наличных денег и проставляет подпись.

Записи в кассовой книге 0310004 сверяются с данными кассовых документов главным бухгалтером или бухгалтером (при их отсутствии - руководителем) и подписываются лицом, проводившим указанную сверку. Если в течение рабочего дня кассовые операции не проводились, записи в кассовую книгу 0310004 не осуществляются.

При получении приходного кассового ордера 0310001 кассир проверяет наличие подписи главного бухгалтера или бухгалтера (при их отсутствии - наличие подписи руководителя) и ее соответствие образцу, за исключением случая, предусмотренного в абзаце втором подпункта 4.4 пункта 4 Указания № 3210-У, проверяет соответствие суммы наличных денег, проставленной цифрами, сумме наличных денег, проставленной прописью, наличие подтверждающих документов, перечисленных в приходном кассовом ордере 0310001. Кассир принимает наличные деньги полистным, поштучным пересчетом.

Наличные деньги принимаются кассиром таким образом, чтобы вноситель наличных денег мог наблюдать за действиями кассира.

После приема наличных денег кассир сверяет сумму, указанную в приходном кассовом ордере 0310001, с суммой фактически принятых наличных денег.

Таким образом, суды заключили, что организации обязаны совершить определенные операции по оприходованию наличных денежных средств в день их поступления (оформить приходные кассовые ордера о поступивших наличных денежных средствах в кассу организации и внести в тот же день в кассовую книгу организации записи о поступивших денежных средствах).

Суды правомерно отметили, что действующим законодательством не предусмотрено других условий учета наличных денежных средств, в связи с чем, невнесение в кассовую книгу записи о поступлении наличных денежных средств в день их поступления является неоприходованием этих денежных средств. Невыполнение установленных правил оприходования денежных средств образует состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ.

В соответствии со статьями 1.2 и 5 Федерального закона № 54-ФЗ, контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом № 54-ФЗ.

При осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе. Организация или индивидуальный предприниматель, применяющие контрольно-кассовую технику при осуществлении расчетов, обязаны: применять контрольно-кассовую технику с установленным внутри корпуса фискальным накопителем, соответствующую требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники; выдавать (направлять) покупателям (клиентам) при осуществлении расчетов в момент оплаты товаров (работ, услуг) кассовые чеки или бланки строгой отчетности в случаях, предусмотренных Федеральным законом № 54-ФЗ. Невыполнение установленных правил применения контрольно-кассовой техники образует состав правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ.

В силу пунктов 2.2, 3.12 и 3.17 приложения № 2 к приказу от 09.07.2012 № 246дсп «Об организации и проведении работы по контролю и надзору за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения, а также за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей», пунктов 35 и 38 Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей, утвержденного приказом Минфина Российской Федерации от 17.10.2011 № 133н, сотрудниками налоговых органов проводится предпроверочный анализ на основании данных о полученной выручке, количестве зарегистрированной контрольно-кассовой техники, необоснованно низкой выручки для данного вида деятельности, наличия информации о работе контрольно-кассовой техники в нефискальном режиме, определяется объем и состав контрольных действий, а также методы, формы и способы проведения таких контрольных действий.

Для осуществления контроля над соблюдением организациями порядка учета поступающей выручки, полноты ее оприходования, налоговые органы используют, в том числе и полученные чеки. В ходе проверки проводятся контрольные действия по изучению документов, связанных с выдачей товарных чеков, квитанций и других документов, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар, работу, услугу. С проверяемой контрольно-кассовой техники снимаются контрольные ленты, на которых проверяется наличие всех порядковых номеров чеков, сумм, распечатанных на контрольной ленте с номерами и суммами на чеках.

В ходе проверки проводятся контрольные действия по изучению документов, связанных с выдачей товарных чеков, квитанций и других документов, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар, работу, услугу. С проверяемой контрольно-кассовой техники снимаются контрольные ленты, на которых проверяется наличие всех порядковых номеров чеков, сумм, распечатанных на контрольной ленте с номерами и суммами на чеках.

В случае выявления при проведении проверки полноты учета выручки денежных средств, фактов неприменения в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ, налоговые органы составляют протокол об административном правонарушении и осуществляют административное производство в соответствии с КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 26.1 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаемся виновность лица, наличие или отсутствие события административного правонарушения.

По смыслу части 2 статьи 26.2 КоАП РФ, в число этих данных входят и иные документы, фиксирующие фактические обстоятельства, в том числе и чеки, ресторанные счета, ресторанные счета, подтверждающие осуществление наличных денежных расчетов.

Суды установили, что в рассматриваемом случае, как обществом так и генеральным директором, не приняты все зависящие от них меры по соблюдению действующего законодательства, за нарушение которого предусмотрена административная ответственность, факт нарушения подтверждается актом проверки и протоколом.

При этом суды отметили, что в деле не имеется и обществом судам не представлено доказательств об отсутствии возможности соблюдения нарушенных правил и норм.

Суды установили, что инспекцией определена мера ответственности в пределах санкции, предусмотренной частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ, и назначен минимальный размер штрафа, что соотносится с характером вменяемого обществу деяния.

Суды обоснованно заключили, что наличие состава административного правонарушения в действиях общества подтверждено материалами дела, сроки и порядок привлечения общества к административной ответственности инспекцией соблюдены, размер ответственности инспекцией определен с учетом правил, определенных статьей 4.1 КоАП РФ, а также оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и оценки допущенного обществом правонарушения, как малозначительного, с учетом положений пунктов 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», судами не установлено.

Довод общества о том, что оно не могло участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении в связи с тем, что указом Президента Российской Федерации от 25.03.2020 № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» дни с 30.03.2020 по 03.04.2020 объявлены нерабочими днями, обоснованно отклонен судами.

Суды указали, что рассмотрение инспекцией данного административного дела имело безотлагательный характер с учетом сроков давности привлечения к административной ответственности по статье 4.5 КоАП РФ.

Учитывая надлежащее уведомление общества о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, общество имело право представить объяснения, письменные замечания и возражения, при этом каких-либо ходатайств общество в инспекцию не направляло.

В связи с чем суды обоснованно заключили, что права общества не нарушены.

Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.

При указанных обстоятельствах, суд кассационной инстанции не установил оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов, предусмотренных в статье 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд кассационной инстанции обращает внимание, что в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановления арбитражных судов округов, которыми не были отменены судебные приказы, отменены или изменены судебные акты, принятые в порядке упрощенного производства, не подлежат обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Москвы от 22 июня 2020 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 ноября 2020 года по делу № А40-63914/20 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО «Спектрум+» - без удовлетворения.

Судья                                                                                       В.В. Кузнецов