НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Московского округа от 12.01.2017 № А40-136804/15

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва

19.01.2017

Дело № А40-136804/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2017 года

Постановление в полном объеме изготовлено 19 января 2017 года

Арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Дзюбы Д.И.,

судей Ворониной Е.Ю., Малюшина А.А.,

при участии в заседании:

от истца: не явка

от ответчика: Ванькаева Г.В. по дов. от 26.12.2016 №83/80,

рассмотрев 12 января 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу Федерального фонда обязательного медицинского страхования

на решение от 30.06.2016

Арбитражного суда города Москвы,

принятое судьей Гедрайтис О.С.,

на постановление от 07.09.2016

Девятого арбитражного апелляционного суда,

принятое судьями Яковлевой Л.Г., Мухиным С.М., Кочешковой М.В.,

по иску Министерства здравоохранения Республики Бурятия

к Федеральному фонду обязательного медицинского страхования

о взыскании компенсационных выплат,

УСТАНОВИЛ: Министерство здравоохранения Республики Бурятия обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Федеральному фонду обязательного медицинского страхования о взыскании компенсационных выплат в размере 5 000 000 руб.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 30.06.2016, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2016, заявление удовлетворено.

Не согласившись с принятыми судебными актами, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление судов, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Заявитель жалобы считает, что арбитражными судами первой и апелляционной инстанций при принятии обжалуемых судебных актов нарушены нормы материального права ввиду неправильного применения закона.

В кассационной жалобе ответчик ссылается на то, что финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат за счет федерального фонда обязательного медицинского страхования в отношении работников, прибывших в сельскую местность в 2012 году, выполнено в полном объеме и завершено. Указывает, что вступившими в законную силу решениями Советского районного суда г. Улан-Удэ в пользу пяти физических лиц взысканы компенсационные выплаты именно с Министерства здравоохранения Республики Бурятия, а не с Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

В заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика поддержал доводы и требования кассационной жалобы.

В судебное заседание суда кассационной инстанции истец не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, информация о процессе своевременно размещена в Картотеке арбитражных дел в сети Интернет, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, выслушав представителя ответчика, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.

При рассмотрении спора по существу судами установлено, что решениями Советского районного суда г. Улан-Удэ от 30.04.2013, от 07.05.2013, от 19.06.2013, от 23.07.2013, от 30.10.2013 удовлетворены исковые требования Олейникова Д.Г., Тюменцева С.Н., Хандархаевой А.М., Петровой Е.Л. и Васильевой Э.В. о взыскании с Министерства здравоохранения Республики Бурятия единовременных компенсационных выплат в общем размере 5 000 000 руб. по договорам, заключенным данными лицами с Министерством здравоохранения Республики Бурятия от 11.10.2012.

Указанные решения Советского районного суда г. Улан-Удэ исполнены Министерством здравоохранения Республики Бурятия, медицинским работникам перечислено из средств республиканского бюджета 5 000 000 руб., что подтверждено представленными в дело платежными поручениями.

Между тем, обязательства по исполнению вышеуказанных судебных актов должны исполняться Министерством здравоохранения Республики Бурятия за счет средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Министерство здравоохранения Республики Бурятия письмом от 29.08.2013 обратилось к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Республики Бурятия с просьбой о рассмотрении вопроса о выделении финансовых средств для предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, которое последним было переадресовано Федеральному фонду обязательного медицинского страхования.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 24.10.2013 отказал в перечислении денежных средств вышеуказанным работникам.

Поскольку в досудебном порядке требования Министерства здравоохранения Республики Бурятия не удовлетворены, последний обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.

Установление единовременной денежной выплаты отдельной категории медицинских работников является исключительной компетенцией законодателя. Именно законодатель вправе определять размер такой выплаты, порядок ее осуществления, источник финансирования, а также круг субъектов, на которых она распространяется, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, в том числе связанные с необходимостью обеспечения реализации конституционного права на охрану здоровья граждан, проживающих в сельской местности, и, следовательно, привлечения молодых квалифицированных специалистов на работу в сельских населенных пунктах и рабочих поселках.

В рамках реализации региональных программ и мероприятий по модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации с целью повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, законодателем предусмотрен механизм осуществления за счет средств бюджетов Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников, заключивших трудовые договоры с государственными учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальными учреждениями здравоохранения (статья 50, части 12 - 12.5 статьи 51 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»).

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, к бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

К межбюджетным отношениям отнесены взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

Межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (часть 1 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Статья 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации регламентирует порядок предоставления субсидий из бюджета одного уровня другому.

Согласно пункту 2 части 12.2 статьи 51 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» иные межбюджетные трансферты, предусмотренные частью 12.1 настоящей статьи, предоставляются из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для последующего их перечисления в течение 3-х рабочих дней в бюджеты субъектов Российской Федерации при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов, предусматривающих установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и территориального фонда в срок до 15-го числа месяца, предшествующего месяцу, в котором осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в соответствии с частью 12.1 настоящей статьи, представить в Федеральный фонд заявки на получение иных межбюджетных трансфертов, предусмотренных частью 12.1 настоящей статьи, по форме, установленной Федеральным фондом.

Постановлением Правительства Республики Бурятия от 10.02.2012 № 51 утвержден Порядок предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам.

Суды установили, что истцом соответствующая заявка своевременно была направлена в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, что ответчиком не отрицалось.

Как было указано выше, вступившими в законную силу решениями Советского районного суда г. Улан-Удэ за медицинскими работниками признано право на получение единовременной компенсационной выплаты, предусмотренной частью 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», и на Министерство здравоохранения Республики Бурятия возложена обязанность произвести указанным работникам выплаты в общем размере 5 000 000 руб.

Таким образом, исследовав и оценив представленные в деле доказательства в их совокупности и взаимной связи в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для взыскания с Федерального фонда обязательного медицинского страхования компенсационных выплат в размере 5 000 000 руб.

Исходя из изложенного, судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права.

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражными судами первой и апелляционной инстанции при принятии обжалуемых судебных актов, не допущено.

Доводы о нарушении судами первой и апелляционной инстанций норм права, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании норм права, а также как направленные на переоценку установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств, которая в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.

Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Москвы от 30.06.2016 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2016 по делу № А40?136804/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий-судья Д.И. Дзюба

Судьи: Е.Ю. Воронина

А.А. Малюшин