НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Московского округа от 11.12.2023 № А40-37855/2023



 АРБИТРАЖНЫЙ СУД

МОСКОВСКОГО ОКРУГА 

ул. Селезнёвская, д. 9, г. Москва, ГСП-4, 127994,
официальный сайт: http://www.fasmo.arbitr.ru e-mail: info@fasmo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2023 года  Постановление в полном объеме изготовлено 15 декабря 2023 года 

Арбитражный суд Московского округа в составе: 

Председательствующего судьи: Гречишкина А.А.
судей: Каменской О.В., Матюшенковой Ю.Л.
при участии в заседании:
от заявителя: не явился, извещен

от заинтересованного лица: Давыдова В.Ю. по доверенности от 30.12.2022,  Щербаков И.Н. по доверенности от 11.12.2023 

рассмотрев 11 декабря 2023 года в судебном заседании кассационную жалобу  Инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по г. Москве 

на решение Арбитражного суда города Москвы от 13.06.2023,  постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2023 

по заявлению индивидуального предпринимателя Медведского Алексея  Валериевича 

к Инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по г. Москве  о признании недействительными решений, 


УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель Медведский Алексей Валериевич (далее -  предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд города Москвы с  заявлением о признании недействительными решения Инспекции Федеральной  налоговой службы № 3 по г. Москве (далее - Инспекция, налоговый орган) от  11.05.2022 N 3640 о привлечении к ответственности за совершение налогового  правонарушения, решения от 31.01.2022 N 520 о привлечении к ответственности за  совершение налогового правонарушения. 

Решением Арбитражного суда города Москвы от 13.06.2023 заявленные  требования удовлетворены. 

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2023,  решение суда первой инстанции изменено. Судом отказано в удовлетворении  требовании заявителя о признании недействительным решения от 11.05.2022 N  3640 в части привлечения налоговой к ответственности по части 1 статьи 119 НК  РФ в виде штрафа в размере 1000 руб. В остальной части решения суда оставлено  без изменения. 

Не согласившись с выводами судов в части удовлетворения требований  заявителя, налоговый орган обратился в Арбитражный суд Московского округа с  кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты судов первой и  апелляционной инстанций, принять новый судебный акт, ссылаясь на  несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, неполное выяснение  обстоятельств по делу, неправильное применение норм права. 

В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель  налогового органа изложенные в жалобе доводы и требования поддержал. 

В судебное заседание суда кассационной инстанции предприниматель явку  своего представителя не обеспечил. 

На основании части 3 статьи 284 АПК РФ неявка в судебное заседание  арбитражного суда кассационной инстанции лица, подавшего кассационную  жалобу, и других лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для  рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены  о времени и месте судебного разбирательства. 


Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в  порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и  апелляционной инстанций норм материального и процессуального права,  кассационная инстанция полагает, что отсутствуют основания для отмены  обжалуемых судебных актов в связи со следующим. 

Как установлено судами, Инспекцией проведены камеральные налоговые  проверки на основании налоговых деклараций по налогу, уплачиваемому в связи с  применением упрощенной системы налогообложения за 2019, 2020 годы,  представленные предпринимателем 22.09.2021, 22.07.2021 соответственно. 

По результатам камеральных налоговых проверок Инспекцией составлены  акты и вынесены решения: 1) акт от 12.11.2021 N 11700 и решение от 31.01.2022 N  520 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,  предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации  в виде штрафа в размере 9 561 руб. 

Заявителю доначислен налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших  в качестве объекта налогообложения доходы, в размере 217 306 руб. (2020 год) и  пени в размере 17 659,32 руб.; 2) акт от 13.01.2022 N 2447 и вынесено решение от  11.05.2022 N 3640 о привлечении к ответственности за совершение налогового  правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 НК РФ, в виде штрафа в  размере 14 814 руб., пунктом 1 статьи 122 Кодекса, в виде штрафа в размере 9 876  руб. 

Заявителю доначислен налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших  в качестве объекта налогообложения доходы, в размере 115 801 руб. (2019 год). 

Решениями УФНС России по г. Москве N 21-10/141268@ от 29.11.2022, N  21-10/141609@ от 29.11.2022 жалобы налогоплательщика на решения инспекции  оставлены без удовлетворения. 

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с  соответствующим заявлением. 

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из  того, что физические лица, ранее обладавшие статусом индивидуальных  предпринимателей и прекратившие свою деятельность, но решившие возобновить  ее впервые после начала действия закона субъекта Российской Федерации,  устанавливающего налоговую ставку 0 процентов, не исключаются из сферы 


применения положений пункта 4 статьи 346.20 и пункта 3 статьи 346.50 НК РФ.  Иной подход не отвечал бы принципу равенства налогоплательщиков, приводя к не  основанной на объективных критериях дифференциации их прав (пункт 2 статьи 3  НК РФ). 

Соглашаясь с выводами суда первой инстанции в части признания  недействительным решения Инспекции от 31.01.2022 N 520 о привлечении к  ответственности за совершение налогового правонарушения в полном объеме, суд  апелляционной инстанции исходил из следующего. 

Из материалов дела установлено, что налогоплательщик был  зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 04.04.2008 по  28.03.2017. Основной вид экономической деятельности ОКВЭД 47.78 «Торговля  розничная прочая в специализированных магазинах». 

Заявитель 28.06.2019 вновь зарегистрирован в качестве индивидуального  предпринимателя в ИФНС России N 3 по городу Москве. Основным вид  экономической деятельности ОКВЭД 58.11 «Издание книг». 

Основанием для доначисления спорных сумм налога, начисления пеней за  нарушение срока уплаты указанных налогов, штрафа за непредставление налоговой  декларации и привлечения к налоговой ответственности послужили выводы  оспариваемых решений о неправомерности применения налогоплательщиком  (индивидуальным предпринимателем) ставки в размере 0 процентов по налогу,  уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения в  проверяемые периоды 2019, 2020 годы, поскольку, налогоплательщик в период с  04.04.2008 по 28.03.2017 состоял на налоговом учете в качестве индивидуального  предпринимателя в ИФНС России по г. Томску, с 28.06.2019 состоит на учете в  качестве индивидуального предпринимателя в ИФНС России N 3 по городу Москве  и его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя в г. Москве не  является первичной, соответственно, по мнению Инспекции, положения части 3  статьи 346.20 НК РФ и пункта 1 Закона города Москвы от 18.03.2015 N 10 «Об  установлении ставок налогов для налогоплательщиков, впервые  зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей и перешедших  на упрощенную и (или) патентную систему налогообложения», применены  заявителем не правомерно. 


Согласно статье 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов  признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом  возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. 

Согласно статье 346.11 Кодекса упрощенная система налогообложения  организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с  иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством  Российской Федерации о налогах и сборах. Переход к упрощенной системе  налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется  организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке,  предусмотренном настоящей главой. 

В соответствии со статьей 346.12 Кодекса налогоплательщиками признаются  организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную  систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей  главой. 

Заявитель является налогоплательщиком налога, уплачиваемого в связи с  применением упрощенной системы налогообложения, в соответствии со статьей  346.12 НК РФ объект налогообложения доходы с 28.06.2019. 

В случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 346.20 НК РФ, законами  субъектов Российской Федерации может быть установлена налоговая ставка в  размере 0 процентов. 

Согласно пункту 4 статьи 346.20 Кодекса законами субъектов Российской  Федерации может быть установлена налоговая ставка в размере 0 процентов, если  иное не установлено пунктами 1.1 и 2.1 данной статьи, для налогоплательщиков -  индивидуальных предпринимателей, выбравших объект налогообложения в виде  доходов или в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, впервые  зарегистрированных после вступления в силу указанных законов и  осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной,  социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению и  услуг по предоставлению мест для временного проживания. 

Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, вправе  применять налоговую ставку в размере 0 процентов со дня их государственной  регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей непрерывно в течение  двух налоговых периодов. В период действия налоговой ставки в размере 0 


процентов, установленной в соответствии с настоящим пунктом, индивидуальные  предприниматели, указанные в абзаце первом настоящего пункта, выбравшие  объект налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, не  уплачивают минимальный налог, предусмотренный пунктом 6 статьи 346.18  настоящего Кодекса. 

Аналогичная норма предусмотрена пунктом 3 статьи 346.50 НК РФ в  отношении впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей,  применяющих патентную систему налогообложения. 

Виды предпринимательской деятельности в производственной, социальной  и научной сферах, в Отношении которых устанавливается налоговая ставка в  размере 0 процентов, устанавливаются субъектами Российской Федерации на  основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности. 

Следовательно, физические лица, ранее обладавшие статусом  индивидуальных предпринимателей и прекратившие свою деятельность, но  решившие возобновить ее впервые после начала действия закона субъекта  Российской Федерации, устанавливающего налоговую ставку 0 процентов, не  исключаются из сферы применения положений пункта 4 статьи 346.20 и пункта 3  статьи 346.50 НК РФ. Иной подход не отвечал бы принципу равенства  налогоплательщиков, приводя к не основанной на объективных критериях  дифференциации их прав (пункт 2 статьи 3 НК РФ). 

Исходя из правовой позиции, выраженной в пункте 14 Обзора практики  рассмотрения судами дел, связанных с применением глав 26.2 и 26.5 Налогового  кодекса Российской Федерации в отношении субъектов малого и среднего  предпринимательства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской  Федерации 4 июля 2018 года, физические лица, ранее обладавшие статусом  индивидуальных предпринимателей, прекратившие свою деятельность и снявшиеся  с учета в качестве индивидуальных предпринимателей, но, решившие  зарегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей впервые после  начала действия закона субъекта Российской Федерации, устанавливающего  налоговую ставку 0 процентов, вправе применять налоговую ставку,  предусмотренную пунктом 4 статьи 346.20 Кодекса. 

В 2019-2020 на территории г. Москвы действовала налоговая ставка в  размере 0% для налогоплательщиков, впервые зарегистрированных в качестве 


индивидуальных предпринимателей и перешедших на упрощенную систему  налогообложения, осуществляющих предпринимательскую деятельность в  производственной, социальной и (или) научной сферах (ч. 1 ст. 1 Закона г. Москвы  от 18.03.2015 N 10 «Об установлении ставок налогов для налогоплательщиков,  впервые зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей и  перешедших на упрощенную систему налогообложения и (или) патентную систему  налогообложения»). 

При толковании названных положений необходимо учитывать, что они  установлены в целях поддержки субъектов малого предпринимательства,  решивших возобновить свою деятельность. 

Из буквального содержания п. 4 ст. 346.20 и п. 3 ст. 346.50 НК РФ при этом  вытекает, что условием применения налоговой ставки 0% является начало  осуществления (возобновления) официальной предпринимательской деятельности  гражданином впервые после начала действия соответствующего закона субъекта  РФ, а не за весь период деятельности гражданина. 

Следовательно, физические лица, ранее обладавшие статусом  индивидуальных предпринимателей и прекратившие свою деятельность, но  решившие возобновить ее впервые после начала действия закона субъекта РФ,  устанавливающего налоговую ставку 0%, не исключаются из сферы применения  положений п. 4 ст. 346.20 и п. 3 ст. 346.50 НК РФ. Иной подход не отвечал бы  принципу равенства налогоплательщиков, приводя к не основанной на  объективных критериях дифференциации их прав (п. 2 ст. 3 НК РФ). 

Из систематического толкования статьи 76, статьи 77 Конституции  Российской Федерации следует, что действие нормативного акта субъекта  Российской Федерации в пространстве ограничено территорией соответствующего  субъекта, соответственно, правовое регулирование города Москвы в отношении  возможности применения налоговой ставки 0 процентов обусловлено первичной  регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя на территории города  Москвы после вступления в силу Закона г. Москвы от 18.03.2015 N 10 «Об  установлении ставок налогов для налогоплательщиков, впервые  зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей и перешедших  на упрощенную систему налогообложения и (или) патентную систему  налогообложения» при наличии иных критериев, установленных названным 


законом. Иное толкование противоречит нормам, установленным статьей 346.20  НК РФ

Как установлено судами из материалов дела, в период с 04.04.2008 заявитель  состоял на налоговом учете в качестве индивидуального предпринимателя в ИФНС  России по городу Томску, с видом деятельности ОКВЭД 47.78. Торговля розничная  прочая в специализированных магазинах, объективно исключающим возможность  применения статьи 346.20 НК РФ в части установления ставки 0 процентов. 

Налогоплательщик 28.03.2017 снят с налогового учета в качестве  индивидуального предпринимателя, и впервые вновь зарегистрирован в таком  качестве 28.06.2019 в ИФНС N 3 по городу Москве после вступления в силу Закона  N 10 с основным осуществляемым видом деятельности ОКВЭД 58.11. Издание  книг. 

Из письма Департамента налоговой политики Минфина России от  23.11.2020 N 03-11-11/101762 следует, что ставку в размере 0 процентов вправе  применять индивидуальные предприниматели, впервые зарегистрированные на  территории Москвы с 25.03.2025. 

Судами отмечено, что уплата налога и авансовых платежей по налогу,  уплачиваемому в связи с применением УСН, а также предоставление налоговой  декларации производятся по месту жительства предпринимателя (часть 6 статьи  346.21 НК РФ), соответственно, при исчислении налогов налогоплательщик  применяет налоговую ставку, которая действует в субъекте Российской Федерации,  в котором индивидуальный предприниматель состоит на учете в налоговом органе  по месту жительства (Письмо Минфина РФ от 22.06.2021 N 03-11-11/48867). 

Следовательно, доводы налогового органа, что нулевая налоговая ставка  введена только для впервые зарегистрированных индивидуальных  предпринимателей, индивидуальные предприниматели, снявшиеся с учета в связи с  прекращением деятельности после вступления в силу Закона города Москвы и  вновь зарегистрированные (повторно или в очередной раз), не вправе применять  налоговую ставку в размере 0 процентов по УСН основаны на неверном  толковании норм материального права, что повлекло принятие оспариваемых  решений, необоснованно нарушающих права налогоплательщика на применение  нулевой ставки по налогу. 


С учетом вышеизложенного, суды обоснованно указали, что позиция  заявителя в полной мере соответствуют налоговому законодательству,  действующему на период 2019 и 2020 годов, что свидетельствует незаконности  доначисления предпринимателю налога по УСН. 

Инспекцией не доказано, что целью регистрации Медведского А.В. в  качестве индивидуального предпринимателя в г. Москве было применение  налоговой ставки в размере 0 процентов по УСН. 

Изменяя решение суда в части признания недействительным решения  Инспекции от 11.05.2022 N 3640 в полном объеме, суд апелляционной инстанции,  руководствуясь пунктом 1 статьи 119 НК РФ, пунктом 18 Постановления Пленума  ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении  арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»,  установив, что срок представления налоговой декларации по УСН за 2019 год  (30.04.2020), установленный пунктом 1 статьи 346.23 НК РФ был нарушен  предпринимателем, декларация представлена 22.09.2021, а доначисление налога  признано судом неправомерным, пришел к выводу об отсутствии оснований для  освобождения заявителя от налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 НК  РФ, признав решение от 11.05.2022 N 3640 в части штрафа в размере 1000 руб.  законным и обоснованным. 

Доводы кассационной жалобы, сводящиеся фактически к повторению  утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом  апелляционной инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемых  судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм  материального и процессуального права. 

Иные доводы жалобы не влияют на оценку законности и обоснованности  судебных актов, поэтому отклоняются арбитражным судом округа. 

Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм  процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ  основаниями для безусловной отмены судебного акта, не установлено. 

Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, суд: 


ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Москвы от 13.06.2023 и постановление  Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2023 по делу № А4037855/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения. 

Председательствующий судья А.А. Гречишкин

Судьи: О.В. Каменская

 Ю.Л. Матюшенкова