АРБИТРАЖНЫЙ СУД
МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ул. Селезнёвская, д. 9, г. Москва, ГСП-4, 127994,
официальный сайт: http://www.fasmo.arbitr.ru e-mail: info@fasmo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2023 года Постановление в полном объеме изготовлено 15 декабря 2023 года
Арбитражный суд Московского округа в составе:
Председательствующего судьи: Гречишкина А.А.
судей: Каменской О.В., Матюшенковой Ю.Л.
при участии в заседании:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: Давыдова В.Ю. по доверенности от 30.12.2022, Щербаков И.Н. по доверенности от 11.12.2023
рассмотрев 11 декабря 2023 года в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по г. Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 13.06.2023, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2023
по заявлению индивидуального предпринимателя Медведского Алексея Валериевича
к Инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по г. Москве о признании недействительными решений,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Медведский Алексей Валериевич (далее - предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по г. Москве (далее - Инспекция, налоговый орган) от 11.05.2022 N 3640 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, решения от 31.01.2022 N 520 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 13.06.2023 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2023, решение суда первой инстанции изменено. Судом отказано в удовлетворении требовании заявителя о признании недействительным решения от 11.05.2022 N 3640 в части привлечения налоговой к ответственности по части 1 статьи 119 НК РФ в виде штрафа в размере 1000 руб. В остальной части решения суда оставлено без изменения.
Не согласившись с выводами судов в части удовлетворения требований заявителя, налоговый орган обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты судов первой и апелляционной инстанций, принять новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение норм права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель налогового органа изложенные в жалобе доводы и требования поддержал.
В судебное заседание суда кассационной инстанции предприниматель явку своего представителя не обеспечил.
На основании части 3 статьи 284 АПК РФ неявка в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции лица, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция полагает, что отсутствуют основания для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как установлено судами, Инспекцией проведены камеральные налоговые проверки на основании налоговых деклараций по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2019, 2020 годы, представленные предпринимателем 22.09.2021, 22.07.2021 соответственно.
По результатам камеральных налоговых проверок Инспекцией составлены акты и вынесены решения: 1) акт от 12.11.2021 N 11700 и решение от 31.01.2022 N 520 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 9 561 руб.
Заявителю доначислен налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, в размере 217 306 руб. (2020 год) и пени в размере 17 659,32 руб.; 2) акт от 13.01.2022 N 2447 и вынесено решение от 11.05.2022 N 3640 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 НК РФ, в виде штрафа в размере 14 814 руб., пунктом 1 статьи 122 Кодекса, в виде штрафа в размере 9 876 руб.
Заявителю доначислен налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, в размере 115 801 руб. (2019 год).
Решениями УФНС России по г. Москве N 21-10/141268@ от 29.11.2022, N 21-10/141609@ от 29.11.2022 жалобы налогоплательщика на решения инспекции оставлены без удовлетворения.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что физические лица, ранее обладавшие статусом индивидуальных предпринимателей и прекратившие свою деятельность, но решившие возобновить ее впервые после начала действия закона субъекта Российской Федерации, устанавливающего налоговую ставку 0 процентов, не исключаются из сферы
применения положений пункта 4 статьи 346.20 и пункта 3 статьи 346.50 НК РФ. Иной подход не отвечал бы принципу равенства налогоплательщиков, приводя к не основанной на объективных критериях дифференциации их прав (пункт 2 статьи 3 НК РФ).
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции в части признания недействительным решения Инспекции от 31.01.2022 N 520 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в полном объеме, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
Из материалов дела установлено, что налогоплательщик был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 04.04.2008 по 28.03.2017. Основной вид экономической деятельности ОКВЭД 47.78 «Торговля розничная прочая в специализированных магазинах».
Заявитель 28.06.2019 вновь зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в ИФНС России N 3 по городу Москве. Основным вид экономической деятельности ОКВЭД 58.11 «Издание книг».
Основанием для доначисления спорных сумм налога, начисления пеней за нарушение срока уплаты указанных налогов, штрафа за непредставление налоговой декларации и привлечения к налоговой ответственности послужили выводы оспариваемых решений о неправомерности применения налогоплательщиком (индивидуальным предпринимателем) ставки в размере 0 процентов по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения в проверяемые периоды 2019, 2020 годы, поскольку, налогоплательщик в период с 04.04.2008 по 28.03.2017 состоял на налоговом учете в качестве индивидуального предпринимателя в ИФНС России по г. Томску, с 28.06.2019 состоит на учете в качестве индивидуального предпринимателя в ИФНС России N 3 по городу Москве и его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя в г. Москве не является первичной, соответственно, по мнению Инспекции, положения части 3 статьи 346.20 НК РФ и пункта 1 Закона города Москвы от 18.03.2015 N 10 «Об установлении ставок налогов для налогоплательщиков, впервые зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей и перешедших на упрощенную и (или) патентную систему налогообложения», применены заявителем не правомерно.
Согласно статье 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Согласно статье 346.11 Кодекса упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой.
В соответствии со статьей 346.12 Кодекса налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой.
Заявитель является налогоплательщиком налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в соответствии со статьей 346.12 НК РФ объект налогообложения доходы с 28.06.2019.
В случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 346.20 НК РФ, законами субъектов Российской Федерации может быть установлена налоговая ставка в размере 0 процентов.
Согласно пункту 4 статьи 346.20 Кодекса законами субъектов Российской Федерации может быть установлена налоговая ставка в размере 0 процентов, если иное не установлено пунктами 1.1 и 2.1 данной статьи, для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, выбравших объект налогообложения в виде доходов или в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению и услуг по предоставлению мест для временного проживания.
Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, вправе применять налоговую ставку в размере 0 процентов со дня их государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей непрерывно в течение двух налоговых периодов. В период действия налоговой ставки в размере 0
процентов, установленной в соответствии с настоящим пунктом, индивидуальные предприниматели, указанные в абзаце первом настоящего пункта, выбравшие объект налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, не уплачивают минимальный налог, предусмотренный пунктом 6 статьи 346.18 настоящего Кодекса.
Аналогичная норма предусмотрена пунктом 3 статьи 346.50 НК РФ в отношении впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения.
Виды предпринимательской деятельности в производственной, социальной и научной сферах, в Отношении которых устанавливается налоговая ставка в размере 0 процентов, устанавливаются субъектами Российской Федерации на основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности.
Следовательно, физические лица, ранее обладавшие статусом индивидуальных предпринимателей и прекратившие свою деятельность, но решившие возобновить ее впервые после начала действия закона субъекта Российской Федерации, устанавливающего налоговую ставку 0 процентов, не исключаются из сферы применения положений пункта 4 статьи 346.20 и пункта 3 статьи 346.50 НК РФ. Иной подход не отвечал бы принципу равенства налогоплательщиков, приводя к не основанной на объективных критериях дифференциации их прав (пункт 2 статьи 3 НК РФ).
Исходя из правовой позиции, выраженной в пункте 14 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением глав 26.2 и 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 4 июля 2018 года, физические лица, ранее обладавшие статусом индивидуальных предпринимателей, прекратившие свою деятельность и снявшиеся с учета в качестве индивидуальных предпринимателей, но, решившие зарегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей впервые после начала действия закона субъекта Российской Федерации, устанавливающего налоговую ставку 0 процентов, вправе применять налоговую ставку, предусмотренную пунктом 4 статьи 346.20 Кодекса.
В 2019-2020 на территории г. Москвы действовала налоговая ставка в размере 0% для налогоплательщиков, впервые зарегистрированных в качестве
индивидуальных предпринимателей и перешедших на упрощенную систему налогообложения, осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах (ч. 1 ст. 1 Закона г. Москвы от 18.03.2015 N 10 «Об установлении ставок налогов для налогоплательщиков, впервые зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей и перешедших на упрощенную систему налогообложения и (или) патентную систему налогообложения»).
При толковании названных положений необходимо учитывать, что они установлены в целях поддержки субъектов малого предпринимательства, решивших возобновить свою деятельность.
Из буквального содержания п. 4 ст. 346.20 и п. 3 ст. 346.50 НК РФ при этом вытекает, что условием применения налоговой ставки 0% является начало осуществления (возобновления) официальной предпринимательской деятельности гражданином впервые после начала действия соответствующего закона субъекта РФ, а не за весь период деятельности гражданина.
Следовательно, физические лица, ранее обладавшие статусом индивидуальных предпринимателей и прекратившие свою деятельность, но решившие возобновить ее впервые после начала действия закона субъекта РФ, устанавливающего налоговую ставку 0%, не исключаются из сферы применения положений п. 4 ст. 346.20 и п. 3 ст. 346.50 НК РФ. Иной подход не отвечал бы принципу равенства налогоплательщиков, приводя к не основанной на объективных критериях дифференциации их прав (п. 2 ст. 3 НК РФ).
Из систематического толкования статьи 76, статьи 77 Конституции Российской Федерации следует, что действие нормативного акта субъекта Российской Федерации в пространстве ограничено территорией соответствующего субъекта, соответственно, правовое регулирование города Москвы в отношении возможности применения налоговой ставки 0 процентов обусловлено первичной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя на территории города Москвы после вступления в силу Закона г. Москвы от 18.03.2015 N 10 «Об установлении ставок налогов для налогоплательщиков, впервые зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей и перешедших на упрощенную систему налогообложения и (или) патентную систему налогообложения» при наличии иных критериев, установленных названным
законом. Иное толкование противоречит нормам, установленным статьей 346.20 НК РФ.
Как установлено судами из материалов дела, в период с 04.04.2008 заявитель состоял на налоговом учете в качестве индивидуального предпринимателя в ИФНС России по городу Томску, с видом деятельности ОКВЭД 47.78. Торговля розничная прочая в специализированных магазинах, объективно исключающим возможность применения статьи 346.20 НК РФ в части установления ставки 0 процентов.
Налогоплательщик 28.03.2017 снят с налогового учета в качестве индивидуального предпринимателя, и впервые вновь зарегистрирован в таком качестве 28.06.2019 в ИФНС N 3 по городу Москве после вступления в силу Закона N 10 с основным осуществляемым видом деятельности ОКВЭД 58.11. Издание книг.
Из письма Департамента налоговой политики Минфина России от 23.11.2020 N 03-11-11/101762 следует, что ставку в размере 0 процентов вправе применять индивидуальные предприниматели, впервые зарегистрированные на территории Москвы с 25.03.2025.
Судами отмечено, что уплата налога и авансовых платежей по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, а также предоставление налоговой декларации производятся по месту жительства предпринимателя (часть 6 статьи 346.21 НК РФ), соответственно, при исчислении налогов налогоплательщик применяет налоговую ставку, которая действует в субъекте Российской Федерации, в котором индивидуальный предприниматель состоит на учете в налоговом органе по месту жительства (Письмо Минфина РФ от 22.06.2021 N 03-11-11/48867).
Следовательно, доводы налогового органа, что нулевая налоговая ставка введена только для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, индивидуальные предприниматели, снявшиеся с учета в связи с прекращением деятельности после вступления в силу Закона города Москвы и вновь зарегистрированные (повторно или в очередной раз), не вправе применять налоговую ставку в размере 0 процентов по УСН основаны на неверном толковании норм материального права, что повлекло принятие оспариваемых решений, необоснованно нарушающих права налогоплательщика на применение нулевой ставки по налогу.
С учетом вышеизложенного, суды обоснованно указали, что позиция заявителя в полной мере соответствуют налоговому законодательству, действующему на период 2019 и 2020 годов, что свидетельствует незаконности доначисления предпринимателю налога по УСН.
Инспекцией не доказано, что целью регистрации Медведского А.В. в качестве индивидуального предпринимателя в г. Москве было применение налоговой ставки в размере 0 процентов по УСН.
Изменяя решение суда в части признания недействительным решения Инспекции от 11.05.2022 N 3640 в полном объеме, суд апелляционной инстанции, руководствуясь пунктом 1 статьи 119 НК РФ, пунктом 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», установив, что срок представления налоговой декларации по УСН за 2019 год (30.04.2020), установленный пунктом 1 статьи 346.23 НК РФ был нарушен предпринимателем, декларация представлена 22.09.2021, а доначисление налога признано судом неправомерным, пришел к выводу об отсутствии оснований для освобождения заявителя от налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ, признав решение от 11.05.2022 N 3640 в части штрафа в размере 1000 руб. законным и обоснованным.
Доводы кассационной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом апелляционной инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Иные доводы жалобы не влияют на оценку законности и обоснованности судебных актов, поэтому отклоняются арбитражным судом округа.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для безусловной отмены судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд:
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 13.06.2023 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2023 по делу № А4037855/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий судья А.А. Гречишкин
Судьи: О.В. Каменская
Ю.Л. Матюшенкова