НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Московского округа от 11.08.2022 № А41-77109/20

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва

12 августа 2022 года

                                  Дело № А41-77109/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 12 августа 2022 года.

Арбитражный суд Московского округа

в составе: председательствующего-судьи Дербенева А.А.

судей Гречишкина А.А., Каменской О.В.

при участии в заседании:

от заявителя – ООО «Синема Бар» - Шамин В.М., доверенность от 08.04.2021;

от ответчика – Межрайонная ИФНС России № 10 по Московской области – Ушатова Т.А., доверенность от 28.12.2021;  Козлова В.А., доверенность от  10.01.2022;

от УФНС России по Московской области – Ушатова Т.А., доверенность от 17.01.2022;

от ПФР – Порудчикова О.В., доверенность от 23.03.2020,

рассмотрев 11 августа 2022 года в судебном заседании кассационную жалобу ООО «Синема Бар»

на решение Арбитражного суда Московской области от 02 февраля 2022 года

на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 07 апреля 2022 года

по заявлению ООО «Синема Бар»

к ИФНС России по г.Павловскому Посаду Московской области

о признании недействительным решения

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Синема Бар» (далее по тексту также – ООО «Синема Бар», Общество, налогоплательщик, истец) предъявило заявление в арбитражный суд к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Павловскому Посаду Московской области (далее по тексту также – ИФНС России по г. Павловскому Посаду Московской области, Инспекция, налоговый орган, ответчик-1) (в настоящее время – Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы № 10 по Московской области (Межрайонная ИФНС России № 10 по Московской области)), Управлению Федеральной налоговой службы по Московской области (далее по тексту также – УФНС России по Московской области, Управление, ответчик-2), Федеральной налоговой службе (ФНС России) о признании незаконными сообщений инспекции от 18.05.2020, 25.06.2020, 29.06.2020, 01.07.2020 об отказе в предоставлении субсидий за май 2020 года и обязании инспекции предоставить обществу "Синема Бар" субсидию за май 2020 года из расчета штатных работников в количестве 8 человек, что составляет 97 040 рублей, о признании незаконными уведомления инспекции от 17.07.2020 и уведомления ФНС России 24.07.2020 о необходимости возврата неправомерно полученной субсидии за апрель 2020 года в части, составляющей размер субсидии на штатных работников в количестве 8 человек, что составляет 97 040 рублей, признании незаконным решения управления по жалобе общества "Синема Бар".

Решением Арбитражного суда Московской области от 18 февраля 2021 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 01 июня 2021 года, в удовлетворении заявления отказано полностью.

Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 08 октября 2021  решение Арбитражного суда Московской области от 18 февраля 2021 года и   постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 01 июня 2021 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.

Как указал суд кассационной инстанции, в силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту также - АПК РФ) для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 576 утверждены Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, которые устанавливают цели, порядок и условия предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным по состоянию на 1 марта 2020 года в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - реестр) в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации (пункт 1 указанных Правил; далее по тексту также – Правила № 576).

Таким образом, Правилами N 576 установлены цели, порядок и условия предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным по состоянию на 01.03.2020 в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 Правил N 576 субсидии предоставляются на основании реестра для перечисления субсидий, формируемого Федеральной налоговой службой по форме согласно приложению N 1, в пределах доведенных в установленном порядке до Федерального казначейства как получателя средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств на цели, указанные в пункте 1 Правил N 576.

Согласно положениям пункта 4 Правил N 576 размер субсидии определяется исходя из количества работников организации.

Согласно подпункту "е" пункта 3 Правил N 576, одним из условий для включения в реестр в целях предоставления субсидии является условие о количестве работников получателя субсидии, которое в месяце, за который выплачивается субсидия, должно составлять не менее 90 процентов количества работников в марте 2020 года или быть снижено не более чем на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020 года.

Абзацем пятым пункта 4 Правил N 576 установлено, что количество работников получателя субсидии определяется Федеральной налоговой службой на основании полученных от Пенсионного фонда Российской Федерации данных из отчетности по форме "Сведения о застрахованных лицах" (Форма СЗВ-М), утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п, представленной получателем субсидии в соответствии с порядком и сроками, которые установлены законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 2.2 и 4 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг) необходимые сведения по установленной форме.

Таким образом, в отчетность организации по форме СЗВ-М включаются как физические лица, с которыми заключен трудовой договор, так и физические лица, в соответствующем месяце выполнившие для организации работы (оказавшие услуги) в рамках договора гражданско-правового характера.

Работником в силу части 2 статьи 20 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту также - ТК РФ) является физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем; работодателем - физическое либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником.

Трудовые отношения, как следует из положений части 1 статьи 16 ТК РФ, возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого в соответствии с ТК РФ.

Положение подпункта "е" пункта 3 Правил N 576 направлено на сохранение занятости и оплаты труда работников, трудоустройство которых напрямую зависит от действий работодателя.

Регулирование трудовых отношений осуществляется на основании принципов, закрепленных в статье 2 ТК РФ, существенно отличается от регулирования гражданско-правовых отношений. Из Правил N 576 не следует, что целью предоставления субсидии является сохранение выплат физическим лицам по гражданско-правовым договорам даже в случае отсутствия у организации необходимости в работах и услугах в соответствующий период.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в решении от 24.02.2021 N АКПИ20-979, работодатель вправе предоставить налоговому органу дополнительные документы, подтверждающие соблюдение условий получения субсидии, в том числе условия подпункта "е" пункта 3 Правил N 576 о количестве работников.

Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции указал, что примененный судами при разрешении настоящего спора формальный подход не может быть признаны правильным исходя из целей и условий получения субсидий, предусмотренных Правилами N 576. Доводы Общества о том, что сокращение штата не производилось, трудовые отношения не прекращались, 6 человек были включены в отчетность за март 2020 года в связи с оказание услуг (выполнением работ) по гражданско-правовым договорам, имеют существенное значение, подлежали проверке и оценке судами при разрешении настоящего спора.

Указания суда кассационной инстанции на толкование норм права по данному вопросу соответствовали сложившейся единообразной судебно-арбитражной практике по делам с тождественными фактическими обстоятельствами (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 07.06.2021 по делу № А19-14839/2020, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11.06.2021 по делу № А03-8900/2020, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29.04.2021 по делу № А03-10549/2020, постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.07.2021 по делу № А56-70595/2020, постановление Арбитражного суда Московского округа от 17 ноября 2021 года по делу N А40-251601/2020).

По результатам нового рассмотрения дела решением Арбитражного суда Московской области от 02 февраля 2022 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 07 апреля 2022 года, в удовлетворении заявления отказано полностью.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, заявитель – ООО «Синема Бар» обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Московской области от 02 февраля 2022 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 07 апреля 2022 года отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Как указывает заявитель кассационной жалобы, выводы судов первой и апелляционной инстанций не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, а также сделаны при неправильном применении норм права. В частности, заявитель указывает, что судом первой инстанции необоснованно установлено, что 6 физических лиц получали в ООО «Синема Бар» заработную плату за выполнение трудовых обязанностей, а не вознаграждение за выполнение работ по гражданско-правовым договорам; ошибки, а также неточности, допущенные заявителем при заполнении формы Расчета по страховым взносам, не могут являться доказательством осуществления 6 лицами трудовой деятельности в рамках трудовых договоров; сама по себе фраза в платежных поручениях «перечисление заработной платы» не может служить доказательством, подтверждающим заключение в отношении 6 застрахованных лиц трудовых договоров.

В судебном заседании суда кассационной инстанции заявитель – ООО «Синема Бар» в лице своего представителя настаивал на удовлетворении кассационной жалобы по основаниям, в ней изложенным.

В судебном заседании суда кассационной инстанции ответчики – Межрайонная ИФНС России № 10 по Московской области и УФНС России по Московской области в лице своих представителей возражали относительно удовлетворения кассационной жалобы, полагая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, а Государственное учреждение – Пенсионный фонд Российской Федерации (далее по тексту также – ПФР), привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в лице своего представителя высказало мнение об обоснованности кассационной жалобы.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, и, проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых решении и постановлении, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, не находит оснований для отмены или изменения судебных актов судов первой и апелляционной инстанций ввиду следующего.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции,в издании "Собрание законодательства Российской Федерации", 04.05.2020 опубликовано Постановление Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" (ст. 2895 N 18, далее - постановление от 02.04.2020 N 576).

Общество "Синема Бар" 02.05.2020, 22.06.2020, 29.06.2020, 30.06.2020 по телекоммуникационным каналам связи направило в инспекцию заявления о предоставлении субсидий за апрель и май 2020 года, общество "Синема Бар" 02.06.2020 получило субсидию по реестру от 01.06.2020 N 170 в размере 169 820 рублей, платежное поручение от 02.06.2020 N 2453375.

В дальнейшем 17.07.2020 и 24.07.2020 общество "Синема Бар" получило уведомления инспекции и ФНС России соответственно о необходимости возврата полученной за апрель 2020 года субсидии, предусмотренной Постановлением от 02.04.2020 N 576, в размере 169 820 рублей.

В связи с несоблюдением налогоплательщиком условий подпункта "е" пункта 3 Правил, инспекцией сформированы сообщения об отказе в предоставлении субсидий: - от 18.05.2020 за май 2020 года по заявлению от 02.05.2020 N 1; - от 25.06.2020 за май 2020 года по заявлению от 22.06.2020 N 1; - от 29.06.2020 за май 2020 года по заявлению от 29.06.2020 N 2; - от 01.07.2020 за май 2020 года по заявлению от 30.06.2020 N 3.

Заявитель обратился в порядке, установленном статьей 139.1 Налогового кодекса Российской Федерации, в УФНС России по Московской области с апелляционной жалобой.

Решением УФНС России по Московской области от 28.08.2020 N 07-12/060668@ апелляционная жалоба общества "Синема Бар" оставлена без удовлетворения.

Письмом ФНС России от 20.10.2020 N БС-4-11/14193 обществу "Синема Бар" даны разъяснения положений законодательство Российской Федерации.

Полагая, что отказ в праве на получение субсидии не соответствует положениям законодательства, регулирующим спорные правоотношения, нарушает права и законные интересы заявителя, общество "Синема Бар" обратилось в суд с настоящими требованиями.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, исходил из следующего.

При новом рассмотрении в материалы дела обществом "Синема Бар" в подтверждение довода о том, что заявителем не производилось сокращение штата работников, представлены формы СЗВ-М за период декабрь 2019 года - май 2020 года (том дела III, листы тома 20-31), форма СЗВ-СТАЖ за период 2020 год (том дела III, листы тома 78-81), справки о доходах и суммах налога физического лица за 2020 год (форма 2-НДФЛ) (том дела III, листы тома 32-72), расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ) (том дела III, листы тома 73-77), реестр справок по форме 2-НДФЛ (том дела III, листы тома 82, 83), расчет по страховым взносам за 2020 год (том дела III, листы тома 84-109), платежные поручения об уплате НДФЛ за январь, февраль 2020 года (том дела III, листы тома 110, 111).

Инспекцией при новом рассмотрении в дело в подтверждение довода о том, что обществом "Синема Бар" не соблюдены условия для предоставления субсидии, а именно, произведено сокращение штата работников, представлены расчет по страховым взносам общества "Синема Бар" за I квартал 2020 года (том дела III, листы тома 116-150), расчет по страховым взносам общества "Синема Бар" за 9 месяцев 2020 года (том дела IV, листы тома 1-25), справки о доходах и суммах налога физического лица за 2020, 2019 годы (том дела IV, листы тома 26-34), выписки по банковскому счету (том дела IV, листы тома 35, 36), расчет по страховым взносам за 2020 год (том дела IV, листы тома 49-89), расчет по страховым взносам за 9 месяцев 2020 года (том дела IV, листы тома 90-129), расчет по страховым взносам за 3 месяца 2019 года (том дела IV, листы тома 130-167), расчет по страховым взносам за 6 месяцев 2019 года (том дела V, листы тома 1-34), расчет по страховым взносам за 9 месяцев 2019 года (том дела V, листы тома 35-70), расчет по страховым взносам за 2019 год (том дела V, листы тома 71-108), сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (том дела V, листы тома 109-113), сведения о трудовой деятельности зарегистрированного лица (том дела V, листы тома 114-119).

Как установлено судом первой инстанции, 02.05.2020, 22.06.2020, 29.06.2020, 30.06.2020 по телекоммуникационным каналам связи общество направило в инспекцию заявления о предоставлении субсидий за апрель и май 2020 года в соответствии с постановлением от 24.04.2020 N 576.

Инспекцией 18.05.2020, 25.06.2020, 29.06.2020, 01.07.2020 сообщено об отказе обществу в предоставлении субсидии в связи с тем, что количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет менее 90% от количества работников заявителя в марте 2020 года.

Согласно полученным инспекцией от ПФР данным из отчетности по форме СЗВ-М, количество работников общества "Синема Бар" в марте 2020 года составляло 14 человек, в апреле 2020 года - 8 человек, в мае 2020 года - 8 человек.

Общество "Синема Бар" указывает, что для поддержания необходимого уровня сервиса на период пиковой нагрузки с 01.01.2020 по 31.03.2020 заключило 6 договоров подряда, срок действия которых истек 31.03.2020, с исполнителями подписаны акты выполненных работ и произведен расчет, соответственно в формы СЗВ-М за апрель и май 2020 года сведения включены только по штатным работникам в количестве 8 человек, искажения данных отчетности индивидуального (персонифицированного) учета обществом "Синема Бар" не допущено.

Заявитель полагает, что количественная разница застрахованных лиц по форме СЗВ-М за март в количестве 14 человек и за апрель и май в количестве 8 человек не является следствием сокращения работников либо искажения данных отчетности индивидуального (персонифицированного) учета, представленных в ПФР, следовательно, не нарушает условие выдачи субсидии, установленное в подпункте "е" пункта 3 Правил предоставления субсидии, а именно, количество штатных работников получателя субсидии, общества "Синема Бар", не снижалось и составляет 8 работников в марте, апреле и мае 2020 года.

Также заявитель указывает, что полученная за апрель 2020 года субсидия в размере 169 820 руб., в полном объеме направлена на заработную плату штатным работникам.

Из представленных сторонами в материалы дела документов следует, что обществом "Синема Бар" заключены следующие договоры подряда:

- от 31.12.2019 N 2 с Булатовой Дарьей Сергеевной (ИНН 503513325500, далее - Булатова Д.С.), срок действия договора с 01.01.2020 по 31.03.2020;

- от 25.02.2020 по 31.03.2020 N 7 с Егорочкиной Анастасией Андреевной (ИНН 772919235510, далее - Егорочкина А.А.), срок действия договора с 26.02.2020 по 31.03.2020;

- от 31.12.2019 N 4 с Ионовой Валентиной Петровной (ИНН 503501660046, далее - Ионова В.П.), срок действия договора с 01.01.2020 по 31.03.2020;

- от 31.12.2019 N 3 с Орловой Верой Вячеславовной (ИНН 503501865935, далее - Орлова В.В.), срок действия договора с 01.01.2020 по 31.03.2020;

- от 31.12.2019 N 6 с Павловым Василием Николаевичем (ИНН 503507515415, далее - Павлов В.Н., Назаров В.Н.), срок действия договор с 01.01.2020 по 31.03.2020;

- от 31.12.2019 N 5 с Саиян Натаэллой Армаисовной (ИНН 611404711445, далее - Саиян Н.А.), срок действия договора с 01.01.2020 по 31.03.2020, по перечисленным договорам подписаны акты выполненных работ (том дела I, листы тома 111-122).

Из объяснений заявителя и доказательств, представленных в дело, следует, что по исполнителям срочных гражданско-правовых договоров, в форме 2-НДФЛ за 2020 год использован код вида дохода налогоплательщика "2010", обозначающий получение выплат по договорам гражданско-правового характера", в форме СЗВ-СТАЖ по указанным лицам в разделе дополнительные сведения заявителем отражено, что доход ими получен по договору, что, по мнению общества "Синема Бар", является достаточным для признания факта соблюдения им требований о сохранении численности работников, установленных подпунктом "е" пункта 3 Правил предоставления субсидий.

Однако, суд первой инстанции отклонил такое утверждение заявителя как необоснованное в силу следующего.

Так, из представленного в материалы дела расчета по страховым взносам за первый квартал 2020 года (том дела III, листы тома 116-150) следует, что в разделе 3 расчета "Персонифицированные сведения о застрахованных лицах" по всем застрахованным лицам при заполнении строк 2.1 "Сведения о сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физического лица" по всем застрахованным лицам, в том числе по Булатовой Д.С, Егорочкиной А.А., Ионовой В.П., Орловой В.В. Павлову В.Н., Саиян Н.А., в графе "База для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в пределах предельной величины/в том числе по гражданско-правовым договорам/Сумма исчисленных страховых взносов с базы исчисления страховых взносов, не превышающих предельную величину" (220/230/240) заполнена строка 220, строка 230, которая в расчете должна содержать информацию о выплатах застрахованным лицам по гражданско-правовым договорам, в отношении Булатовой Д.С, Егорочкиной А.А., Ионовой В.П., Орловой В.В. Павлову В.Н., Саиян Н.А., страхователем, обществом "Синема Бар" не заполнена.

Указанный расчет за первый квартал 2020 года представлен обществом "Синема Бар" в налоговый орган 14.05.2020, и на момент судебного разбирательства по настоящему делу изменений в расчет в части заполнения строки 230 в порядке статьи 81 Кодекса страхователем не осуществлено.

Аналогичным образом обществом "Синема Бар" не заполнен показатель строки 230, которая в расчете должна содержать информацию о выплатах застрахованным лицам по гражданско-правовым договорам, в расчете по страховым взносам за 9 месяцев 2020 года, подан в инспекцию 28.01.2021 (том дела IV, листы тома 1-25), расчете по страховым взносам за 2020 год, подан в инспекцию 01.02.2021 (том дела IV, листы тома 49-89), в расчете по страховым взносам за 9 месяцев 2020 года, подан в инспекцию 28.05.2021 (том дела IV, листы тома 90-129), в расчете по страховым взносам за 3 месяца 2019 года, подан в инспекцию 26.04.2019 (том дела IV, листы тома 130-167), в расчете по страховым взносам за 6 месяцев 2019 года, подан в инспекцию, подан в инспекцию 25.07.2019 (том дела V, листы тома 1-34), в расчете по страховым взносам за 9 месяцев 2019 года, подан в инспекцию 30.10.2019 (том дела V, листы тома 35-70), в расчете по страховым взносам за 2019 год, подан в инспекцию 30.01.2020 (том дела V, листы тома 71-108). На момент судебного разбирательства по настоящему делу изменений в указанные расчеты в части заполнения строки 230 в порядке статьи 81 Кодекса страхователем не осуществлено.

Кроме того, из расчетов по страховым взносам за 2019 год усматривается, что Булатова Д.С., Ионова В.П., Назаров В.Н. (Павлов В.Н.), Орлова В.В., Саиян Н.А. работали в обществе "Синема Бар" по трудовым договорам. Данный факт получения физическими лицами дохода в виде вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей от общества "Синема Бар" также подтверждается справками о доходах и суммах налога физического лица за 2019 год в отношении Булатовой Д.С., Ионовой В.П., Павлова В.Н., Саиян Н.А. (том дела IV, листы тома 27, 31, 29, 34), в которых код вида дохода налогоплательщика указан обществом "Синема Бар" "2000", что соответствует виду дохода - вознаграждение, получаемое налогоплательщиком за выполнение трудовых или иных обязанностей.

При заполнении формы 2-НДФЛ налоговыми агентами, которым является общество "Синема Бар", используются коды видов доходов налогоплательщика (пункт 1.14 раздела I Порядка заполнения справки по форме 2-НДФЛ, утвержденного приказом ФНС России от 02.10.2018 N ММВ-7-11/566@)).

Согласно кодам видов доходов (приложение N 1 к приказу ФНС России от 10.09.2015 N ММВ-7-11/387@)) вознаграждение, получаемое налогоплательщиком за выполнение трудовых или иных обязанностей, отражается в форме 2-НДФЛ по коду 2000, выплаты по договорам гражданско-правового характера (за исключением авторских вознаграждений) - по коду 2010.

В справках по форме 2-НДФЛ, представленных обществом "Синема Бар" в налоговый орган за 2019 год, в отношении Булатовой Д.С., Ионовой В.П., Павлова В.Н., Саиян Н.А., в разделе "Доходы, облагаемые по ставке "13%" в поле "Код дохода" обществом "Синема Бар" указано "2000".

В справках по форме 2-НДФЛ за 2020 год в отношении Булатовой Д.С., Егорочкиной А.А., Ионовой В.П., Орловой В.В., Павлова В.Н., Саиян Н.А. (том дела III, листы тома 34, 35, 40-43, 46-49, 54, 55) обществом "Синема Бар" указан код "2010", при этом в справке по форме 2-НДФЛ за 2020 год, представленной в отношении Павлова В.Н., доход за март 2020 года отражен обществом "Синема Бар" по коду 2000.

Таким образом, содержание справок по форме 2-НДФЛ за 2019, 2020 годы в отношении Булатовой Д.С., Егорочкиной А.А., Ионовой В.П., Орловой В.В., Павлова В.Н., Саиян Н.А., а также данных расчета по страховым взносам за период 2019, 2020 год в отношении Булатовой Д.С., Егорочкиной А.А., Ионовой В.П., Орловой В.В., Павлова В.Н., Саиян Н.А. опровергает утверждение общества "Синема Бар" о том, что указанные лица получали доход от заявителя по спорным договорам подряда срочного характера только в период с 01.01.2020 по 31.03.2020, но не по трудовым договорам.

Суд первой инстанции также указал, что в материалы дела дополнительно могли быть представлены доказательства прекращения обществом "Синема Бар" в 2019 году трудовых договоров с Булатовой Д.С., Ионовой В.П., Назаровым В.Н. (Павловым В.Н.), Орловой В.В., Саиян Н.А. в порядке, установленном трудовым законодательством (статьи 71, 75, 78, 79, 80, 81 Трудового кодекса Российской Федерации), к которым относятся приказы работодателя о прекращении трудового договора по соглашению сторон, либо по истечению срока договора, о прекращении трудового договора по иным основаниям, однако, таких доказательств в материалы дела обществом "Синема Бар" не представлено.

Так же на необоснованность утверждения общества "Синема Бар" о том, что Булатова Д.С., Ионова В.П., Егорочкина А.А., Орлова В.В., Павлов В.Н. (Назаров В.Н.), Саиян Н.А. получали доход за выполнение обязательств по гражданско-правовому договору, указывает содержание банковской выписки (том дела IV, листы тома 35, 36), а именно, Булатовой Д.С., Ионовой В.П., Егорочкиной А.А., Орловой В.В., Павлову В.Н. (Назарову В.Н.), Саиян Н.А. в спорный период обществом "Синема Бар" перечислялась зарплата, а не вознаграждение за оказание услуг по гражданско-правовому договору, что следует из назначения платежей, отраженных в выписке.

Кроме того, объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций и индивидуальных предпринимателей (работодателей) признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, производимые, в частности, в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг (подпункт 1 пункта 1 статьи 420 Кодекса).

Лица, работающие по гражданско-правовым договорам, являются застрахованными в системах обязательного медицинского и обязательного пенсионного страхования (за некоторыми исключениями) (пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", пункт 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").

На лиц, получающих вознаграждения в рамках заключенных гражданско-правовых договоров, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не распространяется, и данные лица по указанному виду страхования застрахованными не являются (подпункт 2 пункта 3 статьи 422 Кодекса, часть 1 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством").

Выплаты по гражданско-правовым договорам отражаются в подразделах 1.1 "Расчет сумм взносов на обязательное пенсионное страхование" и 1.2 "Расчет сумм страховых взносов на обязательное медицинское страхование" приложения 1 к разделу 1 расчета по страховым взносам, где по строке 030 отражается сумма выплат в пользу физических лиц, а по строке 050 - база для исчисления страховых взносов на ОПС и ОМС соответственно (пункты 7.5, 7.7, 8.4, 8.6 Порядка заполнения расчета по страховым взносам, утвержденного приказом ФНС России от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@ (далее - Порядок)).

Раздел 3 "Персонифицированные сведения о застрахованных лицах" расчета по страховым взносам заполняется плательщиками на всех застрахованных лиц за последние три месяца расчетного (отчетного) периода, в том числе в пользу которых в отчетном периоде начислены выплаты и иные вознаграждения в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг (пункт 22.1 Порядка).

Таким образом, раздел 3 заполняется, в том числе, в отношении лиц, в пользу которых начисляются выплаты по договорам гражданско-правового характера.

В подразделе 3.2 указываются сведения о суммах выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками страховых взносов в пользу физического лица, а также сведения о начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование (пункт 22.20 Порядка).

В графах 230 указываются суммы выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физического лица по договорам гражданско-правового характера за первый, второй и третий месяц из последних трех месяцев расчетного (отчетного) периода соответственно отдельно по каждому месяцу и коду категории застрахованного лица (пункт 22.28 Порядка).

Таким образом, выплаты по гражданско-правовым договорам отражаются в подразделах 1.1, 1.2 Приложения 1 к разделу 1, а также в подразделе 3.2 раздела 3 расчета по страховым взносам.

В графах 230 указываются суммы выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физического лица по договорам гражданско-правового характера за первый, второй и третий месяц из последних трех месяцев расчетного (отчетного) периода соответственно отдельно по каждому месяцу и коду категории застрахованного лица.

Как установлено судом первой инстанции, из представленных в материалы дела расчетов по страховым взносам как за период 2019 год, так и за спорный период - первый квартал 2020 года, обществом "Синема Бар" в персонифицированных сведениях о застрахованных лицах, Булатовой Д.С., Егорочкиной А.А., Ионовой В.П., Орловой В.В., Павлова В.Н., Саиян Н.А., строка 230 расчета не заполнена, напротив, заполнена строка 220, отражающая суммы выплат, полученных застрахованными лицами за выполнение трудовых обязанностей.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обществом "Синема Бар" не представлено достаточных доказательств, однозначным образом свидетельствующих о соблюдении заявителем при обращении за получением субсидий положений подпункта "е" пункта 3 Порядка получения субсидий о сохранении рабочих мест, напротив, из представленных в материалы дела доказательств следует однозначный вывод о том, что Булатова Д.С., Ионова В.П., Егорочкина А.А., Орлова В.В., Павлов В.Н. (Назаров В.Н.), Саиян Н.А. получали в спорный период в обществе "Синема Бар" вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей, а не вознаграждение за оказание услуг по спорным срочным гражданско-правовым договорам. Таким образом, налоговым органом правильно установлено наличие оснований для отказа в удовлетворении заявлений общества "Синема Бар" о получении субсидии и освобождения от исполнения обязанности по уплате налогов (сборов), ввиду несоответствия условиям, определенным актом уполномоченного органа, для получения субсидии. С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что правовых оснований для удовлетворения заявленных обществом "Синема Бар" требований не имеется, инспекцией правомерно отказано заявителю в предоставлении субсидии за май 2020 года, а также правомерно направлены уведомления о необходимости возврата ошибочно полученной субсидии за апрель 2020 года.

Суд апелляционной инстанции оставил решение суда первой инстанции без изменения.

Кассационная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции о применении норм права соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, оценка которым судом дана в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; суд первой инстанции правильно применил нормы права; кассационная жалоба удовлетворению не подлежит ввиду следующего.

Все доводы заявителя кассационной жалобы ранее заявлялись им в судебном разбирательстве и рассматривались судом первой инстанции, им дана надлежащая оценка и они правомерно судом первой инстанции отклонены. По сути указанные доводы ответчика свидетельствуют о его несогласии с оценкой судом первой инстанции доказательств.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, если иное не предусмотрено названным Кодексом.

Согласно части 2 статьи 286 АПК РФ независимо от доводов, содержащихся в кассационной жалобе, арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, не нарушены ли арбитражным судом первой и апелляционной инстанций нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Частью 3 статьи 286 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дела арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Статьей 287 АПК РФ определены полномочия суда кассационной инстанции.

Оценив представленные в материалы дела доказательства применительно к фактическим обстоятельствам, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о несоблюдении заявителем условий для получения субсидии. 

Ссылаясь на те же доказательства, что и суд первой инстанции, заявитель кассационной жалобы по сути предлагает суду кассационной инстанции дать этим доказательствам иную оценку.

Переоценка судом кассационной инстанции представленных в материалы дела доказательств недопустима, поскольку означает превышение судом своих полномочий, установленных АПК РФ.

При рассмотрении дела арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (часть 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Исходя из данных норм следует, что суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов и не вправе переоценивать установленные судами фактические обстоятельства дела и имеющиеся в деле доказательства, т.е. давать им иную оценку исходя из критерия достоверности.

При таких обстоятельствах кассационная коллегия отклоняет доводы заявителя кассационной жалобы о несогласии с оценкой судом первой инстанции  имеющихся в деле доказательств, поскольку оценка доказательств как достоверных или недостоверных с учетом установленных судами фактических обстоятельств дела относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций. Переоценка выводов судов первой и апелляционной инстанций о достоверности либо недостоверности доказательств выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции, поскольку не связана с применением норм права.

На основании изложенного, кассационная коллегия отклоняет доводы заявителя кассационной жалобы как направленные на переоценку установленных судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражными судами первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов, не допущено.

Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Московской области от 02 февраля 2022 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 07 апреля 2022 года по делу № А41-77109/2020,- оставить без изменения, а кассационную жалобу ООО «Синема Бар»- без удовлетворения.

Председательствующий-судья                                                        А.А. Дербенев

Судьи                                                                                                 А.А. Гречишкин

О.В. Каменская