НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Московского округа от 11.03.2020 № А40-160081/19

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Москва                                                                        

18 марта 2020 года                                                                            Дело № А40-160081/19

Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2020 года.

Полный текст постановления изготовлен 18 марта 2020 года.

Арбитражный суд Московского округа в составе:

председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,     

судей: Ананьиной Е.А., Шевченко Е.Е.,

при участии в заседании:

от истца: ФИО1, доверенность от 09.01.2020;

от ответчика: ФИО2, доверенность от 18.11.2019;

рассмотрев 11 марта 2020 года в судебном заседании кассационную жалобу

истца - Департамента лесного хозяйства Томской области

на решение от 16 августа 2019 года

Арбитражного суда города Москвы,

на постановление от 26 ноября 2019 года

Девятого арбитражного апелляционного суда

по делу № А40-160081/19

по иску Департамента лесного хозяйства Томской области

о взыскании убытков

к Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства,

УСТАНОВИЛ:

Департамент лесного хозяйства Томской области (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд города Москвы с иском к Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства о взыскании убытков в сумме 6.489.626 руб.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 16 августа 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 ноября 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Департамент лесного хозяйства Томской области обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.

В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель истца поддержал доводы кассационной жалобы.

Представитель ответчика возражал против удовлетворения кассационной жалобы.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Томской области от 30.07.2018 по делу № А67-493/18 с Томской области в лице Департамента лесного хозяйства Томской области за счет казны Томской области в пользу ООО «Томский дом» взысканы убытки в сумме 2.299.971,46 руб., расходы по оплате государственной пошлины по иску в сумме 34.500 руб., с Томской области в лице Департамента лесного хозяйства Томской области за счет казны Томской области в пользу ОАО «Верхнекетский лесопромышленный комбинат» взысканы убытки в сумме 4.111.596,54 руб., расходы по оплате государственной пошлины по иску в сумме 43.558 руб., ООО «Томский дом» из федерального бюджета возвращена государственная пошлина по иску в сумме 21.493,68 руб.

Департамент лесного хозяйства Томской области со своего счета, открытого в финансовом органе Томской области - Департаменте финансов Томской области перечислил: ООО «Томский дом» денежные средства в сумме 2.334.471,46 руб., что подтверждается платежным поручением от 24.04.2019 № 180406, ОАО «Верхнекетский лесопромышленный комбинат» денежные средства в сумме 4.155.154,54 руб., что подтверждается платежным поручением от 29.04.2019 № 186277.

Судами установлено, что Департамент не исполнил свои полномочия, установленные пунктом 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации по проведению на землях лесного фонда лесоустройства в установленный лесоустроительной инструкцией срок, вследствие чего арендаторы лесных участков были лишены возможности использовать актуальные сведения лесоустройства (таксации лесов) для разработки проекта освоения лесов и были вынуждены провести лесоустройство самостоятельно за свой счет, понеся убытки.

В соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, полномочие по проведению на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации передано субъектам Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, средства на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

В силу пункта 1 статьи 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации, под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке. Совокупность субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета образует Федеральный фонд компенсаций.

Абзацем 2 пункта 7 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) предусмотрено, что финансовое обеспечение осуществления отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета. Указанные средства федерального бюджета носят целевой характер и не могут быть использованы субъектом на другие цели.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 № 837 утверждены Правила расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений (далее - Правила № 837).

Пунктом 2 Правил № 837 предусмотрено финансирование за счет субвенций из федерального бюджета расходов субъектов Российской Федерации для проведения на землях лесного фонда лесоустройства.

По утверждению истца, со ссылкой на часть 1 статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации, средства для проведения лесоустроительных работ являются расходным обязательством Российской Федерации, возникшим в результате принятия федерального закона и нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, предусматривающих предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов в форме субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации средства для проведения лесоустроительных работ после их получения в виде субвенции становятся расходным обязательством Томской области, возникшим при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, то есть Департаменту лесного хозяйства Томской области.

Федеральное агентство лесного хозяйства в соответствии с пунктом 5.17 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 736 «О Федеральном агентстве лесного хозяйства» (далее - Положение № 736), в редакции от 14.12.2018, осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Агентства и реализацию возложенных на него функций, в соответствии с подпунктом 12.1 пункта 1, пунктом 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, отвечает от имени Российской Федерации, по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств, выступает в суде от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, по которым в соответствии с федеральным законом интересы Российской Федерации представляет орган, осуществляющий в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета.

Федеральное агентство лесного хозяйства издало приказ от 12.12.2011 № 516 «Об утверждении Лесоустроительной инструкции», которым утвердило Лесоустроительную инструкцию, действовавшую в период спорных отношений, согласно пункту 3 которой, лесоустройство включает в себя, в том числе, таксацию лесов и проектирование мероприятий, по охране, защите и воспроизводству лесов.

По утверждению истца, устанавливая своими нормативными правовыми актами обязательные для исполнения субъектами Российской Федерации правила о периодичности или повторяемости проведения лесоустройства и не обеспечивая необходимое для этого финансирование, Федеральное агентство лесного хозяйства злоупотребило своим правом, что привело к возникновению убытков у субъекта Российской Федерации - Томской области в лице Департамента, который вынужден оплатить убытки лицам, которые, как установили суды, вынужденно за свой счет провели лесоустроительные мероприятия на арендованном лесном участке.

Между тем доводы истца необоснованные и правомерно отклонены судами.

В соответствии постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 № 838 определена Методика распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, согласно которой Федеральное агентство лесного хозяйства как главный распорядитель средств федерального бюджета лишь доводит до органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений субвенции из федерального бюджета на осуществление отдельных переданных полномочий в области лесных отношений в рамках выделенного объема финансирования.

Субъект Российской Федерации в рамках федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период самостоятельно определяет и согласовывает с Рослесхозом направления использования средств субвенций.

Следовательно, расчет субвенций по каждому субъекту не предполагает определение конкретных мероприятий, а определяет объем финансирования в целом по субъекту Российской Федерации, поскольку средства субвенций из федерального бюджета на исполнение переданных полномочий в области лесных отношений предоставляются субъекту Российской Федерации в области лесных отношений на весь комплекс переданных полномочий, включая мероприятия по проведению лесоустройства.

Источниками финансирования выполнения работ и оказания услуг по лесоустройству в зависимости от их вида могут быть соответственно федеральный бюджет в виде субвенций, бюджеты субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, внебюджетные источники финансирования, а также отдельные лесопользователи на лесных участках, переданных им в аренду или постоянное (бессрочное) пользование.

Судебная коллегия суда кассационной инстанции считает, что при таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.

Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.

Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.

Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.

Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.

Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.

Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Москвы от 16 августа 2019 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 ноября 2019 года по делу № А40-160081/19 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента лесного хозяйства Томской области - без удовлетворения.

Председательствующий-судья                                                          В.В. Кузнецов

Судьи                                                                                            Е.А. Ананьина

Е.Е. Шевченко